Top.Mail.Ru

Музей «АвтоВАЗа»: обычные и необычные «Жигули»

Музей «АвтоВАЗа»: обычные и необычные «Жигули»

фото: автора / 15.07.2019
В заводском музее «АвтоВАЗа» в Тольятти представлены на обозрение десятки серийных моделей и прототипов, уникальных спортивных и коммерческих автомобилей. Часть из них существует в единственном экземпляре.

Михаил Ожерельев

Пикап Lada Niva 23235, фургон Niva 2723, «кабинет на колесах» Lada 2120 «Менеджер»: все эти экспонаты — лишнее доказательство, что в сегменте коммерческих автомобилей «АвтоВАЗ» давний и серьезный эксперт. Экспозиция редких экземпляров техники — основная часть коллекции музея Волжского атогиганта.

Выставочный зал расположился в Тольятти на первом этаже корпоративного университета группы «АвтоВАЗ». Сразу заметим: многие путают заводской музей с другим тольяттинским техническим музеем — гигантским Парковым комплексом истории техники имени К. Г. Сахарова (назван в честь бывшего вице-президента АО «АвтоВАЗ»). Дело в том, что этот музей был основан также на средства ПАО «АвтоВАЗ» и с 2001 по 2014 год назывался Технический музей ОАО «АвтоВАЗ». Потому и была путаница. Сейчас ее нет — есть музей «АвтоВАЗа», основанный в 1976 году и собирающий экспонаты, связанные с заводом. И есть музей им. Сахарова 2001 года основания — поразительных размеров и редкости экспозиции. Но сегодня мы именно про «Жигули», обычные и необычные.

Почетное место в музейной экспозиции занял ВАЗ-2101 — один из первых автомобилей серийной сборки, сошедший с конвейера в 1970 году. Представленный экспонат является первой машиной, реализованной через торговую сеть в августе 1970 года. У автомобиля был один владелец, который через 19 лет эксплуатации подарил машину «АвтоВАЗу». Завод предоставил автовладельцу новый автомобиль. Примечательно, что на «АвтоВАЗе» чтят традиции и прародителя, с которого все началось, поэтому рядом с первенцем ВАЗ-2101 стоит его итальянский предшественник — 124‑я модель Fiat. ВАЗ-2101 выпускался с минимальными переделками до 1982 года.

Музей «АвтоВАЗа»: обычные и необычные «Жигули»

Первый ВАЗ-2101, реализованный через торговую сеть в августе 1970 г.

Музей «АвтоВАЗа»: обычные и необычные «Жигули»

Рядом с первенцем гордо стоит его итальянский предшественник — 124‑я модель Fiat.

Здесь же неподалеку «роскошная» версия ВАЗ-2107 в цвете «сочи» с хромированной радиаторной решеткой. Представленный экземпляр выпущен в июле 2011 года и является последним экземпляром серийной сборки. С уходом этой модели на «АвтоВАЗе» завершен выпуск машин классической компоновки. Рядом стенд с переднеприводным хэтчбэком ВАЗ-2108. Перспективная модель была ориентирована не только на Россию, но и на экспортные рынки. Причем география была весьма масштабной, оттого и множество названий: модель величали Samara в Западной Европе, Sputnik в России и целым рядом других имен в других местах реализации. Производился с 1984 до 2013 год.

Музей «АвтоВАЗа»: обычные и необычные «Жигули»

Последний экземпляр ВАЗ-2107 серийной сборки. С уходом этой модели на «АвтоВАЗе» завершен выпуск машин классической компоновки.

Еще несколько шагов по залу и перед нами история электрических «Лад». Да, были и такие. Прежде всего это «Ока» — городской микроавтомобиль, разработанный в 1988 году. Большинство экземпляров были оснащены 650‑кубовым двухцилиндровым двигателем. «АвтоВАЗ» впервые показал электрическую версию (Oka Electric) на аккумуляторах в следующем после начала выпуска году. Версия EV выпускалась ограниченными тиражами до 1998 года. Тяговые батареи размещены в передней и задней частях автомобиля. Запас хода — порядка 90 км.

А вот концепция Lada Elf была разработана в середине 1990‑х годов и имела ту же систему привода, что и Oka Electric, с ограниченной максимальной скоростью 90 км/ч. Стиль был вдохновлен дизайном пляжных багги. Позже под маркой Lada было сделано еще несколько концептуальных гольф-каров. Представляемый гостям электрический концепт датируется 2002 годом. Он переднеприводный и имеет напольные батареи, которые помогают занизить центр тяжести.

Музей «АвтоВАЗа»: обычные и необычные «Жигули»

Lada Elf в стиле пляжных багги.

Пожалуй, одна из самых известных Lada из всех, и, безусловно, самая почитаемая модель на западе — это «Нива». Машина встала на конвейер в 1977 году и до сих пор производится без кардинальных изменений. Разработанный как автомобиль для сельских и труднодоступных мест, это был новаторский, но недорогой внедорожник с несущим кузовом и независимой передней подвеской. Автомобили «Нива» бывали на Северном полюсе не менее трех раз, использовались в экспедициях на Эверест и другие горные регионы. Но в Тольятти представлены не просто экспонаты, а экспонаты с историей. Вот красная Lada Niva 2121 с изображением пингвинов на бортах. Эта машина проработала свыше 10 лет (1990‑2001 гг.) в экстремальных условиях Антарктиды на Российской антарктической станции «Беллинсгаузен». Автомобиль перевозил грузы, буксировал малые суда и обеспечивал связь между станциями. Общий пробег — более 10 тыс. км. Рядом — пятидверный вариант ВАЗ-2131. В его послужном списке экспедиция в Гималаи (1999 г.) и мировой рекорд высоты — 5726 м над уровнем моря. В то время многие считали, что удлиненная колесная база и дополнительная масса помеха на бездорожье. Данный пример служит наглядным опровержением расхожего мнения.

Музей «АвтоВАЗа»: обычные и необычные «Жигули»

Lada Niva 2121 проработавшая свыше 10 лет в Антарктиде.

Музей «АвтоВАЗа»: обычные и необычные «Жигули»

В послужном списке этого ВАЗ-2131 — экспедиция в Гималаи.

Дизельный пикап Lada Niva 23235 разработан в 1998 году на базе внедорожника ВАЗ-2123. Модель получила удлиненную открытую платформу. Место для запасного колеса — на кронштейне под полом. Двигатель ВАЗ-3431 производства «Барнаултрансмаш» с турбонаддувом и двумя клапанами на цилиндр при рабочем объеме 1,8 л развивал 75 л. с. и 145 Нм (при 2300 об/мин) и отвечал нормам Евро-2. С дизелем агрегатировалось специальное сцепление с ведомым диском Valeo и безасбестовыми накладками. Предполагалось, что этот силовой агрегат станет базовым вариантом для вазовского пикапа и для его доводки еще в ноябре 1998 года было заключено соглашение между АО «АвтоВАЗ», АО «Барнаултрансмаш» и австрийской фирмой AVL, однако в итоге ни двигатель, ни пикап в серийное производство не пошли. Та же участь постигла и его близкого родственника — фургон ВАЗ-2723, созданный в 1999 году в рамках расширения семейства новой «Нивы» ВАЗ-2123.

Музей «АвтоВАЗа»: обычные и необычные «Жигули»

Перспективный фургон ВАЗ-2723 (1999 г.) так и остался на стадии прототипов.

Второй зал музея посвящен современности, концепт-карам и дизайнерским проектам. Здесь среди прочих демонстрируется автомобиль «Менеджер» на базе ВАЗ-2120 «Надежда» (1997 г.). По задумке маркетологов, транспортное средство представляло собой «кабинет на колесах» и его обстановка должна была способствовать ведению бизнеса. Над этим проектом работал коллектив отдела дизайна «АвтоВАЗа». Прежде всего автомобиль получил более высокую крышу, что позволило поднять потолок салона, были выполнены дополнительные отопление и вентиляция. В салоне изменилась планировка: сзади установлены два кожаных кресла с электрорегулировкой и возможностью трансформироваться в полулежачее положение, перед этими креслами установлен откидной столик, а правое переднее сиденье получило возможность поворачиваться на 1800, чтобы вести переговоры лицом к лицу. Салон оснащен встроенным сейфом, минибаром, телевизором, видеомагнитофоном, множеством различных ящичков для мелочей, индивидуальным освещением. В крышу был смонтирован люк с электроприводом. Первый раз «Менеджер» был показан на Московском автосалоне в 1998 году. В целом автомобиль собрал положительную прессу, но спрос на такую дорогую модель отечественного производства оказался ничтожен, в результате чего проект был заморожен.

Музей «АвтоВАЗа»: обычные и необычные «Жигули»

«Менеджер» на базе ВАЗ-2120 «Надежда», по задумке маркетологов, представлял собой «кабинет на колесах».

Общий вывод при осмотре экспозиции: когда дизайнеры Lada решали выйти с концептуальными автомобилями, они делали действительно достойные модели. Взять, к примеру, Rapan — этот концепт был построен в 1998 году в попытке подогреть интерес к электрокарам в России. Необычный экстерьер с очень большим лобовым панорамным окном дополнялся не менее необычным интерьером: все элементы управления размещались на рулевом колесе. Еще одной примечательной особенностью были дополнительные окна, встроенные в нижнюю часть дверей, чтобы помочь в парковке. В целом концепт выглядит элегантно, его салон комфортен и продуман. Невольно задаешься вопросом: почему же машины, которые выпускались заводом, столь не похожи на эти прототипы?

Музей «АвтоВАЗа»: обычные и необычные «Жигули»

Проект Lada Raid разработан для участия в мировых марафонах.

Музей «АвтоВАЗа»: обычные и необычные «Жигули»

Lada Peter Turbo: концепция 2000 года, разработанная для демонстрации большого автомобиля с акцентом на аэродинамическую эффективность.

Музей «АвтоВАЗа»: обычные и необычные «Жигули»Музей «АвтоВАЗа»: обычные и необычные «Жигули»

Кузов этого ВАЗ-21099 покрыт фамилиями и инициалами всех сотрудников завода.

(4 оценок, среднее: 4,25 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное