Top.Mail.Ru
Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

фото: автора / 12.04.2022
Специфика частных грузоперевозок в России такова, что особым спросом пользуются автомобили со сверхдлинной колесной базой. Казалось бы: выгода очевидна, но так ли это на самом деле? Попробуем докопаться до истины.

Александр Трохачев

Термин Extralong (сверхдлинный) хорошо знаком тем, кто приобретал импортные грузовики с максимально возможным межосевым расстоянием. Однако каким бы значительным оно ни было, не всех устраивает подобное заводское исполнение. Иным перевозчикам подавай еще длиннее, чтобы в кузове можно было возить без распила брус и доски, трубы и плиты OSB, листовую фанеру и металлочерепицу, крупногабаритные диваны и другую мебель, пенопластовые плиты и пузырчатую пленку, и прочие грузы небольшой массы. Собственно, за это перевозчики между собой называют их «чипсовозами». А лозунг сторонников такой техники прост: «Лишней длины не бывает!».

Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

Шторное исполнение надстройки на удлиненном шасси «ГАЗель Бизнес» одно из самых распространенных на рынке РФ.

Обывательская молва гласит, что чем кузов длиннее, тем лучше (мол, кашу маслом не испортишь). Действительно, не нанимать же шаланду для перевозки плит из прессованной стружки хвойных пород длиной 6000 мм. Шестиметровой может быть длина стандартной вагонки отечественного производства. Наиболее типичная длина российской металлочерепицы достигает 3600 мм. До 3000 мм могут быть неделимыми напольные и потолочные плинтуса. Не в каждый кузов уложишь такие, чтобы не повредить при транспортировке.

Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

«Головастик» МЗСА с передними ведущими колесами и сверхдлинной бортовой европлатформой из алюминия.
Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

Приличную заводскую базу при желании можно увеличить до нужного значения.

Уместно вспомнить, что предельно допустимые габариты транспортных средств прописаны в Приложении № 1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200. Одиночное транспортное средство, а также прицеп может иметь максимальную длину 12 метров. От переднего бампера тягача до заднего бампера (противоподкатного бруса) полуприцепа должно быть не более 20 метров. Длина выступающего за тыльную точку габарита не может превышать 2 метра.

Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

Сверхдлинный автомобиль способен заменить стандартный с прицепом.

Оставим в покое положения законодательства и поговорим о самих сверхдлинных автомобилях, их плюсах и минусах. Начнем с первых. Самое очевидное преимущество удлиненной базы — возможность установки «растянутого» кузова, способного вместить до 10 европаллет, а в эксклюзивном исполнении — до 15! Такой автомобиль устойчивее в разгоне из-за меньшего перераспределения веса и стабильнее в поворотах. Его главное достоинство — шанс владельца зарабатывать больше, чем на стандартном малотоннажнике. Теоретически, и с продажей такого транспорта на вторичном рынке никаких проблем. О минусах поговорим чуть позже, по мере погружения в тему.

Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

Увеличение межосевого расстояния особенно актуально для машин с двойной кабиной для экипажа.
Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

«Расставленная» колесная база хороша для перевозки длинномерных строительных грузов и компонентов.

Номер один в плане увеличения колесной базы и монтажа сверхдлинного кузова по количеству — конечно, заднеприводная «ГАЗель NEXT» с двускатной ошиновкой задней оси и бортовой или тентованной платформой. Заветную процедуру выполняют на моделях A21R22, A22R22 «Фермер», A21R23, A21R25, доводя длину до 7 метров! Кто на втором месте — сказать трудно, потому что официально никто такого учета не ведет. В этом ряду совершенно точно есть ГАЗ-33106 «Валдай» ГАЗ-3302 «ГАЗель Бизнес», ГАЗ-33023 «Фермер», «Соболь» 4х4 с кузовом длиной 6,2 метра! По сути, это мини-электрички! Мастера удлиняют на заказ UAZ Cargo и UAZ Profi 4х2 и 4х4, порой тюнингованные до трехосного исполнения 6х2 с кузовами длиной до 4 метров. «Растянуть» можно снятые с производства грузовики, например, ЗИЛ-5301 «Бычок» и ЗИЛ-130. И необязательно монтировать на обновленное шасси бортовой или фургонный кузов. Можно превратить грузовик в эвакуатор с ломаной платформой и выдвижными аппарелями.

Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

Длиннобазный «Амур» отлично справляется с задачей перевозки пиломатериалов — таких, как вагонка и обрезная доска.
Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

Монтажная длина рамы китайских грузовиков JAC устраивает не всех перевозчиков, и они решают задачу за счет увеличения заднего свеса кузова.

Широко распространены переднеприводные «головастики» VW Transporter, создаваемые путем монтажа рамы к заводской кабине. Примером являются служебные грузовички Московского завода специализированных автомобилей для перевозки оцинкованных заготовок и готовых легковых прицепов. На базе малотоннажных иномарок тоже предостаточно примеров удлинения, и все это продукция специализированных мастерских и цехов машиностроительных предприятий.

Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

Удлинение базы сопряжено с удлинением карданного вала. Готовый можно купить по цене от 15 000 руб.
Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

Готовая «наращенная» рама без навески на рынке РФ доступна от 44 000 руб.
Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

Нередко перевозчики параллельно с удлинением рамы заказывают дополнительное усиление подвески.

Не будем забывать, что изменение параметров ходовой части сказывается на эффективности эксплуатации и сроке службы автомобиля. Но это не главное! В процессе трансформации стандартного транспортного средства придется демонтировать не только старую надстройку, но и все компоненты, которые придется адаптировать к новой длине. Это касается карданного вала, электропроводки, толпливопровода, тормозной системы. Стандартную базу «ГАЗели NEXT» в 3145 мм или удлиненную в 3745 мм можно расставить до значений 4250, 4560 или 5250 мм. При этом габаритная длина полуторки с заводских 5630 и 6709 мм увеличится соответственно до 7410, 8230 или 8830 мм, а полезное расстояние от переднего до заднего борта грузовой платформы составит 5000, 6000 или 6600 мм. Главное — не забывать, что грузоподъемность шасси по мере удлинения снижается. В приоритете остается полезная площадь для размещения легковесных грузов.

Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

«Растяжка» рамы влечет за собой удлинение электропроводки, тормозных магистралей и замену некоторых компонентов.

Фирмы, оказывающие услуги по доработке транспортного средства, предлагают три вида удлинения: по межколесному расстоянию, по заднему свесу рамы, комбинированный вариант (база+свес). На российском рынке наибольшее распространение получило третье решение как дающее максимальный результат. На нижегородских полуторках и их одноклассниках (например, IVECO Daily) раму разрезают в районе крепления глушителя, ближе к заднему свесу. И делают это с применением газоэлектросварки не перпендикулярно, а под углом. Стальные вставки-удлинители обычно не вваривают, а крепят методом холодной клепки — тем самым удается повысить прочность соединения и жесткость всей рамы. Болтовое соединение в подобных случаях не применяют: под нагрузкой оно может не выдержать. Задний свес наращивается по аналогии с выше описанным удлинением рамы, а для гарантии добавляется стальной подрамник. Все это повышает прочность конструкции в части жесткости на изгиб и кручение. Обычно процесс удлинения занимает три рабочих дня. Кстати, одними вставками дело порой не ограничивается. Владельцы просят установить дополнительные рессоры или пневмоподушки.

Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

Иногда перевозчики автомобильных «электричек» заказывают установку пневмоподвески взамен привычных стальных рессор.

Кто на Руси занимается удлинением грузовых автомобилей? Таких фирм предостаточно. На слуху «БелГаз76», «ВладавтоСпец», «ДилерАвто НН», «Еврофургон52», «МосТехАвто», «СитиАвто», «Чайка-Сервис» и др. Есть и кустари, не обладающие официальными сертификатами на оказание такого рода услуг, но к ним обращаться специалисты не рекомендуют. Лучше всего заказывать удлинение у тех, у кого ваши коллеги или знакомые получили услуги надлежащего качества по приемлемым ценам.

Теперь поговорим о минусах удлинения. Во-первых, удовольствие это не бесплатное. Удлинение рамы «ГАЗели» в российских регионах стоит от 26 000 руб. и, в зависимости от объема работ и затраченных материалов, может составлять 85 000 руб. и более. Не зря в объявлениях чаще всего указывают: «Цена договорная». Альтернативой удлинению может служить покупка готовой удлиненной рамы, только сэкономить на этом вряд ли получится: в Нижнем Новгороде их продают по ценам от 44 000 руб. В три раза дешевле удлиненные карданные валы: от 15 000 руб.

Второй минус — необходимость регистрировать изменения в ГИБДД. И даже если подрядчик берет хлопоты на себя или оказывает содействие, за каждую бумажку придется платить владельцу автомобиля. Как ни крути, это лишние расходы, хотя и не критические.

Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

В ряде случаев заводской базы в максимальном значении для решаемых транспортных задач достаточно, и заниматься удлинением не резон.

Третье «но» в истории использования удлиненных автомобилей — проблема с парковкой, подъездам к местам погрузки и разгрузки, сложный въезд во дворы и затрудненное маневрирование. Для городских условий это реальный геморрой, который будет давать о себе знать в каждой поездке.

Четвертый минус касается большой парусности и проблемами с курсовой устойчивостью при сильном боковом ветре. Большой загрузки у такого автомобиля нет, электронные системы помощи водителю в подобных условиях отсутствуют, и в порожнем состоянии риск опрокидывания выше. Мойка сверхдлинного авто дороже стандартного. В случае ремонта не каждый подъемник способен принять в свои лапы такое транспортное средство, и придется искать смотровые ямы. Эвакуация методом полной погрузки невозможна, да и буксировка «в очки» затруднена из-за большого заднего свеса. И это не единственные нюансы эксплуатации.

Почему опасно удлинять ГАЗель, надеясь больше заработать: минусы, о которых многие не знают

Разрез и вставка в раме обычно делают за глушителем, ближе в ведущей оси.

Пятый минус связан с перегрузом. В ряде случаев удлинение рамы, заднего свеса и усиление подвески оборачивается колоссальным снижением полезной нагрузки. Водители закрывают на это глаза и эксплуатируют автомобили с перегрузом. Все это до поры до времени: рано или поздно можно нарваться на весовой контроль, и не выездной, где когда-то можно было «договориться», а на «рамку». Чревато это прилетом «писем счастья», т. е. штрафов, а значит, финансовых потерь. Административное взыскание может оказаться таким, что перебьет всю прибыль от конкретного рейса, а ради чего тогда весь сыр-бор?

Справедливости ради нужно сказать, что был период, когда использование сверхдлинной «ГАЗели» сулило ее владельцу сплошную выгоду. Но жизнь не стоит на месте. Взвесив все «за» и «против», сегодня можно придти к неожиданному выводу. Возможно, разумнее приобрести длиннобазный заводской вариант «ГАЗон NEXT». Хотя у этого решения есть противники: тахограф, ограничения по массе, больший расход топлива, категория «С» вместо «В» и т. д.

Возвращаясь к тому, с чего начали, можно сделать такой вывод: длинная база — это хорошо, но в разумных пределах. Все-таки значения в 6,6 и 6,2 метра по длине кузова запредельные — при них грузоподъемность в районе 700 кг, а для коммерческих перевозок зачастую этого мало. Проще говоря, эксперты советуют выбирать удлинение, но не перебарщивать. В российских условиях Extralong скорее минус, чем плюс.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 3,33 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное