CityBus-2013 и «ЭлектроТранс-2013». Возродим общественный транспорт!

текст: Журнал Автопарк / 20.08.2013
В конце мая на территории Всероссийского выставочного центра одновременно прошли сразу две специализированные выставки: CityBus-2013 и «ЭлектроТранс-2013», привлекшие пристальное внимание специалистов

В конце мая на территории Всероссийского выставочного центра одновременно прошли сразу две специализированные выставки: CityBus-2013 и «ЭлектроТранс-2013», привлекшие пристальное внимание специалистов.

Итак, первая выставка — City­Bus-2013 — была призвана продемонстрировать потенциал общественного автобусного транспорта в решении транспортных проблем мегаполиса, предложить муниципальным и частным перевозчикам перспективный подвижной состав, а также компоненты, технологические решения и оборудование для обслуживания и ремонта автомобильной техники.

CityBus-2013 и «ЭлектроТранс-2013»

Вторая выставка — «Электро­Транс-2013» — ставила своей целью обратить внимание городских и федеральных властей на преимущества развития сети экологически чистого городского транспорта общего пользования, в частности, способствовать дальнейшему развитию троллейбусной и трамвайной сетей в мегаполисах. Организатором обеих выставок была московская компания ООО «Русгортранс» при поддержке департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Для технических специалистов и руководителей транспортных предприятий были организованы деловые встречи, конференции и семинары, на которых состоялись полезный обмен мнениями и выработка рекомендаций по улучшению транспортного обслуживания горожан.

Самоходный подъемник ПСС-121.8,5Э (АП 7М). Фото: Вячеслав Мамедов

О том, что такие мероприятия необходимы и своевременны, свидетельствуют накопившиеся проблемы в сфере городских пассажирских перевозок. Именно на них заострилось внимание специалистов на встречах различного уровня, проходивших в рамках деловой программы выставок. А поговорить было о чем. Если в столице и ряде экономически благополучных районов система общественного транспорта в основном справляется со своими задачами, то во многих населенных пунктах страны она находится в глубоком кризисе. Подвижной парк автобусов по своему состоянию и длительности эксплуатации требует срочной замены, на которую у муниципальных служб нет средств. Количество троллейбусных и трамвайных маршрутов имеет тенденцию снижения, уменьшается и число автотранспортных предприятий, обслуживающих жителей городов и близлежащих сел. Ранее находившиеся в федеральной и муниципальной собственности, они после акционирования, как правило, продаются под жилую или коммерческую застройку. Об уровне комфорта в старых и изношенных автобусах и троллейбусах можно не говорить… Немудрено, что развал системы городских пассажирских перевозок которой, кстати, СССР мог гордиться и которую в 1970‑1980 годы к нам приезжали изучать иностранцы, привел к появлению многочисленных коммерческих пассажирских машин, включая маршрутные такси, подчас их техническое состояние не выдерживает никакой критики, и они являются участниками множества ДТП. Только два факта: в 2012 году троллейбусами в России перевезено в 4 раза меньше пассажиров, чем в 1995‑м, а в Вологодском районе интервал движения автобусов между населенными пунктами достиг недели. Это ли не свидетельство деградации системы пассажирского транспорта!

В настоящее время для огромного числа жителей городов и поселков в качестве единственного достойного вида транспорта для ежедневных поездок на работу рассматривается только личный автомобиль. К чему это может привести, показывают московские пробки. Без налаживания современной системы перевозки пассажиров транспортный коллапс будет обеспечен. Кстати, специалисты подсчитали, что один пассажир трамвая занимает в 2–3 раза меньше места, чем пассажир автобуса, и в 10 раз меньше места, чем пассажир легкового автомобиля. Что касается Москвы, то для того чтобы ликвидировать пробки, нужно заасфальтировать 60 % территории города; существующая дорожная сеть не справляется с современными потоками автомобилей.
Решение проблемы видится только на государственном уровне. Необходима законодательная база, рассматривающая транспортную систему как единое целое — без деления на виды транспорта. Должна быть создана координированная маршрутная сеть в рамках города, района, страны в целом. На транспортное обслуживание должны быть разработаны и введены стандарты, отрасль должна иметь особое государственное финансирование, за возрождением разветвленной маршрутной сети должны следить контролирующий орган в Министерстве транспорта и общественные организации, при решении всех этих вопросов, безусловно, должен быть учтен зарубежный опыт.

Автобус Higer KLQ6109GL. Фото: Вячеслав Мамедов

Среди экспонатов выставок было представлено несколько новых для российского рынка моделей автобусов и троллейбусов, на конструкции которых стоит остановиться.

Компания ОАО «СовИнтерАвтоСервис» из Московской области представила новейшую разработку — автобус Iveco-Неман 420224‑11 вместимостью 30 человек, который базируется на рамном шасси Iveco с классической компоновкой. При габаритных размерах 8040х2340х2900 мм и колесной базе 4350 мм снаряженная масса автобуса 5065 кг, полная 7000 кг. Кузов — сварной конструкции, его каркас изготовлен из прямоугольных стальных труб и облицован стеклопластиковыми панелями. Сервисные люки выполнены из алюминиевого сплава.

Троллейбус Т52769 City. Фото: Вячеслав Мамедов

В салоне с двухрядным расположением сдвоенных кресел импортного производства две двери: одна одностворчатая в пределах колесной базы и одна аварийная в заднем свесе. Привод передней двери — электрический, задней — механический. Вещевые полки размещены над сиденьями, оборудованными инерционными трехточечными ремнями безопасности. Емкость багажных отсеков — 1,5 м3. Отопление салона производится, в основном, от системы охлаждения дизельного двигателя с помощью салонных радиаторов. При этом в сильные морозы охлаждающая жидкость прогревается автономным подогревателем системы охлаждения двигателя. Кондиционер фирмы Alex (Израиль) предлагается за дополнительную плату.

Высокую динамику автобусу обеспечивает 146-сильный 3-литровый дизель Iveco F1C, сблокированный с 6-ступенчатой механической коробкой передач 6S-400. Плавность хода достигается применением передней независимой подвески колес с торсионами в качестве упругих элементов и задней пневматической подвески балки моста. Тормоза — дисковые на всех колесах.

Троллейбус СВАРЗ-МАЗ 6275. Фото: Вячеслав Мамедов

Компания «Русбизнесавто», реализовавшая на российском рынке с 2006 года более 3000 автобусов производства китайской фирмы Higer Bus Company Ltd., представила на суд специалистов городской полунизкопольный автобус Higer KLQ6109GL, в создании конструкции которого принимали участие представители «Русбизнесавто». По сравнению с предшествующей моделью Higer KLQ6118, новая более соответствует запросам российских перевозчиков.

Применение полунизкопольной компоновки облегчило посадку пассажиров и размещение их в салоне, а главное, предоставила возможность проезда в автобусе пассажирам с ограниченными возможностями. Для этого вторая дверь оборудована откидной аппарелью, а в салоне появилось крепление инвалидной коляски. Автобус предлагается с вместимостью от 72 до 82 человек. 6‑цилиндровый дизель Cummins ISDe245 41 Евро-4 или Weichai WP7.240 Е40 Евро-4 развивают мощность 231 и 232 л. с. соответственно. По желанию покупателя автобус снабжают механической 5‑ или 6‑ступенчатой или 4‑диапазонной гидромеханической коробками передач. Подвеска мостов — с пневматическими упругими элементами. Тормоза: спереди — дисковые, сзади — барабанные. В состав оборудования входит автоматическая система пожаротушения моторного отсека и отсека автономного отопителя.

Исторический троллейбус СВАРЗ МТБЭС, выпускавшийся с 1957 по 1964 г. Фото: Вячеслав Мамедов

Представленный в экспозиции новейший троллейбус T52769 City, разработанный совместными усилиями инженеров дочернего предприятия «Автосборочный завод №1» публичного акционерного общества «Автомобильная Компания Богдан Моторс» (Украина) и российской компании ОАО «ТрансМашГрупп», по праву можно отнести к наиболее технически совершенным образцам в масштабах всего СНГ. Серийное производство троллейбуса планируется организовать на производственной базе Башкирского троллейбусного завода. По уровню безопасности для пассажиров, экономичности, энергоэффективности, простоте обслуживания и экологичности троллейбус T52769 City не уступает лучшим европейским аналогам. Применение компоновки с низким полом (высота пола — 360 мм) существенно облегчает процесс посадки/высадки пассажиров, в том числе инвалидов и родителей с детскими колясками. При максимальной вместимости 105 человек 34 из них могут ехать сидя. Длина троллейбуса с тремя боковыми дверьми — 12 м, колесная база равна 5,86 м.

В электроприводе машины применены IGBT-модули, асинхронный электродвигатель мощностью 180 кВт, мосты производства немецких фирм ZF и Voith. Испытания выявили, что экономия электроэнергии достигает 45 %. В состав оборудования троллейбуса входят пневматические штангоуловители, система контроля утечки токов, счетчики электроэнергии (потребления и рекуперации), система блокировки хода при открытых дверях, система ГЛОНАСС, видеокамеры в салоне, электролюки на крыше с управлением из салона, кондиционер в кабине водителя, по желанию покупателя — кондиционер в салоне.

Большой интерес вызвал и другой новый троллейбус, представленный столичным Сокольническим вагоноремонтно-строительным заводом СВАРЗ ГУП «Мосгортранс».

Конструкция новинки, названной СВАРЗ-МАЗ 6275, базируется на разработке из Белоруссии — троллейбусе МАЗ-203Т вместимостью 100 пассажиров, из которых 29 могут ехать сидя. При габаритах машины 12 000х2550х3500 мм ее снаряженная масса — 12 200 кг. Троллейбус оборудован микропроцессорной системой управления с векторным управлением, системой автономного хода протяженностью 1000 м с допустимой скоростью до 10 км/ч, никель-кадмиевыми аккумуляторными батареями и имеет одно оборудованное место для размещения инвалида в коляске. При автономном ходе компрессор, отопители и система подзарядки не функционируют. Штангоуловитель троллейбуса — автоматический, с дистанционным управлением при опускании. По заказу завод предлагает также версию троллейбуса под индексом 6275М с увеличенным до 30 км автономным ходом при максимальной скорости на автономном ходу 50 км/ч. У него литий-ионные батареи, при автономном ходе работают компрессор и отопители и ведется подзарядка, однако пассажировместимость уменьшена до 85 человек, из которых 24 могут ехать сидя. Штангоуловитель этой модификации — автоматический, с дистанционным управлением как на опускание, так и на подъем.

Таксометр, автоматически предоставляющий чеки после поездки. Фото: Вячеслав Мамедов

ОАО «Новомосковский машиностроительный завод» (пос. Шахта, Тульской обл.) показал на выставке новейший стреловой самоходный подъемник ПСС-121.8,5Э (АП 7М), предназначенный для монтажа и обслуживания контактной сети, а также прокладки/обслуживания сетей и оборудования в тоннелях и местах с ограниченным пространством. Подъемник имеет обогреваемый кузов с люком в крыше и лестницей для выхода на рабочую платформу непосредственно из кузова и оснащен пневмосистемой, обеспечивающей подключение пневмоинструмента непосредственно на рабочей платформе и в кузове. Максимальная высота подъема платформы с габаритами 3,4 х 1,3 м составляет 8,5 м.

Боковой вынос платформы от продольной оси ограничен 3,5 м, максимальная ее грузоподъемность — 500 кг.

В заключение отметим некоторые технические решения для таксомоторных парков, представленные в экспозиции московской компании ООО «Медиакэб», направленные на повышение качества обслуживания пассажиров и конкурентоспособности транспортных предприятий, работающих в сфере таксомоторных перевозок. Специалистам был продемонстрирован автомобиль-такси Ford Focus с кузовом универсал, укомплектованный сенсорным мультимедийным экраном, чтобы пассажиры получили полный спектр развлекательных и информационных услуг. Анонсы кинофильмов, новости, погода, работа ресторанов, мультфильмы для детей — все это может быть предложено во время рейса.

По завершении поездки клиент может самостоятельно расплатиться любым типом пластиковых карт, не привлекая к этому процессу водителя. С этой целью автомобиль оборудован двумя платежными терминалами, один из которых расположен рядом с водителем для обслуживания переднего пассажира, а второй — на заднем сиденье. При разработке устройств компания учла множество свойственных российскому таксомоторному бизнесу особенностей: слабая заинтересованность водителя в расчетах по пластиковым картам, антивандальный монтаж оборудования, установка оборудования без ущерба для автомобиля с учетом последующей продажи автомобиля. Таксометры компании ООО «Медиакэб» автоматически выдают чеки по форме бланков строгой отчетности. Компания предоставляет услуги по монтажу перечисленного оборудования на автомобили с последующим его обслуживанием, и регистрация фискальных аппаратов в этом случае становится излишней процедурой.

Статьи по теме
Популярное