Top.Mail.Ru
Что изменит новая реформа ОСАГО и кто от этого выиграет

Что изменит новая реформа ОСАГО и кто от этого выиграет

текст: Ирина Зверева / 05.05.2020
Госдума приняла в первом чтении законопроект о продолжении реформы ОСАГО. Благодаря нововведениям лихачи на дорогах должны будут платить за «автогражданку» больше аккуратных водителей. Как это скажется на стоимости полисов и ситуации на дорогах?

Первый этап реформы стартовал в 2019 году. Тогда был расширен тарифный коридор, увеличено количество значений коэффициентов для водителей в зависимости от их стажа и возраста, изменена система расчёта коэффициента «бонус-малус».

Новые поправки продолжают тренд на индивидуализацию и направлены на установление более справедливых тарифов. Депутаты считают, что новшества ударят по кошелькам любителей слишком быстрой езды и других нарушителей правил дорожного движения. Аккуратным водителям обещаны скидки.

ЛИХАЧ ПЛАТИТ БОЛЬШЕ

Страховщики получат право повышать или уменьшать тариф в зависимости от того, насколько строго водитель соблюдает правила. Водитель будет признан злостным нарушителем, если в течение года он неоднократно привлекался к административной ответственности за проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика, превышал скорость более чем на 60 километров в час, выезжал на встречную полосу или управлял автомобилем в состоянии опьянения.

Однако всё это учитывается, только если нарушения зафиксировал сотрудник ДПС. При этом максимальная страховая премия не может более чем в три раза превышать базовую ставку, помноженную на коэффициенты возраста и стажа водителя, аварийности и территории. Диапазон ставок тарифов будет зависеть и от назначения автомобиля (одно дело — для семейного пользования, другое — такси).

«Кто таксует, тот больше ездит по дорогам и больше попадает в ДТП. По справедливости, он должен платить больше», — объяснил один из авторов поправок, глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.

КАБМИН ПОШЁЛ НА ПОПЯТНУЮ

Ранее предполагалось провести куда более кардинальную реформу «автогражданки». В первом варианте поправок правительство предлагало не только ввести фактор аккуратности вождения, но и увеличить в четыре раза лимит выплат — до двух миллионов рублей — за причинение вреда жизни и здоровью граждан, попавших в ДТП. Было также предложено отказаться от коэффициентов мощности и территории, ещё раз расширить тарифный коридор. Но в Госдуме настояли на том, что такие преобразования привели бы к удорожанию всех полисов не менее чем на 15 %. В правительстве в итоге согласились с этими доводами и отозвали свой законопроект, поддержав депутатскую версию.

В своём заключении кабмин отметил, что принятый Госдумой законопроект позволит реализовать потенциал применения скидок и надбавок в зависимости от аварийности вождения, а также создаст стимулы к повышению безопасности дорожного движения.

Документ также поддержал Общероссийский народный фронт (ОНФ). Недопустимо, когда нарушитель с сотней штрафов, виновник нескольких аварий платит столько же, сколько добропорядочный и аккуратный пенсионер, заявила журналистам руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева. «Для условной Мары Багдасарян полис ОСАГО должен стать в 10 раз выше. Эти экономические последствия вполне способны дисциплинировать водителей, пренебрегающих правилами», — считает она.

Что изменит новая реформа ОСАГО и кто от этого выиграет

О ВЛИЯНИИ ЦЕНЫ

Что будет с ценами на полисы вследствие принятия законопроекта в «щадящем» виде? В Госдуме не ожидают подорожания и даже анонсировали снижение средней цены «автогражданки».

Как отметил на заседании нижней палаты парламента член комитета Госдумы по финансовому рынку Алексей Изотов, с января 2019 года (старта первого этапа реформы ОСАГО) средняя стоимость полиса в стране снизилась на 5,3 % по всем автомобилям. И этот тренд продолжится, ожидают депутаты.

Впрочем, ослабление рубля и удорожание запчастей может подтолкнуть страховые компании к тому, чтобы установить тарифы по верхней границе ценового коридора Банка России.

К тому же рамки могут расширить из-за распространения коронавируса. Всероссийский союз страховщиков уже предложил Банку России увеличить тарифный коридор в ОСАГО по крайней мере на 10 % вверх и вниз, чтобы компенсировать рост цен на восстановительный ремонт автомобилей на фоне изменения курса валют.

Подорожает ли ОСАГО для неаккуратных водителей? Доля лихачей, по данным комитета ГД по финрынку, — 15 %. Таким водителям депутаты посоветовали приготовиться к подорожанию полиса, а лучше — сменить стратегию вождения.

Однако очевидно, что далеко не всех лихачей поймают без помощи камер. «Пока остаётся неясным, как именно будут выявляться системные нарушители ПДД, ведь причиной для увеличения стоимости ОСАГО могут служить лишь постановления, вынесенные инспектором ГИБДД, — констатировал автоэксперт Алексей Тузов. — С учётом того, что на сегодняшний день более 80 % штрафов выписывается на основании камер фото- и видео-фиксации, то, по моему мнению, результат от реформы ОСАГО будет заметен не очень скоро».

Водителям, которые единожды нарушили одно из правил, не грозит увеличение расходов на полис, отметил директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков. «Стоимость ОСАГО вырастет, если автомобилист неоднократно совершит выезд на встречную полосу, превысит скорость более чем на 60 км/ч, проедет на красный свет или сядет за руль в состоянии алкогольного опьянения, — напомнил он. — Однако даже для постоянных нарушителей ПДД стоимость полиса не должна превышать трёхкратного значения страхового тарифа, включающего в себя все коэффициенты — территориальный, возраст-стаж, мощность мотора.

Эксперт, кроме того, назвал логичным введение тарифных коэффициентов по назначению автомобиля. «Расчёты проводились на основе статистики дорожно-транспортных происшествий, поэтому, например, для авто с прицепом надбавка к стоимости полиса может составить 16—25 % от базового тарифа, так как ДТП с его участием чревато большим ущербом», — отметил Мольков.

«Для нас, как для юридического лица, этот законопроект сулит только повышение стоимости, — прокомментировал руководитель диспетчерской службы компании «Дентро» Дмитрий Реднев. — Оформление ОСАГО у нас происходит без привязки к конкретному водителю, поэтому регулировать, кто будет управлять транспортным средством, по критерию «хороший» водитель или «лихач», мы вынуждены самостоятельно. Своих лихачей мы контролируем сами, силами спецотдела, который следит за стилем управления, поведением на дороге, топливной экономичностью и т. п. Весь наш парк — это коммерческий транспорт, страховка которого априори будет дороже, нежели автомобиль для семейного пользования».

ДИСКУССИЯ НЕ ОКОНЧЕНА

Приведёт ли принятие законопроекта к повышению безопасности на трассах?

«Более 15 % автомобилистов России — любители быстрой езды, поэтому законопроект разработан в качестве превентивной меры нарушений на дорогах, — подтвердил представитель «АвтоСпецЦентра». — Перспектива платить по 25 000 рублей за полис ОСАГО каждый год должна стать действенным стимулом к соблюдению правил».

Угроза роста цены страховки примерно втрое поможет повысить уровень безопасности на российских дорогах, согласен Алексей Тузов.

А вот директор аналитического отдела Roskbm.ru Алексей Багамутов настроен скептично: по его оценке, ждать резкого снижения числа нарушений не стоит. «Если человек часто попадает в ДТП, есть вероятность, что он продолжит платить высокую цену за машину, а также будет оформлять новый полис не на себя, а на другого человека, и суммировать его, например, с водителем-пенсионером», — объяснил он. Эксперт посоветовал законодателям продумать меры, чтобы нововведениями такие автомобилисты не воспользовались для получения своей выгоды.

Поправки в ОСАГО правильные, но это полумеры, считает координатор движения «Синие ведёрки» Петр Шкуматов. Правительственный законопроект, который впоследствии был отозван, давал рынку больше возможностей, считает он.

В частности, убрали увеличение возмещения по жизни и здоровью. «Я напомню, что сотни тысяч человек ежегодно получают травмы в ДТП, и им надо восстанавливаться. Да, есть бесплатная медицина, но не все процедуры входят в ОМС», — отметил Шкуматов.

При этом эксперт выразил надежду, что тренд на персонализацию продолжится. «ОСАГО нужно активнее идти к персонализации полиса, — отметил он, — отходить от оценки автомобиля и перейти на продажу полисов водителям. Потому что именно от людей зависит создание рисковых ситуаций на дороге».

Впрочем, власти ещё могут вернуться к радикальным преобразованиям. По словам зампреда Банка России Владимира Чистюхина, дискуссия по реформе «автогражданки» не окончена и не закрыта. «Сначала мы примем закон с изменениями в ОСАГО, посмотрим, как он работает, как установится тарификация, — объяснил он. — После этого можно будет начать обсуждение изменений, которые были предложены правительством и отложены законодателями».

Что изменит новая реформа ОСАГО и кто от этого выиграетЧто изменит новая реформа ОСАГО и кто от этого выиграетЧто изменит новая реформа ОСАГО и кто от этого выиграетЧто изменит новая реформа ОСАГО и кто от этого выиграетЧто изменит новая реформа ОСАГО и кто от этого выиграет (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
... Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное