Top.Mail.Ru
Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!

Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!

фото: автора / 29.09.2022
Уход с российского рынка европейских производителей прицепного состава подстегнул активность отечественных производителей. Крупнейший из них, машзавод «Тонар», расширил магистральную линейку.

Александр Трохачев

Новые перспективы открывает для себя машиностроительный завод «Тонар» после кризиса на авторынке. Мы побывали на известном предприятии в подмосковной деревне Губино и получили информацию из первых уст.

Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!

ЗАВОД СЕГОДНЯ

Сезон-2022 для машиностроителей Подмосковья начался с рекордных объемов, которых хватило на квартал с хвостиком. В апреле загрузка от привычного уровня упала до 10 %, а к лету спрос восстановился менее чем наполовину. Кроме того, европейские поставщики «заиграли» 35 контейнеров с оплаченными комплектующими. Что это, если не удар под дых?!

Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!
Полуприцеп со сдвижным полом «Тонар SDP3‑89» вмещает до 89 м3 груза.

Показатели отрасли минувшей весной, после начала проведения специальной военной операции на Украине, рухнули основательно, особенно по магистральным моделям. Падение рынка нового прицепного состава по рефрижераторам составило 85 %, по тентованным и шторным — на 60 %. Сортиментовозы, самосвалы и другие модели прицепной спецтехники просели на 40 %. Весь рынок обрушился на 55 %: перевозчики перестали покупать подвижной состав из-за неясности перспектив, изменения экономической ситуации, роста курсов валют, отсутствия готовой техники и в силу других обстоятельств.

Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!
Все полуприцепы «Тонар» производятся на осях собственной конструкции завода.

Впрочем, нет худа без добра. За первые два квартала производство «Тонаров» достигло 2800 ед. техники, что выше аналогичных показателей прошлого года более чем на треть (+35 %). К началу лета число заказов на рефрижераторные, шторные полуприцепы и контейнеровозы составляло около 40 % от обычного уровня. Между тем в номенклатуре предприятия эти модели совокупно занимали около 70 %. Тем не менее руководство МЗ «Тонар» в будущее смотрит с оптимизмом, и на это есть ряд причин.

Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!
Полуприцеп-сортиментовоз «Тонар L3 (9445)». Геометрический объем перевозимого груза 63 м3.

Российский рынок магистральных полуприцепов до весны 2022 года превышал 30 тыс. ед. в год (в лучшие годы — 38 тыс. ед.), и «Тонар» может стать лидером этого сегмента. По крайней мере, у руководства есть намерение в перспективе занять половину этого направления. Европейские производители в ближайшие годы на российский рынок не вернутся, это очевидно. Адекватной замены им из Китая и других стран нет, да и логистика доставки слишком сложная. Организовывать совместное или лицензионное производство — долго, хлопотно, затратно, да и вряд ли оправданно: никто не знает, каким будет коммерческий спрос. В то же время парк прицепной техники в России очень старый. Например, изделий возрастом старше 10 лет — 75 %, в том числе старше 20 лет — 43 %. По-хорошему, большинство из них нуждается в замене: крупные и средние перевозчики редко держат в своем парке возрастную технику, поскольку на нее выше расходы на поддержание в постоянной транспортной готовности. По оценкам экспертов, рост клиентского спроса на магистральные прицепы и полуприцепы придется на 2023 и 2024 гг.

ДЛЯ ОСОБЫХ ПЕРЕВОЗОК

Новейшая модель конца августа 2022 года — контейнерный полуприцеп «Тонар K4‑U» для транспортировки опасных грузов габаритными размерами 12 192 х 2550 х 1104 мм. Его конструкция полностью отвечает Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов ADR (ДОПОГ). По сравнению с ранее выпускавшимися моделями контейнеровозов, 4‑осная модель с высотой седельно-сцепного устройства 1100 мм получила вынесенную вперед четвертую ось с принудительным подъемом. Новинка снаряженной массой 6200 кг способна транспортировать контейнеры основных типов массой до 40 800 кг, в том числе танк-контейнеры под сжиженный природный газ. Конструкторы предусмотрели наличие рамок под таблицы обозначения опасного груза и кофров под огнетушители.

Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!
4‑осный контейнеровоз «Тонар K4‑U» позволяет перевозить на несколько тонн больше груза, чем его 3‑осный аналог в сцепке с седельным тягачом 4х2.

В комплектации нового контейнеровоза с зависимой рычажной подвеской и односкатной ошиновкой на шинах размерностью 385/55R22,5 есть ступичный узел с блок-подшипником, осевые агрегаты собственного производства, манометр для определения нагрузки на осевые агрегаты, ручной клапан регулировки давления. В базовой комплектации завод устанавливает корзину под два запасных колеса. Вся штатная электропроводка экранирована и уложена в гофрированные шланги, обеспечивающие повышенную механическую прочность. Гарантия завода-изготовителя составляет 36 месяцев без ограничения по пробегу. Новинка создана отнюдь не для показа возможностей предприятия — первые шесть «Тонаров K4‑U» отгружены заказчику в Приморский край.

Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!
Дисковый тормоз «Тонар 9043‑3501020» — яркий пример локализации компонентов в России.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Сразу после введения санкций минувшей весной завод испытал сложности с поставками импортной гидравлики Hyva и тормозных систем WАВСО, на горизонте встала стабилизация поставок холодильного оборудования Carrier. При этом из-за отсутствия необходимых комплектующих простоя не случилось. Уже много лет МЗ «Тонар» минимизировал закупку комплектующих европейского производства и после событий 2014 года сделал акцент на локализацию компонентов в России. Это решение было принято при активной позиции технического директора Юрия Вайнштейна и, как показала практика, оказалось весьма дальновидным. Во-первых, закупка европейских узлов и деталей была дорогим удовольствием, Во-вторых, зависимость от европейских поставщиков вносила в производственные планы элемент нестабильности. Эту составляющую решено было исключить. При этом растущий выпуск товарной продукции не позволяет расслабиться и надеяться только на собственные силы — возможности завода не безграничны. Так, в августе 2022‑го «Тонар» начал сотрудничество с крупнейшим дистрибьютором холодильно-отопительных установок Super Snow из КНР.

Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!
На горизонте встала стабилизация поставок холодильного оборудования Carrier.

С 2020 года «Тонар» полностью отказался от использования импортного проката. Остались только небольшие объемы поставок нержавеющей стали из Китая. На российском рынке появился высококачественный прокат «Северстали», Магнитогорского и Новолипецкого металлургических комбинатов. Правда, определенный дефицит с рядом востребованных позиций номенклатуры остается. Речь об износостойком прокате толщиной менее 8 мм (особенно — толщиной 4 мм) и качественной оцинкованной стали в рулонах. Однако и эти проблемы решаются.

Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!
Завод работает в три смены, темп сборки — 34 ед. готовой продукции в сутки.
Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!
На разных производственных участках задействовано 44 промышленных робота.

СДЕЛАНО В 2022‑М

Текущий сезон подчеркнул растущие амбиции предприятия и охарактеризовался целым рядом новинок, о которых наш журнал рассказывал в начале лета. В этом списке: полуприцеп для транспортировки крупногабаритных внедорожных шин «Тонар-9984», шторно-бортовой «Тонар Т3‑13» с подъемной крышей, шторный «Тонар-9888» с подъемной крышей, четырехосная изотерма «Тонар-97855» длиной 16,5 м, изотермический «Тонар R4‑16V» на 41 европалету, рефрижератор-тушевоз «Тонар R3‑13Т», специализированный «Тонар R3‑14EXIII» для опасных грузов, модернизированный универсальный контейнеровоз «Тонар-99891» и др.

Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!
Шторно-бортовой «Тонар Т3‑13» с подъемной крышей.
Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!
Новинка 2022 года — 4‑осный рефрижераторный полуприцеп R4‑16V. Объем кузова 104 м3.
Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!
Полуприцеп разработан с учетом всех требований и санитарных норм для перевозки продуктов питания, требующих соблюдения температурного режима.

В течение нескольких прошедших лет «Тонар» увеличивал объемы производства на 20–25 %, а на пике роста — на 50–70 % в год. Этому способствовали расширение продуктовой линейки и льготный лизинг от государства. На росте объемов выпуска позитивно скажется уход с рынка РФ Schmitz Cargobull, Krone, Koegel и других зарубежных брендов. Китайский прицепной состав в магистральном сегменте отечественными перевозчиками не востребован, а вот турецкие трейлеры и рефы того же Kaesbohrer — вполне. Только в июне рост поставок прицепного состава и комплектующих из Турции прибавил 108 %, что составило примерно 10 % всего рынка и около 30 % объемов импорта.

Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!
Шторный «Тонар-9888» в исполнении TIR.

Сегодня более 1500 сотрудников «Тонара» (в 2019 г. — 800 человек) выпускают свыше 100 моделей прицепного состава. Завод инвестирует около 400 млн руб. в строительство двух новых цехов по производству осевых агрегатов. Их будут выпускать не только для собственных нужд, но и для 57 российских производителей прицепного состава. Разные производственные участки машзавода с 44 промышленными роботами (еще 28 поступят до конца года) работают в три смены, и текущий темп сборки составляет 34 ед. готовой продукции в сутки. Роботы выполняют грунтование и окраску рам и кузовов, помогают в сборке каркасов тентов. К концу 2022 года предприятие намерено взять планку выпуска 40 ед. полуприцепов в сутки. Это позволит увеличить денежный оборот до 20 млрд руб. по отношению к 16 млрд руб. в 2021‑м.

Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!

Возможно, планы придется корректировать, но завод уверенно смотрит в будущее и осваивает новые виды продукции. Например, сейчас полным ходом идут конструкторские работы по созданию полуприцепа-стекловоза. Есть и другие задумки, но говорить о них пока преждевременно.

Магистральная техника МЗ «Тонар». Русские идут!

Юрий Вайнштейн,
технический директор МЗ «Тонар»

В перспективе мы способны набрать темп производства в объеме 50–55 единиц прицепной техники в сутки. При этом нельзя на одной линии выпускать все вперемешку. Производство магистральной, строительной и сельскохозяйственной техники нужно разделить, и мы движемся в этом направлении. При этом отдаем себе отчет в том, что нужно ориентироваться на объем клиентского спроса и рыночные реалии. После кризиса 2008 года рост рынка начался в 2011‑м, и сейчас турбулентность бизнес-пространства сохранится на ближайшие год-два.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное