Приуроченный ко Дню Московского транспорта фестиваль на Воробьёвых горах посетили 30 тыс. человек. На «Ретрорейсе» представили 101 машину 60-70-х годов прошлого века.
Леонид Толмачёв
В рамках фестиваля Музей транспорта Москвы представил 20 экспонатов своей коллекции, среди которых автобусы ЦАРМ «Рица» и ЗИС-155, грузовые автомобили МАЗ-205 и ПМЗ-17, «Москвич» МЗМА-400-420. Они выстроились в экспозицию под открытым небом вместе с автомобилями приглашенных клубов («Москвич», «Волга М-21», «Победа-клуб» и Lada History).
Главным экспонатом выставки стал макет автобуса «Даймлер» (1905 г.), который был впервые представлен публике после масштабной работы реставраторов и сотрудников научно-исследовательской службы музея. Именно с этого автобуса началось движение по первой пригородной автобусной линии в Москве: от Камер-Коллежского вала в районе Марьиной рощи до Останкино.
Большой интерес вызвала копия автобуса «Рица» - такие изготовляли Центральные авторемонтные мастерские Сочинского автотреста на шасси ГАЗ-51. Использовались эти автобусы как экскурсионные в южных городах нашей страны. Стоит вспомнить, что автобусное сообщение в Москве было начало в 1907 году, то есть 115 лет назад, и, наверное, нет ничего удивительного, что автобусов, сыгравших большую роль в пассажирских перевозках в нашей стране во второй половине прошлого века, было показано больше, чем каких-либо других автомобилей, начиная от ЗИС-155, изначально задумывавшегося как переходная модель от ЗИС-154 к более совершенному автобусу, но выпускавшийся в течение 8 лет, сменившего его на производстве ЗИЛ-158, эксплуатировавшегося в нашей столице до середины 70-х годов прошлого века, одного из самых распространённых отечественных автобусов КАвЗ-651, одной из самых массовых моделей Львовского автобусного завода – ЛАЗ-695Е.
У посетителей старшего поколения ностальгические чувства вызывали ЛиАЗ-677М и Ikarus 280, доминировавшие лет 35-40 на улицах крупных городов, ЛАЗ-695Н, использовавшийся в небольших городах, комфортабельный Ikarus 250, возивший туристов и курсировавший между городами. Сегодня это уже музейные предметы.
Настоящий фурор вызвала последняя работа Мастерской Евгения Шаманского – автобус ЗИС-8, выпускавшийся с 1934 по 1936 год, коих было изготовлено всего 547 экземпляров. На «Ретрорейсе», в отличие от микроавтобуса «Старт», ЗИС-8 был показан впервые.
Не в стороне остался музей ГИБДД – тоже постоянный участник различных мероприятий с ретроавтомобилями, представив мотоцикл «Урал» и автомобили органов внутренних дел, от «Москвичей» моделей «400-420» и «403», отличавшихся от обычных «Москвичей» окраской с красной полосой по бокам, надписью «милиция» и громкоговорителем, установленным на крыше автомобиля, и заканчивая «Москвичами» более поздних моделей, «Жигулями» ВАЗ-2101, «Волгой» ГАЗ-24, РАФ-2203, УАЗ-469, уже жёлтого цвета с синей полосой по бокам.
Ещё один специфичный автомобиль – ГАЗ-51, предназначенный для доставки задержанных правонарушителей в отделение милиции показал один из коллекционеров. Автомобили «Волга» ГАЗ-21А и ГАЗ-21И, предназначенные для работы в милиции показал Музей транспорта Москвы.
Вообще, автомобили специального назначения и экстренных служб на фестивале были представлены довольно широко. ГУП «Мосавтосантранс» показал автомобили РАФ-977ИМ и ГАЗ-22Б, бывшие когда-то самыми распространёнными и массовыми автомобилями скорой медицинской помощи в нашей стране, теперь же таких осталось считанные единицы.
Музей транспорта Москвы порадовал пожарными автоцистернами, предназначавшихся для доставки боевого расчёта к месту возгорания, противопожарного оборудования, тушащих средств: ПМГ-36 – на шасси ГАЗ-51А и ПМЗ-17 – на шасси ЗИЛ-164, одна из самых распространённых в своё время в нашей стране.
Не обошлось и без, казалось самых обычных автомобилей, но имевших большое значение в развитии нашей страны. Вот перед нами два самосвала: МАЗ-205 и ГАЗ-93. Первый из них применялся на строительстве, как крупных промышленных объектах, так и в гражданском строительстве, второй – как в строительстве, так и сельском хозяйстве.
Ещё один автомобиль на базе «Газона» – грузопассажирское такси ГАЗ-51Р использовался при переезде новосёлов в новую квартиру, дом или дачу или доставки из магазинов крупногабаритных предметов и товаров – мебели, крупной бытовой техники. Редким и уникальным сегодня можно назвать Урал ЗИС-355М, использовавшийся на освоении целинных земель, а так же городских перевозках, в коммунальном хозяйстве в основном в городах Сибири и Дальнего Востока.
Не обошлось на фестивале и без автомобилей повышенной проходимости ЗИС-151 и ГАЗ-63. Эти машины можно было видеть и ранее на выставках, организованных «Мосгортрансом» и Музеем Транспорта Москвы, но, тем не менее, они тоже вызвали большой интерес.
«Уже сейчас мы можем смело сказать, что «Ретрорейс» станет флагманским и ежегодным фестивалем Музея Транспорта Москвы», - отметила на церемонии открытия директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Еще про советские машины можно прочесть здесь и здесь.
Подписка на рассылку материалов Автопарка