Top.Mail.Ru

Забытый АКЗ: какие автобусы выпускал московский завод «Аремкуз»

Забытый АКЗ: какие автобусы выпускал московский завод «Аремкуз»

фото: архив Музея транспорта Москвы / 10.01.2023
В Музее транспорта Москвы восстанавливают историю семейства автобусов АКЗ, выпущенных заводом «Аремкуз».

Олег Газизов, Научно-исследовательская служба Музея транспорта Москвы

После 1945 года Москва находилась в одном из самых сложных циклов по нехватке автобусов. Многие единицы техники эксплуатировались уже более 10 лет, а перспективные разработки, фокусирующиеся в первую очередь на автобусах вагонной компоновки, были еще не готовы к массовому производству. Автобусы АКЗ, о которых пойдет речь в этой статье, изначально разрабатывались как временное решение. Их производство и эксплуатация позволили в короткие сроки и с минимальными затратами обеспечить московские улицы комфортабельным общественным транспортом.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 06_AKZ-2-1024x651.jpg

Последними современными массовыми автобусами были ЗИС-16, запомнившиеся жителям всего Союза своей необычной внешностью. Они производились с 1938 по 1941 год и к 1945 году тотально износились. У ЗИС-16 был длинный список недостатков, за которые его критиковали специалисты: тяжелые руль и КП, медлительность, плохое освещение салона, излишняя дороговизна, плохая работа тормозов и др. Их ремонтом в Москве занимался завод «Аремкуз», которому уже к 1946 году удалось возобновить капитальный ремонт и за первый год отремонтировать 107 единиц этой модели. Но было очевидно, что автобусы 1930-х годов ни технически, ни эстетически не соответствовали новым требованиям столицы.

Изначально «Аремкузу» было поручено освоить производство кузовов ЗИС-16 для их полной замены на менее износившихся рамах. Однако в 1947 году группой конструкторов и рабочих завода под руководством главного инженера Е. Г. Никульниковой был разработан и собран первый для завода автобус. Модель получила название АКЗ-1 и базировалась на шасси ЗИС-8 с удлиненной задней частью рамы и усиленными рессорами.

Забытый АКЗ: какие автобусы выпускал московский завод «Аремкуз»

Внешне автобус сильно напоминал своего прародителя ЗИС-16. Из отличий стоит выделить укороченный кузов, открытые задние крылья, округлые рамки опускающихся окон. Упрощение кузова привело к уменьшению высоты потолка салона из-за более плоской крыши. В оперении передка использовались элементы новейшего советского грузовика ЗИС-150, находящегося на тот момент на этапе разработки.

Интересно, что использованные на первых АКЗ-1 детали 150-го были изменены к началу серийного производства осенью 1947 года на Заводе имени Сталина. Ранее грубые формы передней части грузовика не пришлись по вкусу и «Аремкузу». Завод сам кустарно выпускал для своих нужд более парадные элементы оперения.

Забытый АКЗ: какие автобусы выпускал московский завод «Аремкуз»

Новость о презентации нового 21-местного автобуса АКЗ-1 вышла в газете «Вечерняя Москва» 17 февраля 1947 года. Около месяца ушло на его испытания и обкатку, в ходе которых он курсировал по Садовому кольцу. 21 марта в той же газете перечисляются его достоинства, отмеченные первыми пассажирами: «внешний вид, внутренняя отделка: мягкие голубые двухместные сиденья, стальные хромированные поручни, широкие, в металлической рамке, опускающиеся окна, легко открывающиеся двери».

На автобусе была применена оригинальная система открывания дверей при помощи механического привода. Контроллер передней двери приводился в движение водителем, задней – кондуктором. В архивных материалах говорилось и о светло-коричневом цвете первого автобуса. В дальнейшем традиционным для автобусов АКЗ станет сочетание глубокого синего цвета в нижней части кузова и более светлого оттенка сверху, разделенное кремовой полосой.

Забытый АКЗ: какие автобусы выпускал московский завод «Аремкуз»
Забытый АКЗ: какие автобусы выпускал московский завод «Аремкуз»

Используемые на АКЗ-1 шасси ЗИС-8, производство которых началось еще в середине 1930-х годов, существенно устарели, и от их использования при создании-восстановлении техники на «Аремкузе» отказались уже в следующем 1948 году. Для новых автобусов решили использовать шасси бывших ЗИС-16, поэтому модели присвоили новое наименование – АКЗ-2. Более длинная рама позволила увеличить количество сидячих мест до 24. Обновление получил и экстерьер: в передней части стало больше серийных деталей от ЗИС-150 и ЗИС-16, на автобусы стали устанавливать два стеклоочистителя, а левое лобовое стекло лишилось нижней форточки.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 04_AKZ-1-2-687x1024.jpg

Следующее обновление модели вновь затронуло шасси: конструкторы применили новое и технически более совершенное грузовое шасси ЗИС-150, масштабное серийное производство которого уже было налажено. Однако раму нового шасси пришлось удлинять для сохранения количества посадочных мест. Реализовали это при помощи швеллера и дополнительного кардана, что оказалось неудачным решением. С 1949 по 1951 год было создано 50 автобусов на удлиненном шасси 150-го, такие машины получали следующий порядковый индекс – АКЗ-3.

В декабре 1950 года начали выпускать автобусы на усиленной, но неизменной по длине версии рамы ЗИС-150 с продольными планками, приклепанными к лонжеронам. 29 таких машин были переоборудованы из бывших АКЗ-3, а в 1951 году на заводе было издано распоряжение о переоборудовании сошедших с конвейера грузовиков ЗИС-150 под кузов АКЗ-5.

Забытый АКЗ: какие автобусы выпускал московский завод «Аремкуз»

Всего за 5 лет производства было выпущено около 300 автобусов АКЗ-1, АКЗ-2, АКЗ-3 и АКЗ-5. Помимо озвученных моделей, на «Аремкузе» в этом же кузове были разработаны ветеринарный фургон, фургон для перевозки медикаментов и сильно укороченные автобусы на шасси полуторки ГАЗ-АА. Известно об использовании автобусов АКЗ в качестве агитмашин Московским планетарием и Московским зоопарком. Автобусы «Аремкуза» можно увидеть и в кинолентах «Летят журавли» и «Дом, в котором я живу», в которых они, правда, изображали ЗИС-16.

Забытый АКЗ: какие автобусы выпускал московский завод «Аремкуз»

В истории семейства АКЗ все еще остается много пробелов. Автобусам, которые исполняли роль временного решения, не уделялось достаточно внимания и учета, из-за чего существенную часть биографии приходится восстанавливать по фотографиям, случайным появлениям в кинофильмах и другим косвенным источникам.

По старой памяти в автобусных парках АКЗ часто числились под именем своего родителя – ЗИС-16. К тому же один и тот же автобус после ремонта получал новое наименование в соответствии с произведенными на нем заменами, из-за чего невозможно подсчитать их точное количество. А образцы, приписываемые к одной модели, даже сразу после выхода с завода могли иметь многочисленные различия в исполнении. Автобусы «Аремкуза» представляли собой лоскутное одеяло, процесс создания которого хоть и был регламентирован, но по своей сути преследовал цель минимизировать ресурсы для оживления старых автобусов и их рестайлинга.

Забытый АКЗ: какие автобусы выпускал московский завод «Аремкуз»

В фондах хранения коллекции Музея транспорта Москвы находится единственный известный уцелевший автобус этой модели – АКЗ-3. Он был реконструирован на основе оригинального кузова в начале 2000-х годов. У автобуса полностью отсутствовали передняя часть, остекление, салон, рама и шасси. Автобус был восстановлен к 2004 году, после чего уже почти два десятилетия экспонируется в Москве.

Что ещё почитать:

«Летающая Шишига»: история десантного ГАЗ-66Б

И пахать, и воевать: уникальный трактор, который сделали в СССР

Необычный ЗИЛ: зачем в СССР сделали вездеход с реактивным двигателем

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное