Top.Mail.Ru
Тягач на метане: мечта дальнобойщика или головная боль?

Тягач на метане: мечта дальнобойщика или головная боль?

текст: Александр Калугин / фото: автора / 13.01.2020
Все обладатели прав категории «С» считают себя профессионалами. Зачастую самоуверенны те, кто работает за рулём грузовика несколько лет. На деле даже опытные водители нередко совершают ошибки и при этом грешат на технику. Особенно справедливо данное утверждение, когда речь идёт о коммерческих автомобилях, работающих на метане.

Тягач на метане: мечта дальнобойщика или головная боль?
В версии CNG+LNG (540 л сжиженного газа + 4х115 л сжатого метана) автономность составляет 1100 км.

Самые продвинутые дальнобойщики первыми обратили внимание на метановый Iveco Stralis NP460. Его газовый двигатель Cursor 13 рабочим объёмом 12,9 л, потенциалом в 460 л. с. хорошо подготовлен к суровым условиям эксплуатации. Итальянское газобаллонное оборудование (ГБО) выдерживает повышенную влажность, загрязнённый воздух и не боится холодов. Завод гарантирует лёгкий пуск и эксплуатацию даже при температуре окружающего воздуха до –40 ºС. Это характерно как для техники, потребляющей сжатый метан (CNG), так и для автомобилей на сжиженном природном газе (LNG) или в комбинированном сочетании CNG+LNG.

На флагманском Stralis NP460 LNG ёмкостей двух криогенных баллонов по 220 кг хватает на пробег в 1600 км. В версии CNG+LNG (540 л сжиженного газа + 4х115 л сжатого метана) автономность составляет 1100 км. При оснащении только сжатым метаном запас около 570 км. Теперь понимаете, почему перевозчики отдают предпочтение LNG?!

Тягач на метане: мечта дальнобойщика или головная боль?
Для успешной эксплуатации автомобиля с газовым двигателем в зимний период важно подготовить ГБО к холодам.

Газовому грузовику противопоказано долго стоять без движения. При давлении сжиженного метана в 10 бар его предельное время хранения составляет пять дней, а при давлении в 14 бар — сутки. После этого происходит утечка газа в атмосферу через предохранительный клапан…

Как показывает практика, средний расход метана в российских условиях эксплуатации составляет 25–26 кг/100 км. Исходя из этого и зная ёмкость газовых баллонов, и нужно рассчитывать запас хода. Сжиженным газом можно заправиться только в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске и Калининграде. С пунктами АГНКС для заправки сжатым газом дела обстоят лучше (в России их около 380), но и здесь пополнение запаса топлива лучше спланировать заранее.

Тягач на метане: мечта дальнобойщика или головная боль?
При оснащении только сжатым метаном запас около 570 км.

Секреты успешной эксплуатации газовых грузовиков CNG в морозы кроются в деталях. Например, если не крутит стартёр, то, скорее всего, замёрзла дроссельная заслонка (пуск двигателя предваряет автоматический контроль всех компонентов системы питания). Достаточно отогреть патрубок феном — и проблема решена. Когда стартёр крутит, а двигатель не запускается, причиной отказа может быть «заглючившая» электромагнитная катушка. Требуется её замена. Преградой к нормальной работе системы способен стать сгоревший предохранитель, поэтому при возникновении неполадки первым делом нужно установить её причину. Если это случилось на трассе, рассчитывать лучше всего на свои силы. Ну а при возникновении проблемы в городах разумнее поискать грузовую СТО или звонить в трак-сервис. В большинстве случаев специалист даже удалённо может дать дельный совет.

Тягач на метане: мечта дальнобойщика или головная боль?
Газовому грузовику противопоказано долго стоять без движения. При давлении сжиженного метана в 10 бар его предельное время хранения составляет пять дней.

Многие водители порой боятся касаться газовой аппаратуры, поскольку директор или завгар это категорически запретили. Но иногда вмешательство необходимо. Например, расходный электромагнитный клапан в аварийном режиме можно открыть или закрыть вручную — оборудование не пострадает. Аналогичное правило применимо и к магистральному газовому клапану. Уж если и возникли сомнения, всегда можно позвонить установщику аппаратуры и получить руководство к действию в конкретной ситуации.

Бывает так, что водители случайно включают тумблер прекращения подачи газа или забывают об этом. Стоит вернуть его в рабочее положение — и можно завести двигатель. Порой мотор не хочет работать после заправки. Нередко причина кроется в неплотно закрытой крышке заправочного ящика. При скоплении там снега и образовании льда концевой выключатель не активирует питание электромагнитного клапана на газовом редукторе. Удаление набившихся вкраплений и есть ключ к решению проблемы.

Тягач на метане: мечта дальнобойщика или головная боль?

Чрезмерное усердие тоже не приветствуется. Скажем, укрывание заправочного вентиля и манометра от влаги и грязи полиэтиленовыми пакетами — процедура лишняя. Эти компоненты и так находятся в отдельном ящике, и дополнительная изоляция им не требуется. Вот за чем нужно следить, так это за своевременной заменой фильтров, экономить на них нельзя.

Особую осторожность нужно соблюдать при ремонте автомобиля. Если допустить утечку сжиженного метана, недолго получить низкотемпературный ожог. При заправке полностью опустошённого криобака продувать следует и сам бак, и соединительные шланги. Грузовик должен быть заземлён, это не обсуждается. А когда газ подаётся в ёмкость автомобиля, заправочный шланг лучше не трогать.

Для успешной эксплуатации автомобиля с газовым двигателем в зимний период важно подготовить ГБО к холодам. Речь не о дополнительном утеплении, а о проверке оборудования. Нужно внимательно осмотреть редуктор-испаритель, места соединения газовой магистрали, форсунки, газовые фильтры. Любое отклонение от нормы должно насторожить. И уж лучше перепроверить технику в условиях парка компании, чем потом «куковать» на трассе.

Очень важно использовать рекомендованные свечи зажигания (оригинал), иначе велик риск получить пробой катушек. И менять их лучше периодически, например, через 15–20 тыс. км пробега, а не по факту «чиханий» двигателя и проблем с пуском. Как это ни странно звучит, нужно уделять внимание качеству газа и заправляться только на проверенных АГНКС. Природный газ может быть с примесями, которые негативно сказываются на работоспособности оборудования и сокращают срок службы его компонентов.

Внимательнее следует быть и к наконечникам катушек зажигания. Запорная аппаратура на газовых баллонах тоже требует заботы. После рейса рекомендуется смывать грязь чистой водой. Перед наступлением морозов на редукторе желательно заменить масло, а все компоненты — очистить от отложений.

Чрезвычайно важно своевременно устранять возникшие неисправности. Махнув рукой на заедающий клапан или небольшую утечку газа, в итоге можно получить сопутствующие проблемы и понести дополнительные затраты на их устранение. И конечно, лучше всего эту работу доверять специалистам фирменной СТО и тем, кто умеет обращаться с газовыми двигателями и газовым оборудованием.

(5 оценок, среднее: 4,40 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

8 комментариев

  1. вадим:

    Насчет “овечки”не скажу ,езжу на скании второй год ,410л/с ,но кажется лошади мелкие и дохлые . С заправками гемор , все хуже и хуже .Машины добавляются в разы , ни одной новой заправки ,в мороз машина может затупить , экономия это вопрос т.к. машина на много дороже дизеля ,межсервис чаще и дороже . Из плюсов хорошо заводится и температуру держит .

  2. Влад:

    я его в тестовом режиме гонял,ну ка парни скажите,где у нас нормалная агнкс на трассах?нет их,а те что есть проблема для этой ивечки,с фурой,и то что 1100,конечно можно пройти,но не факт что заправиш ее,в большинстве случаев отклоняться от маршрута для заправки надо как монимум 30км,в тдну сторону,а при работе по тахе сейчас это просто нонсес,и где ее обслуживать?в москве?где в других городах персонал с допусками?где ремзоны?идея хорошая…но…..сначало рембазу надо,а уж потом…а так эвакуатор дорого стоит,что бы этот металлолом до сервеса доволочь…удачи всем

  3. Эдуард:

    Отработать сначала на местных (город,пригород)перевозках,на дальнобое рано,нужны законы за плохое топливо срок или директору АГС или поставщику,когда недолив это одно,а качество топлива это уже как правило с последствиями,неисправность техники итд,но я больше чем уверен при увеличении количества автотранспорта на газомоторном топливе ценник вырастет

  4. Андрей:

    Метан для городских перевозок и только, пока не будет нормальной сети заправочных станций не чего продвигать это на межгород и регионы, посадите за руль этого разработчика и пустите его от Москвы хотя бы до Омска, пусть на своей шкуре почувствует «прелести» его творчества.

  5. Сергей:

    Хорошо, когда авто изначально заточен под газ. А если как у нас просто переоборудован под ДТ-метан? Дикий переросход соляры. ( правда фирма изначально расходы урезали таким образом, что бы тянуть с водителей) Но самый большой головняк это негде заправить метан и упала мощность двигателя.

  6. Николай:

    Работаю на Камаз 65116 с тралом. 13 баллонов. Примерно 270м3 метана. Хватает примерно на 350км. Головки часто менять приходится. Свечи тоже. А так нормальная машина. Тянет трал с фрезой Wirgen отлично. Главное педаль газа не отпускать. Иначе в гору может резко остановится. С заправками проблема. Большие бестолковые пробеги до заправки и нащад на трассу. Машин много сейчас развелось на метане. На заправку не влезешь. Давление иногда не высокое.

  7. вадим:

    Метановое оборудование “сырое” для города еще пойдет но межгород ,едешь и не знаешь откуда гемор вылезет ,езжу год на скании получал новую выскакивают ошибки ,сервис что то делают ,но похоже и они со свеей электроникой не знают что от куда ,движки “тупые”против дизелей хотя пишут410л/с , машина на много дорже дизеля ТО тоже почти в двое выше ,с метаном на трассе начинаются проблемы ,зимой заправки не чистят подъезды плохие ,короче ОТСТОЙ.

    • Сергей:

      Так для города — в первую очередь такие машины и нужны! Как и электрические — они почти безвредны для экологии, им и парковку бесплатную в Москве делают. Молодцы! Продвигайте, пинайте «Газпром» — пусть пошевелятся для своих хоть чуть-чуть!

Статьи по теме
Популярное