Автопарк

Главная  /  Автопарк  /  Композитный: автобус с неметаллическим кузовом

Композитный:
автобус с неметаллическим кузовом

Венгерская компания Evopro совместно с Нанотехнологическим центром композитов начали производство низкопольных автобусов с неметаллическим несущим кузовом модульной конструкции. Базовой площадкой для реализации проекта выбран технополис «Москва» на территории бывшего АЗЛК. Первые 50 машин, которые планируется выпустить до конца 2015 года, отправят в Венгрию, а к 2016-му такие автобусы будут производить и для Москвы

В октябре 2014 года Нанотехнологический центр композитов (ОАО «НЦК», совместное предприятие «Холдинговой компании «Композит», Фонда инфраструктурных и образовательных программ РосНано и DowAksa Advanced Composites Holdings) и венгерская частная инжиниринговая компания Evopro подписали соглашение о создании модульных автобусов, кузов которых будет сделан из композитных материалов. Один из вариантов такого транспортного средства — электробус Modulo Medio 8,0 m (EP080) — был представлен на выставке «ЭкспоСити Транс — 2014» в Москве, где вызвал широкий интерес специалистов.

Предлагаемая технология позволяет собирать машины разной длины, набирая их из модулей: переднего — с рабочим местом водителя, заднего — с двигателем и пассажирского модуля

В феврале 2015 года в НЦК состоялась презентация проекта с участием министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова и представителей департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, на которую были приглашены журналисты. Суть проекта заключается в следующем. На территории технополиса «Москва» развернуто производство кузовных элементов из композитов на основе стекловолокна и пропилена. Парк уже введенного в эксплуатацию оборудования позволяет изготавливать композитные компоненты по трем технологиям: вакуумной инфузии, пропитки под давлением и длинноволоконной инжекции. Здесь же осуществляется сборка самих кузовов. Кстати, предлагаемая технология позволяет собирать машины разной длины, набирая их из модулей: переднего — с рабочим местом водителя, заднего — с силовым агрегатом, модуля с дверями и пассажирского модуля. Интересно, что в качестве силового элемента кузова используется особо прочный углепластиковый брус. Пока все изготовленные в России кузова отправляются на экспорт. Их финальная сборка происходит в Венгрии. Похоже, европейские перевозчики тоже проявляют повышенный интерес к таким машинам.

На базе НЦК производятся композитные модули, одновременно осуществляется сборка самих кузовов

ЧТО ТАКОЕ MODULO?

Модель разработана для общественного транспорта. Семейство автобусов Modulo изготавливается на основе модульной технологии, с максимальным варьированием пассажировместимости и с  различными приводами (дизель, газ, электропривод) в соответствии с пожеланиями заказчика. В текущем модельном ряду три варианта исполнения — Optimo, Medio, Minimo — пассажировместимостью от 46 до 98 человек. Особый интерес представляет 9,5-метровый автобус Optimo (EP095), который в перспективе может быть использован в качестве базы для постройки сочлененных автобусов и троллейбусов особо большого класса. Салон Optimo, вмещающий 98 пассажиров (28 мест для сидения), имеет две двери прислонно-поворотного типа шириной 1200 мм, высота уровня пола 280 мм. У передней двери имеется рампа для перевозки инвалидов. Специальная система расположения дверей, увеличенная колесная база (6977 мм) и конструкция несущего кузова из композитных материалов являются полностью венгерской инженерной разработкой. Все автобусы Modulo оснащаются передней независимой подвеской (Raba 270/EVO45), задним портальным мостом (Raba 361) и трансмиссионным электроретардером. Предлагается несколько вариантов силовой установки: дизельный (Cummins ISB 4.5) или газовый (Cummins ISLG 5.9) двигатель плюс АКП Allison, гибрид и электропривод. В варианте с электроприводом используются электромашина мощностью 80 кВт и литий-железофосфатные аккумуляторы, обеспечивающие запас хода до 100 км.

Парк введенного в эксплуатацию оборудования позволяет изготавливать композитные компоненты по трем технологиям: вакуумной инфузии, пропитки под давлением и длиноволоконной инжекции

Применение композитных материалов в конструкции автобуса имеет ряд преимуществ. Так, применение несущего кузова из композитов позволяет снизить массу транспортного средства с 18,5 до 13 тонн (в модели EP095), энергопотребление, объем вредных выбросов и количество кузовных элементов. Кроме того, данная концепция позволяет увеличить пассажировместимость по сравнению с аналогичными по длине кузовами за счет оптимальной компоновки. В случае использования электрического или гибридного привода можно получить существенную экономию энергии (до 30 %) за счет рекуперации. Кстати, эксперты считают, что покупатель полностью окупит модульный электробус уже через 3,5 года после приобретения.

Важно и то, что данная концепция позволяет уменьшить стоимость жизненного цикла на 40 % в сравнении с обычными автобусами с металлическим кузовом (срок службы композитного кузова достигает 20–22 лет). Еще один плюс — существенное уменьшение нагрузки на ось и сохранение качества дорог. От себя добавим, что прежний опыт применения композитных материалов в автомобилестроении выявил и их недостатки, в частности низкую эксплуатационную технологичность и низкую ремонтопригодность. Впрочем, техника постоянно совершенствуется, предпочтения меняются.

Нанотехнологический центр композитов занимается разработкой различных изделий из композиционных материалов

ДО 500 АВТОБУСОВ В ГОД

«Роль Нанотехнологического центра композитов в этом проекте не ограничивается производством. Инженеры компании вовлечены в оптимизацию конструкции кузова автобуса. Одновременно будет создан весь набор конструкторской и технологической документации, позволяющей наладить производство таких автобусов по лицензии в любом месте», — рассказал генеральный директор ОАО «НЦК» Михаил Столяров. Руководитель компании также сообщил, что для полной реализации проекта, который предусматривает сборку автобусов в России с использованием локальных комплектующих (прежде всего это шины, стекла, уплотнители и другие резинотехнические изделия), необходима организация отдельной сборочной площадки площадью около 12 000 квадратных метров,  найм и обучение 200 высококвалифицированных сотрудников.  Помимо этого потребуется приобретение технологического оборудования для сборки и расширение существующего производства кузовов до 500 единиц в год.

Этот гибридный 8-метровый Modulo Medio прибыл на презентацию из Венгрии

Что касается дальнейших планов ОАО «НЦК», то в перспективе намечена организация полномасштабного производства мощностью от 250 до 500 инновационных автобусов год. В целях реализации данного проекта планируется подписание пятилетнего договора с Москвой на поставку автобусов начиная с 2017 года в объеме не менее 200 пассажирских машин в год.

Низкопольный салон упрощает вход и выход пассажиров

Все автобусы Modulo оснащаются передней независимой подвеской

Специальная система расположения дверей, увеличенная колесная база и конструкция несущего кузова являются венгерской инженерной разработкой

Силовой агрегат размещается в заднем свесе

Рабочее место водителя отделено от салона условно