Mercedes-Benz Sprinter: сколько стоит безопасность

текст: Илья Кулямин / фото: Daimler AG / 13.09.2019
В современном научном мире все открытия происходят на стыке наук. А зачастую на переплетении нескольких. Вот и новый Mercedes-Benz Sprinter играет на том поле, где границы классов техники давно стерты. Достаточно крупный фургон водит человек с легковой категорией в правах. А значит, и чувствовать он себя должен так же, как за рулем семейного хэтчбека.

Технический семинар подразделения Mercedes-Benz Vans соединил историю и современность. В святая святых компании Daimler, на полигоне испытательного центра в Штутгарте выстроились в ряд все поколения фургонов, начиная с пятидесятых годов. Каждый из нихпо-своему примечателен. На L319 впервые появилась двухконтурная система тормозов, а через несколько лет и сминаемая рулевая колонка, которая не травмирует грудную клетку в случае фронтального столкновения. Формально эти машины не являлись первыми моделями Sprinter, но, безусловно, были прародителями одного из самых популярных развозных фургонов в мире. Почему именно развозной фургон, а не Sprinter в пассажирской версии? Исторически сложилось так, что владелец небольшого бизнеса покупал малотоннажник, чтобы самому за рулем ездить по узким городским улицам, парковаться в стесненных условиях, заниматься погрузочно-разгрузочными работами, курсировать между городами по автобанам. Именно для такого условного представителя среднего класса проектируются системы помощи водителю.

В 2018 году появилось третье поколение Sprinter, на котором стали доступны опции из мира легковых автомобилей. Система поддержания дистанции Distronic, системы активного торможения и активного удержания в полосе. Камеры с углом обзора в 360 градусов помогают при маневрировании, система стабилизации при боковом ветре облегчает и делает безопаснее езду по автобанам. Кроме того, из мира грузовиков пришла еще одна опция — изменение погрузочной высоты. Управление, как и положено, с пульта на водительском кресле. Это стало возможно после интеграции пневмоподвески в заднюю ось автомобиля. При движении в повороте пневмобаллоны выполняют роль активных стабилизаторов, внешний дополнительно накачивается воздухом из ресивера, сохраняя вертикальное положение кузова и, конечно, это создает дополнительный комфорт и безопасность.

Многие из новых опций немыслимы без большого экрана мультимедийной системы.

При ориентировании по камерам и радарам водитель может переключать ракурсы на экране мультимеда.

С 2015 года команда специалистов собирает и анализирует информацию по ДТП с участием малотоннажных автомобилей. Специально для этих целей была построена передвижная лаборатория на базе автомобиля Mercedes-Benz Vito. Около 50 параметров по каждой аварии поступает в базу данных. На сегодняшний день проанализировано около 1500 аварий с участием, в том числе и автомобилей конкурентов. Изучается, когда и где произошла авария: время суток, на шоссе или в городе, характер ДТП, его причина и характер повреждений. На основании полученных данных строится статистика. Например, собранные данные говорят о том, что 70% аварий происходят в дневное время, 76% малотоннажных автомобилей попадают в ДТП с легковыми, а 16% — с грузовыми автомобилями, 44% аварий происходят из-за наезда на впередиидущий автомобиль, а почти 27% происходят по вине водителя. Причем треть аварий заканчиваются для водителей легкими травмами. По результату этих исследований автомобиль дополняется новыми электронными помощниками водителя.

Салон оборудован разъемами USB Type-C. Аналогичные разъемы на месте водителя подключают устройство к системе мультимедиа.

Камеры и радары стали основными элементами единого комплекса, который в режиме реального времени отслеживает ситуацию вокруг автомобиля и в случае потенциальной опасности может подать сигнал водителю, а в отдельных случаях взять управление на себя. Нет, речь не идет о столь обсуждаемом искусственном интеллекте, который самостоятельно доставит груз от склада до дверей магазина, но снять нагрузку с водителя, сохранить столь ценные нервные клетки и снизить вероятность аварии ему вполне под силу.

Например, выезжая задним ходом из гаража, водитель зачастую не видит автомобиль, двигающийся по дороге. Но его страхуют четыре камеры по периметру автомобиля, которые передают визуальную картинку на монитор мультимедийной системы, радар отслеживает препятствия на пути движения и в случае появления опасности подает водителю сигнал. На экране отображаются динамически изменяемые линии в зависимости от поворота руля, показывающие габариты автомобиля и траекторию движения колес. Картинка на мониторе такого качества, что, в принципе, зеркала заднего вида можно упразднить и рулить «по приборам». Допустим, радар в непосредственной близости от кузова обнаружит препятствие в виде клумбы, столбика или поперек движения будет ехать другой автомобиль или велосипедист. Если мигающий красный сектор на экране не убедит водителя изменить траекторию движения, в дело вступит звуковой сигнал, а не подействует и это, скорость движения автоматически снизится до 3 км/ч, если же вероятность столкновения сохранится, то будут задействованы тормоза, вплоть до полной остановки. Название системы как нельзя лучше отражает ее суть: Rear Cross Traffic Alert. Справедливости ради стоит сказать, чтобы такой сценарий был реализован до конца, до вмешательства тормозной системы, а не прервался на этапе звукового сигнала, автомобиль должен быть оборудован автоматической КП.

В парковочный пакет входят функции: помощь при парковке, помощь при разгоне и система предупреждения об объектах, двигающихся в поперечном направлении сзади автомобиля.

Парковочный ассистент может быть с одной или четырьмя камерами, стоимостью 77 или 105 тысяч рублей соответственно. Разница, прямо скажем, невелика. За эти 28 000 рублей водитель получает опцию боковой защиты. На скорости до 10 км/ч, независимо от направления движения, постоянно отслеживаются расстояния до препятствий сбоку, а водитель получает визуальный и звуковой сигналы.

С опцией Wet Wiper System омывающая жидкость подается непосредственно перед щеткой, улучшая очистку стекла и экономя жидкость.

Не стоит путать опцию боковой защиты с защитой от бокового ветра. Мощный порыв ветра от нескольких вентиляторов, метра по три в диаметре каждый, встретил нас на въезде на заводской полигон. Взвизгнули шины, последовала короткая, но ощутимая стабилизация автобуса, а встревоженным пассажирам адресовалась улыбка инструктора за рулем, говорящая о том, что трюк неоднократно отработан, как и сама система, уверенно противостоящая боковому ветру на загородном шоссе. Необходимый стабилизирующий момент в данном случае создается дозированным притормаживанием колес. Как и у ближайшего конкурента VW Crafter, эта опция входит в базовое оснащение, равно как и система распределения тормозных сил и помощи при трогании.

Новые системы безопасности, привычные в мире легковушек, становятся нормой и на Sprinter.

Несмотря на относительно скромные размеры тестового полигона в Штутгарте, здесь вполне можно разогнаться и до скоростей, на которые рассчитана система удержания в полосе. От 60 км/ч и выше новый Sprinter способен делать это, отслеживая линии разметки. Почему система не работает в городском потоке, на скоростях, допустимых в городе? В городе видов разметки больше, выше ее плотность, и система бы могла вместо помощи, напротив, излишне отвлекать водителя. А вот на автобане, когда скорость велика, расширяется динамический коридор, становится сложнее удержать крупный автомобиль в полосе движения. Как следствие, повышается нагрузка на водителя, повышается утомляемость.

Салон передвижной лаборатории.

Еще одна опция, основанная на работе радара, спрятанного за передним бампером, — это система активного круиз-контроля Distronic. При ее активации на скорости более 20 км/ч радар начинает постоянно отслеживать пространство до впередиидущего автомобиля, и машина разгоняется и замедляется вместе со скоростью потока. Регулировать дистанцию можно кнопками на руле, при этом расстояние будет рассчитываться не в метрах, а динамически, в секундах до препятствия. Страшный сон водителя, предпочитающего «активный круиз» — это автомобиль, вклинивающийся перед вами в плотном потоке. Радар и здесь не спасует, вовремя увидит опасность и снизит скорость, восстановив дистанцию. Тормозная система, в этом случае либо сработает в штатном режиме, использовав до 50% тормозного усилия, либо применит экстренное торможение, вплоть до полной остановки. Если постоять подольше, например на светофоре, то Distronic деактивируется сам, но когда остановка менее трех секунд, то Sprinter продолжит движение как ни в чем не бывало.

Пример экстренной остановки лучше всего демонстрирует имитация наезда сзади на неподвижный или слишком медленный автомобиль. Достаточно типовая авария на шоссе, когда хвост затора является абсолютной неожиданностью для водителя, выезжающего из-за поворота или перегиба дороги. Если помните, 44% процента аварий происходит с впередиидущим автомобилем, цифра, согласитесь, немаленькая. В ходе тестов это, пожалуй, самый волнующий момент. Роль трафика впереди выполняет красный надувной автобус на прицепе, а не, слава богу, неподвижный бетонный блок. Но и в этом случае повиснуть на затянутых ремнях безопасности, доверившись электронике и позволив ей затормозить «в пол», непросто. Стоимость опции Distronic (предлагается с АКП) в 45 000 рублей покажется не столь высокой, если планируются большие пробеги по магистрали, если же речь идет о городской эксплуатации, то целесообразность ее приобретения ниже.

Водитель может выбирать комфортную дистанцию до впередиидущего автомобиля во время работы системы Distronic.

Критерии выбора легкового автомобиля смещаются из области технического превосходства над конкурентами в область эмоционального восприятия, насыщенности опциями, без которых личный автомобиль уже не воспринимается полноценным. Покупатели коммерческого транспорта сохраняют больше здравого смысла в момент выбора, руководствуясь экономической целесообразностью, особенностями конструктивных решений и функционалом. Поэтому, с одной стороны, заклятые конкуренты сохраняют схожесть цен и стараются предложить клиенту передовые инженерные решения, с другой стороны, двукратная разница в стоимости автомобиля, оснащенного дорогостоящими опциями, такая же повседневная реальность. Например, пневматическая подвеска, доступная для версий до 3,5 тонн, подтянет еще несколько опций, общей стоимостью 251 тыс. рублей. Но будет ли она востребована? Надеюсь, что да. Однако потребитель может решить иначе, сочтя, что это негативно отразится на ресурсе, а следовательно и на общей цене владения автомобилем. С другой стороны, до четверти продаж Sprinter приходятся на полноприводные модификации. Сказываются особенности местного рынка.

Пример экстренной остановки лучше всего демонстрирует имитация наезда сзади на неподвижный или слишком медленный автомобиль.

Новые системы безопасности, такие привычные в мире легковых машин, становятся нормой и на Sprinter. Добавляя очков в битве с конкурентами, это стимулирует развитие всего сегмента малотоннажников. А значит, в выигрыше окажемся и мы с вами.

Статьи по теме
Популярное