Top.Mail.Ru
Отдых по графику: дальнобойщиков и водителей автобусов ждет новый штраф

Отдых по графику: дальнобойщиков и водителей автобусов ждет новый штраф

11.03.2020
С начала года для физлиц, эксплуатирующих грузовики и автобусы, установили режим труда и отдыха. Работа сверх разрешённого норматива, «неправильные» перерывы и прочие нарушения чреваты штрафами. Кому адресовано новое постановление правительства и что изменится для рынка?

Ирина Зверева

Документ с нормативами труда и отдыха был подписан 20 декабря и вступил в силу с 1 января 2020 года. Изменения в ПДД коснулись тех физических лиц, которые работают на автобусах, а также грузовиках с максимально разрешённой массой более 3,5 тонн.

Отдых по графику: дальнобойщиков и водителей автобусов ждет новый штраф

В НОВОМ РЕЖИМЕ

Согласно документу, водители могут находиться в пути непрерывно не более 4 часов 30 минут, затем нужно делать 45‑минутный перерыв (либо этот срок можно разбить на два перерыва — 15 и 30 минут). В сутки за рулём разрешено проводить не более 9 часов. Можно увеличивать это время до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю. Отдых должен быть непрерывным и составлять не менее 11 часов в сутки. Суммарно период вождения не должен превышать 56 часов в неделю и 90 часов за две недели.

Что делать, если время истекло? При отсутствии возможности остановиться для отдыха водитель вправе увеличить период управления ТС на час — для поиска подходящей стоянки. В сутки затратить на это можно не более двух часов. Штраф для водителей, нарушающих правила, составит 1,5–2 тыс. руб., для должностных лиц и юрлиц (если неправильный режим установило начальство) — от 7 тыс. до 50 тыс.

Документ, по оценке авторов, позволит повысить безопасность дорожного движения за счёт снижения аварийности на дорогах, причиной которой является усталость водителя. 

Отдых по графику: дальнобойщиков и водителей автобусов ждет новый штраф

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Оценим «масштаб» новшества. Впервые были введены нормативы именно для физлиц, эксплуатирующих грузовой и пассажирский транспорт, напомнила руководитель направления GR и экспертизы компании «Атол Драйв» Юлия Егорова.

«Для водителей по найму такие нормы работают уже давно, прописаны в приказе Минтранса №15 и подчинены общей системе трудового законодательства в России», — уточнила эксперт. При этом она обратила внимание, что в ПДД «обязали соблюдать очень малую часть того, что соблюдают юридические лица». А именно, не идёт речи о времени погрузки и разгрузки, охраны груза, медосмотра и т. д. Прописано только время управления ТС и отдыха. Поводом для таких изменений, как объяснила Юлия Егорова, послужила массовая перерегистрация транспорта на физических лиц. Такой шаг позволяет как уходить от налогов, так и не соблюдать ряд требований — в том числе и режим труда и отдыха водителя. В итоге перерегистрация приводила к тому, что часть водителей, работая на юридическое лицо без оформления в штат, оказывались в непростых условиях. Работодатели предъявляли им требования, далёкие от Трудового кодекса. Представитель «Атол Драйва» отметила, что мера особенно актуальна в преддверии начала «эпохи» самозанятых водителей. Отметим, что недавно был принят закон, сильно расширивший эксперимент в сфере налогового режима для этой категории лиц. А в перспективе упрощённый налоговый режим хотят распространить на всю страну.

КОНТРОЛЬ НУЖЕН, НО…

То, что нормативы нужны, эксперты не сомневаются. Руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров привёл статистику: в 2019 году число ДТП с участием автобусов увеличилось на 12 % и составило 5598 аварий, 4518 из них произошли по вине водителей. Часто причиной ЧП, напомнил он, становится усталость.

Как отметил гендиректор ООО «Богатов Групп» Сергей Богатов, некоторые бизнесмены в сфере перевозок демпингуют, и в результате вся транспортная отрасль часто вынуждена снижать ставки за перевозку. «Чем пытаются компенсировать?— Числом перевозок. А значит, нагрузка на водителя повышается», — подчеркнул актуальность проблемы Сергей Богатов.

«Без нормативов обойтись невозможно, — констатировала председатель совета директоров «Интерсервис» Надежда Коротовских. — Так устроена система, что многие люди выжимают из себя по максимуму, стремясь получить выгоду, невзирая на собственное здоровье и уж тем более на безопасность других участников дорожного движения».

В общем, лимиты для работы и отдыха, конечно, нужны, но адекватны ли именно введённые? Опрошенные эксперты, которые ответили на этот вопрос, в целом оценили нормативы как оправданные. Некоторые замечания нашлись у Надежды Коротовских. «Есть небольшие сомнения относительно того, что перерыв должен составлять не менее 45 минут, поскольку медицинских обоснований этой цифры нигде не представлено, — отметила она. — Здесь было бы полезно услышать мнение экспертов. От сотрудников я неоднократно слышала комментарии о том, что 15‑минутного отдыха было бы вполне достаточно».

Юлия Егорова («Атол Драйв») рассказала, что установленные нормы мало пересекаются с положениями уже упомянутого 15‑го приказа Минтранса, что, по ее оценке, повлечёт путаницу водителей, осуществляющих перевозки по работе и в личных целях.

Инженер по безопасности дорожного движения Itella в России Александр Русаков отметил, что регулировать режим труда и отдыха водителей необходимо, но при этом нужны более гибкие системы учёта, основанные на территориальных особенностях городов и регионов. Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич согласен, что ещё есть над чем поработать. По его словам, надо решить вопрос учёта времени управления и отдыха в разных часовых поясах.

Отдых по графику: дальнобойщиков и водителей автобусов ждет новый штраф

ОТДОХНУТЬ НЕГДЕ

Встаёт ещё и другой вопрос — реально ли соблюдать правила в условиях, когда стоянку на трассе найти проблематично? И особенно — если ТС попало в огромную пробку…

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов констатировал, что соблюдение режима труда и отдыха напрямую связано с дорожной инфраструктурой (например, количеством охраняемых парковок на трассе), состоянием дорожного полотна, количеством населённых пунктов на маршруте следования, загруженностью трассы и прочими факторами. Эксперты особо отметили проблему со стоянками. Александр Захаров («АвтоСпецЦентр») считает, что на территории России практическое применение данного закона — трудновыполнимая задача. «Например, на маршруте Москва — Санкт-Петербург стоянки бывают переполнены, а в Свердловской области места для отдыха практически отсутствуют, — отметил он. — Ещё не создано достаточно инфраструктуры, чтобы новые правила и штрафы кардинально изменили ситуацию».

Руководитель отдела продаж компании «Русбизнесавто» Денис Разумный тоже заметил, что дорожная инфраструктура России пока далека от совершенства. «Стоянок для фур недостаточно, и обеспечить безопасные остановки строго в регламентированном тайминге довольно сложно, — заявил он. — В то же время дороги развиваются с каждым годом, и в будущем выполнять регламенты станет проще».

Отведённого для поиска стоянки срока может не хватить, считает Сергей Богатов («Богатов Групп»). По его наблюдениям, если в Центральной части России с местами для отдыха полегче, то чем ближе к Дальнему Востоку, тем с ними всё больше проблем. Что делать с теми же «зимниками», вообще непонятно, добавил эксперт. И оговорка в постановлении правительства на тему двух часов на поиск, по его оценке, ситуацию никак не меняет. «Пожалуй, единственным верным решением было бы не ограничивать дополнительный срок для поиска стоянки одним-двумя часами», — добавил Богатов.

«Проблемы с местами отдыха есть, хоть и решаются», — признала Юлия Егорова. Соблюдать закон перевозчикам помогает чёткое планирование маршрута. При этом постановление о несправедливом штрафе, полученном вследствие отсутствия инфраструктуры, можно обжаловать, напомнила представитель «Атол Драйва».

Исполнительный директор компании «МониторингАвто» Сергей Сканарин согласен с тезисом о тщательном планировании. «На данный момент почти у каждого водителя имеется GPS-навигатор, поэтому для того, чтобы соблюдать данные требования, нужно заранее знать свой маршрут и выбрать предполагаемую стоянку для отдыха», — констатировал он. Но если ТС попало в пробку, водитель действительно не сможет приехать на стоянку в предполагаемое время, тем самым нарушит режим труда и отдыха. Для таких случаев он рекомендовал следующую схему: при решении выписать штраф за нарушение труда и отдыха надо учитывать режим «другие работы». Он включается автоматически, когда ТС полностью останавливается.

ВКЛАД В ЦЕНЫ

Повлияют ли новшества на цену перевозки и время рейсов? Юрлица-перевозчики уже соблюдают режим труда и отдыха, работают с тахографами, отметила Юлия Егорова. Соответственно, по причине появления нового раздела ПДД для них ничего не меняется. Что касается физлиц, то для них правила ужесточились. «Усиление администрирования данной сферы точно не поспособствует снижению стоимости перевозок, — отметил Денис Разумный. — Скорее всего, цены на них будут расти, как и прежде. Время рейсов можно сохранить, но это потребует второго водителя и затрат на просчёт режима труда и отдыха водителей на каждом маршруте».

Надежда Коротовских констатировала, что безопасность и комфорт, конечно, закладываются в стоимость услуги. «После введения новых правил, скорее всего, цены на перевозки немного увеличатся, — отметила она. — Но я не думаю, что это будет заметный для потребителя скачок, если компании правильно скорректируют свои внутренние процессы».

Александр Захаров считает, что новые правила всё же могут негативно отразиться как на стоимости перевозок, так и на доходах водителей — ведь многие получают зарплату на основании почасового расчёта и не каждый работодатель станет оплачивать часы отдыха. Кроме того, новые правила перевозки, не исключил он, увеличат срок доставки грузов. Сергей Сканарин назвал нюансы. По его словам, для тех, кто раньше выпускал на рейс ТС с одним водителем, время движения не будет увеличиваться, если транспортным средством будут управлять два водителя, что предусмотрено изготовителями всех видов тахографов. Кроме того, снижается риск попадания в ДТП, если ТС будут управлять два водителя поочередно. «Но и для тех, кто изначально выпускал на рейс ТС с двумя водителями, увеличение времени рейсов никаким образом не должно влиять на повышение цены на перевозки, поскольку мы говорим о безопасности на дорогах и о жизни людей», — считает эксперт.

Сергей Богатов считает, что рост стоимости перевозок был бы логичной реакцией. «Однако поднятия цен, скорее всего, не произойдет, поскольку демпингующие компании продолжают демпинговать — рыночную составляющую никуда не денешь», — отметил эксперт.

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ

Контролировать правила должны помочь тахографы. Инспектор ГИБДД или Ространснадзора вправе остановить машину и проверить данные с прибора. Однако обязательство установить такие приборы для владельцев грузовиков и автобусов вступает в силу поэтапно. В частности, до 1 марта есть срок у старых грузовиков массой более 12 тонн с неопределённым экологическим классом. Как же проверять таких перевозчиков?

Основная масса ТС уже оснащена тахографами, констатировали эксперты. В случае же, если такой прибор не установлен, объективно проверить режим водителя невозможно, заметил Александр Лашкевич («Деловые Линии»). По его словам, первое время контролировать соблюдение требований ПДД будут только у юридических лиц.

Александр Захаров напомнил, что помимо тахографов и камер, отслеживающих поведение автомобилиста за рулём, тестируется система мониторинга усталости: при установке в салоне авто она распознаёт признаки переутомления при помощи технологий компьютерного зрения, отслеживая направление взгляда, поворот головы, моргание. Ею планируется оснастить все автобусы и грузовики. Проверить нормы без тахографа достаточно сложно, но уже сейчас есть методы, рассказала Юлия Егорова. «Это, скорее всего, будет либо опрос свидетелей, либо показания других бортовых устройств, путевых листов, любые другие косвенные доказательства», — считает представитель «Атол Драйва». Но, во-первых, для проведения таких мероприятий, по её словам, явно нужен повод, например, резонансное ДТП, а во-вторых, вину по статье 11.23 необходимо сначала доказать, а потом штрафовать. В конечном счёте всё будет зависеть от того, будет ли дана «установка» штрафовать за огрехи в режиме труда и отдыха, добавил Сергей Богатов.

Кстати про тахографы. По данным исследования компании Omnicomm и ассоциации «Грузавтотранс», большинство компаний высказалось о том, что инвестиции в существующие сегодня средства тахографического контроля не окупаются. Подробнее — на странице 24 этого номера.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

13 комментариев

  1. Олег:

    Давайте уже в каждую легковушку ставить спецприборы. В них сонных водятелов ездит гораздо больше. Вон их сколько в лоб прилетает!

  2. Igor:

    Платили бы 5000р в сутки, тогда можно и ездить по рто. Но этого крупные компании делать не будут, а если будут то водителя начнут гонять и собирать штрафы за опоздания на загрузку или выгрузку.

  3. Нищеброд:

    Встану по среди м5 не доезжая Златоуста. И буду отдыхать

  4. Александр:

    Всем бродягам привет!Сколько можно затягивать гайки на работягах.Я не сторонник крайних мер.Но так думаю все транспортные артерии перетянуть надо .Которое правительство сейчас у власти что бы задумались,что без нас ,они никто.Показать им это на недельку и пусть потом считают свои убытки на милиарды.А будем молчать,задавят нас совсем.И это очевидный факт!

  5. толян:

    людей всегда ждет штаф жизнь людей состоит из штрафов а т н правители на эти штрафы живут и очень хорошо в отличии от плохо живущих оштафованных людей

    • Сергей:

      вы пессимист всё думаете о плохом.вы будете работать по человечески а не мчать вставляя спички в глаза .Европа же работает и ничего.

  6. алексей:

    даже дочитывать этот бред не стал. просто хотят содрать штрафами деньги. может объясните не сведующему как я на трассе в метель, а в мороз остановлюсь высажу пассажиров и буду отдыхать. если при нормальных условиях времени хватает, а иногда я могу ехать и 12-15часов потому что я обязан доставить пассажиров с точки а в точку б. а пробка на трассе сто км. (рейсовый автобус)

    • Сергей:

      для рейсовых атобусов состовляется график,.изучайте внимательна ЕСТР

  7. Сергей:

    все эти нормы давно разработаны и прописаны в женевской конвенции ЕСТР,та все обоснования и расчеты,все руководства для всех сторон участников процесс. Надо только по внимательней изучить документ ,и не изобретать велосипед!!!

Статьи по теме
Популярное