Международный автобусный салон Busworld Europe впервые проходит в Брюсселе. Привычное место в Кортрейке стало слишком тесным для постоянно растущего интереса производителей, поставщиков, прессы и общественности.
Михаил Ожерельев
Решение о переезде проекта в столицу Бельгии было очевидным. Площадка Brussels Expo имеет достаточно места, чтобы предложить всем экспонентам пространство, в котором они нуждаются, а также возможность расти еще дальше. На общей площади 79 тыс. м2, в девяти залах, 75 производителей представили 310 транспортных средств. Еще 42 автобуса разместились на уличной площадке под Атомиумом. Всего в выставке принимают участие 510 экспонентов из 39 стран. Тройку лидеров возглавят 96 экспонентов из Турции, 78 из Германии и 54 из Китая. Между трибунами была раскатана красная дорожка длиной 5 км!
Интересно, что по мере развития проекта, увеличивается его интернационализация. Среди новых участников египетский автобусостроитель MCV, презентовавший в Брюсселе новую флагманскую модель двухэтажный туристический лайнер MCV 800. Экспонат из страны фараонов и пирамид имеет длину длиной 14,08 м, шириной 2,5 и высотой 4,0 м. В салоне флагмана 56 комфортабельных кресел: на первом этаже 16 плюс столики, на втором этаже — 40. Компания MCV, как известно, традиционно сотрудничает с Mercedes-Benz. А посему неудивительно, что в основе автобуса MCV 800 лежит «звездное» шасси с колесной формулы 6х2.
Однако основными ньюсмекерами выставки выступили европейские производители. В сегменте городских автобусов главная тенденция — альтернативные источники энергии. Пионер в этом направлении — бельгийский машиностроитель Van Hool. Компания представила перспективную городскую модель Van Hool Exqui.City 18 FC на водородных топливных элементах. Сочлененная двухсекционная машина, построенная для города По на юге Франции, стала победителем конкурса Grand Award Bus 2019 в номинации городские автобусы. Жюри высоко оценило уровень безопасности, рабочее место водителя. Помимо главного приза 18‑метровый получил еще и «Приз за экологичность» (Ecology label) — благодаря автономному ходу в 300 км, что больше, чем у многих представленных электробусов.
Daimler Buses в качестве практического решения для городской мобильности готов предложить электрическую версию популярного низкопольника Mercedes-Benz Citaro — модель eCitaro, которая также получила награду международного жюри. Новинка вышла на рынок в 2018 году, после премьеры на выставке IAA-2018 в Ганновере. И к настоящему времени заказы на экологически чистую версию автобуса достигли трехзначных цифр. Электробус дополнил модельный ряд городских моделей с трехлучевой звездой, который сегодня состоит из Сitaro, машин увеличенной пассажировместимости СapaCity, гибридной модели Citaro hybrid, а также транспортного средства на природном газе — Citaro NGT.
В движение автобус приводит электрический портальный мост ZF AVE 130 с двумя электромоторами в ступицах колеса — мощностью по 125 кВт каждый (2х485 Нм). Моторы питают литий-ионные аккумуляторы суммарной емкостью 243 кВт. Последние размещены в 10 отдельных модулях. Стандартно автобус оснащается четырьмя модулями в корме и двумя на крыше, а в качестве опции на крыше могут монтироваться дополнительно от двух до четырех модулей. Это позволяет увеличить дальность хода до 170 км в типичных условиях городского маршрута. Сообщается, что с 2021 года eCitaro будет запущен со следующим поколением литий-полимерных батарей, а с 2022 года придет эра водородных топливных элементах. Будущие технологии приведут к увеличению запаса хода и полностью удовлетворят потребности всех автобусных перевозчиков, уверяют в Daimler.
В дополнение к общей системе электромобильности, бренд Mercedes-Benz представила пригородный автобус Intouro и экономичный и комфортабельный лайнер Tourismo 15 RHD с высоко расположенным салоном. Ha Busworld состоялась мировая премьера нового минибуса Sprinter Travel 75. Его увеличенная пассажировместимость (21+1 место), обеспеченная благодаря использованию усиленных осей, позволяет устанавливать новые стандарты в путешествиях.
Бренд Setra представил на выставке весь диапазон индивидуальных решений для туристического сегмента. Модельный ряд включает модель Setra MultiClass S 415 LE, подходящую для перевозок любого типа, модели Setra ComfortClass S 515 HD и Seta TopClass S515 HDH с высоким и сверхвысоким салоном, а также даблдекер Setra TopClass S531 DT. Последний, кстати, получил приз жюри конкурса Busworld Awards за лучший комфорт.
А еще одним призером в той же номинации стал Van Hool EX11 — в нем жюри отметило увеличенный шаг сидений, удобные подлокотники, пространство для ног и VIP-пакет.
Содействие в улучшении подвижности людей называет одним из главных своих приоритетов компания VDL Bus & Coach. Голландский производитель продемонстрировал на выставки три варианта автобуса Futura. Модель Futura FDD2‑141/2600 отличает уникальное расположение кресел (48+2+1+1). Это люксовая двухуровневая версия подразумевает все удобства для пассажиров — от индивидуальных USB-разъемов, до полнокомплектной кухни. Модель FDD2 впервые была представлена на рынке в 2015 году. Сейчас она доступна в двух вариантах длины — 13,1 и 14,1 м. Максимальное количество пассажирских кресел — 96 (версия FDD2‑141). Предлагается два варианта силовой установки: двигатель 530‑сильный двигатель MX-13 в паре с роботизированной трансмиссией ZF Traxon и 450‑сильный MX-11 в комбинации с автоматической коробкой ZF EcoLife.
Модель VDL Futura FHD2‑129/2100 — это образец роскоши и комфорта. Пассажирские кресла класса люкс с регулируемыми подголовниками предлагают путешественникам оптимальные условия комфорта. Хорошо сбалансированную концепцию освещения в салоне можно менять в зависимости от предпочтений клиента. Машина рассчитана на перевозку 53 пассажиров. Для багажа предусмотрен 11,5‑кубовый отсек под полом. Имея радиус разворота всего 22,096 м этот 13‑метровый лайнер сравним по маневренности с 12‑метровыми.
Модель FHD2‑139/2300 делает высокий уровень комфорта доступным для лиц с ограниченными возможностями. Для посадки и высадки таких пассажиров предусмотрен подъемник, размещенный над задней осью этого 13,9‑метрового лайнера. Максимальная пассажировместимость модели — 53 человека. В варианте со специальной планировкой в автобусе могут разместиться до 15 инвалидов.
Компания MAN представила электрический 12‑метровый автобус MAN Lion’s City E в салоне которого 35 посадочных мест. Уникальные элементы дизайна подчеркивают характерную особенность электропривода. Наиболее примечательным является отсутствие моторной шахты и размещение батарей на крыше, что обеспечило дополнительно четыре посадочных места в задней части салона. Мощность полностью электрического силового агрегата варьируется от 160 до 270 кВт. Запас хода Lion’s City E может составлять 200 км, а при благоприятных условиях — до 270 км на протяжении всего жизненного цикла батарей.
В качестве нового собрата в семействе городских автобусов MAN впервые представляет гибридную модель Lion’s City 19 EfficientHybrid длиной 18,75 м. Представленный на выставке трехосный автобус имеет 38 мест для сидения, что на четыре места больше, чем у Lion’s City 18 в сопоставимой конфигурации. Сочлененный вариант оснащен дизелем D1556 LOH мощностью 360 л. с., Использование системы MAN EfficientHybrid делает эксплуатацию автобуса еще более экономичной и экологически безопасной. Применяется также функция старт-стоп, обеспечивающая отсутствие шума и вредных выбросов во время остановок.
Также на стенде MAN представлен междугородний Lion’s Intercity с новым двигателем D1556 LOH мощностью 360 л. с. Этот 9‑литровый двигатель, предлагаемый для «Интерсити» в дополнение к проверенному D08, доступен также в вариантах мощности: 280 и 330 л. с. Кроме того, MAN расширяет линейку коробок передач для своего междугородного автобуса, предлагая автоматизированную 12‑ступенчатую коробку передач нового поколения MAN TipMatic Coach с новым алгоритмом переключения. С данным вариантом трансмиссии машина будет доступна для заказа с весны 2020 года.
В дополнение к междугородному автобусу MAN TGE Intercity, премьера которого состоялась в минувшем году в Ганновере, MAN показал в Брюсселе две новые модели микроавтобусов: универсал MAN eTGE Combi и MAN TGE City. eTGE Combi станет первым полностью электрическим микроавтобусом в линейке автобусов MAN. Электрическая версия микроавтобуса базируется на серийном электрическом фургоне MAN eTGE и рассчитана на перевозку до восьми пассажиров. Аккумуляторы полностью электрического eTGE компактно размещаются под слегка приподнятым полом, что позволяет обеспечить теоретический запас хода до 173 км (в цикле NEDC) или 114 км (в цикле WLTP). Еще одной новинкой выставки является MAN TGE City, также созданный на базе коммерческого автомобиля TGE. Разработанная специально для TGE City низкопольная платформа со стандартной для версии City концепцией дверей позволяет гибко размещать в салоне складные сиденья, инвалидные и детские коляски, а также стационарные сиденья или организовать стоячие места. В слегка приподнятой задней части микроавтобуса имеются дополнительные посадочные места. Большие боковые окна обеспечивают беспрепятственный обзор для всех пассажиров. Специалисты MAN Transport Solutions предлагают операторам автобусных парков единую концепцию консультирования, а также индивидуальные варианты решений в области эксплуатации, инфраструктуры, сервисного и технического обслуживания электрических транспортных средств.
Наряду с автобусами MAN представил комплексный пакет услуг, таких как техническое обслуживание, ремонт, предложение оригинальных запасных частей. Европейские клиенты MAN и Neoplan могут воспользоваться цифровым сервисом MAN DigitalServices, российским перевозчикам предлагается система мониторинга MAN Pride.
Подписка на рассылку материалов Автопарка