Top.Mail.Ru
Газ как топливо для машины: мнение профессионалов

Газ как топливо для машины: мнение профессионалов

фото: автора / 02.01.2023
Выставка газобаллонного, газозаправочного оборудования и техники на газомоторном топливе — GasSuf в очередной раз стала местом для диалога профессионалов. В ходе мероприятий ведущие отечественные и зарубежные игроки газотранспортной отрасли обсудили, как будет жить и развиваться рынок в новых условиях, сложившихся сегодня в России и мире.

Михаил Ожерельев

Надо сразу отдать должное мужеству организаторов мероприятия GasSuf. Оно проходит регулярно уже много лет (нынешняя выставка — юбилейная, двадцатая по счету). И вдруг за несколько месяцев до проведения в 2022 году выясняется, что отвалились едва ли не половина традиционных участников — иностранные фирмы. Но организаторы все же решили продолжать, хотя изнутри их грыз червь сомнения: а придет ли вообще кто-нибудь из посетителей?

Газ как топливо для машины: мнение профессионалов
На рынке сегодня предлагается широкий ассортимент газовых баллонов иранского производства.

И не прогадали: на открытии — толпа, а в павильоне тесно от стендов. Правда, в этот раз практически не было автомобильных экспонатов. Единственная машина в экспозиции — седан Kia c газобаллонным оборудованием и счетчиком газа. Экспонат представлен компанией ЭРА-ГЛОНАСС.

Газ как топливо для машины: мнение профессионалов
Единственная машина в экспозиции — седан Kia c газобаллонным оборудованием и счетчиком газа.

Вообще, участников набралось 68 фирм. Согласно официальным данным, выставку посетили 1242 специалиста из 61 региона России. Количество новых посетителей составило 58 %. Видимо, ко всему прочему, повлияли и два предшествующих «ковидных» года, когда люди истосковались по общению в офлайне...

Газ как топливо для машины: мнение профессионалов
Так выглядит комплект оборудования для точных измерений расхода газа.
Газ как топливо для машины: мнение профессионалов

За три выставочных дня гости смогли ознакомиться с инновационными технологиями в области переоборудования автомобилей на газ, современным газозаправочным и газобаллонным оборудованием. Экспонировались товары двух разделов — и газобаллонное, и газозаправочное оборудование.

«Газпром газомоторное топливо», CIMC Enric Energy Equipment, «Вольта Газ», ГРАФ, «Мониторинг Вентиль и Фитинг» (MV&F), «Микрометан», «Флюид Лайн», НПК «Шельф» представили газозаправочное оборудование. Этим тематическим направлением интересовалась большая часть посетителей (56 %). Среди прочего стоит обратить внимание на компрессорную установку саровского предприятия «Микрометан», с помощью которой любой водитель может заправить машину самостоятельно — дешево и практически в любых условиях. Компрессор сжимает бытовой газ до давления 200 атмосфер. Машину можно заправить непосредственно от компрессора или закачать сжатый газ в баллоны «впрок». Несмотря на «страшное» слово «газ», компрессоры безопасны — они соответствует стандартам безопасности РФ, основные комплектующие производятся в Италии и Китае. А метан из кухонной плиты — самый чистый. Так, по крайней мере, считает представитель «Микрометана».

Газ как топливо для машины: мнение профессионалов
С помощью компрессорной установки предприятия «Микрометан» любой водитель может заправить машину самостоятельно.

Информационный стенд компании ГРАФ был посвящен компрессорам и аккумуляторам газа, шкафам управления, агрегатам осушки, блок-боксам и другим эффективным решениям для АГНКС.

На стенде Landi Renzo можно было ознакомиться с образцами редукторов, блоков управления и форсунок — важнейшими элементами ГБО для перехода автомобиля на экологичные и экономичные виды топлива: СУГ (сжиженный углеводородный газ) и КПГ (компримированный природный газ).

В рамках раздела «Газобаллонное оборудование» экспонировали продукцию «АнтГруппГБО», «ГазСервисКомпозит», Landi Renzo, МТК, ЮРПАКОМТРЕЙД, ЮСЕВ и другие компании. Интересно, что на рынке сегодня предлагается широкий ассортимент газовых баллонов иранского производства — диаметром до 406 мм и длиной до 2500 мм. Стальные бесшовные баллоны типа 1 (CNG-1) соответствуют всем международным стандартам, их рекомендуют для установки как на отечественные грузовики, так и на иномарки.

Газ как топливо для машины: мнение профессионалов

Компания МТК, поставщик газового и промышленного оборудования, презентовала потенциальным заказчикам автомобильный баллон для пропана. Высокий интерес к продукту проявили производители нефтегазового оборудования и инженеры-проектировщики из «Газпрома».

«Сейчас рынок газобаллонного оборудования оживлен, поэтому мы решили участвовать в GasSuf в этом году и предложить востребованный продукт. В результате получили пять контактов из разных стран: Киргизии, Казахстана, России. Убежден, они с нами свяжутся, чтобы получить расчет, т. к. проявили высокий интерес к нашему оборудованию», — прокомментировал участие в GasSuf 2022 директор проекта «Газобаллонное оборудование» компании МТК Акоп Афян.

Впервые на GasSuf экспонировали продукцию CIMC Enric Energy Equipment, ЮСЕВ, ЮРПАКОМТРЕЙД, «ГазСервисКомпозит». На стенде CIMC Enric Energy Equipment производители из Китая продемонстрировали оборудование и системные решения для хранения и транспортировки КПГ, СПГ, СУГ и промышленного газа.

Газ как топливо для машины: мнение профессионалов
Криогенный баллон для СПГ, производство — Китай.

Компания «ГазСервисКомпозит» в качестве промышленных образцов продукции показала макет блока аккумуляторов газа и макет баллона для передвижной заправки (ПАГЗ). Основные заказчики компании — специалисты автомобильной промышленности и частные клиенты: владельцы автопарков, удаленных от больших населенных пунктов, и собственных АГНКС. «Мы хотели попробовать поучаствовать в выставке, чтобы понять, во сколько обойдется нам этот инструмент продвижения и будет ли от него эффект. Чтобы вернуться сюда, нам нужно хотя бы два реальных заказа. Мы получили три — посмотрим, какой будет результат», — поделился целями участия в GasSuf 2022 начальник производства «ГазСервисКомпозит» Константин Смердов. 

Газ как топливо для машины: мнение профессионалов
«Газпром газомоторное топливо» представил программу, раскрывающую преимущества использования природного газа на транспорте как экономичного, экологичного и безопасного топлива.

Форум «Транспорт на газомоторном топливе», традиционный спутник выставки GasSuf, в этом году включил 7 разноформатных мероприятий: отраслевые сессии, круглые столы и практикум. В рамках деловой программы состоялись экспертные диалоги, в которых представители организаций газомоторной отрасли дали оценку эффективности инструментов стимулирования рынка ГМТ, внесли предложения по их совершенствованию для поддержки альтернативных видов топлива и обсудили актуальные вопросы отрасли.

Газ как топливо для машины: мнение профессионалов

НАТАЛЬЯ КИМ,
первый заместитель генерального директора ООО «Автомобильная компания — Мостранс»

На рынке грузовых автоперевозок мы с 2008 года. Ключевое направление бизнеса — контейнерные перевозки. В течение 5 лет мы поэтапно замещаем дизельную технику газовой. Сегодня 60 % автопарка состоит из газовых тягачей. Все они в заводской комплектации. В 2018 году мы начали работать с техникой Iveco, компания-импортер предложила нам седельные тягачи и адекватные условия поставки. В 2021 году начались закупки китайских грузовиков Saic-Iveco.

Экономический эффект от использования техники на СПГ действительно ощутим — экономия составляет от 30 до 40 %. Конкретные цифры зависят от ряда факторов, но основной один — наличие разветвленной сети заправок. Можно долго рассуждать об эксплуатации дизельных и газовых тягачей, искать сходства и отличия. Но в любом случае экономический эффект достижим, если вы используете технику ежедневно в полном объеме. Причем на длительных регулярных магистральных перевозках этот эффект еще более значим. А вот при отсутствии заправок рядом эффект будет ничтожным, прибыль теряется на холостых пробегах и времени на заправку. Мы вышли из положения, купив три криозаправочных модуля и расставив их по ключевым для нас локациям перевозок.

Помимо проблемы с заправками отмечу еще ряд отрицательных нюансов. Во-первых, мы констатировали абсолютную неготовность сервиса оказывать нам помощь. Причем даже аккредитованные производители газомоторной техники на деле не имели опыта и учились вместе с нами.

Во-вторых, нужно отметить определенный скепсис у кредиторов и лизингодателей по поводу ликвидности техники, а также отсутствие каких-либо специальных программ на покупку техники на СПГ. В результате мы имеем высокие первоначальные вложения в покупку.

Еще мы встретили неприятие водителей к технике на СПГ. У них проявлялись стереотипы в виде боязни газа в любом проявлении. Первоначально был даже отток персонала. Впоследствии все вернулись обратно.

По нашему глубокому убеждению основное условие популяризации газомоторной техники — это динамичное развитие сети заправок. Мы, перевозчики, не должны выстраивать плечо особым образом, задумываться, использовать технику или нет. Еще в качестве стимуляции спроса нужны два момента: создание и реализация программ кредитования плюс снижение налоговой нагрузки, хотя бы на период первоначальной окупаемости. И как вариант для нас, это тоже важно, — скидки и преференции на проезд по федеральным трассам.

Газ как топливо для машины: мнение профессионалов

ИВАН КОРЫТОВ,
руководитель проекта развития технологий транспорта, сеть магазинов «Магнит»

В нашем парке 4500 единиц техники. Обслуживаем 67 регионов России. В 2020 году переоборудовали часть грузовиков MAN для работы в газодизельном режиме. Среди плюсов это, безусловно, снижение затрат на топливо. Экономия существенная и приятная. Вдобавок программы компании «Газпром газомоторное топливо» позволили получить существенный эффект за счет субсидий. Также работает программа государственного субсидирования. А еще нужно учитывать обнуление ставки транспортного налога. Правда, не во всех регионах это есть. Но в целом по тем машинам, которые у нас переоборудованы, за год это дает существенную прибавку. Всего переоборудовано на данный момент 250 единиц техники.

Теперь о проблемах. Первая — это общая неприязнь к газомоторной технике. Наверное, это связано с тем, что люди тяжело подвержены нововведениям. Приходится много объяснять и много показывать, кому это выгодно и почему.

У нас остался дизельный парк. К счастью или к сожалению, водители при прочих равных хотят ездить на дизельных машинах. Они объясняют это отсутствием необходимости дополнительного заезда на заправку и страховкой от потенциальных рисков, связанных с некорректной работой газового оборудования. На самом деле вопросы к поставщикам оборудования есть, а значит, разные ЧП не исключены. При использовании дизельного грузовика риски, естественно, меньше, чем при использовании газодизельного.

У нас есть определенная специфика в видах или типах маршрутов. Казалось бы, оптимальным решением было поставить газодизель на магистральные тягачи, тогда на большом плече экономия была бы максимальной. Но структура распределения АГНКС по стране неравномерная. При отправке автомобиля на маршрут, где АГНКС недостаточно, часть пробега пройдет в дизельном режиме без экономии. Также по городской доставке — если мы ездим в городе, то замещение газом минимальное. И использование газодизельной техники в таком режиме совершенно не оправданно.

Вообще, наша компания настроена на развитие газомоторного парка. Рассматриваем вопрос увеличения в следующем году, хотя сейчас ситуация нестабильная. Но даже с учетом всех вышеуказанных проблем, в том числе простоев по причине ремонта ГБО, экономический эффект есть. Он не такой большой, как хотелось бы, но есть. И есть куда двигаться дальше.

Газ как топливо для машины: мнение профессионалов

АНТОН ВАЛЬШИН,
заместитель генерального директора АО «Третий Парк»

Мы эксплуатируем свыше 900 автобусов, преимущественно на СПГ. Обладаем интересным опытом: популярно эту историю запускали, обучали персонал, проводили расчеты — и экономические, и организационные. Много вопросов приходилось решать не только с точки зрения эксплуатации автобусов, но и со стороны организации самого процесса заправки. Автобусные перевозки, в отличие от грузовых, имеют важный аспект: для нас крайне необходима пунктуальность, не отвезти пассажира мы не можем. Ритмичность заправок и перевозок — это основа, без которой наш бизнес не будет функционировать. Мы готовы поделиться опытом и знаем, как рассчитывается экономика перевозки с точки зрения разных видов топлива. Если коротко, СПГ и КПГ — это, безусловно, выгодно. В Санкт-Петербурге контракты с перевозчиками заключаются на 6 лет. Вся выручка уходит в бюджет города, а город оплачивает перевозчику транспортную работу. По сути это московская модель. Цена шестилетнего контракта на весь Санкт-Петербург была порядка 190 млрд рублей. Но благодаря переходу на СПГ городской бюджет сэкономил на старте порядка 10 млрд рублей от разницы в цене топлива.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 комментария

  1. Артем:

    Переход на газ ПБА оказался разумным решением. Первоначальные затраты могут показаться немного высокими, но они окупаются очень быстро. Даже при среднем пробеге, экономия на топливе явно ощутима, и вложенные средства возвращаются менее чем за год. Выбор тороидального баллона, размещенного в нише для запасного колеса, оказался практичным решением. Багажное пространство осталось, и запаска в чехле стала альтернативой. Важно учитывать, что потери мощности автомобиля при переходе на газ ПБА вообще не ощутил, что делает его отличным выбором. С увеличением пробега или при более высоком расходе бензина, срок окупаемости сокращается, а экономия становится еще заметнее. Так что рекомендую.

  2. Александр:

    Это мнение не профессионалов, а потребителей. Даже не потребителей, а руководителей потребителей. А это разные вещи. Когда авторы начнут заголовки соотносить с содержимым?

Статьи по теме
Популярное