Top.Mail.Ru
МАЗ-251050 и Golden Dragon XML6127 Grand Cruise. Тесты и сравнения в большом туризме

МАЗ-251050 и Golden Dragon XML6127 Grand Cruise. Тесты и сравнения в большом туризме

04.05.2007
Белорусский МАЗ-251050 и китайский Golden Dragon XML6127 Grand Cruise предназначены и дляпередвижения в сутолоке мегаполиса и для автобусного круиза

Константин Ушанов, Сергей Моисеев

Скромного вида дизайн почти безлик, но есть одно «но», которое выдает принадлежность автобуса с головой. Раскосая головная оптика - неизменный атрибут китайцев.
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

Одно из наиболее динамично развивающихся направлений автомобильной отрасли — автобусостроение. Это естественно. Ведь все мы потенциальные пассажиры. Неважно, перемещаемся ли мы в сутолоке мегаполисов или отправляемся в автобусный круиз на отдых. Как раз для подобного вида отдыха и предназначены белорусский МАЗ-251050 и китайский Golden Dragon XML6127 Grand Cruiser.

 

Автобусы для путешествия с комфортом

Читатели, видимо, удивятся: почему именно белорусский и китайский автобусы? Во-первых, в России, на конвейерном производстве, автобусов такого класса настолько мало, что их можно пересчитать по пальцам. Во-вторых, и в КНР, и в Республике Беларусь экономическое и промышленное развитие идет примерно по одинаковой схеме. Разница только в том, что Беларусь использует закупаемые энергоресурсы, а Китай обходится в основном своими.

Футуристический дизайн МАЗа вряд ли позволяет судить об этом автобусе как о машине, созданной в Беларуси. Иностранец да и только.
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

Производство автобусов, как на Минском автомобильном заводе, так и на заводе Xiamen Golden Dragon Van Co., Ltd, начиналось тоже одинаково. МАЗ приобрел лицензию на производство немецких Neoplan, а Китай — южнокорейских Hyundai. И что самое интересное, оба производства стали работать с 1992 года. Даже по месяцам почти одновременно.

 

Еще один довод в пользу так называемого сравнительного теста: автобусный завод в Китае и автобусное производство на МАЗе свою продукцию довели до европейского уровня. Во всяком случае, комфорт для пассажиров ничуть не хуже, чем у автобусов Volvo, Setra или NeoMAN.

Почему «так называемого»? Да потому что превратности нынешней зимы внесли свои коррективы в работу редакционной тест-группы. Один автобус нам пришлось испытывать в весеннюю зимнюю оттепель, а другой — в морозные снежные дни внезапно очухавшейся зимы.

МАЗ-251050
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

Инопланетянин из Беларуси

 

Если бы не шильдик «МАЗ» на передней маске автобуса, можно было бы предположить любую западную страну-изготовителя. Любую, где производят автобусы большого класса, но никак не Беларусь.

Ан нет, уже сам футуристический дизайн туристического МАЗ-251050 говорит о том, что не так все и плохо в автопроме братской страны. Передняя маска машины — большое панорамное ветровое стекло, которое незначительно оттеняется нижней пластиковой панелью с вмонтированными восемью небольшими, но очень мощными круглыми фарами и двумя поворотниками. Даже не садясь на место водителя, сразу проникаешься мыслью об отличной обзорности минского «Туриста». А если к этому добавить комбинированные наружные зеркала заднего вида, то к обзорности претензий вообще не возникает. В каждом блоке три зеркала, которые имеют не только электроподогрев, но и электропривод регулировки поблочно.

С комфортом водителя оказалось сложнее: чтобы выйти из-за руля, надо повернуть кресло вправо и перешагнуть через выступ центральной консоли и рычаг КП.
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

Честно говоря, мне очень нравятся такие вынесенные зеркальные блоки. Человек с художественным воображением, глядя на дизайн белорусского автобуса, может себе представить трудолюбивого муравья или деловито жужжащего шмеля. Этакий биодизайн.

 

Сбоку МАЗ-251050 выглядит тоже оригинально. Сразу бросаются в глаза полузакрытые арки задних колес, фигурные, тоже большие, стекла боковин передка и тонированные стеклопакеты пассажирского салона. Все стекла белорусского производства.

А вот «корма» автобуса, наоборот, ничего особенного собой не представляет. Самое главное, чтобы крышка моторного отсека открывалась на такой угол, при котором не мешала бы работе с двигателем и остальными агрегатами, а также чтобы моторный отсек был хорошо закрыт шумоизоляционным экраном, дабы не нарушать своей работой комфорт пассажиров. Моторный отсек интересен своей конструкцией, которая предусматривает установку практически любого двигателя. В данном случае на автобус был установлен MAN D2866 LOH28 Euro 3, мощностью 360 л.с. Естественно, мотор агрегатируется с 6?ступенчатой коробкой передач ZF S6?1600 RZSG.

Компоновка панели приборов не многим отличается от панелий приборов европейских аналогов.
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

Еще одно преимущество моторного отсека минского автобуса: много свободного места, что позволяет без проблем обслуживать и ремонтировать двигатель. Кстати, при открытом моторном люке завести двигатель с места водителя не удастся, поскольку в моторном отсеке установлен концевой включатель.

 

Безопасность — одно из важных слагаемых конструкции минского автобуса.

Комфорт в салоне. Здесь минские автостроители постарались на славу. Автоматически открывающиеся передняя и вторая двери открывают достаточно удобный вход в салон. Правда, двери не обладают дополнительными выдвигающими ступенями, но и без них входить в автобус легко, поскольку основная первая ступень расположена не так уж высоко от дорожного полотна.

В салоне пассажиры располагаются в очень удобных креслах с поднимающимися и складывающимися подлокотниками. Каждое сиденье оборудовано ремнями безопасности и системой регулировки угла наклона спинки. Наружные кресла, расположенные у прохода, могут отодвигаться от кресла соседа у окна. Спинки снабжены откидывающимся столиком с подстаканником, поручнем, сеткой для мелкой ручной клади и выдвижными подножками. Над каждым пассажиром расположены лампа индивидуального освещения, дефлектор вентиляции, гнездо для штекера наушников, кнопка включения звука. Летом — кондиционер. Зимой — автономный подогреватель салона и двигателя. Очень удачно подобрано освещение в салоне. Имеется два варианта: дневное и ночное.

Скоротать время в длительной поездке помогут два монитора, подключенные к видеосистеме.
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

Путешествия на таких автобусах, как правило, долгие, и в машине для пассажиров предусмотрен холодильник, два монитора для просмотра фильмов и развлекательных программ, магнитола с CD-проигрывателем, бар для приготовления кофе, чая, разогрева съестного и биотуалет.

 

А чтобы багаж не мешал путешествию, для него определили место в нижней части автобуса — целых 10,5 м3. Доступ к багажному отделению осуществляется через четыре больших люка.С комфортом водителя оказалось немного сложнее. Нет, удобно устроиться за рулем может водитель любой комплекции и роста. Удобное мягкое анатомическое кресло со всеми уровнями регулировок, с подголовником, подлокотником, на пневмоподвеске. Рулевая колонка тоже регулируемая, и в любом ее положении хорошо видны контрольные приборы на панели.

На первый взгляд, компоновка панели приборов не многим отличается от панелей приборов европейских аналогов. Все приборы, рычаги и клавиши управления находятся в зоне вытянутой руки водителя. Левая сторона панели определяет весь спектр управления системами автобуса. Центральная консоль отдана под установку аудио- и видеосистем, блока управления кондиционером и микрофона для экскурсовода. От встречных лучей солнца водителя защищает солнцезащитная шторка с электроприводом.

В салоне пассажиры располагаются в удобных креслах с поднимающимися и складывающимися подлокотниками.
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

В общем, для тысячекилометровых пробегов в автобусе МАЗ-251050 комфорт водителю обеспечен. Даже для сменного водителя есть спальное место. Но для того, чтобы выйти из-за руля, водителю надо повернуть вправо кресло и… сразу наткнуться на центральную консоль и рычаг переключения передач. А перешагивать через рычаг — не очень приятное занятие.

 

«Лайнер» дальних дорог

Для ходовых испытаний автобуса МАЗ-251050, несмотря на зимний месяц, погода была практически идеальная: плюсовая температура, сухой асфальт… Так и хотелось добавить: травка зеленеет, солнышко блестит… Солнышко, конечно, не блестело, но травка действительно зеленела. Аномалия во всей красе.

За рулем минского автобуса хочется ехать вперед и вперед. Что мы, собственно, и предприняли.

Разгонная динамика автобуса в состоянии снаряженной массы, т.е. пустого, оказалась очень приличной: 13 с до 60 км/ч с места. Ракета, да и только. Этому результату способствует не только грамотно подобранные передаточные числа коробки передач и главной передачи, но и хорошее переключение рычага КП, поскольку в режиме разгона необходимо быстро и точно переключать передачи. Любой сбой, и замеры начинаются заново. Справедливости ради надо сказать, что особой заслуги специалистов МАЗа в такой хорошей разгонной динамике, да и просто в динамических характеристиках автобуса, нет. Ведь коробка передач — ZF, а ведущий мост — MAN.

Golden Dragon XML6127 Grand Cruiser
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

При старте с места, и на крейсерской скорости работающего двигателя практически не слышно, и вибрация от его работы на корпус не передается, что означает применение отличного виброшумопоглощающего материала. Не очень отличается динамика разгона автобуса полной массы около 20 тонн от пустого весом около 15 тонн. Машина снаряженной массы разгоняется до 60 км/ч с места на 1,5 с быстрее, чем груженая.

 

Управляется такой большой автобус легко и без напряжения. Усилие на руль, по моему мнению, было минимальным.

Устойчивость минского автобуса находится тоже на высоком уровне. Такая модель движения, как переставка, не дает отрицательных результатов по сносу задней части автобуса. Он обладает отменной курсовой устойчивостью.

Если на заднем мосту от MAN все фирменное, в том числе и стабилизатор поперечной устойчивости, то передний мост — оригинальная конструкция.

Откидное кресло справа от водителя, будь на нем сменщик или экскурсовод, практически такое же, как и на минском автобусе.
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

При массе около 15 тонн разгон до максимальной скорости прекратился на цифре 142,1 км/ч. Это и есть максимальная скорость автобуса МАЗ-251050 в снаряженном состоянии. При этом расход топлива составил 43,1 л/100 км. Очень неплохо для автобуса большого класса.

 

Естественно, автобус снабжен антиблокировочной системой тормозов, антипробуксовочной системой, системой контроля устойчивости и круиз-контролем.

Производитель гарантирует ресурс не менее 2 млн км пробега.

Так что МАЗ-251050 полностью соответствует европейскому уровню. Стоимость минского лайнера — 250 тыс. евро, и он вполне может составить конкуренцию европейским аналогам. Цена, конечно, немалая для российских и китайских «одноклассников», но все равно ниже европейских.

Московская зима китайского «Дракона»

Китайский автобус большого класса Golden Dragon XML6127

Grand Cruiser редакционная тест-группа должна была испытывать точно в таких же климатических условиях, как и минский автобус. Однако не успели. Повалил снег, температура упала в минус, и зима, наконец, вступила в свои права. Но нам от этого легче не стало: отменить испытания мы уже не могли. Сразу заметим: зимние замеры соответствуют действительности, которые корректируются погрешностями, оговоренными в ГОСТ 20306-90.

Панель приборов оформлена в непривычном стиле. Однако это не умаляет ее функциональность.
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

Автобус смотрит на нас своей улыбчивой зеркальной оптикой. Кажется, в искусстве создания дружелюбных, радующих глаз дизайнерских решений китайские конструкторы точно могут дать мастер-класс всему Старому свету. Хотя, по сравнению с минским «Туристом», дизайн кузова у него более скромен.

 

Передняя маска имеет большое панорамное ветровое стекло, но немного меньше по общей площади, чем у минчанина. Но это не говорит о том, что обзорность у Grand Cruiser хуже. Во всяком случае, она cоответствует стандартам, как российским, так и европейским.

Наружные зеркала заднего вида собраны в блок, состоящий из двух зеркал, а не из трех, как на МАЗ-251050. Однако и они имеют электрообогрев и электрорегулировку. Кронштейны зеркал, мало того, что вынесены по европейской моде, их места крепления к кузову оснащены фонарями сигналов поворотов. Необычно.

С «аверса» автобуса интересны раздельная точечная светотехника, собранная в блок, и видеокамера, облегчающая движение назад.

В китайском автобусе нет мониторов, как в минском, но зато установлена оригинальная информационная панель.
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

В салон можно попасть через любую из двух дверей, расположенных в начале и середине салона. Дополнительная выезжающая ступенька, помогает подняться в салон.

 

Пассажирские сиденья китайского «туриста» отличаются от сидений минского автобуса своей формой — они более анатомичны. Все остальное, в смысле регулировок, идентично. Только вот спинки не оборудованы откидными столиками, хотя поручни, сеточка для мелкого багажа и откидные подножки присутствуют. Откидной подстаканник тоже есть на спинке впередистоящих сидений, но он изготовлен из стальной проволоки и на вид какой-то хлипкий. Обивку и дизайн сидений заказчик может выбрать исходя из собственных вкусов.

В качестве опций производитель предлагает стеклопакет, холодильник, кулер, туалет, 17 LCD-монитор. Это для пассажиров, а для водителя — цветной монитор камеры заднего обзора и тахограф.

Багажные полки в салоне Golden Dragon XML6127 Grand Cruiser немного больше, чем в белорусском автобусе, но индивидуальная подсветка, вентиляция и динамик похожи друг на друга. Дежурная подсветка бело-лунного света расположилась на полках для багажа — другого цвета в китайском автобусе я и не ожидал увидеть.

Пассажирские сиденья в салоне китайского автобуса выгодно отличаются своей формой - они более анатомичны
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

Пассажиры могут не беспокоиться о погоде за бортом автобуса, потому что зимой за климат в салоне отвечает автономный отопитель, а летом — кондиционер с очистителем воздуха. Большая площадь остекления позволит пассажирам увидеть все достопримечательности, не пропустив ничего важного.

 

Багажное отделение, расположенное под полом салона, на первом полуэтаже, позволяет путникам взять с собой достаточно объемный скарб, поскольку размер отсека соответствует 9,5 м3 (такой же объем, как у МАЗ-251050).

Рабочее место водителя понравилось: мягкое водительское кресло, руль средних размеров, информативные контрольные приборы. Причем панель и комбинация приборов — в очень необычном художественном исполнении. Хотя это не мешает функциональности панели приборов.

Несмотря на удобное анатомическое водительское кресло на пневмоподвеске с кучей регулировок, вправо оно не поворачивается, как на минском автобусе. Впрочем, на китайском автобусе это и не нужно, выходить водителю со своего места и так удобно.

Так же, как и комфортно устроиться за рулем, поскольку рулевая колонка регулируется и по высоте, и по углу наклона. Однако с моим ростом в 175 см комфорта не хватило. Мне необходимо было поднять сиденье на максимальную высоту, как и рулевую колонку. В таком положении было хорошо видно комбинацию приборов. Ниже их не увидишь, выше — не регулируются ни сиденье, ни рулевая колонка. Спинку кресла при такой регулировке откинуть не удается, поскольку мешает перегородка, как и при переключении рычага КП. Вернее, при включении 6-й передачи (локтем ударяешься о перегородку). В процессе испытаний удалось приноровиться отводить локоть в сторону, но это было неудобно.

Так решены наружные зеркала заднего вида на минском автобусе.
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

Педальный блок установлен вроде бы удобно, но без замеров сказать о его соответствии отечественным стандартам невозможно.

 

Солнцезащитная шторка не имеет электрического привода, и поэтому водитель по старинке ручками ее опускает и дергает за шнурок, убирая ее.

Зато водителю китайского «туриста» не надо при движении задним ходом все время, как говорят, «шарить» глазами по зеркалам. Стоит включить заднюю передачу, как включается цветной монитор на центральной консоли панели приборов, и водитель, глядя в него, видит, куда сдает задним ходом.

А в самом верху задка автобуса расположена видеокамера, которая и является «глазами» водителя при движении машины задним ходом.

Силовые агрегаты расположились по классической компоновке для автобусов данного типа. Это ведущий задний мост и двигатель, расположенный за ним в корме автобуса.

В моторном отсеке, где установлен 6-цилиндровый рядный дизель Cummins CKD C300?20 мощностью 300 л.с, соответствующий экологическому стандарту Euro 2, так много свободного места, что может поместиться человек. Впрочем, так же, как и в моторном отсеке минского автобуса. Общим можно назвать и возможность установки моторов других фирм: Nissan, Steyr или же двигателя оригинального производства Yuchai.

Зеркала заднего вида на китайском автобусе.
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

Отсек оснащен системой пожаротушения, также здесь имеются концевой выключатель, блокирующий пуск двигателя при открытом капоте, и светильник, который может пригодиться, если возникнут проблемы с двигателем в дороге.

 

Агрегаты трансмиссии могут быть, по желанию заказчика, производства ZF либо VOITH, — как автоматическими, так и механическими. В нашем случае Cummins агрегатировался с 6?ступенчатой коробкой передач ZF.

Шасси автобуса оборудовано современной 4-опорной пневмоподвеской. Тормозные механизмы WABCO могут работать в паре с трансмиссионным тормозом типа ретардер TELMA.

Верхом на «Драконе»

Снежный покров внес свои коррективы в наши испытания. Максимальную скорость замерить уже нельзя, динамику тоже, да и выбег… Ну, с этим элементом мы все же справились.

В общем, полноценного сравнения «туриста» из Поднебесной с МАЗ-251050 не получилось. Да и катали его только с полной массой 16,5 тонны, но, тем не менее, кое-что выяснили.

Задние габаритные фонари выполнены в одном стилистическом решении, без затей. Так они выглядят на минском автобусе.
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

Разгонная динамика у Grand Crui­ser хорошая: плавная, но уверенная. При спокойной езде переключение передач тоже плавное, без поисков необходимой передачи. Управляемость на оценку «хорошо»: усилие на руле небольшое, почти как на легковом автомобиле. Попытались даже на снежной дороге исполнить «переставку», однако поняли, что погорячились: задок сорвало в занос моментально. Правда, «поймать» автобус на курсовую оказалось легко скоростным рулением, благо баранка небольшого диаметра. Автобус быстро стабилизировался. Но при этом выяснилось, что система стабилизации курсовой устойчивости, в отличие от МАЗ-251050, на Golden Dragon XML6127 не установлена. Впрочем, как и ABS. В стандартной комплектации на китайском автобусе таких систем нет, но их можно установить, естественно, за отдельную оплату. И это будет полноценный автобус дальнего следования (или для экскурсий).

 

Очень понравился двигатель Cum­mins. Работает ровненько, без провалов при разгоне и сбросе скорости. В принципе, Cummins тем и славится, что эластичен и на низких, и на высоких оборотах. Педалью газа можно «играть» без напряжения и рывков. Очень информативная педаль газа.

4-опорная подвеска у тестируемого автобуса, как говорят китайские специалисты, прогрессивна по своей конструкции и имеет четыре пневмобаллона. Правда, эта самая пневмоподвеска Golden Dragon погромыхивает, как у ЛиАЗа-677.

Заключение

Задние габаритные фонари на китайском автобусе.
© Александр Ерохин и Сергей Крестов

 

В руках редакционной тест-группы побывало два автобуса большого класса: белорусский МАЗ-251050 и китайский Golden Dragon XML6127 Grand Cruiser. Оба автобуса полностью соответствуют своему назначению. Однако МАЗ-251050 — более европейский и вполне соответствует уровню европейских производителей по дизайну, конструкции, техническим параметрам и ходовым качествам. Что касается Golden Dragon XML6127 Grand Cruiser, то любой автобусный художник-конструктор сразу обратит внимание на дизайн китайского «туриста». Он волне соответствует критериям и тенденции автостроителей из Юго-Восточной Азии: «костюмчик» у автобуса более строгий. Это не означает, что китайский автобус хуже минского. По комфорту пассажиров и водителя он даже превосходит белоруса. Однако по технической оснащенности и ходовым качествам китайский «дальнобойщик» проигрывает своему белорусскому коллеге. МАЗ-251050 «нашпигован» системами электронного управления и диагностики. Golden Dragon XML6127 Grand Cruiser в этом аспекте выглядит гораздо скромнее.

 

Серьезное замечание к рабочему месту водителя у минского автобуса, поскольку садиться за руль и выходить из-за него действительно неудобно. Скорее всего, рычаг переключения передач надо сдвинуть на 100 мм назад и перегородку за спинкой водительского кресла сделать более узкой, чтобы водитель не ударялся об нее рукой при переключении передач. Центральную консоль панели приборов тоже надо скомпоновать плотнее, чтобы она не так далеко выступала в салон. В этом случае будет оправдана поворотная конструкция водительского сиденья.

Golden Dragon XML6127 Grand Cruiser в плане эргономики водительского места тоже требует осмысленного конструкторского подхода. В первую очередь, необходимо увеличить регулировочные углы наклона рулевой колонки и нивелировать регулировочные ходы водительского кресла. Далее, решить проблему включения шестой передачи, поскольку при ее включении локоть руки водителя ударяется в перегородку. И водительское левое стекло надо делать с токообогревом.

В остальном машины хорошие практически по всем параметрам.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное