Top.Mail.Ru
Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN

Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN

текст: Максим Приходько / фото: автора / 29.05.2020
Большая часть автобусов MAN и все туристические Neoplan сделаны на заводе компании MAN Truck and Bus SE в Турции. Ежегодно предприятие в Анкаре выпускает до 3950 транспортных средств, которые затем большим потоком растекаются по всему миру. Рассказы­ваем о производственной площадке, где изготавливается внушительная гамма пассажирской техники.

Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN

БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ

На данный момент производство автобусов у фирмы сосредоточено в трех странах — Польше, ЮАР и Турции. Турецкое предприятие из автобусных — самое большое. MAN пришел на эту землю в 1966 году — тогда в Стамбуле было организовано производство грузовиков. Один из первых выпущенных траков, модель MAN Diesel 22.190, до сих пор находится на территории завода. Любопытно, что старик вовсе не сакрально-ритуальная недвижимость, которая годится для заводского поклонения. При мне его завели — хоть сейчас в рейс, стоит на рядовой заводской парковке, а не водружен на постамент.

Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN
Остов силового каркаса. На специальных стапелях его сваривают вручную.

Через два года, в 1968‑м, собрали первый «турецкоподданный» автобус мюнхенской марки. К началу 80‑х компания успела наладить экспорт. В середине 90‑х завод меняет локацию, переезжая из Стамбула в Анкару. В начале 2000‑х компания сменила название на MAN Turkey A.S. Позже здесь же, в Анкаре был открыт крупнейший центр исследований и разработок по автобусам.

Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN
MAN пришел в Турцию в 1966 г. Первый автобус изготовили в 1968 г.

Предприятие MAN в Турции выросло не на пустом месте. Во-первых, в регионе уже существовала производственная база. Во-вторых, строить туристические лайнеры в Плауэне в XXI веке стало экономически невыгодно из-за дорогой рабочей силы. В-третьих, перспективы роста европейского рынка туристических и междугородных автобусов уже не просматривались, тогда как в Центральной и Юго-Восточной Азии, наоборот, наблюдался подъем — сказался факт неразвитости сети железных дорог в тех краях. Прибавьте к этому наличие местных квалифицированных кадров, чей труд оценивается гораздо ниже, чем в Европе, и вы поймете, что перенос производства автобусов в Турцию был вполне логичен.

Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN
Автобус производят по полному циклу.

Что касается автомобильной промышленности Турции в целом, то на сегодня здесь производят автомобили 13 известных мировых компаний. Среди них два местных бренда — Otokar и Temsa. Для понимания объемов производства: в прошлом году страна с населением 82 млн человек и размерами с наш Хабаровский край произвела 1462 тыс. автомобилей, из которых 479 тыс. пришлись на сегмент коммерческой техники.

Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN
Для защиты от коррозии будущий автобус последовательно «купают» в 12 резервуарах.

ТУРЕЦКИЙ ПОТОК

На сегодня завод в Анкаре производит семь моделей автобусов. Городские MAN L4C и Lion’s City, туристические Lion’s Coach и Tourliner, междугородный Lion’s Intercity и две модели премиум-класса — Neoplan Cityliner и Skyliner. Пассажирские машины производятся по полному циклу, начиная от металлических труб, идущих на каркас, и заканчивая электрикой, сиденьями и всем остальным, что в итоге трансформируется в сияющий краской и лаком автобус.

Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN
25‑микронный защитный слой — это 10‑летняя гарантия защиты от коррозии.

Гендиректор предприятия Уфюк Догрусоз с гордостью сообщил, что доля местных комплектующих составляет 55 %! Остальные 45 % приходятся на двигатели, оси и коробки передач, все это поставляется на завод в Анкару из Германии. Эта информация косвенно дала понять, что предприятию не грозят простои из-за недопоставок комплектующих из Китая, где еще не стихла эпидемия коронавируса.

Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN
Завод в Анкаре производит семь моделей автобусов MAN и Neoplan.

Традиционно для такого производства все начинается с постройки силового каркаса будущей машины. На специальных стапелях его сваривают вручную. Забегая вперед, скажу, что ручного труда на заводе хватает. Как мне пояснили, сваривать детали роботами нельзя из-за широкой гаммы автобусов, которые идут по конвейеру вперемешку: за городской моделью стоит туристическая двухэтажная и наоборот, а следовательно, роботы тут пока бессильны.

Параллельно с производством каркаса расположены посты по сборке боковин, крыши, днища. Геометрию «скелетона» после сварки проверяют в 3D-лаборатории, которая находится тут же. Тестированию подвергается каждый десятый готовый кузов. При помощи лазерного оборудования — точность до 0,001 мм — каркас контролируется по 700 точкам. Причины понятны: при сварке металл нагревается, потом остывает, в общем, за размерами и зазорами надо следить. Допустимым считают отклонение всего в 0,05 %. Для 12‑метрового кузова это составляет всего 6 мм.

Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN
Надпись на плакате: Этот автобус — в версии для малоподвижных пассажиров.

Затем кузов перемещают на антикоррозийную обработку. Эта процедура больше напоминает известную сказку «Конек-Горбунок», правда, «купают» будущий автобус не в трех котлах, а в 12 резервуарах, где последовательно наносится защитное покрытие, затем проводятся обезжиривание и смыв. Глубина «бассейна» позволяет погружать кузов двухэтажного Neoplan Skyliner с «головой».

Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN
На заводе работает около 2300 сотрудников, ежедневный выпуск — до 16 автобусов.

Стоимость линии нанесения катафореза внушительная. В 2011 году за нее выложили 10 млн евро, но она позволяет добиваться защитного слоя толщиной 25 мкм, что в итоге выливается в 10‑летнюю гарантию кузова автобуса от коррозии. В MAN дорожат качеством изделий, выходящих под своим брендом, упирая на то, что не важна страна-изготовитель, важен первоклассный продукт.

Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN
При помощи такого инструмента машину двигают по конвейеру от поста к посту.

«Водные процедуры» длятся более часа, и только потом остов будущего автобуса попадает на участок по подготовке к окраске. Окрасочный комплекс выглядит оазисом сплошной компьютеризации: ручного труда практически нет, процесс максимально автоматизирован. Чтобы покрасить кузов, требуется от двух до четырех часов — все зависит от модели автобуса и какой эмалью он окрашивается. После окраски кузов на специальных тележках перемещают в цех окончательной сборки, на конвейер. А вот тут опять царство ручного труда: собирают и комплектуют автобус исключительно, так сказать, ручками, правда, с применением техники. Кстати, рабочих рук здесь много — на заводе работает около 2300 сотрудников, которые собирают по 16 автобусов в день. Зато можно сказать, что каждый сделанный экземпляр напоминает премиум-автомобиль известной британской марки, которая входит в империю Volkswagen наравне с автобусами MAN и Neoplan. Все их собирают вручную и без спешки. Постройка одной большой пассажирской машины занимает в среднем две недели.

Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN
Каждый десятый готовый кузов прямо после сварки проверяют в 3D-лаборатории.
Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN
Передняя маска и крылья — из пластика.

Финальная стадия, проверка, ничем не отличается от аналогичных на других автозаводах: контроль тормозной системы, герметичности кузова и обязательный 80‑километровый тестовый пробег. Затем автобус загоняют на площадку ожидания перед отправкой к заказчику.

Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN
Первый турецкий грузовик — MAN diesel 22.190.

ТУРЕЦКИЙ МАРШ

Лет 20 назад сочетание современного автобуса на фоне минарета древней мечети обязательно обыграли бы в духе «железный конь приходит на смену крестьянской лошадке». Здесь к такому давно привыкли. Как привыкли к тому, что на заводе в Анкаре производство по своей оснастке даже совершеннее, чем на родине, в немецком Плауэне. На заводе все время старались ненавязчиво дать понять, что с переездом производства автобусов из Европы в Центральную Азию, хотя сами турки больше любят говорить, что их страна начинается на самом юге Европы, качество производимой продукции осталось немецким. А после заводской экскурсии была устроена еще одна, своеобразный тест-драйв MAN Lion`s Coach. Мы протестировали ее в качестве пассажиров. Кстати, у вас тоже есть такая возможность. Будете в столице, присматривайтесь к маршрутам, точнее, к перевозчику и марке-модели автобуса. «Мосгортранс» до повышения утилизационного сбора приобрело 143 таких машины. Возможно, вы тоже сможете лично протестировать автобус года, который является победителем в своей номинации в конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России». Протестировать с главной точки зрения — с пассажирской.

Как в Турции собирают немецкие автобусы MAN
(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное