Top.Mail.Ru
Фронтальные погрузчики: «гастарбайтеры» наступают

Фронтальные погрузчики: «гастарбайтеры» наступают

22.09.2014
На российском рынке строительной техники сегмент фронтальных погрузчиков является одним из самых «горячих». Мы выяснили, какие иностранные компании лидируют в этой области и почему у отечественных производителей остается все меньше шансов составить им конкуренцию

Владимир Савельев

На российском рынке строительной техники сегмент фронтальных погрузчиков является одним из самых «горячих». Мы выяснили, какие иностранные компании лидируют в этой области и почему у отечественных производителей остается все меньше шансов составить им конкуренцию

Фото автора и фирм-производителей

Фронтальные погрузчики: «гастарбайтеры» наступают

Погрузчик Volvo новой серии H: L110H

Если присмотреться к глобальному рынку строительной техники, то нетрудно заметить, что он делится на премиальную и бюджетную половины, и своеобразной линией водораздела служат нормы токсичности выбросов. Премиальную часть составляют США, Канада, Евросоюз, Япония и Южная Корея, где невозможна продажа новой техники, не удовлетворяющей нормам токсичности, принятых на их территориях.

Таким образом, помимо основной экологической функции нормы токсичности играют роль барьера для входа на западный рынок конкурента из бюджетного мира. При этом для западного производителя с его экологичной техникой существует только одно препятствие для входа на бюджетный рынок — пошлины.

Вводя новый этап норм токсичности правительство не только ограждает свой внутренний рынок, но и мотивирует пользователей техники к ускоренному обновлению парков, обеспечивая таким образом производителям техники объемы производства. А вытеснение бывшей в эксплуатации техники на бюджетные рынки готовит там почву к приходу новой.

Фронтальные погрузчики: «гастарбайтеры» наступают

Liebherr L580 2plus2 с двигателем Tier 4i/Stage IIIB

Каждый новый этап норм токсичности дается производителям двигателей и машин со все большим трудом. Мало взять двигатель, соответствующий U.S. EPA Tier 4 Final / EU Stage IV, его еще нужно «вживить» в машину, создать ему соответствующую обвязку из систем выпуска и охлаждения, что, как показывает опыт крупнейших китайских заводов, совсем непросто. Таким образом, нормы токсичности стимулировали еще и укрупнение строительного машиностроения. Только финансово мощной организации с не просто большими, а огромными тиражами под силу такое.

Ведущие производители фронтальных погрузчиков, а их осталось не так много, и, что характерно, все они — так называемые фуллайнеры, то есть производители полного модельного ряда строительной техники, как Caterpillar, или близкого к полному, как, например, Liebherr, через промежуточные нормы Tier 4 Interim въехали в финальные Tier 4 Final. Это был титанический труд, потребовавший полного напряжения научных, конструкторских, финансовых сил, и для участников этой гонки на выбывание крайне важно, чтобы в условиях сужающегося рынка их труд не стал сизифовым.

Фронтальные погрузчики: «гастарбайтеры» наступают

В кабине погрузчика Volvo L110H

Фуллайнеры производят не только полные модельные ряды машин, но и двигатели. Похоже, что для успешного функционирования на сложном современном рынке это становится обязательным условием. Крупнейший в мире фуллайнер строительной техники и крупный поставщик двигателей сторонним производителям — корпорация Caterpillar — постепенно обновляет свои линейки погрузчиков: компактных, малых, средних и больших. Нормы токсичности вводятся не сразу по всему диапазону мощности дизельных двигателей, а разбиты на группы, для которых нормы вводят поэтапно согласно логике, понятной только законодателю.

Итак, Caterpillar частично обновил линейку средних погрузчиков — погрузчики Tier 4F получили литеру М, следующую сразу после К. Также наполовину обновлено семейство крупных карьерных погрузчиков, но для них оставили прежнее наименование с литерой К — 988К, 990К и 992К. Двигатели Tier 4F с фирменной технологией впрыска ACERT несколько мощнее предшественников для компенсации потерь на экологию. Вместе с двигателями модернизировали систему управления и диагностики и попутно внесли ряд усовершенствований в другие узлы и системы, например, в  подвеску кабины.

Фронтальные погрузчики: «гастарбайтеры» наступают

JCB 457 нового поколения с двигателем MTU Tier 4F

Линейка фронтальных погрузчиков шведского производителя строительной техники и двигателей Volvo Construction Equipment не столь всеобъемлюща — Volvo выпускает погрузчики в диапазоне эксплуатационной массы от 4 до 35 т, то есть наиболее востребованные рынком типоразмеры. Почти вся линейка обновлена, своей очереди ждут компактные модели и самая крупная — 35-тонная L350F. В число последних новинок вошли модели L110H и L120H. Нормы токсичности выбросов достигнуты применением каталитического нейтрализатора, сажевого фильтра с непрерывной регенерацией и системой SCR. В новом поколении погрузчиков Volvo усилила внимание на своих традиционных преимуществах: силовой передаче, рабочем оборудовании и кабине. На погрузчики установлена силовая передача, полностью разработанная и произведенная Volvo, с рядом особенностей. Например, функция Reverse-By-Braking автоматически сбрасывает обороты двигателя и задействует рабочие тормоза, когда оператор начинает выкручивать руль. Фирменный рычажный механизм Torque Parallel (TP) с параллелограммной кинематикой обеспечивает сочетание постоянного положения ковша при подъеме-опускании с высоким вырывным усилием. Опциональная Boom Suspension System поможет избежать просыпания материала из ковша при движении по неровной поверхности и значительно улучшит комфортность вождения.

Комфортабельная, с изысканным дизайном кабина Volvo отличается эргономикой, звукоизоляций и климат-контролем. Через воздушный фильтр рециркулирует до 90 % воздуха кабины.

Фронтальные погрузчики: «гастарбайтеры» наступают

Двигатель Tier 4F погрузчика Cat 990K на 11 % мощнее предшественника

Еще десять лет назад вряд ли кто-нибудь поверил бы, что британская компания JCB, практически последний оплот национального машиностроения, станет производителем двигателей. Многие годы JCB использовала агрегаты Isuzu, Perkins, Cummins и вот разработала собственный дизельный двигатель, наладила его производство, начав с 4-цилиндровых и позже прибавив к ним 6-цилиндровые агрегаты, и постепенно распространяла на свой модельный ряд. Исходя из того, что, во-первых, JCB — семейная компания и не зависит от акционеров, во-вторых, не только редко ошибалась, но в значительной степени повлияла на формирование строительного машиностроения, можно сделать вывод, что, если JCB так делает, значит это правильно.

Но это еще не все. Год назад JCB и Kohler заключили соглашение, по которому Kohler обязалась поставлять 3- и 4-цилиндровые двигатели Tier 4F мощностью 31–55 кВт для компактных машин JCB. Таким образом, обеспечены потребности JCB в двигателях малой мощности. Ключевая особенность этих двигателей в том, что они не нуждаются в сажевом фильтре. И благодаря партнерству JCB вывела на рынок компактные модели 406, 407 и 409 нового поколения с двигателями Kohler Tier 4F и гидростатической трансмиссией. Остальным моделям —  411 и 417 с 4-цилиндровыми JCB EcoMax, 427 и 437 с двигателями Cummins — предстоит модернизация. Старшая, 457-я модель уже получила вместо 6-цилиндрового Cummins двигатель MTU Tier 4F и серьезно модернизированную кабину.

Фронтальные погрузчики: «гастарбайтеры» наступают

John Deere 644K с двигателем Tier 4F

Американская корпорация John Deere на самом деле выпускает длинный модельный ряд погрузчиков — почти 15 базовых моделей. И John Deere — один из крупнейших моторостроителей. В марте этого года корпорация представила три погрузчика с собственными силовыми агрегатами PowerTech Tier 4F — модели 624К, 644К и 724К с ковшами вместимостью от 2,3 до 3,6 м. Модернизация не повлияла на собственную массу и размеры погрузчиков. Вместе с силовыми агрегатами модернизировали мосты для увеличения их ресурса, а также кабины в части звукоизоляции.

Немецкий производитель строительной техники и двигателей Liebherr также выпускает обширный модельный ряд погрузчиков массой от 5,1 т до 31 т. И, пожалуй, погрузчики Liebherr самые премиальные среди премиальных во многом благодаря фирменной трансмиссии 2plus2. Название 2plus2 произошло от схемы трансмиссии: 2 гидромотора — 2 гидронасоса. Liebherr отделила двигатель от коробки передач и связала их гидрообъемной передачей. Двигатель расположен продольно маховиком назад и сдвинут к корме, а насосный агрегат рукавами высокого давления соединен с гидромоторами на КП. От КП на мосты крутящий момент передается традиционно — карданными передачами.

При этом Liebherr еще только выходит на уровень Tier 4 Interim / Stage IIIB. Компания намерена представить общественности в сентябре этого года на выставке в Нюрнберге компактные погрузчики Compact и Stereo, куда входят модели L506, L507, L508, L509 и L514 массой от 5,1 до 8,4 тонны с поперечно расположенным двигателем и гидрообъемной трансмиссией экологического уровня Stage IIIB.  Средние и большие погрузчики Stage IIIB были представлены ранее — в марте этого года на CONEXPOCON/AGG в Лас-Вегасе.

Что в это время происходит в мире бюджетном? Бюджетный медленно, но верно движется курсом, заданным премиальным, но со значительным лагом. В целом, перемены позитивные, на современных бюджетных погрузчиках можно работать без ущерба для здоровья.

Фронтальные погрузчики: «гастарбайтеры» наступают

Погрузчик нового поколения XGMA XG982H

Так, крупный китайский производитель строительной техники XGMA в начале 2013 г. начал поставки погрузчиков обновленного модельного ряда, которые можно распознать по литере Н в маркировке вместо латинской цифры II. Модернизация коснулась силовых установок: обновленные двигатели экономичнее, тише, по обещаниям XGMA, надежнее и соответствуют экологическим стандартам Tier 3 / Stage IIIA. Двигатели агрегатированы с КП Powershift — для операторов это большое облегчение. На «СТТ — 2013» XGMA представляла образец погрузчика нового поколения XG982H грузоподъемностью 8 т, оснащенного двигателем Cummins QSM11 с электронным управлением впрыска, КП ZF 4WG3OS, гидросистемой с двумя насосами и приоритетом рулевого управления.

Таким образом, китайская продукция предлагает российскому рынку даже некоторую избыточность, поскольку у нас для внедорожной техники норм токсичности выбросов пока не вводили.

Это отставание — единственное, что спасает отечественного производителя строительной техники от полного истребления. Пока что российское машиностроение предлагает машины с двигателями, которые есть на рынке, и вариант с Tier 2 / Stage II остается оптимальным во всех отношениях, а ведущим российским производителем фронтальных погрузчиков следует признать…белорусский «Амкодор».

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное