Top.Mail.Ru
Что нам ретро: уникальные образцы раритетного спецтранспорта показали в питерском «Экспофоруме»

Что нам ретро: уникальные образцы раритетного спецтранспорта показали в питерском «Экспофоруме»

фото: фото автора / 06.05.2021
Юбилейная – 30-я по счёту «Олдтаймер-галерея» Ильи Сорокина в силу ряда причин проходила не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Несмотря на смену дислокации, на известной выставка технического антиквариата и старинных автомобилей, как всегда, можно было увидеть добрую сотню редких удивительных автораритетов, и, она, как обычно порадовала несколькими премьерами, сенсациями и сюрпризами.

Леонид Толмачёв

Отечественное автомобилестроение ведёт свою историю уже 125 лет. В 1896 году петербургские промышленники и предприниматели Яковлев и Фрезе на Нижегородской промышленной выставке показали построенный ими самоходный безлошадный экипаж. И хотя царь Николай II на этот экипаж не обратил никакого внимания, посчитав, что это просто механическая игрушка, это был первый автомобиль российского производства. Сейчас мы ничего не можем сказать, было ли начато производство таких автомобилей, или нет, и что стало с этим автомобилем, тем не менее, начало было положено. По единственной фотографии специалистам реставрационно-технического центра издания «Авторевю» в 1996 году удалось сделать копию этого автомобиля, которая и занимала центральное место на выставке.

Что нам ретро: уникальные образцы раритетного спецтранспорта показали в питерском «Экспофоруме»
Копия автомобиля Яковлева и Фрезе. Конструкция задумывалась именно как серийный коммерческий автомобиль.

За 125 лет в нашей стране было создано немало уникальных, заслуживающих особое внимание автомобилей. Многие из них изготовлялись долго и массово, эксплуатировались не одно десятилетие, а некоторые были выпущены в одном или нескольких экземплярах, но до их серийного производства дело не дошло.
В 2022 году отмечает 90-летие Горьковский автомобильный завод. Несмотря на то, что первые автомобили, выпускавшиеся этим заводом - грузовые ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А изготавливались по образу и подобию Ford, они имели существенные отличия от американских прототипов: у них были усилены картеры сцепления и механизмы рулевого управления, изменена форма радиаторов, дюймовая резьба была заменена на метрическую.

Что нам ретро: уникальные образцы раритетного спецтранспорта показали в питерском «Экспофоруме»
Первенец Горьковского автозавода - «Полуторка» ГАЗ-АА.

«Полуторки» - как называли в народе ГАЗ-АА, в своё время в нашей стране были самыми распространёнными грузовыми автомобилями. А легковые автомобили ГАЗ-А использовались как служебный транспорт, в таксомоторной службе, их могли получить в награду выдающиеся личности тех лет – известные учёные, актёры, эстрадные певцы, лётчики, геологи, полярники, герои труда, передовики производства – словом те, кто имел большие заслуги перед страной.

Что нам ретро: уникальные образцы раритетного спецтранспорта показали в питерском «Экспофоруме»
Легковушки ГАЗ-А использовались как служебный транспорт, в таксомоторной службе, их могли получить в награду выдающиеся личности тех лет.

Прототипом автомобилей ГАЗ-А был американский автомобиль Ford А. В Америке модель изготавливалась с различными типами кузовов, но для выпуска на Горьковском автозаводе был выбран простой в изготовлении, требующий для производства минимальных затрат металла, четырёхместный четырёхдверный открытый кузов фаэтон. Автомобили с такими кузовами может быть идеально годились для использования в южных районах нашей страны, а для эксплуатации в северных, к которым относилась и Москва, они едва подходили: поездка в таких автомобилях, особенно в холодное время года, была не очень приятной. Учитывая этот недостаток, конструкторы Горьковского автомобильного завода предприняли попытку создания автомобиля с закрытым четырёхдверным кузовом, и на рубеже 1933-1934 годов было начат выпуск автомобилей с таким кузовом, поручивших название ГАЗ-6. Однако для выпуска таких автомобилей требовалась соответствующая оснастка, само изготовление было сложным и трудоёмким. Исходя из этого, изготовлено автомобилей ГАЗ-6 было совсем немного, а сохранилось их - единицы. Тем интереснее увидеть такую машину в живую на выставке.

Что нам ретро: уникальные образцы раритетного спецтранспорта показали в питерском «Экспофоруме»
Автомобиль ГАЗ-6 отличался закрытым четырехдверным кузовом.

В том же, 1933-м году Горьковский автомобильный завод, используя шасси ГАЗ-А и кабину ГАЗ-АА, начал выпускать пикапы ГАЗ-4 грузоподъемностью 500 кг, использовавшиеся для обслуживания магазинов, столовых, детских садов, школ, перевозки почты, мелких партий грузов или шестерых пассажиров, располагавшихся на откидных скамьях. Изготовлялись ГАЗ-4 недолго, в 1936 году, выпустив 10 648 экземпляров, производство их было прекращено.

Что нам ретро: уникальные образцы раритетного спецтранспорта показали в питерском «Экспофоруме»
Первый советский пикап ГАЗ-4 имел грузоподъемность 500 кг.

Целое семейство моделей и модификаций было создано на базе автомобилей ГАЗ-АА. В 1933 году, и вплоть до 1950 года с перерывом на годы Великой Отечественной войны на шасси ГАЗ-АА выпускали 17-местные автобусы ГАЗ-03-30, использовавшиеся не только как служебные и экскурсионные, но и городские на регулярных маршрутах. Несмотря на то, что автобусы ГАЗ-03-30 производились довольно долго, и выпущено их было чуть меньше 15000, осталось их очень мало: уж больно низкая была их долговечность: деревянный каркас, к которому с наружной стороны крепилась обшивка из стальных листов, а с внутренней – из фанеры быстро расшатывался, а кузов подвергался коррозии и гниению, что и сокращало время их жизни.

Что нам ретро: уникальные образцы раритетного спецтранспорта показали в питерском «Экспофоруме»
17-местный автобус ГАЗ-03-30 восстановлен специалистами компании Retrotruck

Говоря об автобусах, нельзя не упомянуть ЗИС-8, выпускавшийся, в отличие от ГАЗ-03-30, не столь продолжительное время – с 1934 по 1936 год, и изготовлено их было всего 547 экземпляров. Интересно отметить, что ЗИС-8 – такое обозначение получило удлинённое шасси грузового автомобиля ЗИС-5, предназначенное для установки на него автобусных кузовов. Сами автобусные кузова, устанавливаемые на это шасси, выпускали не только завод имени Сталина, но и ряд других предприятий нашей страны. Сейчас увидеть одновременно «Полуторку», ГАЗ-А, ГАЗ-4, ГАЗ-6, ГАЗ-03-30, ЗИС-8 – большая удача для ценителей автомобильной истории.

Что нам ретро: уникальные образцы раритетного спецтранспорта показали в питерском «Экспофоруме»
Один из 547 автобусов ЗИС-8.

Ностальгические чувства вызывали троллейбус МТБ-82 и автобус ЛиАЗ-158. Появившись в первые послевоенные годы на московских улицах, шоссе, проспектах, с красивой сине-желтой окраской, уютным салоном, широкими двухместными сиденьями, троллейбусы МТБ-82 сразу же пришлись по душе жителям и гостям столицы, а затем пассажирам других городов не только нашей страны, но зарубежья. Именно его воспел Булат Окуджава в своей знаменитой песне о «Синем троллейбусе». Лишь позже стали вызывать нарекание маленькие окна, узкие двери и проход между рядами сидений, расстояние между сиденьями, отсутствие накопительных площадок.

Что нам ретро: уникальные образцы раритетного спецтранспорта показали в питерском «Экспофоруме»
Воспетый Булатом Окуджавой «Синий троллейбус» МТБ-82

Тем не менее, троллейбусы МТБ-82, как и выпускавшиеся с 1959 года Ликинским автобусным заводом, автобусы ЛиАЗ-158 в 60-х и первой половине 70-х годов прошлого века, были основными городскими пассажирскими транспортными средствами в нашей стране.

Что нам ретро: уникальные образцы раритетного спецтранспорта показали в питерском «Экспофоруме»
ЗиЛ-158 из коллекции "Пассажиравтотранса"

Преемником ЛиАЗ-158 стал большой городской автобус ЛиАЗ-677, получивший в народе прозвища «Луноход», «Скотовоз», «Звон бутылок», производство которого началось в 1967 году. Позже на базе ЛиАЗ-677 выпускалось множество модификаций: пригородные, аэродромные, газобаллонные. А ещё на базе ЛиАЗ-677 выпускались передвижные телевизионные станции, предназначенные для записи и трансляции различных событий или мероприятий, проходивших на открытом воздухе. От обычных ЛиАЗ-677, передвижные телевизионные станции отличались кузовом, в котором находилось записывающая и передающая аппаратура. Одну из таких передвижных телевизионных станций восстановили реставраторы Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта «Пассажиравтотранс». Сейчас, после реставрации внешне эта станция - ЛиАЗ-5932 «Магнолия», полностью соответствует оригиналу, а в кузове, вместо оборудования повешены фотографии, на которых запечатлено, как реставраторы восстанавливают автораритеты.

Что нам ретро: уникальные образцы раритетного спецтранспорта показали в питерском «Экспофоруме»
Передвижная телевизионная станция ЛиАЗ-5932 "Магнолия".

Немало интересных разработок было у автозавода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК), которым не суждено было увидеть свет. Среди них – компактные легковые автомобили повышенной проходимости, идея создания которых принадлежала заместителю главного конструктора Игорю Александровичу Гладилину. В 1957-1960-х годах было изготовлено несколько опытных образцов компактных внедорожников с открытым кузовом, получивших название Москвич-415 и закрытым кузовом, названных Москвич-416, в которых были использованы узлы и агрегаты от серийно выпускавшихся Москвичей-407 и Москвичей-410Н. Но дальше постройки опытных образцов дело не пошло – для их изготовления требовались дополнительные производственные площади, которых у завода на тот момент не было. К компактным рамным внедорожникам АЗЛК вернулся в начале 1970-х годов, когда правительство нашей страны поставило вопрос о создании автомобилей для сельских жителей. На Волжском автомобильном заводе приступили к разработке ВАЗ-2121, а на АЗЛК попытались доработать Москвич-415, оснастив этот автомобиль рулевым управлением, двигателем Москвича-412, новыми контрольными и световыми приборами, увеличив колёсную базу, осовременив кузов. В результате получился небольшой рамный внедорожник с достаточно мощным двигателем, который мог бы использоваться как в сельском хозяйстве, так и Вооружённых Силах нашей страны, которому присвоили название Москвич-415С. Москвич-415С был изготовлен в единственном экземпляре в 1973 году. Но выпуск таких «Москвичей» начат не был, было отдано предпочтению ВАЗ-2121 «Нива».

Что нам ретро: уникальные образцы раритетного спецтранспорта показали в питерском «Экспофоруме»
Изготовленный в единственном экземпляре Москвич-415С.

Спустя некоторое время, Москвич-415С был выкуплен работником завода и эксплуатировался на дачном участке, а в 2017 году попал в реставрационную мастерскую Simonov Motors, где с ним поработали и привели в первозданный вид.
Москвич-415С в том виде, в каком его нашли, и уже отреставрированном можно было видеть на предыдущих «Олдтаймер-галереях», но это никак не уменьшает его ценность и уникальность.
Говоря о «Москвичах» нельзя не отметить Москвич 400-420К - разработанное в связи с недостатком листовой стали шасси с кабиной, на которые устанавливались разнообразные грузовые кузова, изготовленные кузовным заводом Минпищепрома в Москве. В отличие от Москвича-415С, Москвич 400-420К на «Олдтаймере» был показан впервые.

Что нам ретро: уникальные образцы раритетного спецтранспорта показали в питерском «Экспофоруме»
Дебютант "Олдтаймер-галереи" – фургон Москвич 400-420К.


Разумеется, редких и уникальных автомобилей на ХХХ «Олдтаймер-галерее» было гораздо больше. Выставка удалась. Жители Санкт-Петербурга пожелали, чтобы такие выставки проходили в Северной столице ежегодно!

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное