Все самолеты приземляются. Встречают и принимают их специальные автомобили. При помощи машин лайнеры моют, заправляют, обслуживают, буксируют. Так что, первым делом, конечно, самолеты. Но потом идут вовсе не девушки, как поется в песне. Потом — автомобили.
Максим Приходько
Белый большой самолетище вдруг изящно встал на крыло и пронесся боком над трибунами авиасалона, словно был не банальным пассажирским воздушным автобусом, а небольшим шустрым истребителем. «Во дае-ет…» — с восхищением синхронно выдохнули рядом со мной отец с сыном-школьником. Возможно, то же самое сказали друг другу и наш президент со своим турецким коллегой. Они, отец с сыном, и все, кто пришел на авиасалон MAKS-2019, наверняка отметили высший пилотаж, выполненный на новом МС-21 300. К воздушным пируэтам военной техники уже привыкли. Хорошо, что на нынешнем салоне нам показали нечто совсем противоположное и оттого не менее сильное в зрелищном плане.
Но меня интересуют автомобили. Первым делом иду к стенду с заслуженными трудягами — машинам производства Жуковского машиностроительного завода. Все знают и помнят их со времен СССР. В гражданских гаванях эти машины пронзительно-желтого цвета, их военные собратья «затянуты» в защитный зеленый. Аэродромная спецтехника завода, которому в этом году исполняется 80 лет, и сейчас не затерялась на фоне импортных одноклассников, хотя «поголовье» последних сильно возросло. Впрочем, на военных авиабазах «иностранцев» не встретить, там несет службу исключительно наша, российская техника.
На шасси «Урал-4320» установлен АПА-5ДМ — электроагрегат подвижный авиационный. Он предназначен для запуска авиационных двигателей и питания бортовой авиационной электроаппаратуры. По системе переменного трехфазного тока он способен выдавать мощность 60 кВА. Для примера: этого хватит, чтобы почти сутки питать мощный бытовой кондиционер, который будет холодить на полную катушку все это время. Подобная машина может работать, как принято говорить в авиации, с двумя бортами одновременно. В экстренных случаях «зарядник» способен буксировать небольшой самолет. Рядом с ним родной брат по полноприводному шасси, воздухозаправщик ВЗ 20‑350. На миасской основе установлена заправочная установка для хранения, транспортировки и раздачи воздуха и азота потребителям — так на языке авиатехников зовут всё, что летает и может быть подключено к «продавцу воздуха». Для справки: отпуск газа идет под давлением от 0 до 320 бар.
Современный подход к управлению организацией воздушного движения показала российская компания «Нита». Это новинка выставки MAKS-2019. На базе фургона Volkswagen Crafter новой генерации смонтирован мобильный пункт управления полетами. При его помощи можно сопровождать до 30 самолетов в случае, если стационарный пост управления по каким-то причинам вышел из строя. Либо такой комплекс может быть придан в помощь наземному. Автомобильная «башня» полностью автономна в работе, на борту фургона помимо мест для комфортной работы двух диспетчеров-операторов установлена малогабаритная электростанция и другое необходимое оборудование. Что касается шасси, то это «Крафтер» с длинной колесной базой и высокой крышей. Впрочем, такой объем оборудования в фургон со стандартной колесной базой и крышей просто не влезет.
Какая машина доставляет самолет на взлетку и первой же встречает? Это аэродромно-буксировочный тягач. Огромные, рычащие дизельным выхлопом чудовища постепенно уходят в прошлое. На смену им идут авиационно-буксировочные комплексы, как АБК от российского предприятия «Авиаспецмаш». У него и имя подходящее, «Геркулес». Главный конек такой техники — уход от традиционной связки в виде водила между воздушным судном и буксировщиком. Безводильный тягач существенно сокращает время буксировки самолета массой до 80 тонн, так как сам захватывает переднюю стойку самолета и приподнимает ее над поверхностью. Машина может использоваться в закрытых ангарах — есть версия на электротяге, а не на дизельном топливе. Кроме того, «Геркулес» можно научить ориентироваться на аэродроме без помощи оператора-водителя либо снабдить тягач системой дистанционного управления по радиоканалу. Кабину с рабочим местом оператора можно переставлять на тягаче по месту.
Подобная техника никогда не выезжает на дороги общего пользования, чего не скажешь о следующем экспонате авиасалона — мобильном комплексе противодействия беспилотникам, «Сапсан-Бекас» от концерна «Автоматика». Ему так и просится защитная окраска, а не небесно-голубой колер. Начинка, установленная в базовом фургоне «ГАЗель Next», защищает охраняемые объекты или территории от вторжения беспилотных летательных аппаратов. Система включает в себя блок радиотехнического обнаружения и пеленгации, сопровождение и подсистему радиоподавления. Проще говоря, из недр этой «ГАЗели» можно перехватить сигнал управления чужим беспилотником и «прицепить» к себе, посадив туда, куда надо. В крайнем случае чужой беспилотник можно сбить. В качестве приятного бонуса — комплекс можно дооснастить малогабаритным беспилотным вертолетом с очень широким кругом навесного оборудования. Теперь вы понимаете, почему подобного рода начинка базируется только на отечественном шасси?
Следующему транспортному средству дороги вообще не нужны. Несколько необычно было видеть гусеничный легкий вездеход среди самолетов и вертолетов, но из песни слов не выкинешь. Тем более что слова эти придумали в отечественном ВПК. Перед вами снегоболотоход-амфибия Terranica от завода «Сапфир». В движение эту «танкетку» гражданской наружности приводит 2‑литровый турбодизель. КП — автоматическая, 4‑ступенчатая. Поворот осуществляется при помощи бортовых фрикционов. Гусеницы выполнены из резино-композитного материала. Клиренс — 430 мм. На борт берет от 6 до 8 человек, в зависимости от исполнения. Выставочный образец был цвета хаки, но производитель окрашивает свои вездеходы и в более легкомысленные (то есть заметные) цвета, включая ярко-желтый и алый.
Дальше правят бал топливозаправщики. Все, кто часто летает, обычно видят такие запоминающиеся машины из иллюминатора самолета. Но там они проехали и всё, а здесь их можно рассмотреть пристально. На выставке их было аж три: два на шасси MAN и один Mercedes-Benz. Это не новые образцы, это тот класс техники, который активно сейчас эксплуатируется во многих аэрогаванях страны. Хотя нет, полноприводный Mercedes-Benz Actros 3336, на базе которого размещен топливозаправщик ATЗ-12,5 модели 6632 AD — практически единственный представитель в этом классе. Его стезя — «игра на выезде», то есть заправка топливом вертолетов не на родном аэродроме, а за его пределами, либо на дальних стоянках. Заправочной емкости в 12,5 тонн хватит, чтобы заправить под завязку два вертолета. В его спецификации так и сказано: доставка и хранение авиационного топлива, в том числе по дорогам общего пользования, летному полю, грунтовым дорогам и легкому бездорожью. Вот почему вся начинка размещена на полноприводном шасси.
Оставшиеся машины — классический заправщик F-TA 20 на шасси MAN TGS 35.360, возит 20 тонн топлива. Второй, гидрантный диспенсер HD на базе среднетоннажника MAN TGL 8‑180. В отличие от своего собрата с топливной цистерной, этот заправляет самолет, выкачивая керосин из подземных магистралей, проложенных под летным полем. Зато первый, который со своей емкостью, может не только закачивать топливо, но и откачивать его из воздушного судна — не все «бочки» так умеют. Характерная черта машин — система блокировки движения Interlock. Заправочная система диагностирует себя по 14 точкам, прежде чем дает запустить водителю двигатель грузовика и отъехать от заправляемого самолета.
Повторю, что все, кто пришли на нынешний авиасалон в Жуковском, в первую очередь интересовались самолетами и вертолетами: военными, гражданскими, времен ВОВ, авиалегендами прошлого и т. д., хотя мне думается, что автоэкспозиция не затерялась на авиационном поле. О некоторых машинах вы уже прочитали. И не забывайте, что очень многие посетители приехали посмотреть на большую авиацию на автомобилях. По официальной статистике MAKS, выставку в дни ее работы посетили 578 810 гостей. Их обслуживали 84 автобуса. Для тех, кто приехал на своей машине, выделили две парковки на 8 и 12 тысяч машиномест. Пустых, кстати, почти не было, значит, автомобиль можно смело назвать героем второго плана этой выставки.
Подписка на рассылку материалов Автопарка