Top.Mail.Ru
От телеги до беспилотника: как развивается транспорт в России

От телеги до беспилотника: как развивается транспорт в России

21.11.2022
20 ноября в России отметили профессиональный праздник работников транспорта. В этой статье мы расскажем об истории и важности этого праздника, а также заглянем в будущее и поговорим о «новобранцах» отрасли – о тех профессиях, которые станут актуальны в ближайшие 5–10 лет.

Редакция

Сегодня отечественная транспортная сфера — это 4 миллиона человек, более 400 отраслей, связанных с работой транспортников, устоявшиеся и новые перспективные направления. Специалисты по всей стране, обеспечивающие перевозки в наземном, подземном, воздушном и водном пространствах, усердно трудятся ради выполнения важных национальных экономико-социальных целей и задач.

Становление праздника

Приказ об установлении нового профессионального праздника был подписан Минтрансом России в 2020 году. Дата 20 ноября была выбрана не просто так. В этот день в 1809 году российский император Александр I подписал указ о формировании Управления водяными и сухопутными сообщения, которое стало первым и на тот момент единым государственным органом, под руководством которого объединялась вся транспортная система страны. Чуть позже при нем был создан Институт Корпуса инженеров путей сообщений – одно из первых высших технический учебных заведений России. Силами учащихся и выпускников выстраивались целые сети разветвленных сухопутных и водных путей, узлов для обеспечения логистических процессов торговли и перевозки пассажиров.

От телеги до беспилотника: как развивается транспорт в России

Отрасль разрасталась, количество людей, задействованных в ней, увеличивалось, и уже в советское время были учреждены узкопрофильные праздники: День железнодорожника, День работника морского и речного флота, День работника гражданской авиации и, наконец, День автомобилиста. Однако представители различных транспортных направлений выражали потребность в создании единого праздника. Так, два года назад появился на свет День работника транспортника, объединивший под своим “крылом” всех тех, кто поддерживает движение на земле, воде и в воздухе.

Транспортные профессии будущего

Транспортная отрасль постоянно развивается, в том числе значительно выросло качество подготовки специалистов. Сейчас в транспортных вузах России учатся более 265 тысяч человек. Утверждена отраслевая концепция подготовки кадров до 2035 года, благодаря которой в отраслевых учебных заведениях планируют запустить не менее 50 новых образовательных программ.

Действительно, рынок транспортно-логистических услуг трансформируется: роботизируются стандартные процессы доставки товаров, внедряются беспилотные системы управления, осуществляется переход на экологически чистые источники энергии. Для поддержания системы в высококачественном состоянии нужны квалифицированные кадры и специалисты. А если технологии новые, то и профессии должны быть инновационными и многофункциональными. Так какой он – сотрудник транспортной отрасли будущего?

Архитектор интеллектуальных систем управления

Беспилотный транспорт — это вовсе не удивительные машины-роботы из фантастических фильмов. Недавно президент России Владимир Путин заявил о лидерстве страны в области беспилотного транспорта, отметив, что эта отрасль в РФ находится в продвинутом состоянии. По его словам, интересные и перспективные разработки уже есть у российских компаний, в том числе у «КамАЗа» и «Яндекса». В прошлом году в Минтрансе сообщали, что на развитие беспилотного транспорта планируют потратить 839 млрд рублей до 2030 года. Из этой суммы 490 млрд рублей будут выделены из федерального бюджета, а еще 348 млрд — из внебюджетных источников.

От телеги до беспилотника: как развивается транспорт в России

В этой связи уже сегодня назревает потребность в специалистах, которые могут разрабатывать и создавать программное обеспечение для беспилотного транспорта и систем управления транспортными потоками, а также контролировать интеллектуальные системы управления. Также уже в скором времени системы управления транспортом неизбежно будут работать без участия человека. Разработчики таких систем будут также очень востребованы.

Строитель «умных» дорог

В России «умных дорог» или интеллектуальных транспортных систем (ИТС) с каждым годом становится все больше. Эти системы представляют собой целый комплекс современных информационных, коммуникационных и телематических технологий, и главное — технологий управления. Один из простых примеров — датчики ГЛОНАСС, которые следят за перемещением и положением городского транспорта, в том числе автобусов и коммунальной техники. Также ИТС могут получать информацию о количестве пассажиров общественного транспорта: если людей стало больше, то на линию выведут дополнительные ресурсы.  Другой пример ИТС работает на ЦКАДе, где применяется безбарьерная технология взимания платы.

Активная цифровизация с помощью интеллектуальных транспортных систем, показывает, что при помощи технологий сегодня можно эффективно оптимизировать транспортные потоки и бороться с пробками на дорогах. Вы только представьте, 28% автомобилистов ежегодно тратят в пробках больше недели, еще 25% водителей проводят в пробках меньше недели в год. Каждый четвертый российский автомобилист ежедневно до получаса проводит в дорожных заторах, а каждый пятый простаивает в ежедневных пробках до полутора часов.

От телеги до беспилотника: как развивается транспорт в России

В целом, внедрение интеллектуальных транспортных систем проходит в два основных этапа — построение цифровой инфраструктуры и сбор и обработка информации о состоянии трафика. Сначала на дорогах устанавливаются высокоточные камеры, радары и лидары, затем с помощью этих устройств происходит сбор информации о скорости на отдельных участках дороги, расстоянии между транспортными средствами, маршрутах, движении через перекрестки, задержках и распределении между отдельными полосами движения. После того как информация собрана, обработана и систематизирована, у специалистов появляется возможность увидеть большую картину о состоянии дорожной ситуации в городе. На основе этой информации принимаются решения об оптимизации: где-то нужно изменить режим работы светофора, где-то добавить ограничитель скорости и т. д. Такая задача не под силу человеку. Только ИТС позволяет точно просчитывать результат различных изменений при регулировании транспортных потоков.

До недавнего времени ИТС внедряли, в основном, в центральной части России. Но сегодня это направление приходит и в регионы. В 2021 году ГК «Урбантех» начала процесс комплексного внедрения ИТС в Махачкале, а уже в 2022 были открыты Центр обработки данных (ЦОД) и Центр управления дорожным движением (ЦУДД). Благодаря им появилась возможность в режиме реального времени контролировать дорожный трафик, настраивать режимы работы светофоров с учетом загруженности улиц и круглосуточно получать данные о ситуации на дорогах. Суммарно за 11 месяцев работы были установлены 67 дорожных видеокамер, 94 транспортных детектора, заменены 36 дорожных контроллеров и 234 транспортных и пешеходных светофора, внедрено 11 программных модулей и подсистем ИТС. На главных проспектах — Петра I, Расула Гамзатова и улице Ярагского — был реализован проект режима «зеленой волны». Разрешающие сигналы светофора теперь включаются в соответствии с направлением движения из окраины в центр и обратно: с утра «зеленая волна» позволяет водителям быстрее проехать в центр, а вечером — в обратном направлении.

От телеги до беспилотника: как развивается транспорт в России

В связи с развитием этого направления строители “умных дорог”, а также специалисты, умеющие обслуживать их инфраструктуру, становятся все более востребованными в отрасли.  Они выбирают и устанавливают дорожное адаптивное покрытие, разметку и дорожные знаки с радиочастотной идентификацией, системы наблюдения и датчики для контроля состояния дороги. Таким специалистам предстоит постоянно совершенствовать свои знания и обучаться, чтобы знать множество важных нюансов: начиная с разнообразия адаптивного дорожного покрытия и заканчивая приложениями, координирующими движение беспилотных автомобилей, и многое другое.

Проектировщик высокоскоростных железных дорог

Специалист будет заниматься проектированием путей, станций и транспортных развязок для высокоскоростных железных дорог с учетом особенностей территорий и климатических условий. Эта отрасль уже начала развиваться в России. Для страны с такими обширными территориями важно иметь высокоразвитую сеть железнодорожного сообщения, поэтому профессия будет очень востребована.

От телеги до беспилотника: как развивается транспорт в России

Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) в России является частью национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Предполагается, что скорость движения поездов на ней будет составлять около 400 км в час. Для сравнения: сегодня поезда дальнего следования двигаются со скоростью от 80 до 160 км в час. Например, «Сапсан» развивает скорость до 180–200 км в час, а на некоторых участках и до 250 км в час. Недавно компания "Российские железные дороги" на своем сайте  опубликовала три варианта внешнего оформления первого российского высокоскоростного поезда, который сможет развивать скорость до 360 км/ч и будет готов к 2028 году.

Обеспечение безопасности на дорогах

Важная роль в развитии всей транспортной системы страны отводится обеспечению безопасности и снижению уровня аварийности на дорогах. Как известно, на вероятность возникновения ДТП и гибели в нем людей влияет множество факторов. По словам специалиста Института промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ Марии Родионовой, наиболее значительно, на 10,3–13,9%, летальность ДТП повышается из-за отсутствия освещения на дорогах. На российских дорогах за последние три года в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" было установлено более 1,7 млн погонных метров освещения. Кроме этого – более 422 тысяч дорожных знаков, около 2 млн метров барьерного ограждения, порядка 800 тысяч погонных метров пешеходного ограждения, почти 8,3 тысячи светофоров, нанесено более 49 млн квадратных метров разметки.

Однако, согласно недавно опубликованному Научным центром безопасности дорожного движения МВД РФ обзору дорожно-транспортной аварийности наибольшее количество ДТП – 87,5% происходит из-за нарушения правил дорожного движения водителями. При этом 85,2% всех погибших в ДТП за 9 месяцев 2022 года погибли именно в авариях, причиной которых стало нарушение ПДД.

Для снижения уровня аварийности, предотвращения смертности в результате ДТП и дисциплинированности водителей на дорогах устанавливают автоматические комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД. Если сравнить количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2008 году, когда камеры на дорогах только начали массово применяться, и сегодня, мы увидим, что с тех пор число жертв в ДТП сократилось в два раза. Ежегодные темпы снижения уровня смертности в ДТП составляют 8–15% в зависимости от региона страны.

От телеги до беспилотника: как развивается транспорт в России

Интересно, что и в системах фотовидеофиксации на первый план выходят современные технологии. Качество и возможности комплексов продолжают расти, алгоритмы распознавания — совершенствоваться. Современные технические средства контроля соблюдения ПДД способны выявлять уже более 50 признаков нарушений ПДД, включая самые сложные: непристегнутый ремень безопасности, непредоставление преимущества пешеходам на переходах, пересечение разметки, обозначающей «островок безопасности», а не только превышение установленного скоростного режима в одной полосе. Контроль за соблюдением ПДД ведется сразу на нескольких полосах движения — 3–4, а некоторые комплексы сканируют и до 6 полос.

Конечно, для корректной работы систем фотовидеофиксации необходимы грамотные специалисты и они есть.

«Операторы контролируют бесперебойность и безошибочность работы системы фотовидеофиксации в режиме 24/7. Это очень важное направление – на данный момент, именно комплексы фотовидеофиксации являются одним из действенных инструментов обеспечения дорожной безопасности. Так, например, с момента внедрения системы фотовидеофиксации на дорогах Московской области наблюдается неуклонное снижение всех основных показателей аварийности. Если брать последнюю статистику, мы увидим, что за 10 месяцев 2022 года на дорогах Подмосковья количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, а количество погибших и раненых в ДТП – на 6% и 16%», – заявил Александр Домбровский, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики «МВС Груп» (оператор подмосковной системы контроля безопасности дорожного движения).

От телеги до беспилотника: как развивается транспорт в России

Стоит отметить, что благодаря тому, что комплексы ФВФ фиксируют весь транспортный поток, у операторов есть возможность вести сплошной мониторинг трафика. Это помогает противостоять насущным пробками и в целом оптимизировать дорожное движение.

На основе систем фотовидеофиксации запускают очень важные и серьезные сервисы, которые, например, помогают контролировать оборот строительных отходов, выявлять нелегализованные автомобили такси. Все это стало возможным благодаря внедрению нейросетевых технологий.

В целом, будущее ближе, чем нам кажется. Беспилотный транспорт готовится полноценно выйти на дороги, а умные интеллектуальные системы уже сейчас помогают обеспечивать слаженное движение транспорта в городах. Поэтому очень важно постоянно развивать инфраструктуру, так как это напрямую влияет на безопасность и комфорт дорожного движения. Но для того, чтобы все это работало в лучшем виде, нужны квалифицированные специалисты, люди, которые в постоянном режиме будут следить за стабильной работой всей транспортной системы.

С праздником всех работников транспорта!

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Кир:

    Ну неплохо написано

Статьи по теме
Популярное