Top.Mail.Ru
Довоенный троллейбус и машины из кино: какие уникальные ретро-автомобили показали в питерском «Экспофоруме»

Довоенный троллейбус и машины из кино: какие уникальные ретро-автомобили показали в питерском «Экспофоруме»

фото: фото автора / 18.05.2022

Леонид Толмачёв

Настоящую сенсацию на выставке вызвал троллейбус ЯТБ-2, представленный музеем ГорЭлектроТранса. Производство троллейбусов ЯТБ-2 началось в 1937 году, они представляли собой дальнейшее развитие троллейбусов ЯТБ-1, от которых отличались наличием перегородки кабины водителя и, следовательно, отдельным входом в кабину водителя, маршрутным указателем над лобовым стеклом, усовершенствованной трансмиссией, в которой были устранены дисковый тормоз и промежуточный карданный вал, планировкой салона, электрооборудованием. Представленный троллейбус был изготовлен в 1938 году, возил жителей и гостей Ленинграда пару десятилетий, затем был списан и попал в Зеленогорск, где использовался в качестве сарая. В 2006 году троллейбус был найден, в 2007-м передан в музей, где началась его реставрация, и на нынешней Олдтаймер-галерее он был представлен впервые. Есть основание полагать, что это единственный сохранившийся в нашей стране троллейбус ЯТБ-2.

Довоенный троллейбус и машины из кино: какие уникальные ретро-автомобили показали в питерском «Экспофоруме»

Более «свежий» экспонат музея ГорЭлектроТранса – троллейкар – грузовой троллейбус КТГ-1, выпущенный Киевским заводом городского электротранспорта им. Дзержинского в 1987 году, и конце 90-х оборудованный подъёмной платформой для ремонта контактной сети трамвая или троллейбуса. Несмотря на свой возраст, переделанный в ремонтную вышку троллейкар, до сих пор эксплуатируется и регулярно принимает участие в парадах ретро-транспорта, проходящих в Северной Столице.

Довоенный троллейбус и машины из кино: какие уникальные ретро-автомобили показали в питерском «Экспофоруме»

Почтила Олдтаймер-галерею Пожарно-техническая выставка им. Б. И. Кончаева, представив автонасос ПМЗ-1 на шасси ЗИС-11 - основной автомобиль пожарных подразделений, предназначавшийся для доставки к месту пожара боевого расчёта из 14 человек, противопожарного оборудования, запаса воды, порошка для пеногенератора и автолестницу АЛГ-15 на шасси ГАЗ-51. ПМЗ-1 выпускались с 1934 года Миусским авторемонтным заводом, состояли на вооружении пожарных частей в предвоенные и военные годы, а после Великой Отечественной войны использовались в добровольных пожарных дружинах. АЛГ-15 выпускалась сравнительно недолго – с 1962 по 1967 год Новоторжским заводом противопожарным оборудованием. Один из таких автомобилей можно увидеть в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». Эти автомобили редко покидают стены старейшего в нашей стране музея пожарного дела, а по сему, увидеть их в «Экспофоруме» - большая удача.

Довоенный троллейбус и машины из кино: какие уникальные ретро-автомобили показали в питерском «Экспофоруме»

Не меньший интерес вызывал самосвал, или, как их тогда называли «опрокидка» ГАЗ-410, выпущенный в 1939 году, представленный Авторетроклубом Татарстана, изготовленный в городе Горьком на заводе им. Свердлова на укороченном шасси ГАЗ-ММ. В различных справочниках «опрокидки» ГАЗ-410 именовали по-разному: саморазгружающимися, ручными, гравитационными: при перевозке груза её кузов в горизонтальном положении удерживался специальным запорным устройством. Стоило водителю потянуть рычаг и освободить это устройство, и кузов под действием силы тяжести груза опрокидывался назад, и груз ссыпался на землю. Освободившись от груза, кузов под действием собственной силы тяжести возвращался в горизонтальное положение и фиксировался в нём.

Довоенный троллейбус и машины из кино: какие уникальные ретро-автомобили показали в питерском «Экспофоруме»

Авторетроклуб Татарстана порадовал ещё одним уникальным автомобилем Горьковского автозавода – одним из первых отечественных легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-64. Разработанный в 1941 году под руководством В. А. Грачёва всего за пару месяцев внедорожник, основные узлы и агрегаты которого: двигатель, сцепление, коробка переключения передач, панель приборов, рулевой механизм, топливный бак, укороченные передний и задний ведущие мосты были взяты от серийно выпускаемых автомобилей, мог преодолеть снег и пески глубиной 35 см., 80-сантиметровый брод, подъём до 42 градусов, использовался для буксировки противотанковых пушек, связи, разведки, а также перевозки командного состава. С 1941 по 1943 год было изготовлено 671 таких автомобилей, в настоящее время их и «опрокидок» ГАЗ-410 сохранилось единицы.

Некоторые автомобили, как например фургон «Москвич-400-420К», восстановленный Компанией Simonov Motors и микроавтобус «Старт», восстановленный реставрационной мастерской Евгения Шаманского, уже ранее демонстрировались на Олдтаймер-галереях, но это никак не уменьшает их уникальность. Московские Компания Simonov Motors и Мастерскя Евгения Шаманского возродили к жизни и восстановили до оригинального состояния не один десяток казалось навсегда утерянных уникальных автомобилей. «Москвич-400- 420К» представлял собой коммерческое шасси, предназначавшееся для установки на них различных специальных кузовов, изготавливавшихся различными авторемонтными предприятиями. Самое большое распространение получили кузова типа фургон, служившие для доставки мелких партий грузов. Такие кузова изготовлялись по заказам крупных магазинов и предприятий пищевой промышленности. К подобным заказчиком относился и ГУМ, для которого была изготовлена партия таких фургонов. Одни из таких фургонов, после списания, долгое время использовался для хозяйственных целей на огороде в одной из подмосковных деревень. Реставраторы провели огромную работу по восстановлению раритета, окрасили его в фирменные цвета ГУМа, нанесли соответствующие надписи, и теперь он, как новый предстаёт перед любителями автостарины.

Довоенный троллейбус и машины из кино: какие уникальные ретро-автомобили показали в питерском «Экспофоруме»

А 12-местные микроавтобусы «Старт» с необычным футуристическим дизайном стеклопластикового кузова, изготовленные небольшой промышленной партией на Северодонецкой авторемонтной базе в середине 60-х годов ХХ века с использованием узлов и агрегатов ГАЗ-21 некоторое время работали в Москве на линиях маршрутного такси, но запомнились они по последним кадрам фильма «Кавказская пленница».

Довоенный троллейбус и машины из кино: какие уникальные ретро-автомобили показали в питерском «Экспофоруме»

Показом отечественного транспорта специального назначения дело не ограничилось. Петербургский музей пассажирского транспорта и компания «РетроЛайн» показали коллекцию автомобилей стран народной демократии – Венгрии, Чехословакии, ГДР. При упоминании таких автомобилей, сразу вспоминаются венгерские автобусы Ikarus, возившие жителей крупных городов нашей страны, использовавшиеся на междугородных и туристских маршрутах. Впрочем, один из таких автобусов, выпущенный в 1964 году – Ikarus 630.03 был переоборудован в мобильный стоматологический кабинет. Долгое время в нём лечили зубы в отдалённых уголках нашей страны, затем он попал в федерацию автоспорта, и в музей пассажирского транспорта он попал в сильно потрёпанном виде, в каком и был показан на Олдтаймер-галерее.

Довоенный троллейбус и машины из кино: какие уникальные ретро-автомобили показали в питерском «Экспофоруме»

В таком же, нереставрированном виде был показан троллейбус Skoda 9Tr, когдато возивший пассажиров по самому длинному троллейбусному маршруту Симферополь-Ялта. Такие троллейбусы массово поставлялись в нашу страну и эксплуатировались в крупных городах союзных республик. В отличие от Skoda 9Tr, автомобили Praga V3S, выпускавшиеся больше трёх десятилетий, с неповторимым дизайном с непропорционально коротким капотом из-за того, что их двигатель располагался за передней осью, и занимал часть кабины, что благоприятно сказалось на развесовке, тоже поставлялись в Советский Союз, но не так массово, в основном с кузовом с флюорографическим аппаратом для проведения медицинских осмотров жителей отдалённых населённых пунктов.

Довоенный троллейбус и машины из кино: какие уникальные ретро-автомобили показали в питерском «Экспофоруме»

Если венгерские автобусы Ikarus у нас у старшего поколения ещё в памяти, то предприятие VEB Robur-Werke-Zittau из Германской Демократической Республики поставляло в нашу страну грузовые автомобили, автофургоны, в небольших количествах, а автобусы практически не поставлялись. И, всё-таки, энтузиастам из компании Retro Bus удалось найти такой автобус - Robur LO 3000 1981 года выпуска, восстановить его, и на Олдтаймер-галерее он предстал в первозданном виде. Что бы закончить о коммерческих автомобилях из социалистических стран, стоит упомянуть о грузовом Barkas B 1000 на низкопрофильных шинах, восстановленном реставрационной мастерской Novikov Garage. Такие автомобили выпускались почти 30 лет практически без изменений до объединения Германий. Не смотря на скромный 42-сильный двигатель, Barkas B 1000 мог перевезти 1000 кг грузов.

Довоенный троллейбус и машины из кино: какие уникальные ретро-автомобили показали в питерском «Экспофоруме»

Говоря об автомобилях социалистических стран, нельзя не отметить послевоенные легковые Tatra - авто представительского класса с задним расположением V-образного восьмицилиндрового двигателя воздушного охлаждения. Первым таким автомобилем была Tatra 603. Созданная для руководства Чехословакии, впервые представленная на международном автофестивале в Злине в 1955 году Tatra 603 с обтекаемым кузовом понтонной формы с панорамным задним окном, состоящим из двух половин, «ушами»-воздухозаборниками, расположенными по бокам в задней части кузова для охлаждения двигателя просто поражала своим внешним видом. Полностью алюминиевый двигатель собственной разработки рабочим объёмом 2545 куб. см выдавал скромные 95 л.с., но благодаря обтекаемому кузову, автомобиль разгонялся до 158 км/ч.

Довоенный троллейбус и машины из кино: какие уникальные ретро-автомобили показали в питерском «Экспофоруме»

К выдающимся моделям этой фирмы можно отнести Tatra 613, разработанная совместно с фирмой Vignale, производство которой началось в 1973 году и продолжалось до середины 90-х, когда им на смену пришла модель Tatra 700, во внешнем облике которой просматривались черты своей предшественницы. На Tatra 613 сохранена компоновка предыдущих моделей: заднее расположение силового агрегата, V-образный двигатель воздушного охлаждения, независимая подвеска всех колес. Двигатель автомобиля имеет по два распределительных вала в каждой головке цилиндров, приводимых зубчатым ремнем, электронную бесконтактную систему зажигания. Сборка автомобилей Tatra 613 шла вручную, а масштабы ее выпуска — относительно невелики: за все время было собрано немногим более 11 тысяч экземпляров, а годовой выпуск никогда не превышал 1000 экземпляров. 22 года велось производство Tatra 613, затем на ее базе пытались строить более роскошную модель с осовремененным дизайном, предназначенную, прежде всего, для западноевропейского рынка, но дальше постройки нескольких десятков экземпляров дело не пошло, и выпуск легковых автомобилей Tatra был прекращен.

Довоенный троллейбус и машины из кино: какие уникальные ретро-автомобили показали в питерском «Экспофоруме»

Удачно принял участие в выставке музей киностудии Ленфильм, показав три автомобиля не существующей ныне компании Studebaker: SD Four 1915 года выпуска, Dictator I 1929-го и Dictator II 1937-го годов выпуска. Эти автомобили снимались в фильмах «Вертинский», «Командир Сингх», «11 молчаливых мужчин», «В поисках утраченного», «Великолепная пятёрка», «Молчание», «Капитан Волкогонов бежал», «Девятаев», «Фаина», «Начальник разведки».

Довоенный троллейбус и машины из кино: какие уникальные ретро-автомобили показали в питерском «Экспофоруме»

Большое внимание привлекал Renault 16 – первый автомобиль с пятидверным кузовом хэтчбек, за который он получил почётный титул «Автомобиль 1966 года» и оригинальной конструкцией трансмиссии, в результате чего его база левых колёс на 60 мм. больше базы правых. В 1966 году этот автомобиль был ввезён в СССР для НАМИ, в 1967-м для исследований передан на Ижевский автомобильный завод, где использовался как представительский автомобиль директора завода, в 2001-м продан частному лицу.

Довоенный троллейбус и машины из кино: какие уникальные ретро-автомобили показали в питерском «Экспофоруме»

Автомобиль полностью отреставрирован и сейчас выглядит, как только что сошедший с заводского конвейера.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Jameslox:

    Привет народ!!

Статьи по теме
Популярное