Top.Mail.Ru

Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты

Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты

фото: автора / 12.03.2021
Минский музей городского пассажирского транспорта должен был открыться еще 9 августа 2017 года, но событие то и дело переносили. Благодаря друзьям ваш покорный слуга смог побывать там в июле 2017‑го и августе 2019‑го. Изменения просто колоссальные!

Александр Трохачев

Музей расположен на территории ремонтно-механического завода на Партизанском проспекте. Просто так с улицы сюда не попадешь: нужно проходить через заводскую «вертушку».

Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты
Обширная экспозиция под открытым небом открылась в 2019 году.

В начале июля 2017‑го под руководством заведующего музеем Дениса Бутина здесь шло обустройство помещений, формирование витрин и стендов. А через два года уже работала обширная экспозиция под открытым небом. И если под крышей стоят восемь мотоциклов, пять легковых автомобилей, пять велосипедов, мотовелосипед и один мотороллер, то на уличной стоянке подвижного состава больше. Под открытым небом припаркованы 14 автобусов, восемь троллейбусов и два трамвайных вагона. Если учесть, что часть техники находится в реставрации и на съемках кино и телесериалов, общий парк движимого музейного имущества перевалит за полсотни единиц.

Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты

«Мы сознательно разделили советский период Белорусской ССР и современную историю Республики Беларусь, — делится Денис Бутин. — Все документы и предметы сгруппированы по темам и вехам и подкреплены артефактами профессиональной деятельности белорусских транспортников».

Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты
Заведующий музеем Денис Бутин.

На фасадной части элегантной пристройки к трехэтажному зданию, вытянувшемуся по фронту, словно автобус особо большой вместимости, вход только один. И атмосфера истории охватывает вас буквально с порога. В коридоре и небольшой «приемной» на стенах развешаны фото и рисунки автобусов и троллейбусов ХХ века. На журнальном столике есть брошюры (репринт) о пассажирском транспорте Белорусской ССР. А еще на входе гостей встречает контролер контрольно-ревизорской службы Минсктранса — манекен девушки в форменной одежде. Тут впору растеряться: то ли билетик предъявить, то ли селфи на память сделать.

Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты

На эмблеме Минсктранса цифра 1887 — это год основания транспортной службы белорусской столицы. Именно тогда здесь начались первые маршрутные перевозки пассажиров. В 2017‑м ведомству исполнилось 130 лет. Современное название транспортного коммунального унитарного предприятия «Минсктранс» появилось 26 ноября 2003 года. Образовали его путем слияния Минскпассажиравтотранса, Минскгорэлектротранса, Минского метрополитена и Управления транспорта и связи Мингорисполкома.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

В музее три зала и семь тематических зон. Первая — историческая. Оказывается, городской общественный транспорт работал в Минске еще в первой половине XIX века. Если в Петербурге запряженные лошадьми омнибусы появились в 1864 году, то в Минске они начали работать спустя 28 лет, 10 мая 1892 года. Правда, маршрутные перевозки пассажиров открылись в городе на пять лет раньше, в 1887 году. Через 10 лет население города насчитывало 91 тыс. жителей, а площадь территории по отношению к 60‑м годам XIX века выросла в 14 раз! Транспортное сообщение было необходимо как воздух.

Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты
На момент своего появления ЗиУ-5Д образца 1959 года был воплощением самых передовых идей в троллейбусостроении.
Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты
Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты
Городской ЛиАЗ-677М — один из самых знаковых советских автобусов.

Вторая зона объединила артефакты по развитию автобусного движения, которое для минчан открыли 23 октября 1924 года. Информация охватывает подвижной состав, автобусно-таксомоторный парк, автоколонны и автобусные парки. В экспозиции собраны фотографии и документы, имеющие отношение к Минскому автовокзалу и предприятиям Минскпассажиравтотранс и Минсктранс.

Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты
Автобус ЛиАЗ-5256.7 образца 1986 года в версии с механической КП, мало подходившей для работы на городских маршрутах.

В отдельную подборку оформлено развитие трамвайного движения в белорусской столице. Его открыли 13 октября 1929 года. Здесь представлен исторический подвижной состав, трамвайное и трамвайно-троллейбусное депо, трамвайный парк и управление Минского трамвая. Стенд рассказывает о работе трамвайно-троллейбусного управления и переходе от Минскгорэлектротранса к Минсктрансу. По аналогии умело отобраны экспонаты для темы развития троллейбусного движения в городе-герое Минске. Первая очередь троллейбусной линии от вокзала до Круглой площади введена в строй 19 сентября 1952 года.

Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты
Отличительная особенность салона ЛАЗ-695H — узкий проход.
Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты
Сочлененный ЗиУ-683 В01 выпускался с 1992 по 1995 гг.

Раздел «Специальные транспортные службы» рассказывает о деятельности агентства «Минсктранс», службах энергохозяйства и трамвайного пути. В отдельные зоны выделены Минский метрополитен и современный транспорт белорусской столицы. Первая свая на строительстве минской подземки была вбита 16 июня 1977 года, а открытие состоялось 29 июня 1984‑го. Протяженность первой ветки составила 8,6 км и объединила девять станций. Энтузиасты хорошо проиллюстрировали и грамотно подали информацию о Центре управления движением (ЦУД). Обращает на себя внимание рабочий кабинет руководителя автобусного парка 60‑х годов ХХ века. Не оставляет гостей равнодушными форменная одежда представителей электротранспорта. А тех, кто не особо искушен в вопросах организации движения, приводит в восторг рабочее место диспетчера ЦУД, оформленное в инсталляцию «Транспорт в реальном времени». Ценная деталь в оформлении музея — стенды с перечнем предприятий автобусного транспорта, Минсктранса и электротранспортных организаций белорусской столицы с указанием фамилий руководителей и периода руководства.

Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты

В музее нашлось место манекенам, отраслевым знакам различия, компостерам, альбомам с проездными билетами нескольких десятилетий. Собранные предметы прошлого — это удостоверения личности, форма одежды, таблички с остановочных пунктов, книги. Есть награды, исторические фотографии, масштабные модели-копии, сувениры и многое другое. И касаются они не только столичного транспорта. Например, в одной из витрин можно увидеть книги Василия Павлючкова «Витебский трамвай. Документы и материалы». О подземке создан свой стенд с богатым фотоархивом и показом схемы действующих линий. Небольшой фотозал позволяет окунуться в далекое прошлое при просмотре черно-белой кинохроники.

Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Здесь есть несколько раритетных легковых машин, мотоциклов и велосипедов, но все-таки главная техника — не индивидуальный, а общественный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи. Сохранившаяся и отреставрированная техника припаркована на открытой уличной площадке.

Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты

Справа от входа гостей встречает высокопольный городской троллейбус средней вместимости МТБ-82Д завода им. Урицкого в красно-белой окраске. Такие машины в Энгельсе Саратовской области выпускали с 1951 по 1962 годы. Напротив выставлен односторонний моторный высокопольный трамвайный вагон Tatra T6B5SU (ЧКД-Т3М), который производили в Праге в период 1983–1996 гг. При 40 сиденьях он мог перевозить до 168 пассажиров с максимальной скоростью 75 км/ч!

Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты
МТБ-82Д — массовый вариант высокопольного городского троллейбуса средней вместимости, запущенный в серию в 1946 году.
Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты
Непропорционально большая кабина водителя троллейбуса MTБ-82Д.

Рядом установлен еще более возрастной «коллега»: РВЗ-6М2 (71‑17) Рижского вагоностроительного завода. При 38 местах для сидения по нормативам он вмещал 119 человек, а в часы пик, конечно, больше. Эти трамвайные вагоны в столице Латвии производили с 1974 по 1987 год, а эксплуатировали в различных городах Советского Союза и на постсоветском пространстве еще долгие годы.

Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты
Трамвайный вагон РВЗ-6М2 (71‑17) по нормативам вмещал 119 человек, а в часы пик, конечно, больше.

В собственности музея восемь троллейбусов и 14 автобусов советского, российского, украинского и белорусского производства. Некоторые из них периодически выезжают на съемки художественных фильмов и телесериалов, а потом мелькают на кадрах большого экрана в странах СНГ и дальнего зарубежья. Все это есть смысл увидеть своими глазами. И, конечно, лучше в сопровождении экскурсовода: он расскажет вам то, что вы ни в одной книге или публикации не найдете!

Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты
Рабочий кабинет руководителя автобусного парка 60‑х годов ХХ века.
Сходил в Минский музей городского транспорта – показываю его экспонаты
Собранные предметы прошлого — это удостоверения личности, форма одежды, таблички с остановочных пунктов, книги.
(3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Дмитрий:

    Странный музей — ни одной машины в заводской схеме окраски, сплошные фантазии…

Статьи по теме
Популярное