string(58) "https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2019/10/dscf2104.jpg"

Прицепы на выставке Komtrans’2019: любой каприз по запросу клиента

текст: Максим Приходько / фото: автора и Михаила Ожерельева / 20.11.2019
Прицепы — класс, где ожидать новых моделей к каждой выставке не приходится. Нынешняя экспозиция ответила на главный вопрос — тенденции. Они таковы: погоня за длиной, переход на свои комплектующие, снижение нагрузки на ось и цифровое общение с техникой.

Знаменитая телеграмма-призыв Остапа Бендера миллионеру Корейко — грузить апельсины бочками, сегодня не выглядит чем-то странным. Прицепов и полуприцепов для перевозки различных видов грузов, даже самых экзотических, хватает. Экзотика на выставке тоже была, но о ней позже. Начну обзор с холодильников на колесах, рефрижераторов.

Почти каждый производитель норовит подчеркнуть, что его новая модель еще больше поумнела. Мало давать возможность контролировать груз и температурный режим на расстоянии, надо это сделать быстро и в максимально доступной форме. Еще несколько лет назад рефрижераторный полуприцеп, выходящий в эфир через интернет, воспринимался как чудо-чудное, сейчас это общее место. Разница лишь в подаче информации. У модели от Schmitz C.KO Cool 16.8 есть свое мобильное приложение — beSmart. На борту «рефа» собственный модуль Wi-Fi. При помощи смартфона можно управлять многими опциями полуприцепа, начиная от работы холодильного агрегата и заканчивая банальным местоположением техники. А заодно компания сделала акцент на собственную холодильную установку, Cooling UnitS.CU. Ее можно заказать либо в моно-, либо в мультитемпературном варианте. Покупать подобные на стороне — общая практика, однако Schmitz Cargobull оснастил рефрижератор своей системой. Вдобавок они «раздвинули» размеры своего детища. Полуприцеп стал аж 16,8 м в длину. Безусловной победой это нельзя назвать, тягачу с таким хвостом труднее придется при маневрах на дороге. Здесь изюминка в другом — фирма научилась делать сплошную боковую стенку. Раньше стенки для таких удлиненных версий изготавливались набором панелей.

Рефрижератор Schmitz C.KО Cool — самый большой объем на сегодня.

Если одни производители предлагают переписываться со своим рефрижератором лично, другие, как в Krone, исповедуют иной подход. Здесь всю переписку с техникой возлагают не на клиента. При помощи фирменного портала Krone Telematics специалисты связываются с конкретным полуприцепом линейки Coolliner, выясняют у него все параметры, а затем высылают данные в формате PDF-документов клиенту по электронной почте. Приятно же получить готовый пакет сразу, чем выуживать его у рефрижератора самому. Спецы компании, для подстраховки, PDF готовы сбросить даже на факс — без показаний термографа своего полуприцепа вы не останетесь. Кроме того, у модели есть мобильная перегородка для разделения грузов внутри камеры. А еще снижен шум от работы холодильной установки. Впрочем, этот показатель является главным в Европе, нежели чем у нас. Зато все полуприцепы фирмы, предназначенные для работы в России, теперь оснащены осями собственного производства.

Собственная ось Krone. Усиленная, дисковые тормоза.

Отечественные производители по части умной электроники не отстают от иностранцев. Тем более что она импортного производства. Нефтекамский автозавод показал свой вариант «холодильника», модель 93341ОК7. Полуприцеп оснащен оборудованием от известной компании ThermoKing. Узнать температурный режим, закрыты ли двери рефрижератора и состояние остатка топлива мотора холодильной установки можно, в том числе, по Bluetooth. У нашего производителя другой конек — мощная рама по всей длине. Она выполнена из шведской стали марки SB-700. Такой рефрижератор будет повыше, чем те, у которых шкворень крепится к кузову, зато такая конструкция лучше приспособлена к нашим условиям эксплуатации. Кстати, снаряженная масса шасси (без учета надстройки) составляет 3850 кг.

Были интересные модели в стане полуприцепов-цистерн. Здесь тоже акцент смещается в сторону умных опций: на четырехосную 38‑кубовую «бочку» для перевозки светлых нефтепродуктов установили электронную пломбировку от компании «Капри». Весь процесс от начала заполнения танков топливом и заканчивая его сливом можно проверить и контролировать удаленно. Пломба подает онлайн-сигнал на несанкционированное вскрытие люков. Также можно посмотреть «кино» с четырех камер, установленных на цистерне. Местоположение бензовоза контролируется системой ГЛОНАСС. Но для наших условий главное — неусыпный контроль за содержимым и, цитирую по пресс-киту компании-производителя, «пресечение несанкционированного доступа к нефтепродукту работников нефтебазы и АЗС». Но если у цистерны сорвана обыкновенная пломба, то тоже становится ясно, что либо содержимое ощутимо уменьшилось, либо его разбавили. Словом, доверия к топливу уже меньше, а такая проверочная работа по сохранности груза его хозяевам ничего не стоит. Другое дело — вопрос увеличения полезной нагрузки, за что идет неустанная борьба с уменьшением снаряженной массы цистерн.

Самый умный бензовоз от компании «Капри».

Кстати, аналогичный подход прослеживается и в самом массовом сегменте полуприцепов — шторно-бортовых и изотермических фургонах. Все представленные — трехосные. Koegel Cargo выставила свою прошлогоднюю премьеру, шторник Novum, у которого снаряженная масса полуприцепа даже меньше 6 тонн, 5920 кг, а оси собственного производства, Koegel KTA. Поклонники марки наверняка помнят о всех выдающихся трансформационных способностях фуры и многочисленных точках крепежа для груза. В таком же русле идет Krone с моделью ProfiLiner. Снаряженная масса 7 тонн, и тоже упор на оси собственной разработки. Сторонние производители остаются, но в первую очередь компания продвигает на наш рынок свои комплектующие. В Krone упирают и на удобство размещения и закрепления груза в полуприцепе, и на возможность перевозки фуры железнодорожным транспортом — многозамковая внешняя рама позволяет крепить полуприцеп на платформе. Если продолжить тему борьбы за снижение собственной массы, отмечу шторный полуприцеп Wielton Side Curtian Master NS3KB. Его снаряженная масса тоже в почти рекордных пределах, чуть выше 6,5 тонн.

Два слова о гигантомании, то есть об увлечении общей длины полуприцепов. Сразу три производителя, НефАЗ (модель 93341), МАЗ (модель 903011) и Meusburger Новтрак (SP-343 PR), показали свои 16,5‑метровые модели. (Напомню, что в среднем длина фургона сейчас не превышает 13 м.) Увеличение общей длины, повторю, весьма спорный вопрос, хотя возможность втиснуть в полуприцеп дополнительные 7‑8 паллет либо что-то длинное и тяжелое для некоторых перевозчиков является решающим аргументом при покупке.

НефАЗ-93341ОК7. Пожалуй, лучший из отечественных рефрижераторов.

Теперь об экзотике. На выставке был представлен только один шторно-бортовой центрально-осевой прицеп. Вдобавок относящийся к категории О3. Это одноосный «Трейлер» — 829841. За многоцифровым индексом модели спрятаны сварная оцинкованная рама, немецкий осевой агрегат Gigant, общая грузоподъемность свыше 6 тонн, переломные стойки. Подобные варианты в Европе производят многие фирмы, однако в нашей стране их нет. На нынешней выставке я нашел только одну такую модель отечественного производства.

Редкая птица, одноосный «Трейлер- 829841».

Заканчиваем путешествие по выставочным полуприцепам на самосвальных модификациях. Учитывая неослабевающий бум в России на такую технику, свои модели представили как европейские монстры, так и турецкие производители. Они, к слову, заметно активизировали свой интерес к нашему рынку. Самого яркого «турка», в прямом и переносном смысле, показала компания Ozgul. Из особенностей — четыре оси собственного производства. Передняя подъемная, задняя подруливающая и тоже подъемная. Сделано это для снижения осевой нагрузки — самосвал немаленький, по уверениям консультантов, берет на борт до 50 тонн.

Самый грузоподъемный «турок», от фирмы Ozgul. Из особенностей — четыре оси.

Очевидных новинок у других производителей не было, зато можно проследить подход к мелочам при производстве трехосных самосвальных вариантов. Kogel показала 24‑кубовый вариант SKM24. Собственная масса с алюминиевым U-образным кузовом (дно — сталь, борта включая задний — алюминий) всего 5600 кг. Интересно то, что его борта, включая передний, крепятся к ванне на болтах. Если зимой «что-то пошло не так» с грузом, не придется до одури работать ломом и лопатой. Креативно подошли в компании к креплению замков заднего борта самосвала. Они сделаны заподлицо с кромкой дна кузова. Щебень больших фракций не повредит их при разгрузке, но болтовые соединения потребуют наверняка более внимательного к себе отношения.

Kogel SKM24. Борта на болтах.

Вариант от Wielton, 25‑кубовая модель Weight Master NW 3A25SKSL 48, имеет тоже алюминиевый кузов, его дно обогревается выхлопными газами тягача. Есть версии, когда дно и борта самосвала облицовывают специальным футеровочным материалом на манер пластика, чтобы сыпучий груз скатывался из кузова, как котлета с тефлоновой сковородки. Но и здесь есть вопросы: скажем, зима в Подмосковье и зима в Ханты-Мансийске это две разные зимы. Поможет ли «нанопластик» при серьезном минусе?

Weight Master NW 3A25SK SL 48. Дно и борта покрыты спецпокрытием.

Любой каприз по запросу клиента — вот, пожалуй, как можно охарактеризовать все то, что показали производители прицепов и полуприцепов на нынешней выставке Komtrans’2019. Рама оцинкованная, на болтовом соединении или сварная, окрашенная. Кузова — максимум удобства при фиксации груза и их невероятная длина. (Если так пойдет и дальше, то седельный тягач могут загнать под полуприцеп, дабы всю разрешенную длину автопоезда отдать максимально под груз. Подобные модели были в 60‑х годах XX века.) Расширение линейки собственных осевых агрегатов и упор на удаленное общение с полуприцепами на цифровом уровне.

Гонка у производителей прицепов по типу «быстрее, выше, сильнее» перешла почти в финальную фазу. В каком направлении они двинут дальше? В рамках выставки были оглашены итоги конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года — 2019». В номинации «прицеп/полуприцеп» победил полуприцеп Schmitz Cargobull S.KO Cool Smart. Тот самый, который самый умный и самый длинный. Но что-то мне подсказывает, что этой модели непросто будет удержать свой титул к следующему конкурсу — уж больно сильная конкуренция намечается.

Обсуждение закрыто.

Статьи по теме
Популярное