Goodyear Proactive Solutions: шины + высокие технологии = экономия

текст: Михаил Ожерельев / фото: автора / 17.10.2019
Экономические потери автотранспортных предприятий, так или иначе связанные с шинами, могут составить заметную сумму. Есть способы ее существенно сократить, говорят инженеры «Гудьир». Американская международная компания дополнила комплексное предложение Goodyear Total Mobility новыми решениями в области сетевых технологий.

В структуре затрат европейского перевозчика доля шин составляет всего 3 %. Однако грамотно выстроенная шинная политика влияет на множество аспектов автотранспортного бизнеса — начиная от топливной экономичности, коэффициента технической готовности и заканчивая удержанием водителей, суммарно это оценивается долей в 40 % от бюджета затрат автопредприятия.

В России картина иная — влияют более низкие цены на топливо, качество дорог, сильнее изношенный автопарк. Если взять экономику российского автопарка, то затраты на обувку грузовика займут уже более значительную долю. А значит, важнее становится вопрос ходимости шин, стоимости километра пробега. Впрочем, регулярно проводя ресурсные испытания, мы видим, что и в России крупные автопредприятия начинают проявлять все больший интерес к решениям полного цикла. Они строятся из трех слагаемых: качественный продукт, удобный сервис, широкая сервисная сеть. Именно эти слагаемые и составляют пакет Total Mobility, который компания Goodyer презентовала одновременно с запуском грузовых шин KMAX GEN-2 и FUELMAX GEN-2. С испытаниями шин нового поколения на полигоне в Монпелье «Автопарк» знакомил читателей в предыдущем выпуске (см. «Автопарк» №5/2019). Теперь о том, как получить максимальную выгоду от их эксплуатации.

Прибор Drive-Over-Rider позволяет производить экспресс-диагностику шин без монтажа датчиков на колеса.

Итак, какие же основные ошибки совершают водители, а зачастую и механики, в парках при эксплуатации современных колес? Первая и самая распространенная — движение при недостаточном давлении в шинах. «Шина, работающая при сниженном на 50 % давлении, теряет до 72 % ресурса», — отметил Давид Анкер, вице-президент направления шин для коммерческого транспорта европейского отделения Goodyear.

Колесо с передатчиком

В рамках проекта Goodyear Proactive Solution, запущенного в 2016 году, компания предлагает фирменную систему TPMS (Tire Pressure Monitoring System), которая обеспечивает мониторинг температуры и давления в шинах. Сведения, попадающие в систему в режиме реального времени, обрабатываются по специальным алгоритмам, разработанным инженерами Goodyear. Вроде бы ничего нового, сегодня такие системы активно предлагаются на свободном рынке. Но у Goodyear есть особенности.

Датчики TPMS монтируются на ободе колеса и могут быть перенесены на новые шины после их замены.

Вот скажите, кому, как не шинникам, досконально знающим свой продукт, определять серьезность проблемы или степень опасности ситуации? Так, в одном случае грузовику нужно срочно следовать на сервис или вызывать подмогу, а в другом — вполне можно отложить обслуживание или ремонт до планового возвращения автомобиля в парк, не выводя технику из транспортного процесса. И ведь это тоже экономия. Одним словом, запатентованная аналитическая система G-Predict позволяет уведомлять о потенциальных проблемах до их возникновения. Также система способна прогнозировать ресурс шин. Из цифр, озвученных на презентации: на 97 % меньше связанных с шинами поломок и на 18,5 % выгоднее стоимость километра пробега — такие преимущества дает система европейским перевозчикам.

Датчик TPMS монтируется внутри шины, на ободе колесного диска. При этом размерность колес не имеет значения, а близость к тормозным механизмам расширяет функ-ционал системы — при перегреве диска или барабана водитель также получит своевременное оповещение. Сигналы от датчиков поступают в маршрутизатор, который непрерывно (даже на стоянке) ведет запись и в случае нештатной ситуации мгновенно отправляет оповещения на удаленный сервер Goodyer и на мобильное приложение с указанием конкретной шины, в которой возникла потенциальная проблема. Еще одна особенность TPMS — это функция Track & Trace. Функция на основе встроенной системы GPS позволяет операторам парка отслеживать местоположение техники, а также предотвращать несанкционированное перемещение или кражу.

Функция на основе встроенной системы GPS позволяет операторам еще и отслеживать местоположение техники.

Стоит добавить, что проект Goodyear Proactive Solutions сегодня предлагается также и операторам специальной и строительной техники — решение называется TPMS Heavy Duty. Экономия в размере более 71 000 евро иллюстрирует преимущества системы на примере пятилетнего контракта с голландской компанией ESD-SIC, в рамках которого TPMS Heavy Duty была установлена на четыре фронтальных погрузчика. Экономия включает 1100 евро в год в результате отказа от проверок давления дважды в месяц, 9700 евро в год за счет снижения уровня отказов шин (которые происходили не менее раза в год) и 17 600 евро за счет роста ресурса шин на 10–15 %.

Шинный следопыт

Пакет оборудования, предлагаемого Goodyer в рамках проекта Proactive Solution, недавно пополнился прибором Drive-Over-Rider (DOR), который позволяет производить экспресс-диагностику шин без монтажа датчиков на колеса. DOR — это сканер, устанавливаемый на земле. Система автоматически измеряет и анализирует такие важные параметры шины и автомобиля, как внутреннее давление, остаточная глубина протектора, нагрузка на ось и общий вес транспортного средства, которые сразу отображаются на экране монитора и сигнальной стойке. Производителем оборудования является немецкая компания Ventech, с которой Goodyear сотрудничает более 10 лет. Проект DOR получил международную премию за устойчивое развитие International Busplaner Sustainability Award 2019, которую популярный немецкоязычный журнал Busplaner вручает инновационным компаниям за разработку продуктов, помогающих решать задачи обеспечения глобальной устойчивости.

Для определения давления в шинах применяются высокочувствительные матричные сенсоры, смонтированные на отдельных измерительных площадках.

Замер остаточной глубины протектора осуществляется с использованием лазерных технологий. Функционал такого измерителя подобен считывателю штрих-кода: как только протектор тестируемой шины попадет в поле зрения расположенных в технологических углублениях напольных плит источников лазерного излучения, оптические сенсоры немедленно передают данные отраженного сигнала на вычислительное устройство. При этом точность замеров не зависит от радиуса колес и ширины их протектора.

Предусмотрена идентификация шин по радиочастотным меткам.

Для определения давления в шинах применяются высокочувствительные матричные сенсоры, смонтированные на отдельных измерительных площадках. Анализируются площадь и форма пятна контакта. Поскольку пятно контакта у разных шин при одинаковом давлении может отличаться, необходимо «привязать» выполненное измерение к конкретному автомобилю, предварительно внесенному в базу данных. Именно для этого в состав оборудования входит система идентификации номерных знаков. Альтернативный вариант — идентификация встроенным в шины радиочастотным меткам RFID. Напомним, такими метками оснащены все шины новых линеек KMAX GEN-2 и FUELMAX GEN-2.

Зеленый свет на стойке означает, что все тестируемые параметры в норме.

Стоит отметить, что при установке аппаратуры не требуется сложных монтажных работ и специально подготовленного места. Комплект можно установить на существующем бетонном покрытии, например в зоне стоянки автомобилей, на территории заправки или мойки. Такой стационарный пост особенно удобен, если речь идет о контроле большого количества автомобилей, ежедневно выходящих на линию.

Уже в этом году Goodyear планирует сертифицировать Drive-Over-Rider для российского рынка. В компании уверены, что решения Goodyear Proactive Solutions помогут локальным партнерам расширить бизнес.

Статьи по теме
Популярное