Top.Mail.Ru
Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел

фото: автора, Grampian Transport Museum / 08.02.2023
Осенью прошлого года я осуществил давнюю мечту — посетил несколько британских музеев с паровыми автомобилями и тракторами. Интерес был не праздный, поскольку историей паровой техники занимаюсь давно и всерьез.

Юрий Буцкий

Мой вояж начался с города Абердина на северо-востоке Шотландии. От Лондона довольно далеко — 640 км по прямой. Но нам нужно еще на 43 км в сторону от Абердина, в городок Алфорд. Там находится музей транспорта Grampian Transport Museum.

Когда музей создают энтузиасты, он получается необыкновенно интересным. Среди экспонатов мы видим паровой грузовик Sentinel, гигантский снегоочиститель Mack, классические автомобили, электромобили, конные экипажи и электрические трамваи, мотоциклы, двухэтажный автобус, велосипеды и многое другое. Все это богатство не просто стоит и пылится. Многие экспонаты участвуют в ралли, инсталляциях и городских праздниках. Живой такой музей. Для людей, а не для галочки.

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел
Автомобиль на ходу! Он регулярно участвует в паровых фестивалях.

ПЕРВЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ

Начнем паровую экскурсию в транспортном музее Алфорда. Экспозиция поражает сразу за воротами. Что это? Неужели паровая карета Ричарда Тревитика? Да, она… А история ее такова. В 1801 году англичанин Ричард Тревитик представил обществу самоходную паровую карету с новаторскими для того времени зубчатыми передачами. Кстати, позднее они применялись на компактных паровозах.

Детище Тревитика также известно как лондонская паровая карета. Управляли ею два человека — один следил за дорогой и рулил, а второй обслуживал котел. Паровой двигатель был одноцилиндровым. Фактически это был первый паровой автомобиль для перевозки пассажиров. Знатоки скажут, что первый автомобиль — это паровая повозка Николя Кюньо. Да, но она не была пассажирской! А лондонская паровая карета пассажиров возила. Поэтому первенство тут за Тревитиком.

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел
Реплика паровой кареты, построенная Томом Брогденом.

Экипаж совершил несколько поездок в Лондон и был настолько диковинным, что вдоль дороги закрывались магазины и даже пивные, люди бросали все дела и сбегались посмотреть на паровую карету. И действительно, выглядело это творение фантастически. Огромные задние колеса имели диаметр 2,5 м (восемь футов) — иначе было не разместить котел и паровую машину. А наверху (надо реально задрать голову) покачивалась пассажирская кабина на 10 человек. Хотя хочется назвать ее не кабиной, а гондолой дирижабля.

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел
Паровая карета Тревитика в музее Алфорда (реплика).

Лондонская паровая карета развивала скорость 16 км/ч и с честью выдержала снежную бурю во время одной из поездок, доставив шестерых пассажиров к месту назначения — пусть и с опозданием, но без происшествий. В 1804 году карета наехала на чужой забор. Что сказал его хозяин, история умалчивает, однако дальнейшая эксплуатация экипажа была запрещена местными властями. Но так или иначе, яркий след в автомобильной истории паровая карета оставила.

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел

Всего лишь след? Нет, так не пойдет, подумал инженер-энтузиаст Том Брогден и решил воссоздать карету с нуля. На этот труд, начатый в 1980 году, у него ушло долгих 15 лет. Зато потом он демонстрировал действующую паровую карету по всей Европе и в телевизионных программах.

ПАРУ МНЕ, ПАРУ!..

В 2021 году семья Брогден подарила карету музею в Алфорде. И вот он передо мной. Когда я осматривал карету, ко мне подошел сотрудник музея. Смотрите, сказал он, как устроены рессоры пассажирской кабины. Во время движения она раскачивалась как лодка, но тряски особой не было. Хотите посидеть на водительском месте?

Еще бы не хотеть! И я взобрался на «капитанский мостик», поглядел вдаль и взялся за рычаги. Где тут свисток? Пару мне, пару!.. Смог бы я управлять этим чудом? Вряд ли. Во-первых, у меня нет цилиндра, а водить карету надо в цилиндре. Во-вторых, отсутствует необходимый опыт левостороннего движения. И я спустился на землю.

Движемся дальше — к «паровой жемчужине» музея, грузовому автомобилю Sentinel. Откуда взялось это название? Посмотрим на кабину грузовика. Ее украшает фигурка шотландского воина. Это и есть Sentinel. По-английски — страж, часовой.

Грузовики «Сентинел» стали символом паровой автомобильной эпохи. А этот, с регистрационным номером V 3057, действительно уникален. Судите сами. Автомобиль выпущен в Глазго в далеком 1914 году. Сегодня это старейший «Сентинел». К тому же единственный из построенных в Шотландии и доживших до наших дней. И в качестве вишенки на торте — автомобиль на ходу!

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел
Один из самых интересных экспонатов — паровой грузовик Sentinel.

Полагаю, стоит ознакомиться с историей британских паровых автомобилей поближе. Серийные, пригодные к эксплуатации паровые грузовики создали именно британские инженеры. Работали их детища на угле, что понятно: своей нефти в стране не было, зато угля, знаменитого, высококачественного, добывалось немерено. Добывалось более двух сотен лет.

По железным дорогам Англии неслись паровозы, по Темзе сновали паровые катера, в портах грузились пароходы, повсеместно дымили угольные электростанции. В этот ряд вписались и паровые автомобили.

Паровые грузовики имели грузоподъемность от 6 до 16 тонн. Они могли оснащаться тележками-прицепами, благодаря чему их возможности возрастали почти вдвое. Так, паровой шеститонник довольно легко тащил прицеп с четырьмя тоннами груза.

В те годы выяснились и преимущества парового грузовика перед собратьями с ДВС. Причем не только в теории, но и на практике. Это потребление более дешевого топлива, способность плавно трогаться с места, приемистость паросиловой установки на пересеченной местности, большой крутящий момент, простая трансмиссия, меньшее число трущихся деталей (ремонтники оценят!) и многое другое.

Есть виды человеческой деятельности, где паровой автомобиль был особенно выгоден. Это перевозки на угольных предприятиях и вблизи них. Здесь можно заправляться малоценным топливом, негодным для рынка, но вполне подходящим для неприхотливого автомобильного котла низкого давления. В логистике паровой автомобиль конкурировал тут не только с бензиновым грузовиком, но и с железной дорогой.

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел
Чистка котла.

Но не углем единым... В начале 1930‑х годов почти весь хлопок между Ливерпулем и Олдемом перевозился на паровых автомобилях. А еще паровые грузовики развозили пиво.

Понятно, что паровики различались по конструкции. Инженеры положили в основу классификации паровых автомобилей взаимное расположение котла и паровой машины. По этому признаку паровики делились на два основных типа: высокий (Overtype), когда паровая машина расположена непосредственно на котле, и низкий (Undertype), когда машина смонтирована отдельно от парового котла на раме или шасси. Трансмиссией в большинстве случаев служила цепная передача. Неприхотливая и надежная, она имеет свое название — цепь Галля.

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел
Простая и надежная трансмиссия с цепью Галля.

Жизнь водителей и механиков легкой не была. Розжиг холодного котла оборачивался подлинной мукой. Представьте, что промозглым утром вам нужно растопить огромную печку на колесах и вскипятить хотя бы несколько десятков литров воды! Да, у вас есть электрическая воздуходувка и прочие вспомогательные устройства, но уголь это уголь, 40–60 минут вынь да положь. Как минимум.

Однако водители придумали простой способ избавления от нелегкой трудовой повинности. Днем паровой автомобиль работал по прямому назначению — перевозил грузы, а ночью, находясь на приколе «на малых парах», обогревал и снабжал горячей водой дома, гаражи, коровники и разные прочие здания и сооружения. Таким образом, время утреннего розжига сводилось к нулю. Водителю оставалось лишь отсоединить шланг, и автомобиль был «готов к бою». Правда, требовалась дозаправка водой и углем, но она занимала меньше времени, чем запуск котла, что для коммерческой эксплуатации очень важно. А вот чистить котел приходилось в любом случае. Практически еженедельно. Надо полагать, эта процедура включалась в какое-нибудь плановое техническое обслуживание.

Но вернемся к экспонату. Разумеется, я забрался в кабину, благо смотрители музея разрешили. Здесь котел, он же парогенератор, он же бойлер. Прямо в кабине. Экипаж состоял из двух человек. Место водителя справа, кочегара — слева. Применяю на себя роль водителя, а потом и кочегара. Что же, при определенных навыках ездить можно. Главное, тормоза есть — ножной и ручной красного цвета. Напоминает железнодорожный — не так ли?

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел
Управление необычное, но привыкнуть можно. Ручной тормоз — как у железнодорожных вагонов.

Уголь в котел забрасывали через верхнее отверстие. Поднял крышку, кинул угольный брикет, опустил крышку. И следишь за манометрами. Воду тоже подаешь по мере необходимости. В более поздних моделях подачу топлива и воды автоматизировали с помощью шнеков и насосов, но на этой модели все делалось вручную. А сколько топлива и воды потреблял паровой грузовик? Запаса воды для груженого автомобиля хватало на 100 км пробега, а запаса топлива — на 300 км. Цифры это усредненные.

Как долго строились паровые автомобили «Сентинел»? В 1906 году фирма выпустила первые грузовики серии Sentinel Standard. Потом они совершенствовались — появились модели Super, серия DG, серия S. В 1937 году фирма поставила последний автомобиль «Сентинел» в Южную Африку. То есть это она думала, что последний. Но в 1950‑м неожиданно поступил заказ от правительства Аргентины на 100 паровых самосвалов для Патагонии. Заказ выполнили, даже адаптировали кабины под местные условия. А один трехосный самосвал оставили дома, отправив работать в угольный карьер.

Такая вот история. А паровой грузовик из Алфорда с номером V 3057, как уже говорилось, бегает, катает детишек на фестивалях и участвует в выставках. Если шоу проходит близко, добирается своим ходом, а коли далеко, то на трейлере. Пожелаем ему прожить еще долгие годы.

ЛИВЕРПУЛЬСКИЙ «ТРАКТОР»

А теперь отправимся в Ливерпуль. Город кораблей, доков и группы Beatles. А еще музеев, главный из которых — National Museums Liverpool. Здесь сосредоточена вся история города, в том числе и транспортная.

Город-порт всегда нуждался в надежной логистике. Перевезти грузы из порта на многочисленные склады и обратно, доставить продукцию с заводов, перебросить ремонтное оборудование между доками — все это в начале ХХ века возлагалось на паровые тягачи. Один из них ныне хранится в Ливерпульском музее. Официальная табличка гласит, что перед нами Sentinel Super Steam Tractor, выпущенный в 1927 году. Да, его называют tractor, но никаких противоречий здесь нет. Ведь одно из значений этого английского слова именно тягач.

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел
Ливерпульский паровой тягач за работой. Первая треть ХХ века.

Читаем название дальше. Sentinel — это компания-производитель, а Super — модельный ряд, следующий за серией Standard, о чем мы писали выше. Регистрационный номер тягача Ка 6147. А заводской номер 6842 выбит на эмблеме. Под такими паспортными данными этот Sentinel фигурирует во всех каталогах и проспектах.

Посмотрим на автомобиль сбоку. Кузова как такового нет, вместо него балластная платформа для повышения сцепного веса. Короткая база — словом, тягач! Автомобиль оснащен вертикальным водотрубным котлом и паровой машиной, расположенной на раме. Значит, перед нами компоновка Undertype. Привод колес цепной — все как у Sentinel из Алфорда. Кабина и органы управления тоже типовые — кстати, у Sentinel был высокий уровень унификации. Это упрощало производство, ремонт и обслуживание автомобилей. Да и цены на унифицированные фургоны и тягачи были доступнее, что высоко ценили компании-перевозчики. Сама фирма Sentinel Waggon Works Ltd базировалась в Шрусбери, но имела в Ливерпуле подразделение для технического обслуживания. Этакий «паровой техцентр».

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел
Тягач со старинной фотографии сегодня стоит в музее. Кузова как такового нет, зато есть балластная платформа. Одно слово — тягач.

Паровые тягачи и фургоны жили долго. В музее сообщили, что в Ливерпуле они эксплуатировались аж до 1960‑х годов! Но, разумеется, уже не массово. К тому времени в коммерческих перевозках воцарился дизель.

Что же, попрощаемся с ливерпульским паровым тягачом и двинемся дальше — в Лондон, где нас ждет классический трактор с паровым двигателем.

ЭТО НЕ FERRARI

Он стоит в London Science Museum, Лондонском музее науки. Детище одной из самых известных «паровых» компаний Aveling & Porter. Смотрим: двигатель размещен на котле, значит, перед нами компоновка Overtype. Зеленый трактор, чистый, блестящий, будто сошедший с конвейера. А ведь его паросиловая установка выпущена в страшно далеком 1871 году. Как гласит табличка рядом, этот паровой двигатель является самым старым из сохранившихся агрегатов своего класса. Он был разработан лично Томасом Эвелингом, пионером применения пара для сельскохозяйственных работ и перевозок грузов.

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел
Это не Ferrari, это Aveling & Porter. Несмотря на лошадь...

Любопытно, что компания использовала в качестве логотипа вздыбленную лошадь, символ графства Кент на юго-востоке Англии. Именно там находились заводы Aveling & Porter. Да-да, и не говорите — глядя на лошадь, я тоже вспомнил Ferrari.

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел
Бункер с углем несколько портит экстерьер, но все равно красивая машина.

Паровые тракторы пахали, боронили, сеяли. Тянули по дорогам караваны прицепов. И хотя скорость была невысокой — около 6,5 км/ч, коммерческая выгода таких перевозок была несомненной. А еще тракторы работали локомобилями на полях и фермах. Это когда никуда не едешь, а питаешь энергией лесопилки, молотилки, сноповязалки и другие орудия. Можно подключить и электрогенератор.

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел
Цепной привод рулевого управления. Что вы, ну какой гидроусилитель...

На большое колесо в верхней части трактора надевали приводной ремень, передававший вращение тому или иному орудию. Поработал на одной ферме, переехал на соседнюю. Что у вас — молотилка? Сейчас подключимся, помолотим. Во время сбора урожая это была обычная практика. Так один или несколько тракторов работали на всю округу.

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел
Органы управления те же, что и у грузовика из Алфорда. У паровых автомобилей Sentinel была высокая степень унификации.

Трактор возил с собой солидный запас угля в бункере. Воду доставляли на лошадях или брали из ближайшего водоема — паросиловая установка была неприхотливой. А вот управление трактором было тяжелым. Чего стоит цепной привод для поворота колес! А у тебя только кованое рулевое колесо, червячный редуктор да собственная мускулатура. Но ведь ездили и пахали.

А еще фирма Aveling & Porter первой построила паровой каток — фактически тот же трактор, но с тяжелыми вальцами вместо колес.

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел
Органы управления серьезной мужской машиной.

Прежде чем покинуть музей, обратим внимание на автомобиль рядом с трактором. Это преемник пара — дизельный грузовик Foden. Компания Foden долго выпускала паровые грузовики компоновки Undertype, весьма экономичные и удобные в эксплуатации. Они хорошо продавались, пока их не потеснил дизель. Работу над автомобилем с ДВС фирма начала еще в 1929 году. А в 1931‑м представила свой первый дизельный грузовик — именно он находится в Лондонском музее науки. Так началась дизельная эпоха «Фодена». А свои последние паровые грузовики «Фоден» выпустил в 1933 году.

Большая экскурсия по британским музеям паромобилей: показываю, что интересного там увидел
Дизельный грузовик Foden. Они пришли на смену паровым автомобилям.

Таким образом, пар буквально проторил дорогу технике с двигателем внутреннего сгорания — автомобилям, тракторам и строительным машинам. И с почетом ушел на покой. Впрочем, какой там покой — в музеях и на фестивалях паровая техника живет активной жизнью и сегодня.

Что еще почитать:

История паромобилей: «летающий чайник» Stanley

История паромобилей: удивительный Doble или почему провалился проект Эбнера Добла

История паромобилей: НАМИ-012 или как в СССР построили «грузовик апокалипсиса»

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное