Top.Mail.Ru

Электронные пломбы и GPS-маяки: как защитить груз в машине

Электронные пломбы и GPS-маяки: как защитить груз в машине

фото: автора / 22.05.2019
Хищение грузов — это криминальный бизнес с годовым оборотом в несколько миллиардов рублей. Какие технологии существуют для «профилактики» этой проблемы?

Борис Баратов

Проблема воровства личного имущества была всегда актуальна для человечества. И чем лучше, исходя из своего печального опыта, люди учились это имущество защищать, тем более изощренные способы изобретали и воры. Хищение грузов — это международная проблема, затрагивающая как бизнес, так и потребителя. К примеру, в США ежегодно пропадает грузов на общую сумму в $30 млрд. Большая часть краж совершается преступными синдикатами, это приносит ворам баснословные доходы, и отказываться от них они не собираются. Российская статистика краж грузов более размыта. Причина в том, что подобные хищения не выносят в отдельную категорию, а рассматривают как преступления, связанные с транспортом. Поэтому сложно привести точные цифры. Однако разные источники утверждают, что количество краж в нашей стране растет. Так или иначе, даже при наличии официальной статистики, вряд ли получится составить реальное представление о ситуации, так как зачастую потерпевшая сторона не желает выносить сор из избы. О размере убытков, впрочем, может свидетельствовать судебная статистика. Согласно информации арбитражных судов различной юрисдикции, средняя стоимость похищенного груза — 3 млн рублей. Однако не редкость и убытки в 30 млн.

Электронные пломбы и GPS-маяки: как защитить груз в машинеЭлектронные пломбы и GPS-маяки: как защитить груз в машине

Электронная навигационная пломба — это фактически бортовой компьютер с огромным количеством функций, несущий всю необходимую для осуществления перевозки информацию.

У многих транспортных компаний возникает вполне объяснимый вопрос: если произошла кража груза при транспортировке, на кого ее повесят? Ответ зависит от целого ряда факторов. В большинстве случаев, согласно судебной практике, придется отвечать перевозчику. Но он может быть освобожден от санкций, если ему удастся доказать, что кража в пути произошла по независящим от него обстоятельствам. Если будет установлено лицо, прямо причастное к краже, то ущерб можно взыскать с этого гражданина. Однако далеко не каждая кража в пути раскрывается правоохранителями. По данным экспертов, порядка 60% похитителей уходят от ответа. Материалы судебной практики свидетельствуют, что наличие уголовного дела по факту исчезновения груза не является железным аргументом для того, чтобы освободить перевозчика от ответственности.

Электронные пломбы и GPS-маяки: как защитить груз в машине

Системы видеомониторинга используются преимущественно при перевозке опасных грузов.

Несмотря на всю изобретательность воров, современные технологии тоже не стоят на месте, постоянно совершенствуются и способы защиты грузов. Если раньше это были хитроумные замки, то сегодня им на смену пришли цифровые технологии. На сегодняшний день наиболее эффективными являются системы видеонаблюдения и запорно-пломбировочные устройства, подключенные к спутниковой системе навигации ГЛОНАСС/GPS.

В качестве примера приведем случай из практики ком-пании «МониторингАвто» (оператора спутниковых систем контроля). Перевозчик отправлял водителя в рейс, загружали в машину палеты с грузом. Груз в место назначения прибывал, а палеты в пути пропадали. На поиск пропажи призвали систему мониторинга с расширенным функционалом. Анализ отчетов показал, что водитель во время рейса останавливался на дороге, которая пролегала по его маршруту, и продавал палеты, затем ехал дальше. Обнаружилось это с помощью датчиков открытия/закрытия дверей, поскольку обычный GPS-трекер показывает только место расположения машины (отслеживать скорость, маршрут и место расположения автомобиля онлайн или через время — данные хранятся на сервере), а отклонений от маршрута не было.

Электронные пломбы и GPS-маяки: как защитить груз в машине

Эксперты «Мониторинг Авто», поясняют, что датчики открытия/закрытия дверей можно установить на двери кабины, пятую дверь или только на грузовой отсек. Из практики, данные мониторинговых отчетов можно использовать и на таможне. Если у инспектора возникает вопрос к содержимому груза, с помощью упомянутых датчиков можно доказать, что водитель не мог воздействовать на груз и подложить в кузов что-то запрещенное.

Другим решением, все более широко используемым для решения проблем с таможней или заказчиком, являются электронные пломбы. На рынке предлагается несколько видов этих устройств, реагирующих на открытие/закрытие дверей и фиксирующих место и время события. Некоторые модели электронных пломб способны реагировать на удар и освещенность, а самые продвинутые имеют в своем составе ГЛОНАСС/GPS-трекер. Если вскрытие произошло вне разрешенных участков, происходит оповещение службы безопасности. Груз, защищенный подобными системами, можно на таможне проверять по базам данных и, не вскрывая, пропускать дальше. Это ускоряет доставку и помогает в борьбе с контрабандой. Министерство транспорта России издало постановление, согласно которому со второй половины 2018 года транзитные интернациональные перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом могут осуществляться только с использованием электронных навигационных пломб. По сути, это означает введение «зеленого коридора» для транзитных перевозок, что выгодно всем участникам логистической цепи.

Электронные пломбы и GPS-маяки: как защитить груз в машине

В некоторых видах ответственных автоперевозок, например, при перевозке опасных грузов, получают распространение системы видеомониторинга. Решение предусматривает установку камер кругового обзора с охватом по всему периметру транспортного средства. Трансляция может идти как в кабину (с записью на жесткий диск), так и на сервер. Система помогает заметить посторонних и принять меры безопасности. Такой видеомониторинг позволяет отследить не только наличие, но и кондицию груза. «Торговая сеть может оштрафовать перевозчика за то, что он, например, помял холодильник при транспортировке, — рассказывает Борис Паньков, гендиректор компании Omnicomm, разработчика и производителя систем мониторинга транспорта. — В таком случае перевозчик может предъявить видеозапись, показав заказчику, что груз имел повреждение изначально».

Наконец, для большинства применений существует наиболее простой и дешевый вариант обеспечения сохранности груза — это GPS-маяк или «закладка». Маяки скрытно устанавливаются в любое место автомобиля, включая грузовой отсек (контейнер) и настраиваются на «отбивку» с определенными интервалами. Таким образом, груз у отправителя всегда как на ладони.

В общем, российский рынок сегодня предлагает достаточно широкий выбор систем мониторинга грузов. Тратиться на эти системы или нет, решает перевозчик. Но, как показал опыт последних лет, электронная пломбировка сегодня — наиболее надежный способ не только защитить груз, но и сэкономить на логистике.

СЕРГЕЙ СКНАРИН, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ «МОНИТОРИНГАВТО»

Электронные пломбы и GPS-маяки: как защитить груз в машине

На конференции к нам обратилась известная зарубежная компания по производству сигарет. Их транспорт буквально грабили на дорогах. Происходило это следующим образом: водитель едет по маршруту, сзади подъезжают две машины. Один из грабителей вылезает из кабины на ходу и разрезает тент, выкидывает часть груза на дорогу, потом собирают. Водитель даже не замечает, что его ограбили. В данном случае датчики открытия/закрытия дверей поставить нельзя, так как машины тентованные, что само по себе не очень надежно. Можно поставить камеры на 360 градусов, и водитель сможет обнаружить злоумышленников раньше. Такие ситуации происходят на дорогах часто. В лучшем случае забирают только груз, но могут забрать саму машину или прицеп. Лучше всего, конечно, ставить датчики открытия/закрытия дверей, электронные пломбы.

 

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное