
Словосочетание «капотный грузовик» в современном мире чаще всего ассоциируется с магистральными тягачами из США. Между тем, попытки строить дальнобойные траки такого типа были и на постсоветском пространстве. И самый яркий пример — МАЗ-6440РА (6х4), созданный почти 10 лет назад.
Александр Трохачев
Первый опыт постройки капотного тягача в типично американской компоновке Минский автозавод продемонстрировал 17 августа 2011 года. Тогда на удивление многим был представлен эпатажный трехосный МАЗ-6440РА насыщенного вишневого цвета. Пробный камень был брошен в расчете на освоение нового сегмента с прицелом выхода на российский рынок и задачей потеснить иномарки. И эту цель минчане попытались достичь малой кровью.

Намерения белорусских машиностроителей «выстрелить» стали известны еще в 2010 году, когда в декабре их озвучил генеральный директор предприятия Александр Боровский. МАЗ продемонстрировал свое видение капотных магистральников XXI века в виде компьютерной графики. Сразу вспомнился проект конца 80‑х МАЗ-2000 «Перестройка», наделавший много шума не только в СССР, но и за рубежом. Однако с МАЗ-6440РА случилась совсем другая история, хотя в чем-то и повторившая историю раннего «выскочки». Здесь тоже дошло до постройки натурных образцов, только в серию они так и не пошли… Были и примеры магистральных капотников на просторах СНГ. Достаточно вспомнить показанный в 2003 году КАМАЗ-4355, КВ-400 и КВ-401 «Владимир» образца 2004 года на базе украинского КрАЗа или «Урал-6464» 2005 года с кабинным модулем IVECO.



По-хорошему, такую машину минчанам нужно было строить с нуля, что очень затратно. А бюджетный вариант, как стало ясно позже, цели не достиг. В качестве основы конструкции белорусы выбрали стальную раму с лонжеронами ровного профиля высотой 280 мм и толщиной 8 мм. В целях экономии средств переднюю ось и задние мосты с блокируемыми дифференциалами не разрабатывали заново, а взяли от серийных бескапотных МАЗов. То же самое коснулось задней подвески и тормозной системы с механизмами барабанного типа: изобретать велосипед не стали. А вот в передней подвеске одного из прототипов применили малолистовые рессоры, хотя другой имел две пневмоподушки спереди и по четыре на каждую ведущую ось. Глушитель вывели внутрь рамы. Вот, собственно, и весь «технический прогресс» при удельном весе отечественных компонентов в 73 %.

Правда, интерьер кабины порадовал больше: в него вписали новую панель приборов, люк в крыше с электроприводом, комфортабельные сиденья Isri, подводку теплого воздуха в зону ног водителя и пассажира, подсветку ступенек. В комплектацию включили центральный замок, DVD-проигрыватель, TV-тюнер, GPS-навигатор, климатическую установку с электроприводом заслонок и холодильник. На заказ предлагали установку системы удаленного мониторинга и диагностики парка МАЗ ON Line.


Реорганизованное рабочее пространство и обновленный интерьер многим понравились. Тем не менее, квартиры на колесах из белорусского капотника не получилось. Наверное, потому, что на шасси 6х4 жестко (без пневмоподушек!) установили доработанную кабину с ровным полом от модели 6430А9, и просто пристыковали к ней стеклопластиковый капот. В числе новых деталей оказались передние крылья, составной бампер, боковые обтекатели шасси, удлинители дверей, фронтальная оптика и облицовка. Спальные места остались спартанскими, зону отдыха не увеличили, и весь выигрыш свелся к удобству обслуживания и устранения поломок в регионах с холодным климатом: преимущественно на Севере и в Сибири. Выигрышем стала повышенная степень пассивной безопасности, а проигрышем — ограниченная длина полуприцепа. Сделать из минского «носатика» магистральный «паровоз» в стиле Jumbo не получилось бы при любых стараниях. Полноценную замену капотной «Америке» и уж тем более европейским иномаркам МАЗ-6440РА составить не смог. Хотя его «фарш» был соответствующим: пневматическая подвеска, стабилизаторы поперечной устойчивости, кондиционер, электропакет, круиз-контроль, холодильник и прочее. В бортовой электрике применялись герметичные байонетные разъемы, хорошо защищающие соединения от коррозии.



Нужно отдать должное минчанам: задумка была хороша! В подкапотном пространстве разместили 8‑цилиндровый V-образный дизельный двигатель ММЗ Д-283 Евро-4 рабочим объемом 18 л и мощностью 600 л. с. Это лицензионная копия двигателя Тутаевского моторного завода, выпускаемая Минским моторным заводом. В перспективе даже рассматривалась возможность установки в «нос» силового агрегата Mercedes-Benz OM457 LA мощностью 428 л. с. Подъем капота обеспечивал электропривод гидроцилиндра, а в случае его отказа дублирующей системой выступала старая добрая «качалка» от мускульной силы водителя. В качестве «напарников» к двигателю выбрано однодисковое диафрагменное сцепление MFZ-430 пролизводсттва ZF Sachs и 6‑ступенчатая автоматическая коробка передач Allison 4500R. Потенциал силовой линии был рассчитан на то, чтобы таскать автопоезд полной массой до 63 т при том, что разрешенный законодательством максимальный вес на дорогах общего пользования на треть меньше.


Менее чем через год свет увидел модернизированный МАЗ-6440РА цаета голубой «металлик» с увеличенной почти на один метр базой. Он сохранил колесную формулу 6х4 и основные технические решения, но при этом получил новый стайлинг, более вместительный и более комфортабельный спальный отсек. Первую версию заводчане позиционировали как транспорт для строительной отрасли, например, в сцепке с самосвальными полуприцепами. Вторая версия ориентирована на дальнемагистральные межрегиональные перевозки. А вот международные рейсы из-за внушительной габаритной длины даже не рассматривались. Магистральный МАЗ-6440РА (6х4) с трехосным седельным полуприцепом МАЗ-975830 имеет длину 18,45 или 19,75 м, а европейское законодательство ограничивает предельные габариты автопоезда значением 16,5 м. Зато в России при разрешенной длине автопоезда в 20 м минскому капотнику — самое место. Впрочем, и Республку Беларусь списывать со счетов не стоит. Не зря после завершения сертификационных испытаний первый экземпляр МАЗ-6440РА передали на опытную эксплуатацию в Белгосцирк. Интерес к проверке машины на реальных маршрутах выразили еще четыре перевозчика, но это не назовешь ажиотажным спросом. Да и выставки вроде TIR-2011 (Truck International Review) в Киеве и Comtrans’11 в сентябре 2011 года в Москве выявили, скорее, праздный нежели практический интерес к вишневому «зубру». Главный конструктор Минского автозавода Николай Лакотко считает, что тема капотного магистральника с эмблемой зубра окончательно не закрыта, а поставлена на длительную паузу. Так что не исключено, что спустя энное количество лет мы увидим очередное поколение «носатых» МАЗов, которым будет суждено попасть в серию.

Технические характеристики МАЗ-6440РА
Колесная формула | 6х4 |
Снаряженная/полная масса тягача | 11 150/30 000 кг |
Максимальная нагрузка на седло | 10 500 кг |
Используемый полуприцеп | МАЗ-975830 |
Грузоподъемность полуприцепа/автопоезда | 27 900/44 700 кг |
Полная масса автопоезда | 60 000 кг |
Допустимая нагрузка на 1/2/3 оси тягача | 7000/13 000/13 000 кг |
Допустимая нагрузка на 1/2/3 оси полуприцепа | 10 000/10 000/10 000 кг |
Размеры тягача (длина/ширина/высота) | 8112х2550х3606 мм |
Колесная база | 4320+1352 мм |
Свес (передний/задний) | 1485/955 мм |
Высота седла | 1150 или 1250 мм |
Колея колес (передних/задних) | 2015/2510 мм |
Дорожный просвет (спереди/сзади) | 223/265 |
Минимальный радиус поворота | 8,55 м |
Длина автопоезда | 18 450 м |
Внутренняя ширина/высота кабины | 2280/1787 мм |
Высота над сиденьем водителя | 1378 мм |
Ширина спальной полки (нижней/верхней) | 600/700 мм |
Высота входных ступенек (1/2/3) | 517/907/1103 мм |
Объем топливных баков | 2х500 л |
Двигатель | ММЗ Д-283.4Е4‑22, турбодизель, Евро-4, V8, 18 460 см3, 600 л. с. при 1900 мин-1, 2500 Нм при 1300–1900 мин-1 |
Коробка передач | Allison 4500R, автоматическая, 6-ступенчатая |
Передаточное число главной передачи | 3,86 |
Подвеска | Tip Topol |
Тормозная система | Knorr Bremse |
Системы безопасности ABS, ASR | Wabco |
Размер шин | 315/70R22,5 |
Максимальная скорость | 134 км/ч |
Скорость с ограничителем | 89 км/ч |
Аналоги | КАМАЗ-4355, «Урал-6464», КрАЗ «Владимир», Dongfeng Dragon, Freightliner Cascadia, International ProStar, IVECO Strator, Kenworth T680, Kenworth W900, Mack Anthem, Peterbilt 579, Scania T164, Volvo VNL, Western Star 5700XE |
всё таки Лукашенко молодец !. создать в такой маленькой стране мощную конкурентноспособную технику. не имея недр и наследства золотого запаса от СССР. это просто чудо !.
Жили у бабуси 2 веселых гуси , один серы други красны вот и вся забава . )))
очередное ХБВ
у Урала тоже был такой на начале нулевых..
Ну что за капот, как клюв у утки. Берите пример с peterbilt 387. И что с расходом топлива на 600 л/с. Из 18 литров вижали 600л/с, слабенько для такого объема. Капотник — хорошо, но делать его тяп ляп, плохая идея.
Сартира нет…
кассетная магнитола… дальше не смотрел
Молодцы ребята и не слушайте пропиндосовских.
вы правы это зависть путиноидов к Беларусии.
меня больш интерессует наш Камаз…почему его не делают из наших компонентов?Дакар показал наше преимущество в качестве-зачем гейропейцев кормить?
Ваше преимущество давно в импортозамещающей заднице сидит.
потому как никому не нужно.
Ты где видел на Камазах которые на Дакаре катаются российские компоненты, кроме кабины.
Там по правилам запрещено другого производителя, знать надо
лицензионное, совсем не значит что это Камазовское.
Какая кабина? Только шильдик от камаза
Читай ТТХ КамАЗ дакар и
считай сколько там чьих комплектующих
Не смешите там от камаза только название
Полный аналог фредлайнера по интерьеру кабины Качественно слизывают.
Там магнитола «КАССЕТНАЯ»
Вопрос- зачем?! Какова необходимость лепить такого крокодила страшного и из старых комплектующих?! Ни дизайна, ни инноваций, ничего!
РЕБЯТА ВЫ МОЛОДЦЫ ! ,МАЗ КРАСАВЕЦ ВАЩЩЕ !!!!.
Зачем придумывать колесо! Пусть слизывают у Америки, хотелось бы качество такое же! Корея и Китай давно по этой дороге бегут.
Вообще-то двигатель на картинке — ТМЗ 8443.10 (может 8441.10 производства Тутаевский моторный завод. Двигатели двухтурбинные с импульсным наддувом. Один с электронным впрыском «КЭМБОКС» (на красном), а второй — чистая механика ЯЗТА.
Оба сам, совместно со специалистами экспериментальщиками с ММЗ, настраивал и испытывал в экспериментальном цехе ТМЗ.
Позор ,больничную тумбочку сделали ещё и две даже , лучше бы душ сделали.
Ничего, у китайцев тоже плохо было, удачи Белорусами,
Простой маз до ума довести не можете. А заглядываетесь на американцев.
Доброго всем дня. Машина так себе нечего. Не чего про ресурс.? На вид конечно впечатляет. Но опять же, почём…? Мосты мазовские уже научились ходить не один десяток и сотен тысяч. Правильно, что не мудр ли. А пинск древ получше чем вонючий пиндоский пластик. Работал знаю. В общем я за. Только вот будет л и этот МАЗ
Да это же пиндосовская VOLVO.
Дитятько, пиндосы и volvo разные люди…глупенький
Поздно
У нас есть свой брэнд ЗИЛ почему государство не хочет заняться своим внутренним рынком зачем нам иномарки быушные опять рабочие места
Евро 4. И где ж он такой надо. Передний бампер всегда будет лежать в прицепе. Не одной нормальной панели где расчёт времени. Где хоть что то что надо? Зачем те там деверянные ящики с пинск древ
автор,,,с этой статейкой про маз ты опоздал на 10 лет
Если это первый мазовский опыт постройки капотника, то что такое МАЗ-200?
Китайский путь, они так же начинали !!! Продавать будут в Россию ! В России, ни»@уя не могут делать,
только воровать! Мерседес 0303, — обосрались, у Скании скупили старейшие моторы, лепили голаз, обокрали на них Олимпиаду, и — дерипаску!
Разработчика посадить потратил народные деньги . Взялся за проект который даром не кому не нужен отстали на 30 лет . Хотели опять за счёт раши выехать .
Надо, снимать растаможку, чтобы поднять экономику !!!
эх нам бы в Россию Лукашенко президентом !. пусть бы посадил всех банкиров и друзей путина. а народу дал возможность работать и зарабатывать деньги.
Вы не совсем понимаете о чем говори
Много он дал возможности зарабатывать своим людям? Настолько много, что половина населения вынуждена уехать на заработки в соседние страны.
да-уж нам бы его президентом а белорусам путина с его командой
Вы Путина сами выбираете что теперь вам не нравится?
может тебя в Белоруссию,поживеш годик другой, расскажешь … как там при Лукашенко, а то со стороны в бани кажется у соседа пипирка толще ….
У меня родственники живут в Белоруссии и я знаю как нам живут. Намного лучше чем мы в России.
А родственники кем работают? Явно не простые люди
Забирайте
На все 100 согласен
советские заводы сохранил Лукашенко. и модернизировал. поэтому сегодня Беларусь производит самые современные машины.
Типичный «пиндос».
Как в росии к кабине газели прилепили все машины!А так такая же сквозная дыра!
Очень хороший тягач… Молодцы ребята!