Top.Mail.Ru
Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее

фото: автора и фирм-производителей / 15.10.2020
Сезон нанесения дорожной разметки подходит к завершению. Пока на юге страны еще малярничают, северные регионы свою специализированную технику начали прятать от непогоды и первого снега в боксы и под навесы…

Валентин Ожго

У горизонтальной разметки самый маленький ресурс живучести среди всей визуальной атрибутики, направленной на обеспечение безопасности движения. Россия не исключение. У наших специализированных предприятий машин разметки хватает, чего не скажешь про технику последнего поколения. Толковых производителей такого сегмента ТС на нашем рынке немного. Если смотреть на зарубежную номенклатуру ввоза, то в ней чаще всего встречается техника с маркировкой Borum (Дания), Hofmann и Winter (Германия), Graco (США) и др. Среди российских производителей в рейтинговых позициях держатся всего два завода. Один — «Спецдортехника» из Саратова с машинами серии «Стрела», а второй — «Тау-С» из Смоленска с магистральными разметочными машинами семейства «Виннер». К «своим» можно причислить и фирму «Строительная техника и материалы» (СТиМ) из Бреста с ее «Шмелями» на автомобильном шасси и самоходками «Контур».

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее
Установка Borum с оборудованием для нанесения пластиковой разметки на шасси Iveco Eurocargo.

Никто из перечисленных не скрывает, что «малярство» временное. Даже на самых современных дорожных объектах с этим приходится мириться. Через год-два придется перелицовывать всю разметку автодорожной части Крымского моста. Пойдут все те же самоходные разметочные машины на шасси типа «Стрела», Graco, самоходки Hofmann H33 и другие, способные нанести слои разметки из термопластиковых полос с добавлением тех самых стеклянных шариков, дающих высокий коэффициент отражения под фарами в любое время суток и при разных условиях видимости.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее
Эмали для разметки хотя и самые дешевые, но по ресурсу они самые недолговечные.

После износа придется стесать фрезой на автодорожной части моста остатки нанесенных в 2018 году линий общей протяженностью около 117 км. Там по две полосы в каждом направлении. Краевые линии имеют 20 см в ширину, осевые — 15 см. Что останется от заданной первоначальной толщины слоя (около 4 мм) через два-три года, судить трудно. Износ уже пошел — трафик приличный. По состоянию на 1 сентября через мост, начиная с 16 мая 2018 года, проехало около 11,5 млн машин, что уже частично сказалось на толщине пласта.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее
Такой парк разметочной техники, как у компании «БРИЗ-Центр», имеется далеко не в каждом регионе…

Погодные условия здесь не столь агрессивные, крымский климат мягче, и это положительно скажется на «малярной аппликации», чего не скажешь про северные регионы. Тот же термопластик, износостойкость которого где-то в 5–7 раз превышает срок службы дорожных красок и который так активно используется дорожными службами всего мира, в российских условиях выдерживает по ГОСТу лишь 20 переходов через ноль по Цельсию. А их весной иногда и за месяц может быть столько же и даже больше.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее
Пешеходная зона с желтыми полосами хорошо контрастирует в цветах зимней колористики.

ЕСЛИ ХОРОШЕЕ, ТО — НАДОЛГО

Упомянутый выше производитель разметочных машин Hofmann обосновался у нас очень прочно. Как уточнили редакции «Автопарка» в компании Dormarker+, динамика продаж последние пять-семь лет была стабильной, но теперь ситуация из-за пандемии изменилась. В этом году план продаж выполнен не полностью, но год еще не закончился, есть надежда на лучшее. Тем более что появилась модель H33‑4 со сменой экструдера слева направо и обратно в течение 5–10 минут. Из-за пандемии ввезти новинку в Россию у Dormarker+ пока не получилось, но потенциальные клиенты машиной уже заинтересовались.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее
На отслужившую свое, но еще в рабочем состоянии ходовую базу Hofmann Н33D поставили новенькую установку для нанесения разметки Graco GH 833.

Привлекательность в том, что исполнение H33‑4 удобнее в плане безопасности, поскольку в операционном процессе можно обойтись без выезда на встречную полосу. Пока такая техника еще на полпути к нам, в регионах достойно служат машины предыдущих поколений, отрабатывая сверх паспортных нормативов по 2–3 ресурса. Правда, их эффективность оставляет желать лучшего: во-первых, старые машины имели воздушный принцип действия — компрессор создавал в баке давление, и краска через пистолет распылялась на дорогу. Это не очень экономично, КПД низкий. Во-вторых, много краски улетает в воздух, что увеличивает расход материала. Поэтому сейчас используют насосы, которые под высоким давлением просто вбивают краску в асфальт.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее

Встречаются и «комбинашки», когда на старые самоходки местные Кулибины ставят новое оборудование других производителей. Автор этих строк в одном из курортных городов у Черного моря не смог пройти мимо «инженерного шедевра», где на «немца» посадили «американца»: на отслужившую немецкую модель Hofmann Н33D местные умельцы поставили новенькую гидравлическую установку для нанесения разметки Graco GH 833. Американский производитель продает готовые комплекты, которые можно ставить на любую ходовую базу, даже на пикапы. Правда, поставляет такое оборудование без емкости для краски. В России самая старенькая машина работает в Оренбурге, где Hofmann 1993 года выпуска ходит с насосом Graco.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее

В ГРУППЕ МАЛЕНЬКИХ ТИРАЖЕЙ

Отечественные производители тоже не отсиживаются. Революционного прорыва с инновациями в нынешнем сезоне нет, но сбыт идет. Только в первой половине сентября «Спецдортехника» сообщила об отправке трех разметочных машин. Модель «Стрела-К» для нанесения горизонтальной разметки методом высокого давления (ручной, полуавтоматический и автоматический режим) по-прежнему лидирует в спросе. Она имеет автономную силовую установку, тележку с двумя форсунками под краску и стеклошарики, ручной пистолет-краскорас-пылитель с 15‑метровым рукавом. Есть также интеллектуальные наборы — блок управления с журналом производства работ, датчики измерения объема расхода краски и движения стеклошариков.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее
Самоходка Hofmann Н33‑4 с системой смены экструдера слева направо и наоборот.

В Пензу ушла модель «Стрела-К», установка которой смонтирована на шасси «Газель Next». Туда в стандартную комплектацию добавлен насос для перекачки краски. Дорожники Сыктывкара получили «Стрелу» на шасси обычной «Газели» в комплекте с планшетом и специальной программой для оценки степени износа разметки.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее
Белорусский «Шмель 11Б» из Бреста с маркировкой завода «СТиМ».

К «малярам» Хабаровска отправлена «Стрела» для нанесения дорожной разметки термопластиком с двумя экструдерными головками. Эту установку разместили в кузове популярного в регионе грузовика Hyundai HD 78. Здесь зафиксирован широкий размах комплектации: заказчик взял дополнительно беспроводную гарнитуру для связи оператора, работающего за постом управления в кузове, с водителем в кабине «корейца», а также гидравлический подъемник и комплект котлов «Горыныч» для приготовления термопластика.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее

С КРАСКАМИ ПОРА РАССТАВАТЬСЯ

От краски наши дорожники постепенно уходят. Она хотя и самая дешевая, но по ресурсу еще и самая недолговечная. Как ответили «Автопарку» в «Росавтодоре», подрядчик обязан восстановить изношенную разметку, если площадь истирания нанесенных краской (эмалью) линий составляет 50 %, пластиковых слоев — 25 %.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее
Желто-белый окрас пешеходных переходов хорошо вписался в городскую среду.

По календарным срокам требования еще жестче. Выполненная из термопластика, холодного пластика с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучных форм, полимерных лент разметка должна выполнять свои функции не менее одного года. Что касается «малярства» с термопластиками, холодными пластиками толщиной слоя менее 1,5 мм, там жизненный цикл составляет минимум 6 месяцев, а с красками (эмалями) — в два раза меньше.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее

С прошлого года предприятия «Росавтодора» начали применять краски на водной основе, снижающие вредные выбросы в атмосферу за счет уменьшения содержания растворителей. В 2020 г. в арсенале появились термопластики в гранулах. По сути, это полуфабрикат, который подогревают и наносят на проезжую часть — так уходит значительно меньше времени по сравнению с другими видами материалов, а долговечность повышается.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее
Разметочная машина «Стрела-К» завода «Спецдортехника» на шасси «Газель Next» перед отправкой в Пензу.

Позаимствованный скандинавский опыт с желтой разметкой оправдался: в снежный сезон желтые линии разметки видны даже при сильных осадках, как при дневном, так и при искусственном ночном освещении дороги. Оправдалось обустройство новой разметки со структурной или профильной поверхностью, которую лучше видно на трассе в темное время суток и осадков. Кроме того, повышается коэффициент сцепления колес с такими местами, а также из-за вибрационного и шумового эффекта при наезде автомобиля на разметку с объемным покрытием водитель понимает, что пересек ее границы.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее
Помимо автономной силовой установки «Стрела-К» получила тележку с двумя форсунками под краску и стеклошарики, ручной пистолет-краскораспылитель.

Весьма показательный опыт внедрения инноваций в дорожном «малярстве» накопила сибирская компания «БРИЗ-Центр» из Красноярска. Услугами ее выездных бригад по обустройству дорожной разметки уже не один год пользуются не только в крае, но и в 12 регионах России. Зачастую самые передовые технологии и методики здесь запускают в дело быстрее, чем в Москве и Питере. Там едва ли не первыми в России освоили технологии устройства шумовых полос, структурной разметки, 3D-разметки и многое другое.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее
«БРИЗ-Центр» одним из первых в Восточной Сибири начал применять желтые эмали для разметки автотрасс региона.

Как сообщила редакции Марина Шиликова из пресс-службы предприятия, теперь специалисты компании привнесли на свои объекты еще и интеллектуальные наработки. Благо, опыта, умения и техники, материалов и освоенных методик имеется предостаточно. Только парк спецтехники здесь насчитывает 39 разметочных машин с маркировкой Hofmann, «ТАУ-С», «СТиМ». Есть даже гидробластер для удаления старой разметки и битумных пятен водой под высоким давлением, который удешевил процесс в два раза в сравнении с фрезой.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее

Безмолвная доныне разметка стала у сибиряков не только источать шумы и даже наигрывать мелодии при наезде колес, но еще и заиграла светодиодными огнями. Такая же экспериментальная проекционная дорожная разметка появилась на 12 участках регио-нальной сети в Свердловской области в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Маркировка, создавая яркие световые коридоры, высвечивается с помощью светодиодных проекторов с цветными фильтрами и заметна при любой погоде. Она не сотрется со временем, хорошо заметна в темное время суток при любой погоде.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее

Евгений Петрюк,
директор компании «БРИЗ-Центр»

Мы стараемся отслеживать мировые тенденции, пользуемся опытом других стран и городов, разрабатываем собственные способы усилить влияние разметки. В этом сезоне ряд новинок, которые мы применяли, связан со световой индикацией. Так, на участках трассы с большой аварийностью по осевой линии вмонтировали в асфальт синхронные светящиеся маркеры. Даже в темноте это дает автомобилистам полное понимание, как выглядит участок дороги. Маркеры автономны — аккумуляторы заряжаются за счет солнечных батарей и начинают работать, когда уровень солнечного света падает ниже определенного показателя. Это регулируется датчиком уровня освещенности. Также мы установили на дорогах Красноярского края проекционную «зебру» и проекционную красную стоп-линию в аварийно-опасных местах. Светящиеся полосы не заменяют традиционную разметку, а дополняют ее. Проекция видна на расстоянии как минимум 150 м, даже ночью и в плохую погоду. Такие инновации уменьшают риск возникновения ДТП.

Машины для дорожной разметки: какая техника делает российские дороги безопаснее

Виктор Чапладюк
водитель с 40-летним стажем

Для водителя результат плачевный, когда разметка истерта шинами или вообще отсутствует, а ты едешь в темное время. Налицо и дискомфорт, и снижение безопасности движения. Вот попробуйте ночью по дороге проехать хотя бы два десятка километров без осевой линии разметки даже не на длиннющей фуре, а на обычном самосвале — глаза на лоб вылезут держаться полосы, расходиться со встречным транспортом. Да еще при этом нужно остерегаться правой стороны проезжей части, по которой, дабы не испачкать туфли в грязи на обочине, кто-то вышагивает с дискотеки в соседнем селе. Потому-то к появившимся на дороге машинам дорожной разметки у меня более дружелюбное отношение, нежели к асфальтовым каткам на ямочном ремонте. Может, это чисто психологический фактор, но лично я расцениваю разметку как помощника: постоянно находящиеся в поле зрения очерченные линии позволяют визуально держаться не только в пределах полосы, но и в позволенных рамках ПДД.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное