Top.Mail.Ru

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

фото: Юрий Влодавский / 24.10.2021
Деревня Станьково Дзержинского района Минской области стала местом проведения выставки и ралли-квеста «Золотая миля», в которых замечены и коммерческие автомобили советского прошлого

Александр Трохачев

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково
Своих почитателей нашла и окрашенная в черный цвет «Моргуновка» – мотоколяска СМЗ С3А Серпуховского мотоциклетного завода.

Небольшой населенный пункт с 1600 жителей известен со времен Великого княжества Литовского, с конца XV века. Он расположен в 45 км от белорусской столицы и в 10 км юго-восточнее райцентра – городка Дзержинска. В Первую мировую войну здесь базировался авиаотряд четырехмоторных бомбардировщиков «Илья Муромец» и располагался штаб 4-й русской армии Западного фронта. А 9 января 1943 года между партизанами 200-й партизанской бригады имени Константина Рокоссовского и немецко-фашистскими оккупантами состоялся бой во время проведения захватчиками карательной операции «Якоб». Самыми известными уроженцами Станьково являются партизаны – Герои Советского Союза пионер-герой Марат Казей и Ариадна Казей. Сегодня Станьково известна как центр экологического туризма, место размещения военно-исторических комплексов «Старая граница» и «Партизанский лагерь».

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

В послевоенный период в течение нескольких десятилетий здесь базировалась секретная ракетная часть. Ее техника в результате горбачёвской Перестройки конца 80-х попала в программу разоружения – помните, был такой Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 8 декабря 1987 года? Место проведения «Золотой мили» находится по дороге к дачному товариществу «Ракета», где расположены домики и участки ветеранов Вооруженных Сил. Вот такие исторические параллели.

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

ПОЧТА, ТАКСИ, СЛУЖБА БЫТА

Этого автомобильного события с нетерпением ждали многочисленные владельцы и любители ретро и винтажной авто- и мототехники. Организаторы в лице братьев Олега и Виталия Гапановичей гостей не разочаровали. После более чем годичного перерыва, связанного с эпидемиологической обстановкой, в Республике Беларусь вновь прошло большое мероприятие с участием нескольких десятков автомобильных и мотоциклетных раритетов. В центр экологического туризма «Станьково» съехались легковые и грузовые автомобили, мотоциклы разных возрастов советского и зарубежного производства. Кто-то добрался сюда на собственном автомобиле, а кто-то на старом добром рейсовом «пазике».

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

Во время церемонии открытия состоялась презентация книги Григория Пилюкевича об истории Минского мотовелозавода. Она посвящена 70-летнему юбилею выпуска первого мотоцикла марки «Минск». Автор подробно рассказал о создании книги и подписал покупателям приобретенные экземпляры.

Экспозиция необычной выставки собрала более 100 экземпляров различных моделей двух-, трех- и четырехколесной техники почти из всех регионов Беларуси. Все они стали экспонатами передвижного музея, открывшего свои виртуальные двери только на один день. Посмотреть на них приехало более тысячи человек.

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

Когорту энтузиастов ретро-движения составили исторические клубы. Например, Общественное объединение коллекционеров и реставраторов ретро-автомобилей «МашЫна Времени» представило Packard 640 Dual Cowl Phaeton, выпущенный в единственном экземпляре в 1929 году! Эта организация известна проведением в Республике Беларусь любительского соревнования для владельцев ретро-автомобилей «Олдтаймер-ралли Минск». Его идейным вдохновителем являлся Валерий Шумский. К сожалению, в прошлом году его не стало...

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

В выставке приняли участие «АвтоАмерика», «Москвич-ретро» и другие клубы, а также отдельные автолюбители. Палитра представленной колесной техники получилась разной и привлекательной. Не будет преувеличением сказать, что фокус внимания сместился в сторону советских автомобилей. Душевно воспринимался оранжевый седан «Москвич ИЖ-412», четырехдверные ГАЗ-21 «Волга» первой серии (со звездой) и бледно-салатный ГАЗ-24-01 «Волга»-такси, зеленый 5-дверный хэтчбек «ИЖ-2125 Комби» и другие «колеса» Страны Советов.

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково
«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

В этой когорте замечен командирский внедорожник ГАЗ-69 (4х4), который в Советском Союзе выпускали с 1952 по 1972 год. В Советской Армии многоцелевая машина получила исполнение автомобиля связи, радиационной и химической разведки, мобильного топопривязчика, легкой радиостанции, дорожного индукционного миноискателя, радиопеленгационного комплекса, артиллерийского тягача, шасси под установку пулеметов, ПТУР, зенитного вооружения и других видов армейского назначения. В народном хозяйстве его использовали как машины ГАИ и ПМГ, грузовой транспортер, аэродромный пусковой агрегат, персоналку председателей колхозов и совхозов и т.д.

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

С реальными минскими номерными знаками 14-56 МИТ на «Золотую милю» прикатил ГАЗ-24-01 «Волга» в бледно-салатной окраске такси. Рядом с буквой «Т» в окружении шашечек есть надпись «Минавтотранс БССР» и обозначение таксопарка «09-ТП-2». Владелец охотно напомнил, чем эта версия отличалась от гражданской «Двадцатьчетверки». Вместо стандартного двигателя «24Д» мощностью 96 л.с. использовался 85-сильный вариант «24-01», потреблявший более дешевый бензин А-76. Под передней панелью монтировался таксометр, а в верхнем правом углу ветрового стекла – знаменитый зеленый огонек. Он загорался при выключении таксометра и гас при включении во время посадки пассажира. Версия такси выделялась и легкомоющейся обивкой салона из дермантина. Характерный бледно-салатный цвет кузова Горьковский автозавод применял с 1971 года, а к Олимпиаде-80 появился более заметный и «безопасный» желто-лимонный цвет. Для поездок в ЗАГС существовали также белые и черные ГАЗ-24-01 такси без шашечек, но это уже совсем другая история.

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково
«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

Неожиданный экспонат выставки – среднетоннажный грузовик ГАЗ-53 под названием Super Bee с лимонной кабиной и бортовым кузовом. Горьковский автозавод выпускал эту модель с 1961 по 1993 год. В принципе, это еще не раритет, но в проведенном тюнинге – точно неординарное транспортное средство. Примененного хрома и дополнительных фар головного света могло быть и меньше, но это был бы уже другой автомобиль. О роли «Пятьдесят третьего» для нашей страны и говорить не приходится: на нем осуществляли переезды, возили контейнеры, доставляли с полей урожай, транспортировали стройматериалы и другие грузы.

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

Приехавшие на «Золотую милю» легковушки времен СССР напомнили о транспорте, который широко использовали в службе быта на доставке товаров на дом, перевозке медикаментов, в фельдшерской службе, сборе неисправной бытовой техники и т.п. «Москвичи» моделей 403, 408, 412, 2125 Комби широко использовала Почта СССР, а «каблуки» вроде ИЖ-2715 и пикапы Москвич-433, 434 были задействованы еще и в службе грузового такси. Что и говорить: легких коммерческих автомобилей на ретро-выставках и фестивалях олдтаймеров год от года становится больше – интерес к ним как к транспорту советского прошлого неуклонно растет.

Современный коммерческий автотранспорт в качестве экспонатов на «Золотой миле» не выставлялся, но пожарную безопасность обеспечивали два красных МАЗа дзержинского подразделения МЧС Республики Беларусь. Один из них – автоцистерна АЦ 10.0-40 на трехосном шасси, другой – автолестница.

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

«ТРАБАНТ» И ДРУГИЕ ИНОМАРКИ

Хорошо известен в кругах реставраторов минчанин Олег Казак. В Станьково он представил свой новый автопроект – недавно восстановленный Chevrolet Universal AD 1929 года выпуска.

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

Его земляк Алексей Вараксин не имеет такого большого опыта в реставрации автотехники, поэтому одна из причин приезда на «Золотую милю» – знакомство с опытными мастерами, у которых можно поучиться мастерству восстановлении я раритетов. Он приехал на 73-летнем автомобиле BMW-321. Вначале машина находилась в Минске, а 10 лет назад она в разобранном виде отправилась в Санкт-Петербург, где ее собрали опытные механики. Недавно желтый автомобиль вернулся в белорусскую столицу, где в мае 2021 года ее и приобрел нынешний владелец. В оригинале сохранился только кузов, а вот остальное было обновлено или заменено. В этом перечне: стекла, зеркала заднего вида, поворотники, хромированные элементы и др.

Из Бреста приехал Андрей Олешко. Молодой человек сам восстановил подарок дяди – Trabant Р601, выпущенный в 1964 году в ГДР. На приведение автомобиля со стеклопластиковым кузовом в нормальный вид потребовалось около трех лет. На сегодняшний день представитель восточно-германского автопрома на 70% представлен в оригинальной комплектации. Однако с учетом реалий нынешнего времени у него заменили родные колеса на другие, большего диаметра, установили «музыку» и уменьшили дорожный просвет. А вот двухтактный 2-цилиндровый двигатель сохранился в заводском исполнении.

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

Был на мероприятии и свой Адам Козлевич – легендарный водитель из книги Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Его роль сыграл профессиональный актер – директор минского экспериментального театра живых скульптур «Студия Золотого режиссера» Алексей Стукин. Большой интерес вызвали автомобили США, и в их числе Chrysler New Yorker Mark Cross и полицейский Ford Victoria. О недавнем прошлом европейского автопрома напомнили 4-дверный седан Peugeot 305 GTX, трехдверный хэтчбек Opel Kadett C City.

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково
«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

Порадовал гостей черный Mercedes-Benz 170V (W136) с открытым верхом. Это довоенный автомобиль, предшественник престижного Е-класса. Такой и в музее-то нечасто встретишь, а здесь он был как на ладони. Звездой «Золотой мили» стал бордовый Chevrolet Universal AD 1929 года. Его выпускали в США в течение коротко периода времени (1929-1932). Автомобиль комплектовали 6-цилиндровым двигателем с водяным охлаждением, который при 3,2 литрах рабочего объема обладал отдачей в 50 л.с. при 2600 об/мин. Привод осуществлялся на заднюю ось, а передачу крутящего момента к колесам выполняла 3-ступенчатая коробка передач с ручным переключением. Несмотря на архаичный внешний вид, машина способна развивать максимальную скорость в 95 км/ч. Восстановлена она в мастерской Arko.

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

Красовался перед посетителями и экспортный вариант британского MG Roadster с левым расположением руля. Посетители увидели и ряд других иномарок как из Западной, так и из Восточной Европы.

«МОРГУНОВКА» И ДРУГИЕ МОТОЭКСПОНАТЫ

На призыв к участию в «Золотой миле – 2021» откликнулись десятки мотоциклистов. Большой интерес посетителей вызвали отреставрированные в мотоклубе «Jawa-Минск» двухколесные машины одноименной марки. Нашлось место транспортным средствам Минского мотовелозавода, причем внимание привлекали не самые свежие, а наиболее возрастные модели.

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

Мототехнику проиллюстрировали образцы «ИЖ Планета Спорт», «Днепр», «Урал», «Минск», Jawa 350, Gilera 150, Kawasaki, Cezet 350, Yamaha, Harley Davidson, Honda. Немногочисленную группу мотороллеров представили «Тула» и «Вятка». Те, кто раньше посещал фестиваль ретро-мотоциклов «Колеса времени», тот нашел знакомые, ранее показанные широкой публике образцы. Некоторые из них гости видели впервые, например, коричневый кастом-байк Schwalbe.

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

Милицейский транспорт представлял отреставрированный мотоцикл «Урал» с коляской. Своих почитателей нашла и окрашенная в черный цвет «Моргуновка» – мотоколяска СМЗ С3А Серпуховского мотоциклетного завода. В Станьково ее пригнала семья Юдко из Могилёва. Несколько десятилетий назад отец Анны Юдко – Виктор Щемелев – приобрел данный экземпляр, точнее, все, что от него осталось. И  постепенно восстанавливал транспортное средство, собирая запчасти по всему бывшему Советскому Союзу. Закончить работу не успел. Пять лет назад умер, и его дело продолжила дочка вместе с мужем Юрием. На сегодняшний день изделие завода из Серпухова находится почти в том виде, в каком выехало с родного предприятия. У него только поменяли салон (сняли тент) и 6-вольтовое оборудование переделали на 12-вольтовое. Подобных экспонатов набралось приличное количество, а в некоторых можно даже было посидеть за рулем!

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

РАЛЛИ-КВЕСТ

По правилам ралли-квеста минимального запаса топлива должно было хватать на 130 км пробега. Для выполнения заданий на пути следования требовалось иметь смартфон с подключенным мобильным интернетом. На смартфон нужно было скачать и установить две бесплатные программы izi.Travel и WiaTag.

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

Маршрут проходил по дорогам общего пользования, что подразумевало соблюдение Правил дорожного движения. Нарушения как раз и карались штрафными очками. К соревнованиям допускались ретро-автомобили до 1981 года выпуска, причем как сохраненные в заводском исполнении, так и прошедшие реставрацию. По мотоциклам эта планка была поднята на 10 лет (производство до 1991 года). Более поздние и тюнингованные версии допускались только после согласования с организаторами. Стартовый взнос с водителя автомобиля или мотоцикла составил 60 белорусских рублей (примерно 1740 российских рублей), а за каждого штурмана или пассажира в экипаже – 50 белорусских рублей (около 1450 рос. руб.).

«Моргуновка», необычный «Газон» и «Волга» со звездой: что показали на «Золотой миле» в Станьково

Для участия в ралли-квесте заявились 24 автомобиля. По результатам соревнований 19 из них набрали баллы, в минус ушли только пять экипажей. Победителем ралли-квеста «Золотая миля – 2021» стал Андрей Олешко. «Серебро» досталось Владимиру Астровскому, «бронза» вручена Роману Кармазину. Набранные 2170 баллов принесли победу, а 2110 и 2010 баллов гарантировали участникам второе и третье место.

Как и автомобилисты, в ралли-квесте приняли участие владельцы мотоциклов. Победителем стал Юрий Карпиевич, «серебро» у Дениса Щербо, «бронза» – у Анны Гордей. Из 17 мотоциклистов, вышедших на старт, с положительным балансом баллов оказались только пятеро. На первом месте мотоцикл №100, сумевший набрать 1660 баллов. На втором месте с 1305 баллами двухколесная машина со стартовым №022. Третья позиция за мотоциклом №065, добывшим в конкурентной борьбе 790 баллов. «Золотая миля – 2021» настолько понравилась гостям и участникам, что многие из них с нетерпением ждут открытия нового сезона, датируемого цифрой 2022.

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное