Top.Mail.Ru
Колёсами по бизнесу: как новый закон может ударить по производству шин в России

Колёсами по бизнесу: как новый закон может ударить по производству шин в России

фото: автора / 24.12.2019
Ведущие производители и импортёры шин, входящие в ассоциацию «Эко­ШинСоюз», выступили против предлагаемых концепцией Минприроды изменений в области обращения с отходами, в частности изношенными шинами.

Валерий Васильев

Проект концепции Минприроды России подразумевает введение пятилетнего моратория на самостоятельную реализацию расширенной ответственности производителя (РОП), одномоментное увеличение норматива по утилизации до 100 % объёма произведённых и импортируемых шин, введение расширенного экологического сбора, которым будет распоряжаться «Российский экологический оператор». Свою позицию на пресс-конференции, состоявшейся по этому поводу в МИА «Россия сегодня», высказали исполнительный директор ЭкоШинСоюза Сергей Подойников, гендиректор Continental Kaluga и председатель правления ЭкоШинСоюза Георгий Ротов, глава «Bridgestone Россия и СНГ» Джеффри Гловер, гендиректор «Мишлен» в Восточно-Европейском регионе Дмитрий Молоканов, гендиректор «Nokian Tyres Россия» Андрей Пантюхов. Ключевой вопрос представителей бизнеса, не согласных с законодательной инициативой Минпри-роды: зачем разрушать то, что эффективно работает?

Колёсами по бизнесу: как новый закон может ударить по производству шин в России
Деятельность ЭкоШинСоюза сегодня.

Принцип РОП, законодательно введённый в России 1 января 2015 года, предполагает, что производитель или импортер самостоятельно утилизирует произведённую продукцию, которая утратила потребительские свойства. Цель РОП — снижение объёма перерабатываемых отходов и обеспечение максимальной вторичной переработки. Согласно требованиям Федерального закона № 89 в целях самостоятельного обеспечения выполнения нормативов утилизации шин в рамках РОП в 2017 году была создана некоммерческая ассоциация «ЭкоШинСоюз», которая в настоящее врем объединяет шесть крупнейших производителей и импортёров шин: Bridgestone, Continental, Hankook, Michelin, Nokian Tyres, Yokohama Rubber.

Колёсами по бизнесу: как новый закон может ударить по производству шин в России
Объёмы переработки отработанных шин в России.

Позиция сторонников новой концепции Минприроды такова: бизнес не прислушался, не стал заниматься утилизацией, и РОП не заработал — справки об утилизации выписываются формально. Участники ЭкоШинСоюза с этим не согласны. «В нашем сегменте этих проблем нет, как и примеров липовых утилизаторов, — утверждает Сергей Подойников. — Известно, что 95 % шинного рынка исполняют ответственность либо через нашу ассоциацию, либо самостоятельно, через договоры с предприятиями-утилизаторами».

По экспертным оценкам, в России ежегодно образуется порядка 800 тыс. тонн изношенных покрышек, что является одной из причин образования несанкционированных свалок шин, которые наносят значительный ущерб окружающей среде и увеличивают риск возникновения пожаров.

По словам Георгия Ротова, с 2017 по 2019 годы предприятия, входящие в ассоциацию, утилизировали 136 тыс. тонн отработанных шин. Благодаря ЭкоШинСоюзу установлено более 350 спецконтейнеров для сбора шин на утилизацию, вовлечено свыше 970 шиномонтажных центров, запущены пилотные программы по взаимодействию с розничными шинными сетями, ликвидирована масса несанкционированных свалок.

Колёсами по бизнесу: как новый закон может ударить по производству шин в России
Концепция Минприроды РФ изменения в области обращения с изношенными покрышками.

«Ситуацию с инициативой Минприроды могу прокомментировать ёмкой фразой: коней на переправе не меняют, тем более что эти кони хорошо тянут и полны сил. Об этом говорят итоги работы ЭкоШинСоюза. Мы представлены в 16 регионах страны, в которых есть пункты, где можно сдать отработанные шины бесплатно. Начиная с семи переработчиков, мы выросли до 19. За неполные три года в развитие перерабатывающей отрасли вложено уже более 500 млн рублей. Причём речь идёт о высоких технологиях. Если всё так успешно, зачем реформировать?» — спрашивает Георгий Ротов.

По мнению эксперта, причин две. Первая — Минприроды не смогло организовать должного контроля за соблюдением запрета на захоронение отработанных шин, который был введён в 2018 году. Вторая причина — реформу обращения с твёрдыми коммунальными отходами население восприняло неоднозначно, ввиду чего выбрали путь, «который по-своему может решить некоторую социальную напряжённость в регионах, но за счёт бизнеса».

Андрей Пантюхов (Nokian Tyres) объяснил, чем может обернуться сворачивание РОП не только для бизнеса, но и экономики страны. «Наша компания, как лидер шинного рынка в России, за последние 15 лет вложила в российскую экономику более миллиарда евро. Мы являемся крупнейшим экспортёром. Уверен, изменения, предлагаемые Минприродой, повлияют на инвестиционный климат, ведь для инвестора важна стабильность. Опыт других стран и работы в России доказывает, что решить проблему утилизации изношенных шин можно только во взаимодействии производителей и переработчиков. Сейчас для решения проблемы создана эффективная рыночная система, и нет никаких оснований это пересматривать», — подчеркнул Пантюхов.

Он также отметил, что в последние годы с самых высоких трибун звучат призывы ни в коем случае не ухудшать условия ведения бизнеса в России. Новый налог, а по сути речь идёт о нём, станет плохим сигналом для инвесторов.

Джеффри Гловер (Bridgestone) считает, что дело не только в деньгах, но и в ответственности бизнеса перед обществом, страной и окружающей средой. «Предлагаемая инициатива в области РОП — большой шаг назад. Защита окружающей среды — наша общая цель. И мы используем успешный опыт мировой практики в области переработки. Существующая модель утилизации стимулирует перерабатывающую отрасль индустрии, а это и рабочие места, и налоговые отчисления, и экономическое развитие регионов. Не разрушайте то, что эффективно работает!» — подчеркнул эксперт.

К сожалению, горы использованных шин — сегодняшняя реальность в России, констатировал Георгий Ротов (Continental). Но утилизировать быстро не получится без развития новых перерабатывающих технологий — «в противном случае отрасль захлебнётся».

Дмитрий Молоканов («Мишлен») напомнил, что шина — это сложный технический продукт, создаваемый изначально как неразрушаемый с учетом своих функций в области безопасности и стойкости к нагрузкам. Именно поэтому и задачи по утилизации должны решаться за счет применения высоких технологий. «Текущее законодательство в области обращения с отработанными шинами выстроено в русле международных практик, и деятельность нашей ассоциации уже показывает конкретный положительный результат. Единовременное установление 100 % норматива по утилизации не приведёт к 100 % утилизации. Важно наращивать мощности и создавать инфраструктуру», — отметил Молоканов.

Колёсами по бизнесу: как новый закон может ударить по производству шин в России
Гендиректор «Nokian Tyres Россия» Андрей Пантюхов, гендиректор «Мишлен» в Восточно-Европейском регионе Дмитрий Молоканов, глава «Bridgestone Россия и СНГ» Джеффри Гловер, исполнительный директор ЭкоШинСоюза Сергей Подойников, гендиректор Continental Kaluga Георгий Ротов.

Сергей Подойников (ЭкоШинСоюз) предложил использовать опыт Европы, где, чтобы подойти к нормативу 80–90 % утилизации, нужно 12–15 лет. «Мы 30 лет фактически этим не занимались, но за счёт использования европейского опыта двигаемся хорошими темпами. И тут важна консолидация рынка. А главное, целенаправленное продолжение работы», — констатировал эксперт.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное