string(5) "30984"

На пульсе автоперевозок: системы мониторинга

текст: Михаил Ожерельев / фото: автора и фирм-производителей / 04.04.2016
Развитие космической техники, средств связи и информатики позволило существенно усовершенствовать управление подвижным составом, повысить качество перевозок и их безопасность. Однако процесс «электронизации» автомобиля еще далек от завершения, считают специалисты. Чтобы понять, насколько далеко продвинулись телематические сервисы в сферу транспортной логистики, мы решили вспомнить историю создания систем мониторинга

Эксперты в области автоматического управления отмечают, что автомобильный транспорт с точки зрения телематики значительно уступает общепромышленным стандартам. Мешает множество скрытых протоколов: информация, передаваемая в CAN-шинах автомобилей разных марок, не стандартизирована, а существенно различается как самими данными, так и форматом, скоростью и алгоритмом передачи — словом, системы и идеи не дружат между собой. А вот специалисты в области систем транспортного мониторинга, напротив, уверены, что все вопросы межмашинного взаимодействия уже в скором времени будут решены.

С конца 1990-х, когда всерьез заговорили об автоматизации управления автопарками, вышло пять поколений систем спутникового мониторинга. Какие технические решения остались в истории, а каким пророчат новые горизонты? Для ответа на этот вопрос мы заглянули в архив журнала «Автопарк» и пообщались с компаниями-разработчиками.

СВЯЗЬ В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ

О возможности удаленного мониторинга автотранспорта всерьез заговорили еще два десятилетия назад. Мирное использование космоса позволило создать системы глобального позиционирования, определяющие с небывалой ранее точностью местоположение стационарных и подвижных объектов на поверхности Земли, военные сняли ряд ограничений на гражданское использование данных позиционирования, а космическая техника сделала возможной и двухстороннюю передачу информации между любыми точками мира. Первой коммерческой системой спутниковой связи, в которой было реализовано кодовое разделение каналов, стала Omnitracs, предоставляющая услуги транспортным и судовым компаниям с 1988 года. Спутниковая система связи и мониторинга транспортных средств Euteltracs была развернута несколько позже — в 1991 году, фактически она представляла собой европейскую версию Omnitracs.

Информация, передаваемая в CAN-шинах автомобилей разных марок, существенно различается как самими данными, так и форматом, скоростью и алгоритмом передачи

Зона обслуживания этой спутниковой системы простиралась от Северного Ледовитого океана до Африки и от Атлантики до Урала и Сибири. В нашей стране услуги Euteltracs обеспечивала компания «Комбеллга». Центр управления, находившийся в Европе, был связан международными линиями с национальными сервис-провайдерами. А к ним, в свою очередь, тоже через наземные каналы подключены диспетчерские пункты автопредприятий или офисы компаний-грузоперевозчиков. Последняя миля — связь диспетчерских пунктов с региональным центром системы, находящимся в Москве, осуществлялась по обычным телефонным линиям с использованием модема или по сетям передачи данных. Спутниковой связью пользовались в основном международные перевозчики и транспортные компании, работающие в труднодоступных регионах. Машины, оборудованные системой Еuteltracs, отличались наличием массивной следящей антенны с механическим управлением. Оборудование было сравнительно громоздким, а связь — дорогой.

С увеличением зоны покрытия наземных сетей GSM-канал передачи сигнала спустился из космоса на Землю. А современные спутниковые системы связи («Гонец», Inmarsat) остались в узкой нише специальных применений.

Примечательно, что на рынке систем мониторинга доминируют лучше знакомые с реальными условиями отечественные производители и разработчики, что делает оборудование и услуги более финансово доступными.

В ПОМОЩЬ ДИСПЕТЧЕРУ

Среди старожилов российского рынка транспортной телематики стоит упомянуть компанию Omnicomm и группу компаний «ТехноКом». Компания Omnicomm создана в 1998 году. Ее генеральный директор и главный идеолог Борис Паньков (кстати, выходец из «Комбеллги») придумал некое решение для контроля работы автомобильного транспорта и спецтехники, позволяющее в режиме реального времени отслеживать местоположение мобильных объектов. В 2002 году компания вывела первую на рынке GSM-систему «Диспетчер». «Рынок диспетчерского оборудования на тот момент, конечно же, существовал, но был не таким всеобъемлющим, как сейчас.

Транспортная телематика все больше рассматривается как средство административного контроля

Перевозчикам не хватало информации о возможностях систем мониторинга», — рассказывает Станислав Емельянов, заместитель гендиректора компании Omnicomm. К тому же предлагаемые на тот момент системы отличались большим периодом времени между передачами данных местоположения и режимами получения данных по запросу.

С массовым распространением сетей GPRS выросла скорость передачи данных. Постепенно пришло понимание, что применительно к автотранспорту комбинация всех или отдельно названных факторов позволяет решить множество организационно-управленческих и прикладных задач. В перечень контролируемых параметров, помимо отображения на карте в режиме реального времени, добавились режимы работы двигателя, нагрузка на оси, скоростной режим и т. п. Словом, транспортная телематика все больше превращалась в средство административного контроля. Системы мониторинга стали интересны и муниципальным службам. В подтверждение приведем выдержки из архива нашего журнала. ГУП «Москоллектор», подключив навигационно-диспетчерскую систему CityPoint, получило экономию 102 000 руб. в год (на один автомобиль) за счет более рационального использования специального транспорта (см. «Автопарк» №7/2008). Компания IBF-Motors, внедрив систему мониторинга и управления автотранспортом Cyber Fleet (М2М телематика), получила возможность полностью автоматизировать процесс диспетчеризации, что способствовало повышению качества транспортных услуг (см. «Автопарк» №1/2011).

ТОПЛИВО НА КОНТРОЛЕ

Сегодня вряд ли найдешь перевозчика, считающего задачу экономии горюче-смазочных материалов второстепенной. Если говорить о контроле расхода топлива, то проникновение этой услуги на рынок прирастает темпом 7 % в год и на сегодняшний день составляет более 60 %. В системах контроля расхода, как правило, используются специальные высокоточные датчики. Устанавливаемые в дополнение к штатным, они позволяют фиксировать достоверные данные об уровне топлива, сливах и заправках при эксплуатации в любых дорожных условиях. Стоит отметить, что первой на рынке такое решение реализовала компания «Омникомм»: промышленная партия датчиков емкостного типа Omnicomm LLS представлена в 2003 году.

Важную роль в программном обеспечении для спутникового мониторинга играет картографическая основа

С этого момента, в принципе, применение емкостных датчиков в системах спутникового мониторинга транспорта стало стандартом отрасли. На сегодняшний день Omnicomm — это 600 тыс. проданных датчиков LLS по всему миру. В 2010 году датчик Omnicomm LLS был внесен в Госреестр средств измерений.

КАК СОБРАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

За сбор и накапливание данных, получаемых с датчиков системы мониторинга, отвечает бортовой контроллер. Ранее, по причине слабого охвата территорий сетями мобильной связи, широко использовались контроллеры, которые накапливали данные во внутренней памяти. По возвращении объекта на место постоянной дислокации данные переносились на сервер по проводным каналам. Несмотря на определенные неудобства, подобные оффлайн-решения были достаточно востребованы на рынке, особенно в сегменте строительно-дорожной техники. Наш журнал следил за работой такой системы (Omnicomm FMS) на бульдозерах и экскаваторах (см. «Автопарк» №9/2008). Вот несколько фактов из отчета: ежемесячная экономия расходов на топливо за счет откорректированной нормы составила 4900 руб.; установлено два факта хищения топлива.

В то время как самые дешевые варианты контроллеров вообще не имели модуля передачи, их продвинутые версии оснащались некими беспроводными интерфейсами ближнего радиуса действия. Например, Omnicomm в 2007 году адаптировал к системе FMS технологию ZigBee. Беспроводная сеть ZigBee хоть и не обладала высокой скоростью передачи данных, но была надежной, живучей и при этом простой в развертывании и эксплуатации. Расстояние между рабочими станциями сети составляет десятки метров внутри помещений и сотни метров на открытом воздухе. Информация в диспетчерскую передавалась дистанционно при заезде машин в гараж. Немаловажно и то, что модуль ZigBee был очень компактным, это существенно упрощало его адаптацию к существующим в то время решениям Omnicomm.

В 2010 году компания выпустила совершенно новую линейку бортовых терминалов Omnicomm FAS. В системе появились такие функции, как определение географических координат (широта, долгота, высота над уровнем моря), для определения которых стали использоваться две системы — ГЛОНАСС и GPS. Среди других отличий терминала FAS стоит упомянуть считывание уникального номера идентификационного ключа водителя iButton, если применяется учет времени водителей. Но самое главное — это возможность пересылки данных по каналу GSM (работа по проводному каналу также сохранилась). Специальный тариф сотового оператора позволял сэкономить затраты на роуминг, минимизировав GSM-трафик. Неудивительно, что системой сразу заинтересовались международные перевозчики. Например, холдинг «Совтрансавто», установив на автомобиль MAN TGA комплект оборудования Omnicomm (датчик LLS, терминал FAS, индикатор объема LLD), за год получил экономию 1260 литров топлива (см. «Автопарк» №1/2012).

В системах контроля расхода топлива используются специальные высокоточные датчики

К слову, в то время у производителей большой европейской семерки начало развиваться так называемое встроенное оборудование — заранее заложенные в конструкцию автомобиля решения, которые с использованием соответствующего программного обеспечения позволяют осуществлять максимально полный контроль работы техники. Минус понятен — это идеальный вариант для монобрендового парка. Поэтому те компании, которые эксплуатируют разные марки подвижного состава, были и остаются приверженцами универсальных решений, предлагаемых на свободном рынке.

Сбор информации о работе транспортных средств — важная задача, но эта информация бесполезна без качественного программного обеспечения, обеспечивающего обработку данных и вывод нужных оператору параметров в удобном виде. Диспетчерское программное обеспечение — это то, что превращает набор программ и устройств собственно в систему мониторинга транспорта — ее лицо и залог эффективности использования.

Диспетчерское ПО для спутникового мониторинга автомобилей можно разделить на два типа. Первый тип — это когда клиентская часть устанавливается на компьютеры диспетчеров и локальные серверы предприятия. Второй тип предусматривает использование web-интерфейса, что позволяет избежать установки каких-либо компонентов и вести мониторинг с любого компьютера, подключенного к Интернету.

В то время как первый тип систем остается надежным решением для специальных применений, где использование каналов Интернета невозможно из-за низкого качества последней мили или запрещено нормативными актами, второй тип систем имеет ряд преимуществ и позволяет компаниям-операторам увеличить охват рынка, ускорить внедрение мониторинга, переводя его в разряд платной услуги.

САМЫЕ БЫСТРОРАСТУЩИЕ

Главные мировые тренды наших дней — облачные вычисления и мобильные технологии. На специализированной международной выставке-конференции «Навиторинг-2014» были представлены web-системы компаний Gurtam, ГК «Скаут», Omnicomm.

Облачный сервис Omnicomm Online был запущен в 2013 году и к настоящему моменту получил несколько обновлений. По сравнению с традиционными системами, у этого решения есть целый ряд существенных преимуществ. Во-первых, упрощается процесс установки системы — специалисты освобождаются от вопросов содержания и технического обслуживания серверов. При этом значительно снижается стоимость внедрения системы на предприятии — отсутствуют расходы на приобретение программного обеспечения.

Во-вторых, практически вся информация, доступная диспетчеру, может быть автоматически передана для обработки в любую стороннюю программу. Доступна привязка к топливным картам.

Терминал Omnicomm FAS имел возможность пересылки данных по каналу GSM

Наконец, поскольку Omnicomm Online является универсальным сервисом, к нему могут быть подключены навигационные терминалы сторонних производителей: АвтоГРАФ, Teltonika, GALILEO, Форт, Naviset, Штрих-ТахоRUS. Этот список постоянно пополняется. Все идет к тому, что к программному обеспечению Omnicomm можно будет подключить любой трекер и любые датчики уровня топлива.

Открытые протоколы программного обеспечения — одна из главных тенденций настоящего времени. «Большинство компаний, предлагающих услуги телематики, идут по пути открытости платформ, — отмечает Станислав Емельянов. — Клиенту это удобно: если его что-то не устраивает в обслуживании, можно легко уйти к конкуренту. При такой постановке вопроса компании всегда будут заинтересованы в повышении качества услуг». В этой открытости будущая перспектива, считает эксперт.

Добавить комментарий

Статьи по теме
Популярное