Top.Mail.Ru
Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси

Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси

фото: автора / 24.01.2020
Перейдя из статуса самостоятельного завода под крыло МЗКТ, белорусское автосборочное производство «Неман» проделало значительную работу по совершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности. Знакомимся с не очень известным в России автобусом, построенным на удлинённом шасси Iveco Daily.

Михаил Ожерельев

Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси

Неман-420224-511-01 Габаритная длина: 8,78 м Начало продаж: 2019 г. Цена: 4,5 млн руб.

Этот автобус длиной чуть меньше девяти метров в шутку называют «ракетным». А всё потому, что предприятие «Лидские автобусы «Неман» с 2014 года является филиалом Минского завода колёсных тягачей (Volat), который находится в ведении государственного военно-промышленного комитета Белоруссии. Между прочим, автобусы «Неман» сейчас самое массовое (по количеству изготавливаемых экземпляров) изделие МЗКТ.

Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси
На рабочем месте водителя, по сегодняшним меркам, всё стандартно.
Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси
Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси
Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси

Российская премьера нового, третьего по счёту поколения «Неман-4202» состоялась на выставке Busworld Russia 2018. Продажи начались в 2019 году. Сейчас в линейке представлено пять модификаций «Неман-4202»: городская, пригородная, междугородная, туристическая и школьная. Все они относятся к среднему классу и строятся на удлинённом шасси Iveco Daily 70C17 (колёсная база — 4350 мм), оснащённом 170‑сильным двигателем Iveco F1C класса Евро-5, который работает в паре с 6‑ступенчатой механической КП ZF 6S 400. Задняя подвеска — пневматическая.

Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси
Уровень пола на задней площадке можно отрегулировать вручную — есть специальные клавиши.

«Iveco-Неман» 2018 модельного года отличается оригинальным дизайном. В нём явно прослеживаются итальянские мотивы. И дело не только в импортном шасси: ранее автобусостроители из Лиды тесно сотрудничали с кузовным ателье Cacciamali Spa. Впрочем, сегодня мы имеем дело с иным продуктом, к которому приложили руку белорусские дизайнеры. Кроме ставшего ещё длиннее (в сравнении с прежней версией) капота с крыльями доработке подверглись и другие элементы передней части — ветровое стекло уменьшилось в высоту, а пластиковая крыша, наоборот, немного увеличилась. Остекление, как и прежде, панорамное, причём боковые стёкла в зоне водителя — с подогревом. Для лучшей ремонтопригодности задняя маска теперь получила отдельные блоки фонарей, расположенные в самых удароопасных местах — раньше они выполнялись единым элементом, и менять их в случае ДТП было накладно. К слову, прежде ряд кузовных элементов предприятие заказывало у сторонних поставщиков, теперь все стеклопластиковые детали изготавливают сами. Что же касается каркаса — он сварен из стальных труб прямоугольного сечения. Облицовка бортов и сервисных люков — из алюминия. Двери автобуса — тоже из «крылатого металла».

Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси
Шаг расстановки пассажирских сидений неодинаков.
Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси
Ручки на спинках играют роль поручней, они позволяют перевозить стоящих пассажиров.

Мы имеем дело с пригородной версией автобуса. Его индекс — 420224‑511‑01. Данная комплектация рассчитана на перевозку 31 пассажира, мест для сидения — 29. Мягкие кресла производства польской компании Intap оборудованы трёхточечными ремнями безопасности, складывающимся подлокотником и ручками на спинках (играющие роль поручней, они позволяют перевозить стоящих пассажиров, что дополнительно увеличит рентабельность при городских перевозках). Спинки имеют регулировку по наклону. Что интересно, шаг кресел неодинаков — по нашим замерам, длина междурядного пространства варьировалась от 69 до 90 см, при этом чёткой закономерности в размещении узких и широких мест не прослеживается, будто кресла расставлялись не по чертежам, а по месту. Серьёзно это или мелочь, пусть решают сами перевозчики, наше дело констатировать…

Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси

Над головами пассажиров расположены вместительные полки для ручной клади. Суммарный объём багажных отделений справа, слева и сзади — скромные 2 кубометра. Для работы на междугородных маршрутах этого, конечно, маловато, а для линии город-пригород — вполне.

Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси

Отопление пассажирской зоны комбинированное — конвекторы расположены вдоль бортов, а два калорифера — в зоне накопительных площадок. В контур системы охлаждения двигателя включен автономный подогреватель Eberspaecher. Вентиляция естественная, приточно-вытяжная, через люк в крыше.

Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси
Над головами пассажиров расположены вместительные полки для ручной клади.

Интерьер рабочего места водителя, перекочевавший с Iveco Dail новейшего поколения, в особых комментариях не нуждается. На капитанском мостике — почти как в легковом авто. Разве что размещение обязательной для автобусов «тревожной кнопки» ЭРА-ГЛОНАСС реализовано неаккуратно. Всё, что касается кузовных систем — освещения, отопления, управления дверями, — расположено слева от водителя. Дотянуться до клавиш можно не отрывая спины от спинки кресла. Водительское кресло Isri оснащено подлокотником и надувной поясничной поддержкой. А вот травмобезопасная рулевая колонка имеет всего одну регулировку — по наклону.

Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси
Для хранения путевых документов предусмотрен запираемый ящик.

Список опций обширен. Автобусы можно дооснастить парктрониками, камерой заднего вида, USB-коннекторами для зарядки мобильных телефонов, а также точкой доступа в интернет по Wi-Fi. По желанию клиента предусмотрена установка DVD-системы с двумя потолочными мониторами, микрофоном и дополнительного места для гида.

Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси
С относительно недавних пор автобусы комплектуют ЗИПом, упакованным в деревянный ящик.

Есть ещё один интересный момент, связанный с тем, что к «Неманам» приложил руку МЗКТ. С относительно недавних пор автобусы комплектуют ЗИПом, упакованным в деревянный ящик, такой же, как у многоосных шасси. Эдакий привет покупателям автобусов от производителя ракетовозов. Ящичек, безусловно, в хозяйстве пригодится.

Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси
Все точки заправки технологических жидкостей и ежедневного контроля максимально доступны.

Передняя подвеска независимая торсионная, со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя — зависимая пневматическая. Такое удачное относительно плавности хода сочетание является редкостью для автобусов среднего класса. Кстати, воздух в подвеску подкачивается компактным электрическим компрессором, смонтированным в герметичном контейнере на балке заднего моста.

Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси
Задняя подвеска на пневмо-баллонах.

Динамика разгона тестируемого автобуса показалась мне не просто отличной, а даже чересчур резвой. Если сюда добавить манёвренность, отточенные реакции на поворот руля, прекрасные тормоза (дисковые механизмы на всех колёсах) и мягкий ход — получается мечта водителя маршрутного такси. А наличие в трансмиссии шестой передачи оценят те, кто работает на пригородных маршрутах. Средний расход топлива при движении по трассе, согласно данным бортового компьютера, составляет 13,5 л/100 км. Межсервисный интервал — 20 000 км, этим параметром автобус не отличается от фургона Iveco Daily.

Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси
Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси

Пока автобусы «Iveco-Неман» остаются экзотикой на наших дорогах: в месяц по всей России продаётся по десятку машин. Однако в планах руководства подъём продаж. Но конкуренты тоже сильны. Главный, конечно, VSN-700, который делает компания «СТ-Нижегородец» (см. Автопарк № 7/2016). Таких автобусов в одной только Москве — сотни. Стали они появляться и в других регионах РФ. Другой, не менее серьёзный соперник также родом из Нижегородской области, хотя и именуется на импортный лад — Foxbus 22501 от фирмы «Инновационные технологии» из города Ворсмы (подробнее об этом — см. «Автопарк» № 4/2015). Тираж «Фоксбусов» меньше, но счёт идёт как минимум на десятки построенных экземпляров.

Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси

По дизайну — все красавцы. Значит, надо будет блистать ещё и качеством изготовления, а с этим на МЗКТ как раз чрезвычайно строго. Конечно, не только качеством, но и ценой надо будет «играть», а это белорусы тоже делать умеют.

Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси
...

  • Уютный салон с удобными креслами, неплохо организованное рабочее место водителя.
...

  • Малый объём багажного отсека.

Технические характеристики Неман-420224-511-01

Пассажировместимость 31 чел.
Количество мест для сидения 29
Снаряжённая масса 4650 кг
Полная масса 7000 кг
Габариты (длина/ширина/высота) 8780/2550/3840 мм
Колёсная база 4350 мм
Объём багажного отсека 2 м3
Двигатель Iveco F1C, дизель, рядный, 4 цилиндра, 3 л, 170 л. с. при 1900 мин-1, 350 Нм при 2100 мин-1
Коробка передач 6МКП
Подвеска (передняя/задняя) независимая торсионная/зависимая, пневматическая
Тормоза дисковые
Размерность шин 225/75R16
Заводская гарантия 2 года без ограничения пробега
Межсервисный пробег 20 000 км
Конкуренты «Нижегородец» VSN-700, Foxbus 22501
Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(9 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное