string(58) "https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2019/10/dscf2474.jpg"

Kamag Wiesel: грузовик с необычной кабиной

текст: Максим Приходько / фото: автора / 13.11.2019
Одна из известных компаний по производству грузовиков-ранжировщиков, Kamag, обновила свою базовую модель контейнеровоза WBH 25 Wiesel. Главное новшество — кабина собственной разработки.

Kamag Wiesel WBH 25 E5  Полная масса: 18 000 кг Начало продаж в Европе: 2019 г. Цена: 240 000 €

Этот шустрый автомобиль (wiesel в переводе с немецкого — ласка из отряда куньих) нельзя увидеть на дорогах общего пользования. Он трудится в крупных логистических центрах и складских терминалах. Кстати, не путайте этот «Визель» с другим, военным. В Германии под этим именем выпускалась легкая БМД для Бундесвера.

Идея создания мощного и юркого транспортера, или грузовика-ранжировщика, способного быстро оперировать с грузами, размещенными в контейнерах, сменных кузовах swap-body либо в полуприцепах, пришла в умы инженеров Kamag в 1995 году. Способ доставки грузов автопоездами всем хорош, пока сцепка не заехала в замкнутое пространство базы или склада на разгрузку. Дальше все зависит от мастерства водителя, размеров площади подъездных путей, их загруженности другими автопоездами и т. д. Словом, факторов, влияющих на задержку фуры при ее разгрузке, предостаточно. Вдобавок частые маневрирования груженых седельных тягачей в ограниченном пространстве, плюс длительное движение на малой скорости раньше времени приканчивают их трансмиссию.

Самый наглядный ракурс, при котором видны все преимущества новой кабины над старой.

Концепция транспортера Wiesel, который делают на заводе компании в немецком Ульме, была простой — сделать грузовик мощным и универсальным, и что немаловажно — компактным. Кабина «Визеля» крепится к торцу грузовой платформы, таким образом практически полностью освобождая всю длину шасси под груз. Платформа оснащается специальными креплениями для 20‑футовых контейнеров для работы в морских портах или иных грузовых терминалах. Тип груза ограничивается лишь его массой (максимум 18 т) и габаритами (длина платформы «Визеля» может составлять до 7 м).

Чтобы попасть на рабочее место предыдущей версии транспортера, надо обладать ловкостью гимнаста.

Наряду с компактностью «Визель» отличается улучшенной маневренностью. При колесной базе 4,8 м и угле руления колес в 45° «Визель» прекрасно справляется с рутинными задачами перевозки грузов внутри распределительных центров и грузовых терминалов. А чтобы обеспечить надежное движение на низких скоростях вперед и назад, инженеры Kamag снабдили свой грузовик гидростатической трансмиссией производства компании Bosch Rexroth в составе насоса и гидромотора — по такой схеме работает большинство машин на гусеничном ходу. Гидравлика позволяет осуществлять плавное ускорение вплоть до максимальной скорости без разрыва потока мощности, но входящие в состав системы агрегаты более требовательны к качеству рабочей жидкости и сервису, особенно в условиях низких температур. Это главный минус в уходе от традиционной механической КП. Кстати, конкуренты, голландские Terberg и Ginaf, выпускают аналогичную технику с использованием классической связки дизель — механическая КП. К слову, такой вариант есть и у Kamag, но подобная модель сделана только для работы в порту. В дальнейшем представители компании хотят вывести эту модель из продуктовой линейки.

Разноцветные кнопки на джойстике отвечают за поднятие платформы и седельного устройства.

Двигаться на «Визеле» благодаря гидроприводу можно и по-черепашьи, а можно гонять по терминалу на максимальных 40 км/ч. Направление движения задается джойстиком: переключили флажок на джойстике вверх, отклонили его на себя — машина едет вперед. Флажок вниз, джойстик от себя — задний ход. Опытные водители даже не пользуются тормозами, так как при смене режимов положения джойстика машина замедляется сама. Кстати, для некоторых стран максималка либо ограничена на уровне 20 км/ч, либо, наоборот, скоростной лимит увеличен до 50 км. Это связано с особенностями местных правил сертификации такого вида транспорта. (В России Kamag Wiesel трудится в логистических центрах крупных продуктовых ритейлеров со скоростью до 20 км/ч.) Помимо положения вперед-назад джойстик перемещается влево-вправо. Если отклонить влево — опустится платформа для «взятия» на себя сменного кузова. Такая же операция вправо — груз можно поднять и, переместив, поставить, для чего есть специальная площадка на опорах для хранения контейнера. Если надо подхватить полуприцеп, у транспортера есть седельно-сцепное устройство, оно регулируется по высоте гидравликой. Рабочий джойстик «Визеля» похож на аналогичный для компьютерных «стрелялок». Сравнение заезженное, но это так и есть: и по форме, и по сути. Чтобы без проблем «обнять» шкворень полуприцепа, «Визель» уменьшает клиренс, буквально распластываясь на асфальте, как такса, спасибо гидравлической подвеске, подлезает под него, поднимает седло, включает транспортное положение и тащит трейлер под разгрузку. Примерно такая же процедура происходит при транспортировке сменных кузовов.

Сборка каждого «Визеля» — процесс неспешный. Белая труба — мощнейший противоподкатный брус.

Вернемся к начинке машины. Прежде чем рассказать о кабине, пару слов о двигателе. Он тоже новый, это четырехцилиндровый рядный дизель Deutz TCD 4.1 L4 мощностью 154 л. с. Его объем — 4,1 л. Такой мотор зачастую используют в мобильных электростанциях. В силу скромных размеров он установлен внутри рамы машины, обеспечивая практически идеальную развесовку транспортера. Но главное, что он на 15% экономичнее прежнего агрегата, 5‑литрового мотора Mercedes-Benz той же мощности.

Редкий случай, когда грузовик снабжен и седельно-сцепным, и тягово-сцепным устройствами.

Благодаря новому двигателю интервал техобслуживания ранжировщика уменьшился с 1000 до 500–700 рабочих часов. По ходовой части: передняя управляемая ось — Mercedes-Benz, задний мост — Kessler, подвеска — зависимая пневматическая. Стратегия Kamag состоит в том, чтобы разместить свои заказы на узлы и агрегаты у проверенных поставщиков, из собственного только рама да новая кабина. От модели Mercedes-Benz Atego, кстати, была раньше и она. Вот тут вплотную переходим к главной детали новинки. Чем плох прежний вариант? Во-первых, ценой. Все, что несет на себе знаменитую трехлучевую звезду, стоит недешево. Во-вторых, плохой эргономикой. Специалисты из Kamag подсчитали, что за смену оператор «Визеля» входит и выходит из кабины более сотни раз. Причем «входит», это мягко сказано. Кабину от серийного Atego хотя и максимально приспособили для Wiesel, но все равно водителю надо подтягиваться на руках за поручни, чтобы попасть на рабочее место. Вдобавок, по отзывам маркетологов Kamag, грузовое отделение Mercedes-Benz иногда срывало сроки поставки своих кабин. Других не было, приходилось идти на поводу у монополиста.

У ворот базы, где трудятся «Визели», на знаке написано: дворовая машина. Пренебрежительно?

Новая кабина — собственная разработка фирмы, ее поставили на конвейер в мае этого года. Она максимально приспособлена к водителю, обеспечивая ему почти королевский уровень комфорта и безопасности. Отличная обзорность — огромный размер ветрового и заднего стекол. Заднее вдобавок оснащено большим стеклоочистителем. Двигаясь назад, водителю проще контролировать захват сменного кузова или полуприцепа. У старой кабины для движения задним ходом всего два небольших оконца, безо всяких очистителей, вот почему логистические фирмы, эксплуатирующие «Визели» со старыми кабинами, ставят на машину камеру и выводят картинку на дополнительный экран. Для дополнительной безопасности у новой кабины жесткий стальной бампер спереди, а также навес над кабиной для защиты от атмосферных осадков — зимой лед и снег при погрузке падают с крыши сменных кузовов аккурат на кабину транспортера. Кроме того, к крыше кабины присоединяются рейлинги для крепления рабочего и дополнительного габаритного освещения. Приборы управления расположены с учетом эргономики, настраиваемое под водителя сиденье установлено на пневмоподвеске, с обогревом и поясничной опорой. Но главное, новая кабина обеспечила максимально заниженное положение ступени: всего одна входная подножка, которая расположена на высоте 450 мм, что облегчает попадание в кабину.

У новой кабины вид назад — закачаешься! Не то что в старой версии.

В ходе короткого тест-драйва удалось сравнить как новую, так и старую версии. Скажу, что низкая новая кабина мне понравилась больше. Не кабина, а просто личный кабинет для работы. Впрочем, Wiesel тут не безусловный пионер в деле удобного «кабиноделания» — низкорасположенные кабины, вынесенные перед передней осью, не первый год устанавливают на свои шасси для мусоровозов и другой коммунальной техники тот же Mercedes Econic и Volvo FE LEC. Есть примеры и в родном отечестве — кабина нынешних многоосных шасси БАЗа. Там ради экономии полезного места для надстройки она тоже вынесена далеко вперед.

Ранжировщик Wiesel показывает свои рабочие возможности. Кстати, сменные кузова делает известная Krone.

В России пока трудится четыре грузовика-ранжировщика Wiesel. Старой формации, с мерседесовской кабиной. Фирма продает и подержанные транспортеры. Впрочем, даже для небольшого количества подобной техники в нашей стране уже есть специализированные авторизованные сервисные центры обслуживания. Они находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Вот он, немецкий вдумчивый подход — продукт потребители у нас еще толком не распробовали, а ремонтная база уже развернута. И даже с личным кабинетом для заказа ТО и запчастей. Впрочем, бывает ли у подобных фирм по-другому?

Завод не только производит технику, но и занимается ее обслуживанием. Заслуженный ветеран ждет своего часа.
«Визель» тащит полуприцеп на разгрузку.
+

  • Хорошая обзорность, улучшенная маневренность.
-

  • Ограниченный доступ к силовому агрегату.

Технические характеристики Kamag WBH 25 E5 Wiesel

Колесная формула 4х2
Снаряженная масса 8100 кг
Полная масса 18 000 кг
Габариты (длина/ширина/высота) 9070х2315х2273 мм
Запас хода 173 км
Двигатель дизельный Deutz TCD L4, 4,1 л, 154 л. с., 610/1600 Нм/мин-1
Трансмиссия гидростатическая
Подвеска пневматическая
Периодичность ТО 1000 рабочих часов
Конкуренты Terberg BC-182, Ginaf M4243

От 10 тонн и выше

Kamag входит в группу компаний Tii Group, которая основана в 1993 году Отто Реттенмайером. В группе пять подразделений, включая компанию по производству логистических транспортеров Kamag. Конек фирмы — выпуск техники и самоходных платформ для перевозки тяжелых и неделимых грузов от 10 тонн и выше. Грузовые платформы используются в нефтегазовой промышленности, судостроении, металлургии, авиации, горно-добывающей сфере. Самая грузоподъемная поклажа, перевезенная техникой Tii Group одномоментно — 17 000 тонн. Ежегодный объем спецтехники — не более 1000 штук в год. Помимо дизельной версии Wiesel есть полностью электрический ранжировщик и транспортер-робот. Достаточно двух часов зарядки для работы на всю восьмичасовую смену. Специальные сенсоры и датчики роботизированной платформы помогают ориентироваться в пространстве. Планируемое время выхода в серию — 2020 год.

Обсуждение закрыто.

Статьи по теме
Популярное