Top.Mail.Ru
Физлицо, получи в лицо: как власти усложняют жизнь дальнобойщикам

Физлицо, получи в лицо: как власти усложняют жизнь дальнобойщикам

17.05.2016
Массовые протесты против «Платона» показали властям, что перевозчиков-частников контролировать сложнее — именно они стали основой протестного движения, в то время как их более крупные «коллеги» в основном предпочли не конфликтовать. Так что вряд ли случайно появление инициатив, равняющих физлица и юрлица в ответственности. Впрочем, усложнить жизнь собираются всем

Ирина Зверева

ГРУЗОВИКИ — НЕ ДЛЯ ДАЧИ

Ситуация двойственная: с одной стороны, борьба за безопасность дорожного движения, с другой — ухудшение условий работы перевозчиков, которым и так досталось в результате введения системы «Платон» и немалого количества затратных изменений в российском законодательстве.

Новые поправки, о которых идет речь, вносятся в закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Проект был внесен Минтрансом в сентябре прошлого года и прошел в Госдуме первое чтение. Его суть — введение требований к физлицам-перевозчикам на уровне юрлиц.

«Главная причина травматизма и смертности при ДТП экономическая, — объяснил депутатам статссекретарь — заместитель Министра транспорта РФ С. Аристов. — То есть попытка владельца транспортного средства, в данном случае собственника, как можно меньше платить и как можно больше зарабатывать».

По данным министерства, 47 % грузового и пассажирского автотранспорта зарегистрированы на физлиц. При этом их доля из года в год растет: перевозчики намеренно переоформляются, ведь для юрлиц введены куда более жесткие требования в сфере безопасности дорожного движения, и им грозит более высокая ответственность за нарушения. Для физлиц же отдельных правил не установлено: они подчиняются общим ПДД.

«Когда кто-то покупает грузовик, вряд ли он делает это для того, чтобы возить что-то себе на дачу, — объяснял в интервью «Российской газете» еще один замглавы Минтранса Николай Асаул. — Грузовик или большой автобус покупается для коммерческих перевозок или для перевозок собственных сотрудников, поэтому требования должны быть одинаковые для частных и юридических лиц». Тем более что опасность на дорогах грузовики малой и большой грузоподъемности как частных, так и юридических лиц представляют одинаковую.

Итак, после того как это исправят, перевозчику-физлицу придется:

— осуществлять стоянку своего автомобиля более восьми часов только на специализированных парковках;

— выполнять предрейсовый технический осмотр автомобиля, как и юридические лица;

— страховать гражданскую ответственность владельцев транспортных средств;

— оснащать свои автомобили цифровыми тахографами;

— соблюдать нормы времени непрерывного управления грузовым автомобилем и перерывов в управлении, установленные ПДД.

За нарушение норм времени непрерывного управления грузовым автомобилем владельцу придется заплатить административный штраф от 3000 до 5000 руб. Если автобус или грузовик будет припаркован за пределами спецстоянки, то компания рискует заплатить штраф 30 тыс. руб.

На подготовку частникам отводится один год с момента вступления закона в силу.

ВЗЯТЬ И ЗАПРЕТИТЬ

В перспективе же регистрацию автобусов и грузовых автомобилей на физлиц и вовсе хотят запретить. С такой инициативой выступило МВД. Замминистра Дмитрий Миронов сообщил, что только вследствие такого табу будут соблюдаться требования по безопасности перевозок.

Меры против физлиц за рулем оправданны, считает директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. В России, в отличие от других стран мира, любой желающий может купить себе грузовик. Как только автомобиль начинают использовать в коммерческих целях, должна усиливаться ответственность его владельца, а контролирующий орган — иметь возможность следить за состоянием автомобиля и водителя, добавляет эксперт.

На рынке грузоперевозок бардак во многом из-за частников, согласен председатель совета НП «Грузоавтотранс» Владимир Матягин.

Число ДТП с участием грузового автотранспорта юрлиц сокращается, подсчитали в экспертном центре «Движение без опасности», где тоже согласны с «уравниванием».

Видимо, в МВД после протестов против «Платона» поняли, что не могут контролировать граждан — собственников грузовиков, которые и стали основой протеста, усматривает «подоплеку» руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев. С компаниями государству удобнее вести диалог: меньше протестуют.

Председатель профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает, что у властей и так есть широкий набор инструментов, чтобы решить проблемы перевозок и сократить аварийность. К примеру, предусмотрена строгая административная и уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. Достаточно показательно «накрыть» десяток-другой таких перевозчиков на дороге, и многие испугаются работать по такой схеме.

Физлицо, получи в лицо: как власти усложняют жизнь дальнобойщикам

ПРОТИВ ТРУДОГОЛИКОВ

Наибольшее беспокойство у чиновников вызывает тот факт, что физлица, занимающиеся перевозками, не обязаны оборудовать машины тахографами, позволяющими регистрировать скорость движения, пробег, периоды отдыха водителя. А ГИБДД вправе контролировать их наличие только на машинах юрлиц.

Впрочем, правила будут ужесточаться и для физ-, и для юрлиц. Поправки на эту тему подготовили в Минтруде — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников автотранспортным средством)».

Директор департамента условий и охраны труда Министерства труда Российской Федерации Валерий Корж пояснил, что автолюбителей нововведения не касаются — только коммерческий сектор.

«Законопроект вводит лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров численностью более 8 человек по заказу либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя», — сказал он.

Кроме того, с целью побуждения юрлиц и индивидуальных предпринимателей к соблюдению законов предлагается установить дополнительные обоснования для удорожания ОСАГО. А именно, нарушения приведут к росту коэффициентов страховых тарифов. Это может грозить, если будут установлены факты несоблюдения режима труда и отдыха работников и надлежащей организации эксплуатации транспортного средства.

И самое главное, законопроектом предлагается ужесточить ответственность в отношении должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей за выпуск на линию транспортного средства без тахографов и за необеспечение установленного режима труда и отдыха работников.

Штрафы предусмотрены следующие: должностные лица и ИП — от 70 000 до 100 000 руб.; юрлица — от 100 000 до 150 000 руб.

Сейчас, напомним нашим читателям, предусмотренные санкции куда меньше — от 1000 до 3000 руб. для водителя транспортного средства и от 5000 до 10 000 руб. для должностного лица.

ПОСЛЕ ДТП — ЗА РЕШЕТКУ

Если в машине нет тахографа или нарушен режим водителя и в результате ДТП причинен тяжкий вред здоровью или смерть, ответственность будет уголовной.

Наказание предусмотрено весьма серьезное:

— при тяжких последствиях здоровью — лишение свободы на срок до 5 лет;

— если это повлекло смерть человека — лишение свободы на срок от 5 до 8 лет;

— смерть двух или более лиц — лишение свободы на срок от 8 до 10 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

На оснащение своих транспортных средств тахографами законодатель дает физическим лицам один год со дня официального вступления в силу Федерального закона.

Стоит обратить внимание и на тот факт, что установкой тахографа занимается мастерская, а ответственность за неправильную установку, в данном случае — уже уголовная, ложится на перевозчика. Поэтому придется внимательнее относиться к выбору мастерской, процедуре установки и калибровки тахографа. Кроме того, в договоре на оказание услуг с мастерской надо будет предусматривать ответственность последней за соответствие выполняемых процедур всем требованиям российского законодательства.

Цель Минтруда — сделать для работодателя крайне невыгодным заставлять водителей перерабатывать, не учитывая в маршруте время для отдыха. То же касается и снижения издержек за счет технического состояния и оснащения своих автотранспортных средств.

НОВЫЙ СЮРПРИЗ

2 декабря 2015 года Минтранс сделал очередной «подарок» перевозчикам, выпустив Приказ №348. Согласно этому документу, срок обязательного переоборудования на цифровые тахографы тех грузовиков и автобусов (транспортных средств категорий N2, N3, M2, M3), которые имеют аналоговое оборудование, переносится на 1 июля 2016 г. Исключение будет сделано для тех, у кого открыто разрешение на международные перевозки.

Таким образом, власти «меняют коней на переправе»: когда с 1 июля 2014 г. тахографы для юрлиц стали обязательными, разрешено было ставить и аналоговые приборы, которыми в результате оборудована значительная часть грузовиков и автобусов. Теперь же перевозчикам придется досрочно раскошелиться еще раз, потратив несколько десятков тысяч рублей на замену приборов и приобретение электронных карт для водителей.

Цена на тахограф колеблется около отметки в 40 000 рублей, при этом сам прибор должен приобретаться и устанавливаться только в лицензированных мастерских, а это еще дополнительные расходы. Стоимость на данные услуги может несколько варьироваться в разных мастерских: в среднем предприятию или водителю придется выложить еще около 10 000 руб.

«Аналоговый тахограф 1324 с шифрованным цифровым датчиком более защищен и точен в показаниях, нежели тахограф российского производства без блока СКЗИ, — считает руководитель мастерской «Планета 162» Андрей Туров. — Но про них говорить нужно отдельно, непонятно, почему аналоговый тахограф запретили, а контрольное устройство без СКЗИ разрешено. Для перевозчиков переоснащение повлечет за собой огромные расходы».

«Основная цель, которую преследовал законодатель, когда принимал решение о замене одних моделей тахографов другими, — обеспечение контролирующих органов юридически значимыми данными, предоставленными на отчетных документах тахографа, — не согласен эксперт ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин. — Для этого необходимо заменить модели тахографов, не обеспечивающих защиту регистрируемых данных, моделями с криптографической защитой информации».

По его словам, причиной сокращения сроков стало «злоупотребление со стороны перевозчиков, которые в сговоре с мастерскими и производителями тахографов продолжали устанавливать модели, не предусмотренные законодательством».

Как бы то ни было, требования Министерства транспорта Российской Федерации крайне сложны в реализации в настоящее время. Ведь после опубликования приказа ведомство планирует за полгода переоснастить более миллиона грузовых автомобилей, которые работают на аналоговых тахографах. На сегодняшний день за два с половиной года мастерские сумели установить только 400 тысяч тахографов с блоком средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Реализация либо опять сорвется, либо  растянется на годы.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное