string(57) "https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2019/10/00_maks.jpg"

Вертолёт Aurus и другие «автопремьеры» выставки MAKS-2019

текст: Максим Приходько / фото: автора / 27.11.2019
Все самолеты приземляются. Встречают и принимают их специальные автомобили. При помощи машин лайнеры моют, заправляют, обслуживают, буксируют. Так что, первым делом, конечно, самолеты. Но потом идут вовсе не девушки, как поется в песне. Потом — автомобили.

Белый большой самолетище вдруг изящно встал на крыло и пронесся боком над трибунами авиасалона, словно был не банальным пассажирским воздушным автобусом, а небольшим шустрым истребителем. «Во дае-ет…» — с восхищением синхронно выдохнули рядом со мной отец с сыном-школьником. Возможно, то же самое сказали друг другу и наш президент со своим турецким коллегой. Они, отец с сыном, и все, кто пришел на авиасалон MAKS-2019, наверняка отметили высший пилотаж, выполненный на новом МС-21 300. К воздушным пируэтам военной техники уже привыкли. Хорошо, что на нынешнем салоне нам показали нечто совсем противоположное и оттого не менее сильное в зрелищном плане.

На этом фото лимузин Aurus не главное действующее лицо. Главный здесь — вертолет на заднем плане. Это VIP-исполнение винтокрылой машины «Ансат», версия Aurus.

Но меня интересуют автомобили. Первым делом иду к стенду с заслуженными трудягами — машинам производства Жуковского машиностроительного завода. Все знают и помнят их со времен СССР. В гражданских гаванях эти машины пронзительно-желтого цвета, их военные собратья «затянуты» в защитный зеленый. Аэродромная спецтехника завода, которому в этом году исполняется 80 лет, и сейчас не затерялась на фоне импортных одноклассников, хотя «поголовье» последних сильно возросло. Впрочем, на военных авиабазах «иностранцев» не встретить, там несет службу исключительно наша, российская техника.

Рабочее место диспетчеров-операторов мобильного комплекса. За стенкой — генератор и модульная начинка комплекса. Все сделано в России.

На шасси «Урал-4320» установлен АПА-5ДМ — электроагрегат подвижный авиационный. Он предназначен для запуска авиационных двигателей и питания бортовой авиационной электроаппаратуры. По системе переменного трехфазного тока он способен выдавать мощность 60 кВА. Для примера: этого хватит, чтобы почти сутки питать мощный бытовой кондиционер, который будет холодить на полную катушку все это время. Подобная машина может работать, как принято говорить в авиации, с двумя бортами одновременно. В экстренных случаях «зарядник» способен буксировать небольшой самолет. Рядом с ним родной брат по полноприводному шасси, воздухозаправщик ВЗ 20‑350. На миасской основе установлена заправочная установка для хранения, транспортировки и раздачи воздуха и азота потребителям — так на языке авиатехников зовут всё, что летает и может быть подключено к «продавцу воздуха». Для справки: отпуск газа идет под давлением от 0 до 320 бар.

АПА 5ДМ на шасси «Урал-4320». Машина отвечает за групповой электростартерный запуск авиадвигателей и питания бортовой аппаратуры в наземных условиях.

Современный подход к управлению организацией воздушного движения показала российская компания «Нита». Это новинка выставки MAKS-2019. На базе фургона Volkswagen Crafter новой генерации смонтирован мобильный пункт управления полетами. При его помощи можно сопровождать до 30 самолетов в случае, если стационарный пост управления по каким-то причинам вышел из строя. Либо такой комплекс может быть придан в помощь наземному. Автомобильная «башня» полностью автономна в работе, на борту фургона помимо мест для комфортной работы двух диспетчеров-операторов установлена малогабаритная электростанция и другое необходимое оборудование. Что касается шасси, то это «Крафтер» с длинной колесной базой и высокой крышей. Впрочем, такой объем оборудования в фургон со стандартной колесной базой и крышей просто не влезет.

Volkswagen Crafter и мобильный пункт управления полетами. Точно такой же в скором времени поедет работать в Самару.

Какая машина доставляет самолет на взлетку и первой же встречает? Это аэродромно-буксировочный тягач. Огромные, рычащие дизельным выхлопом чудовища постепенно уходят в прошлое. На смену им идут авиационно-буксировочные комплексы, как АБК от российского предприятия «Авиаспецмаш». У него и имя подходящее, «Геркулес». Главный конек такой техники — уход от традиционной связки в виде водила между воздушным судном и буксировщиком. Безводильный тягач существенно сокращает время буксировки самолета массой до 80 тонн, так как сам захватывает переднюю стойку самолета и приподнимает ее над поверхностью. Машина может использоваться в закрытых ангарах — есть версия на электротяге, а не на дизельном топливе. Кроме того, «Геркулес» можно научить ориентироваться на аэродроме без помощи оператора-водителя либо снабдить тягач системой дистанционного управления по радиоканалу. Кабину с рабочим местом оператора можно переставлять на тягаче по месту.

Аэродромно-буксировочный тягач «Геркулес». Подобных разработок на Западе много. У нас это первая ласточка. Есть версия на электромоторе.

Подобная техника никогда не выезжает на дороги общего пользования, чего не скажешь о следующем экспонате авиасалона — мобильном комплексе противодействия беспилотникам, «Сапсан-Бекас» от концерна «Автоматика». Ему так и просится защитная окраска, а не небесно-голубой колер. Начинка, установленная в базовом фургоне «ГАЗель Next», защищает охраняемые объекты или территории от вторжения беспилотных летательных аппаратов. Система включает в себя блок радиотехнического обнаружения и пеленгации, сопровождение и подсистему радиоподавления. Проще говоря, из недр этой «ГАЗели» можно перехватить сигнал управления чужим беспилотником и «прицепить» к себе, посадив туда, куда надо. В крайнем случае чужой беспилотник можно сбить. В качестве приятного бонуса — комплекс можно дооснастить малогабаритным беспилотным вертолетом с очень широким кругом навесного оборудования. Теперь вы понимаете, почему подобного рода начинка базируется только на отечественном шасси?

На заднем плане «ГАЗель Next», носитель комплекса борьбы с беспилотниками «Сапсан-Бекас». На переднем — глаза и уши установки, беспилотный вертолет «Горизонт Эйр S-100».

Следующему транспортному средству дороги вообще не нужны. Несколько необычно было видеть гусеничный легкий вездеход среди самолетов и вертолетов, но из песни слов не выкинешь. Тем более что слова эти придумали в отечественном ВПК. Перед вами снегоболотоход-амфибия Terranica от завода «Сапфир». В движение эту «танкетку» гражданской наружности приводит 2‑литровый турбодизель. КП — автоматическая, 4‑ступенчатая. Поворот осуществляется при помощи бортовых фрикционов. Гусеницы выполнены из резино-композитного материала. Клиренс — 430 мм. На борт берет от 6 до 8 человек, в зависимости от исполнения. Выставочный образец был цвета хаки, но производитель окрашивает свои вездеходы и в более легкомысленные (то есть заметные) цвета, включая ярко-желтый и алый.

Полноправный участник выставки. Электромобили от компании EWAY. В движение электромотор мощностью до 5 кВт приводят необслуживаемые батареи. Часть моделей собирают в Зеленограде.

Дальше правят бал топливозаправщики. Все, кто часто летает, обычно видят такие запоминающиеся машины из иллюминатора самолета. Но там они проехали и всё, а здесь их можно рассмотреть пристально. На выставке их было аж три: два на шасси MAN и один Mercedes-Benz. Это не новые образцы, это тот класс техники, который активно сейчас эксплуатируется во многих аэрогаванях страны. Хотя нет, полноприводный Mercedes-Benz Actros 3336, на базе которого размещен топливозаправщик ATЗ-12,5 модели 6632 AD — практически единственный представитель в этом классе. Его стезя — «игра на выезде», то есть заправка топливом вертолетов не на родном аэродроме, а за его пределами, либо на дальних стоянках. Заправочной емкости в 12,5 тонн хватит, чтобы заправить под завязку два вертолета. В его спецификации так и сказано: доставка и хранение авиационного топлива, в том числе по дорогам общего пользования, летному полю, грунтовым дорогам и легкому бездорожью. Вот почему вся начинка размещена на полноприводном шасси.

Оставшиеся машины — классический заправщик F-TA 20 на шасси MAN TGS 35.360, возит 20 тонн топлива. Второй, гидрантный диспенсер HD на базе среднетоннажника MAN TGL 8‑180. В отличие от своего собрата с топливной цистерной, этот заправляет самолет, выкачивая керосин из подземных магистралей, проложенных под летным полем. Зато первый, который со своей емкостью, может не только закачивать топливо, но и откачивать его из воздушного судна — не все «бочки» так умеют. Характерная черта машин — система блокировки движения Interlock. Заправочная система диагностирует себя по 14 точкам, прежде чем дает запустить водителю двигатель грузовика и отъехать от заправляемого самолета.

Топливозаправщик F-TA 20 на шасси MAN TGS 35.360. Все оборудование немецкое, трудится в России.
Гидрантный заправщик на базе среднего MAN TGL 8‑180. Максимальная скорость потока через приемный рукав — 2500 л/мин.

Повторю, что все, кто пришли на нынешний авиасалон в Жуковском, в первую очередь интересовались самолетами и вертолетами: военными, гражданскими, времен ВОВ, авиалегендами прошлого и т. д., хотя мне думается, что автоэкспозиция не затерялась на авиационном поле. О некоторых машинах вы уже прочитали. И не забывайте, что очень многие посетители приехали посмотреть на большую авиацию на автомобилях. По официальной статистике MAKS, выставку в дни ее работы посетили 578 810 гостей. Их обслуживали 84 автобуса. Для тех, кто приехал на своей машине, выделили две парковки на 8 и 12 тысяч машиномест. Пустых, кстати, почти не было, значит, автомобиль можно смело назвать героем второго плана этой выставки.

Обсуждение закрыто.

Статьи по теме
Популярное