Top.Mail.Ru

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

фото: автора / 10.02.2022
Великая тайна кино становится ближе, когда знакомишься с реставраторами, предоставляющими для съемок телесериалов автомобили-трансформеры. Получается зрелищно и достоверно!

Александр Трохачев

Спрос на исторические автомобили ушедших десятилетий и особенно периода Великой Отечественной войны сегодня зашкаливает. Кинематографисты выпускают телесериалы и фильмы быстрее, чем кондитеры выпекают пироги. Да только где же на всех напастись советских и немецких грузовиков?! Считается дурным тоном имитировать транспорт врага послевоенными ЗИЛами, «Уралами», КрАЗами и МАЗами, как это было, например, в фильме «Мерседес вцiкае вiд погонi» («Мерседес уходит от погони»), снятом в 1980 году киностудией им. А. Довженко.

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

По старым советским фильмам зритель привык к тому, что роль бронетранспортеров Вермахта частенько играют советские БТР-40 (4х4) и БТР-152 (6х6). Привыкли и к тому, что в роли вражеских машин на экране представлен коммерческий транспорт бывших соцстан: ГДР, Чехословакии, Польши. Иногда в мышиный цвет или камуфляж по времени года окрашивают старые советские грузовики. Вспомним тот же «Мерседес» уходит от погони» образца 1980 года. В нем транспорт Вермахта изображают ЯАЗ-200 (1961-1965 гг.) и ГАЗ-66 (1964-1999). В колонне фрицев едут бортовые «Урал-375Д» с тентом (1961-1992 гг.) и кунги на шасси ЗИЛ-131 (1966-2002 гг.). Крупным планом показан санитарный автобус АС-38 на шасси ГАЗ-66-04, появившийся через 22 года после Победы, в 1967 году. В кино-гансы посажены за руль одиночных советских мотоциклов К-750 (с 1958 г.) и К-650 «Днепр» с коляской (с 1967 г.). По уму, они должны бы рассекать на немецких BMW R12, R71, R75 и другом двухколесном транспорте Италии, Японии и других союзников фашистской Германии. Да что говорить: в упомянутой ленте разведчики Красной Армии одеты в форму с советским камуфляжем «Серебряный лист» 1957 года. О какой достоверности может идти речь?! В заставке к одному из современных сериалов «про войну» спрятавшийся в густом кустарнике боец ведет огонь из «Калаша»! Как тут не вспомнить Станиславского и его знаменитое «Не верю!».

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

В области корректного показа исторической техники безгрешных кинематографистов нет. Косяки то здесь, то там проскакивают и у именитых режиссеров. У одних в эпоху средневековых рыцарей по небу вдруг пролетает реактивный самолет. У других приграничное сражение 1941 года с захватчиками ведут послевоенные тяжелые танки ИС-3, а наступающие почему-то едут в атаку на «Пантерах» и «Тиграх», массово появившихся только к лету 1943 года. Подобных примеров тьма тьмущая, и нет смысла все их приводить: тенденция к упрощенчеству очевидная. Так как же киношники находят выход из положения? Правильно: они привлекают к съемкам владельцев раритетной техники, и тоже не всегда оригинальной.

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

Пример ответственного отношения в выборе подвижного состава демонстрируют авторитетные киностудии – такие, как «Мосфильм», «Ленфильм», «Беларусьфильм». Да и то на старуху бывает проруха: в некоторых сериалах и фильмах то и дело используются грузовики мирной поры: капотные МАЗ-200, ГАЗ-51, КрАЗ-214, КрАЗ-255Б1, бескапотный МАЗ-500 и их аналоги из Восточной Европы. Фильмов и сериалов много, а настоящего «железа» мало, вот и приноровились съемочные группы использовать автомобили-трансформеры.

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

Не мудрствуя лукаво дефицит трофейной техники кинематографисты заменили переделанными в грузовики Вермахта «газонами» ГАЗ-51 и ГАЗ-52, а также малотоннажниками вроде польских Zuk (1959-1968 гг.) и Nysa (1957-1994 гг.) на раме лонжеронного типа. Самым популярным «оборотнем» в хорошем смысле слова стал ГАЗ-51. Реставраторы без труда превращают его в некое подобие Opel Blitz. Одна из таких машин, часто мелькающих на российских и белорусских экранах,  находится в Минске.

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

Это ГАЗ-51 выпуска 1958 года, случайно найденный в деревне Стайки Барановичского района Брестской области. Дедушка, рожденный еще при Сталине, на этом грузовике вспахивал поле, выкорчовывал сорняки, возил торф, заготавливал дрова. Больших трудов стоило уговорить хозяина расстаться со своим богатством. Зато в новом качестве он сразу попал в оборот, засветившись сначала в короткометражке «Три копейки», а потом и в сериале «Обратная сторона Луны». В художественном фильме «Сын отца народов» он поочередно был то автозаком ГАЗ-51, то техничкой Opel Blitz. Как спецтранспорт для перевозки зэков автомобиль сняли в картинах «Красная королева», «Дом фарфора», «Красота по-советски», «Отчим». В лентах 2019 года «Ни шагу в тыл» и «Вражеские линии» советский грузовик загримировали под пеленгатор Opel Blitz.

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

На переделку советского «газона» в немецкую «молнию» потребовалось двое суток. Основная трансформация коснулась кабины. На ее дверях, радиаторе и окнах закрепили толстые железные листы, что преобразило облик автоветерана до неузнаваемости. Для пущего эффекта колесного «актера» покрыли зимним камуфляжем: на кабину и открытый кузов нанесли слой растворенного в воде мела. С деревянного кузова сняли борта и водрузили по центру счетверенную 20-мм зенитную установку Flak 36 Vierling. Получилось более-менее правдоподобно. По крайней мере, это не режущий глаза «Урал», КрАЗ или МАЗ. А что касается таких приемов, так грешат ими не только отечественные студии, но и такие империи, как американский Голливуд и индийский Болливуд.

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

Кстати, доводилось ли вам слышать про Смолевуд? Это неофициальное название площадки для натурных съемок «Беларусьфильма» в Смолевичах, под Минском. Когда в 2019 году тут приступили к съемкам художественного фильма о Второй мировой войне, понадобилась техника той поры. Часть автомобилей предоставил автомузей «Старое колесо». Например, на штабной Opel Super 6 выпуска 1936 года коллекционер Василий Терешко за два дня смонтировал подъемно-опускной брезентовый тент. Пришлось заменить рамку ветрового стекла и выполнить другие «косметические процедуры». Этот кабриолет, как и штабной Opel Kapitan, перекрасили в белый цвет.

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

Большинство машин-участниц кино- и телесъемок реставрацию не проходят: дорого это, да и ни к чему. Главное – чтобы транспорт был на ходу и по облику ассоциировался с реальным прототипом. В этом смысле для переделок хорош и польский Zuk А11, но не цельнометаллический фургон, а «головастик» с кабиной и бортовым кузовом. С момента дебюта на экранах такой автомобиль из коллекции Василия Терешко успел засветиться в десятках картин производства РФ и РБ, в числе которых «Семь невест», «Брестская крепость» и др.

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

Менее трех лет назад автомобиль превратили в Ford TT. Стальную раму удлинили за счет импланта в виде части с рулевым управлением. С кабины сняли двери, на видное место водрузили запаску, из досок изготовили новый кузов и покрыли его морилкой, снаружи смонтировали клаксон. Ко Дню Победы это снова был как бы ГАЗ-АА цвета хаки, а через сутки перекрашенный в черный цвет Ford TT на закорках эвакуатора укатил к месту съемок. Теперь 1,5-тонный грузовик можно за короткое время трансформировать в «колеса», предусмотренные сценарием. И все бы хорошо, но периодически польская «полуторка» не хочет заводиться и требует определенных свечей зажигания и бензина АИ-92 высокого качества. Хорош «Жук» тем, что в его конструкции много деталей и узлов советского производства, да и Польша по соседству: в случае чего далеко за комплектующими ехать не придется.

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

На базе послевоенной «полуторки» для съемок фильма «Днепровский рубеж» минчане создали и реплику бронеавтомобиля БА-20. В парке киностудии «Беларусьфильм» есть исторический ГАЗ-АА, который берегут как зеницу ока. Согласно сценарию, он должен был врезаться в магазин, вспыхнуть и сгореть.  И чтобы не рисковать раритетом, роль «камикадзе» сыграл дублер-трансформер. По окончании съемок он был похож на груду металлолома, но сгинуть ему не дали: разобрали, дефектовали, доукомплектовали, заново собрали, покрасили. На раму водрузили металлический топливный бак и новый деревянный кузов, который искусно состарили. Переделали интерьер кабины и перетянули обшивку подушки и спинки сиденья. Поставили другую, более реалистичную панель приборов. На диски посадили свежие покрышки. Автомобиль снова заиграл в прямом и переносном смысле слова.

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

В октябре 2010-го реставраторы получили заказ на реплику газогенераторного ГАЗ-42. Грузовик понадобился для польско-белорусской ленты «Кровь на вереске». Сложность заключалась в необходимости имитировать две установки для сжигания топлива, расположенные по обеим сторонам «затылка» кабины. Выход был найден с помощью шести стальных бочек диаметром 500 мм, подходящих под исторические пропорции. По три бочки поставили одна на другую, обернули листом железа толщиной 1 мм, покрасили – и псевдокотлы готовы!

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

В 2011-м для российско-белорусского фильма «Команда 8» о Великой Отечественной войне понадобился двухосный грузовик ГАЗ-АА, роль которого снова сыграл трансформер. Для минимизации затрат с одного бока на автофургон нанесли надпись ХЛЕБ, с другой – ПРОДУКТЫ. Так и снимали: то слева, то справа. Через год для съемок фильма «Сын отца народов» кинематорафисты сподвигли реставраторов превратить псевдополуторку в топливозаправщик БЗ-42. Для этого с нее сняли деревянный кузов и поставили подходящую цистерну. Ее нашли у жителя Гольшан, который использовал емкость в качестве поилки для коров. Сверили габариты «бочки» с чертежами БЗ-42, и обомлели: они совпали тютелька-в-тютельку!

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

Ранее для съемок третьего киноальманаха «Свидетели» про холокост понадобилась очередная реплика трехтонного грузовика Вермахта Opel Blitz. По просьбе режиссера Константина Фама ее создали на базе советского ГАЗ-52. Дело не ограничилось заменой фронтальной части и крыльев. Базовое шасси и грузовую платформу оставили без изменений. А вот от кабинного модуля сохранили только заднюю стенку и двери. Ветровое стекло изготовили из листа прямого, а не гнутого оргстекла. Крылья от армейского внедорожника обрезали и нарастили под опелевские. Измененный автомобиль стал участником видеопроекта Wargaming, создателя популярной сетевой игры World of Tanks. Позже на досъемках сериала «Ангел-хранитель» реинкарнированный ГАЗ-52 снова играл то за наших, то за врагов. Такова кинематографическая судьба автомобиля-трансформера!

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

Фильмов «про войну» на экраны выходит много, и халтура в виде неправдоподобной техники мешает погружению в конкретную историческую эпоху. Хорошо, когда под боком есть такой спасательный круг, как реплика реального армейского автомобиля и плохо, когда ее нет. Качественное кино – это еще достоверные костюмы и декорации, талантливый сценарий и игра актеров. Впрочем, это уже совсем другая тема.

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

3 комментария

  1. лох:

    Этот кино-ляп давно заметил ( увижу такое в рекламе — фильм смотреть не буду ) пусть его смотрит режисер

  2. STRANNICS:

    Спасибо автору за интересную публикацию. От себя хотел бы добавить. Помнится мне, в середине 80-х, на территории Таманской дивизии находился целый полк прикрепленный к киностудии Мосфильм. Там стояла на хранении и техника времён ВОВ. Автомобили, танки, транспортеры, бронеавтомобили и прочее. Часть находилась в ангарах и боксах,часть под навесом. Какова судьба всего этого?

    • Александр:

      Да никуда не делось, там и стоит. Военно-техническая база Мосфильма. Большая часть техники не оригинальная, а как раз той или иной степени достоверности перепилы из чего придется.

Статьи по теме
Популярное