Top.Mail.Ru
От гражданского «Мессершмидта» до боевой «Победы-спорт»: какие уникальные экспонаты показали на Красной Пресне

От гражданского «Мессершмидта» до боевой «Победы-спорт»: какие уникальные экспонаты показали на Красной Пресне

фото: фото автора / 05.05.2022
Редкие и уникальные транспортных средства демонстрировались в «Экспоцентре» в рамках выставок MotorSport Expo, «Велокульт» и «Мотовесна». Хороший повод вспомнить историю мировой автомобилизации.

Леонид Толмачёв

Украшением выставок без сомненья можно назвать ретро-автомобили, представленные реставрационной мастерской «Камышмаш». Весьма экзотично, как часть фюзеляжа военного самолёта с обтекаемым плексигласовым фонарём, откидывавшимся вбок со сдвижными боковыми окнами, двумя сиденьями, располагавшимися тандемом - одно за другим, и фрагментами крыльев, смотрелся Messerschmitt KR200. Рулевое управление у Messerschmitt KR200 было автомобильного типа, а сам руль – мотоциклетного. Крохотный двигатель располагался за задним сиденьем и приводил в движение задние колеса. Такого типа автомобили фирма выпускала с 1953 года, когда ей запретили производство военных самолетов, и возникла необходимость выпускать мирную продукцию. Изначально, благодаря простоте конструкции и дешевизне, автомобили Messerschmitt были популярны, но со временем, когда они уже стали непрестижны, спрос на них упал. Последний Messerschmitt покинул заводской конвейер в августе 1964 года.

От гражданского «Мессершмидта» до боевой «Победы-спорт»: какие уникальные экспонаты показали на Красной Пресне

Необычно выглядел и самый старый из показанных автомобилей – двухместный Morgan Aero Three-Wheeller, выпущенный в Великобритании в 1926 году: на трёх колёсах мотоциклетного типа, с двухцилиндровым V-образным двигателем, расположенным снаружи автомобиля перед облицовкой радиатора – такие транспортные средства называли сайклкары. В те годы в Туманном Альбионе с мотоциклов и сайклкаров – их приравнивали к мотоциклам, налог не взимали, но уровень комфорта у сайклкаров был заметно выше, чем у мотоциклов, при этом, они были дешевле автомобилей. Налоговое послабление и невысокая цена привели к широкому распространению сайклкаров в Великобритании.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2-img_2437-1024x768.jpg

Ещё один необычный автомобиль, показанный «Камышмашем» - BMW-600 с четырёхместным двухдверным кузовом вагонной компоновки, презентация которого прошла в 1957 году. Посадка на передние сиденья у этого автомобиля осуществлялась через дверь, расположенной на переднем торце между фарами, навешенной на передней левой стойке, и при открывании отводила влево шарнирную рулевую колонку. В кожухе передней двери под лобовым окном размещалось запасное колесо. Для доступа к задним сиденьям служила дверь, расположенная в правом борту. Двигатель и силовой блок располагались за задней осью. Благодаря такой компоновке, автомобиль получился компактным, лёгким, но просторным.

От гражданского «Мессершмидта» до боевой «Победы-спорт»: какие уникальные экспонаты показали на Красной Пресне

И, всё же, широкого распространения BMW-600 не получил, в конце 50-х годов прошлого века интерес к таким автомобилям иссяк. Противовесом Morgan, Messerschmitt и BMW был Cord 810 Beverly Sedan, превращённый в арт-объект. Представленный на Автосалоне в Нью-Йорке в 1936 году Cord 810 разработанный Гордоном Бьюригом, сразу же вызвал сенсацию. С убирающимися в крылья фарами, обтекаемым кузовом, отсутствием подножек, спрятанными вовнутрь кузова дверными петлями, длинной массивной передней частью с прямоугольным капотом автомобиль просто поражал своим необычным внешним видом. Не совсем обычной была и конструкция автомобиля: несущий кузов, привод на передние колеса, передняя подвеска с поперечной листовой рессорой, электровакуумный механизм переключения передач. Однако из-за слишком высокой цены, Cord 810 спросом не пользовался и вскоре его выпуск прекратили.

От гражданского «Мессершмидта» до боевой «Победы-спорт»: какие уникальные экспонаты показали на Красной Пресне

На выставке MotorSport Expo центром притяжения в стали гоночные автомобили, отреставрированные в Мастерской Евгения Шаманского. Открывал экспозицию автомобиль «Эстония-3», выпущенный в 1961 году. С этой модели начал серийное производство гоночных автомобилей Таллиннский Опытный Авторемонтный Завод, ставший впоследствии основным поставщиком в спортивные клубы гоночных автомобилей в нашей стране. На автомобилях «Эстония-3» начинали свою спортивную карьеру известные гонщики А. О. Сейлер, М. О. Лайв, Э. А. Грифель.

От гражданского «Мессершмидта» до боевой «Победы-спорт»: какие уникальные экспонаты показали на Красной Пресне

Рядом с «Эстонией-3» стоял «Харьков-Л3», построенный в 1965 году механиком одного их харьковских предприятий и гонщиком Э. О. Лорентом. «Харьков-Л3» участвовал в заездах с 1967 по 1972 год, и установил несколько рекордов на дистанции 500 м со стартом с места. Высоких показателей удалось достичь за счёт изготовления кузова и колёс из лёгких сплавов, отсутствия стартёра и аккумулятора, что привело к значительному снижению массы.

От гражданского «Мессершмидта» до боевой «Победы-спорт»: какие уникальные экспонаты показали на Красной Пресне

Ещё один необычный гоночный автомобиль, построенный на Таллиннском Опытном Авторемонтном Заводе - «Эстония-8», известный так же, как «Тарту-1», конструкция которого разработана А. Сейлером и М. Таньелем под впечатлением от английского автомобиля «Cooper-T49 Monaco». «Эстония-8» был построен в единственном экземпляре в 1963 году, в его конструкции использованы двигатель и задние фонари от ГАЗ-21, коробка передач, колёса и шины от ЗАЗ-965, тормозная система – от «Москвича-407». В 1963 году А. Сейлер на «Тарту-1» выиграл традиционные гонки на приз общества «Калев». Позже, в 1963-1965 годах на этом автомобиле выступали гонщики М. Таньель и Э. Аав.

От гражданского «Мессершмидта» до боевой «Победы-спорт»: какие уникальные экспонаты показали на Красной Пресне
От гражданского «Мессершмидта» до боевой «Победы-спорт»: какие уникальные экспонаты показали на Красной Пресне

В нашей стране было создано немало интересных уникальных спортивных и гоночных автомобилей. Многие из них не сохранились, но по сохранившимся фотографиям созданы их копии. В 1950-1956 годах в экспериментальном отделе Горьковского автозавода было изготовлено несколько автомобилей «Победа-спорт», предназначавшихся для гонок. На одном из них в 1956 году гонщики заводской команды «Торпедо-ГАЗ» В. Мосолов и А. Ефремычев заняли второе место на Чемпионате СССР. Автомобиль не сохранился, но энтузиасты из Мастерской Шаманского по имеющимся фотографиям создали его копию, украсившую экспозицию.

От гражданского «Мессершмидта» до боевой «Победы-спорт»: какие уникальные экспонаты показали на Красной Пресне

Была возможность увидеть копию ещё одного автомобиля – «Москвич-407 купе», коих в 1962 году было изготовлено два экземпляра. От обычного «Москвич-407», «Москвич-407 купе» отличался двухдверным двухместным кузовом типа купе, с плексигласом вместо стёкол в боковых окнах, отсутствием шумоизоляции и внутренней обивки салона, форсированными двигателями.

От гражданского «Мессершмидта» до боевой «Победы-спорт»: какие уникальные экспонаты показали на Красной Пресне

Автомобили «Москвич-407 купе» предназначались для ипподромных и кольцевых гонок. В Чемпионате СССР 1962 года на них выступали Э. Лифшиц и А. Протасов, Э. Лифшиц завоевал бронзовую медаль.

Самым интересным и уникальным мотоциклом из коллекции Евгения Шаманского можно без сомненья назвать ХМЗ-1М, который был изготовлен на Харьковском мотоциклетном заводе 90 лет назад – в 1932 году. Работа над этим мотоциклом, предназначавшимся, прежде всего, для Красной Армии, началась на Харьковском автосборочном заводе, позже переименованном в Харьковский мотоциклетный завод в 1930 году, на следующий год началось его серийное производство под названием ХМЗ-1М. Интересно отметить, что ХМЗ-1М оснащался двумя фарами, что для отечественных мотоциклов было редкостью. За три года было изготовлено около 300 мотоциклов, затем заводу пришло указание свернуть их производство, а наработки и документацию передать на Таганрогский инструментальный завод, но ему они так и не пригодились. Вполне вероятно, что это единственный сохранившийся мотоцикл ХМЗ-1М.

От гражданского «Мессершмидта» до боевой «Победы-спорт»: какие уникальные экспонаты показали на Красной Пресне

Самым возрастным экспонатом выставочной недели в «Экспоцентре» был электромобиль Waverley Electric Limousine, которому в 2023 году исполнится 110 лет, представленный реставрационной мастерской «Камышмаш». Тут стоит отметить, что в начале ХХ века электромобили весьма популярны, их производством занимались более 150 фирм во всем мире, их преимущества очевидны: бесшумность, легкость управления, быстрота приведения в движение, но при этом заряда аккумуляторов хватало максимум на 100 км, да суммарная масса аккумуляторов составляла почти половину массы всего электромобиля.

От гражданского «Мессершмидта» до боевой «Победы-спорт»: какие уникальные экспонаты показали на Красной Пресне

Представленный электромобиль имеет двухдверный четырехместный кузов, который больше похож на конный экипаж, с необычной компоновкой: водитель располагается на заднем диване с левой стороны, а перед ним установлены сидения для пассажиров. Необычно и управление этим электромобилем: маневрирование осуществляется за счет рычага, который водитель откидывает после того, как займет свое место в кабине. С помощью двух других рычагов регулируются скорость и направление движения. На полу расположены две педали тормоза, одна из которых фиксируется в нажатом положении специальным крючком, так обеспечивается стояночный тормоз. В дополнение ко всем этим рычагам и педалям, под левой пяткой водителя находится кнопка, заведующая звуковым сигналом, который представляет собой электрический звонок. Несмотря на свой возраст, электромобиль неплохо сохранился и способен передвигаться своим ходом.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное