Неман-4202: «ракетный» автобус из Беларуси

текст: Михаил Ожерельев / фото: автора / 24.01.2020
Перейдя из статуса самостоятельного завода под крыло МЗКТ, белорусское автосборочное производство «Неман» проделало значительную работу по совершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности. Знакомимся с не очень известным в России автобусом, построенным на удлинённом шасси Iveco Daily.

Неман-420224-511-01 Габаритная длина: 8,78 м Начало продаж: 2019 г. Цена: 4,5 млн руб.

Этот автобус длиной чуть меньше девяти метров в шутку называют «ракетным». А всё потому, что предприятие «Лидские автобусы «Неман» с 2014 года является филиалом Минского завода колёсных тягачей (Volat), который находится в ведении государственного военно-промышленного комитета Белоруссии. Между прочим, автобусы «Неман» сейчас самое массовое (по количеству изготавливаемых экземпляров) изделие МЗКТ.

На рабочем месте водителя, по сегодняшним меркам, всё стандартно.

Российская премьера нового, третьего по счёту поколения «Неман-4202» состоялась на выставке Busworld Russia 2018. Продажи начались в 2019 году. Сейчас в линейке представлено пять модификаций «Неман-4202»: городская, пригородная, междугородная, туристическая и школьная. Все они относятся к среднему классу и строятся на удлинённом шасси Iveco Daily 70C17 (колёсная база — 4350 мм), оснащённом 170‑сильным двигателем Iveco F1C класса Евро-5, который работает в паре с 6‑ступенчатой механической КП ZF 6S 400. Задняя подвеска — пневматическая.

Уровень пола на задней площадке можно отрегулировать вручную — есть специальные клавиши.

«Iveco-Неман» 2018 модельного года отличается оригинальным дизайном. В нём явно прослеживаются итальянские мотивы. И дело не только в импортном шасси: ранее автобусостроители из Лиды тесно сотрудничали с кузовным ателье Cacciamali Spa. Впрочем, сегодня мы имеем дело с иным продуктом, к которому приложили руку белорусские дизайнеры. Кроме ставшего ещё длиннее (в сравнении с прежней версией) капота с крыльями доработке подверглись и другие элементы передней части — ветровое стекло уменьшилось в высоту, а пластиковая крыша, наоборот, немного увеличилась. Остекление, как и прежде, панорамное, причём боковые стёкла в зоне водителя — с подогревом. Для лучшей ремонтопригодности задняя маска теперь получила отдельные блоки фонарей, расположенные в самых удароопасных местах — раньше они выполнялись единым элементом, и менять их в случае ДТП было накладно. К слову, прежде ряд кузовных элементов предприятие заказывало у сторонних поставщиков, теперь все стеклопластиковые детали изготавливают сами. Что же касается каркаса — он сварен из стальных труб прямоугольного сечения. Облицовка бортов и сервисных люков — из алюминия. Двери автобуса — тоже из «крылатого металла».

Шаг расстановки пассажирских сидений неодинаков.
Ручки на спинках играют роль поручней, они позволяют перевозить стоящих пассажиров.

Мы имеем дело с пригородной версией автобуса. Его индекс — 420224‑511‑01. Данная комплектация рассчитана на перевозку 31 пассажира, мест для сидения — 29. Мягкие кресла производства польской компании Intap оборудованы трёхточечными ремнями безопасности, складывающимся подлокотником и ручками на спинках (играющие роль поручней, они позволяют перевозить стоящих пассажиров, что дополнительно увеличит рентабельность при городских перевозках). Спинки имеют регулировку по наклону. Что интересно, шаг кресел неодинаков — по нашим замерам, длина междурядного пространства варьировалась от 69 до 90 см, при этом чёткой закономерности в размещении узких и широких мест не прослеживается, будто кресла расставлялись не по чертежам, а по месту. Серьёзно это или мелочь, пусть решают сами перевозчики, наше дело констатировать…

Над головами пассажиров расположены вместительные полки для ручной клади. Суммарный объём багажных отделений справа, слева и сзади — скромные 2 кубометра. Для работы на междугородных маршрутах этого, конечно, маловато, а для линии город-пригород — вполне.

Отопление пассажирской зоны комбинированное — конвекторы расположены вдоль бортов, а два калорифера — в зоне накопительных площадок. В контур системы охлаждения двигателя включен автономный подогреватель Eberspaecher. Вентиляция естественная, приточно-вытяжная, через люк в крыше.

Над головами пассажиров расположены вместительные полки для ручной клади.

Интерьер рабочего места водителя, перекочевавший с Iveco Dail новейшего поколения, в особых комментариях не нуждается. На капитанском мостике — почти как в легковом авто. Разве что размещение обязательной для автобусов «тревожной кнопки» ЭРА-ГЛОНАСС реализовано неаккуратно. Всё, что касается кузовных систем — освещения, отопления, управления дверями, — расположено слева от водителя. Дотянуться до клавиш можно не отрывая спины от спинки кресла. Водительское кресло Isri оснащено подлокотником и надувной поясничной поддержкой. А вот травмобезопасная рулевая колонка имеет всего одну регулировку — по наклону.

Для хранения путевых документов предусмотрен запираемый ящик.

Список опций обширен. Автобусы можно дооснастить парктрониками, камерой заднего вида, USB-коннекторами для зарядки мобильных телефонов, а также точкой доступа в интернет по Wi-Fi. По желанию клиента предусмотрена установка DVD-системы с двумя потолочными мониторами, микрофоном и дополнительного места для гида.

С относительно недавних пор автобусы комплектуют ЗИПом, упакованным в деревянный ящик.

Есть ещё один интересный момент, связанный с тем, что к «Неманам» приложил руку МЗКТ. С относительно недавних пор автобусы комплектуют ЗИПом, упакованным в деревянный ящик, такой же, как у многоосных шасси. Эдакий привет покупателям автобусов от производителя ракетовозов. Ящичек, безусловно, в хозяйстве пригодится.

Все точки заправки технологических жидкостей и ежедневного контроля максимально доступны.

Передняя подвеска независимая торсионная, со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя — зависимая пневматическая. Такое удачное относительно плавности хода сочетание является редкостью для автобусов среднего класса. Кстати, воздух в подвеску подкачивается компактным электрическим компрессором, смонтированным в герметичном контейнере на балке заднего моста.

Задняя подвеска на пневмо-баллонах.

Динамика разгона тестируемого автобуса показалась мне не просто отличной, а даже чересчур резвой. Если сюда добавить манёвренность, отточенные реакции на поворот руля, прекрасные тормоза (дисковые механизмы на всех колёсах) и мягкий ход — получается мечта водителя маршрутного такси. А наличие в трансмиссии шестой передачи оценят те, кто работает на пригородных маршрутах. Средний расход топлива при движении по трассе, согласно данным бортового компьютера, составляет 13,5 л/100 км. Межсервисный интервал — 20 000 км, этим параметром автобус не отличается от фургона Iveco Daily.

Пока автобусы «Iveco-Неман» остаются экзотикой на наших дорогах: в месяц по всей России продаётся по десятку машин. Однако в планах руководства подъём продаж. Но конкуренты тоже сильны. Главный, конечно, VSN-700, который делает компания «СТ-Нижегородец» (см. Автопарк № 7/2016). Таких автобусов в одной только Москве — сотни. Стали они появляться и в других регионах РФ. Другой, не менее серьёзный соперник также родом из Нижегородской области, хотя и именуется на импортный лад — Foxbus 22501 от фирмы «Инновационные технологии» из города Ворсмы (подробнее об этом — см. «Автопарк» № 4/2015). Тираж «Фоксбусов» меньше, но счёт идёт как минимум на десятки построенных экземпляров.

По дизайну — все красавцы. Значит, надо будет блистать ещё и качеством изготовления, а с этим на МЗКТ как раз чрезвычайно строго. Конечно, не только качеством, но и ценой надо будет «играть», а это белорусы тоже делать умеют.

+

  • Уютный салон с удобными креслами, неплохо организованное рабочее место водителя.
-

  • Малый объём багажного отсека.

Технические характеристики Неман-420224-511-01

Пассажировместимость 31 чел.
Количество мест для сидения 29
Снаряжённая масса 4650 кг
Полная масса 7000 кг
Габариты (длина/ширина/высота) 8780/2550/3840 мм
Колёсная база 4350 мм
Объём багажного отсека 2 м3
Двигатель Iveco F1C, дизель, рядный, 4 цилиндра, 3 л, 170 л. с. при 1900 мин-1, 350 Нм при 2100 мин-1
Коробка передач 6МКП
Подвеска (передняя/задняя) независимая торсионная/зависимая, пневматическая
Тормоза дисковые
Размерность шин 225/75R16
Заводская гарантия 2 года без ограничения пробега
Межсервисный пробег 20 000 км
Конкуренты «Нижегородец» VSN-700, Foxbus 22501

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное