Top.Mail.Ru

Продажи коммерческого транспорта в России: что изменилось в 2021 году?

Продажи коммерческого транспорта в России: что изменилось в 2021 году?

30.11.2021
В 2021 году отмечается значительный рост спроса на коммерческий транспорт в лизинг, что, в частности, связано с ростом цен на машины и технику из-за дефицита транспортных средств на авторынке. О трендах рынка автолизинга, новых продуктах и предложениях от лизинговых компаний рассказали наши эксперты.

Виктория Загоровская

Продажи коммерческого транспорта в России: что изменилось в 2021 году?

ДВУЗНАЧНЫЙ РОСТ

Продажи коммерческого транспорта в России: что изменилось в 2021 году?
Дмитрий Чернышев, генеральный директор компании СARCADE.

Как рассказал генеральный директор компании СARCADE Дмитрий Чернышев, после периода пандемии бизнес активно обновляет или расширяет свои автопарки. По его словам, запустилась цепочка факторов, которые привели к повышению спроса на лизинг коммерческого транспорта: отложенный спрос, сформировавшийся под влиянием COVID-19 на бизнес, затем дефицит транспорта из-за приостановок отдельных производств автокомпонентов, и как следствие рост цен на автотранспорт. «Если говорить про тяжелую коммерческую технику — она практически всегда собиралась под заказ, теперь ожидание может составить более полугода. В штучном эквиваленте в "Каркаде" прирост продаж коммерческой техники за 1‑е полугодие 2021 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил более 200 %. При этом доля коммерческой техники в объеме нового бизнеса занимает 22 % против 17 % в прошлом году, — отмечает Дмитрий Чернышев. — Если говорить о сегменте легкого коммерческого транспорта, то прирост продаж в количестве предметов лизинга составил 143 %».

Аналитический центр «Каркаде» составил актуальные предпочтения по маркам транспортных средств среди клиентов компании. В первом полугодии 2020 года топ-3: ГАЗ с долей 53,2 %, ВАЗ — 13 %, Ford — 10,2 %. В 2021 году выбор предпринимателей изменился: ГАЗ — 54,3 %, Ford — 20,1 % и UAZ с долей 6,5 %.

Продажи коммерческого транспорта в России: что изменилось в 2021 году?
Андрей Гладков, генеральный директор АО «Лизинговая компания «КАМАЗ».

Генеральный директор АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» Андрей Гладков также наблюдает в первом полугодии рост объемов нового бизнеса в сегменте автолизинга. Согласно данным «Эксперт РА», на которые он ссылается, объем нового бизнеса в общем сегменте автолизинга прирос на 73 % — до 402 млрд рублей и на 46,8 % в сегменте лизинга грузового транспорта — до 204 млрд рублей. Андрей Гладков отмечает, что за 7 месяцев 2021 года, согласно данным агентства Russian Automotive Market Research, в финансовый лизинг было предано 179,5 тыс. единиц автомобильного транспорта. Это на 80 % больше аналогичного периода 2020 года. По итогам января-июля 2021 года количество приобретенных в лизинг грузовых автомобилей увеличилось на 59 % — до 43,9 тыс. единиц. Количество прицепов, приобретенных в лизинг, выросло на 75 % и составило 12 тыс. единиц.

Продажи коммерческого транспорта в России: что изменилось в 2021 году?
Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами ООО «Балтийский лизинг».

Руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами ООО «Балтийский лизинг» Андрей Волков добавляет, что аналитики «Эксперт РА» объясняют такой рост, в первую очередь, эффектом низкой базы 2020 года, а также восстановлением объемов продаж авто. Кроме того, на развитие сегмента автолизинга могло позитивно повлиять увеличение доли представителей малого и среднего бизнеса в общем количестве клиентов лизинговых компаний. По данным «Эксперт РА», на которые ссылается Андрей Волков, их доля за исследуемый период выросла с 58 % до 61 %, а малый и средний бизнес является основной категорией клиентов, которые оформляют в лизинг автотранспорт. Для компании «Балтийский лизинг» сегмент автотранспорта тоже является одним из ключевых. Так, по итогам первых шести месяцев 2021 года его доля в структуре бизнеса превысила 59 %, в денежном эквиваленте это больше 24,9 млрд рублей без НДС.

По словам Андрея Гладкова (КАМАЗ-ЛИЗИНГ), существенное воздействие на рынок оказала реализация мер государственной поддержки по субсидированию лизинга спецтехники и оборудования, которые способствовали почти двукратному росту нового бизнеса строительной техники (+88 %). «Государственная поддержка аграриев через механизм субсидирования льготного лизинга позволила объему нового бизнеса сегмента сельскохозяйственной техники вырасти почти в два раза по итогам первого полугодия. Кроме того, на ситуацию повлияла реализация мер государственной поддержки по субсидированию лизинга грузовой и прицепной техники», — говорит спикер. Согласно данным «Автостат», которые приводит Андрей Гладков, по итогам первых двух месяцев 2021 года в России с помощью государственных программ стимулирования спроса было продано более 42,5 тыс. автомобилей. Из них около 35,4 тыс. удалось реализовать по программе льготного автокредитования, остальные 7,1 тыс. — по программе льготного лизинга. Еще один фактор влияния, на который указывает Андрей Гладков, — продолжающийся рост стоимости автомобилей — переориентировал спрос в сторону лизинга. Он сообщил, что в январе-апреле 2021 г. доля лизинговых автомобилей в продажах новой корпоративной грузовой техники составила 71,8 %, что на 19,3 % больше АППГ. Стоит отметить и дефицит автомобилей на рынке, и перебой с поставками комплектующих.

КАМАЗ-ЛИЗИНГ в первом полугодии 2021 года реализовал более 2300 единиц автотехники. Лизинговый портфель за это время увеличился до 70 млрд рублей. «Это вдвое больше объема портфеля в 2019 году и почти на 50 % выше показателя июля 2020‑го», — подчеркивает Андрей Гладков, добавляя, что клиентами Лизинговой компании «КАМАЗ» с января по июль 2021 года являлись представители всех сегментов бизнеса по его объему: как крупного, так и МСБ. По его словам, за шесть месяцев лизингополучатели чаще всего оформляли в лизинг седельные тягачи КАМАZ-5490, -54901, -65209 и самосвалы КАМАZ-6520, -65801, -659004.

Продажи коммерческого транспорта в России: что изменилось в 2021 году?
Вячеслав Михайлов, начальник управления развития бизнеса автолизинга ГК «ВТБ Лизинг».

Начальник управления развития бизнеса автолизинга ГК «ВТБ Лизинг» Вячеслав Михайлов, подводя итоги первого полугодия, также наблюдает увеличение спроса на автотранспорт в лизинг среди владельцев малого и среднего бизнеса. По его данным, за период январь-июнь этого года «ВТБ Лизинг» передал на 55 % больше коммерческого транспорта (легкий коммерческий транспорт, грузовые машины, автобусы, спецтехника) по сравнению с аналогичным периодом 2020‑го. Стоимость переданного автотранспорта составила 23 млрд рублей с НДС. Лидирующие позиции в портфеле компании среди этой категории транспорта заняли марки: ГАЗ (20 %), КАМАЗ (17 %), Ford (9 %), Lada и MAЗ (по 5 %). «Машины этих брендов производятся на территории России, и на них распространяется программа льготного лизинга Минпромторга РФ», — уточнил Вячеслав Михайлов. Он рассказал, что в период действия госпрограммы многие предприниматели смогли сэкономить до 15 % от стоимости машины по договору лизинга. Субсидирование техники позволило нивелировать повышение цен на новый автотранспорт в начале года. Кроме того, Вячеслав Михайлов отмечает, что в первом полугодии было передано в три раза больше спецтехники, чем за аналогичный период 2020‑го. Увеличение объема финансирования сделок со спецтехникой он связывает с реализацией крупных дорожно-строительных и жилищных проектов по всей территории России. Планируемое повышение утилизационного сбора на технику, по его словам, также стало важным фактором увеличения спроса среди клиентов «ВТБ Лизинг».

Продажи коммерческого транспорта в России: что изменилось в 2021 году?
Елена Банникова, региональный директор по ЦФО компании «Интерлизинг».

Как рассказала Елена Банникова, региональный директор по ЦФО компании «Интерлизинг», сегодня наблюдается тенденция роста спроса на коммерческий транспорт с пробегом. «Это связано с двумя факторами. Во-первых, с увеличением цен на новый транспорт, во-вторых, с дефицитом новой техники», — говорит она. По словам Елены Банниковой, некоторые европейские производители грузового транспорта сейчас принимают заказы на новые автомобили с ближайшим сроком поставки сентябрь 2022 года. «Естественно, такой срок может удовлетворить чаще крупные компании, план закупок которых понятен и известен заранее и в парке которых достаточно автомобилей для удовлетворения текущего спроса на коммерческий транспорт, — поясняет Елена Банникова. — Следовательно, в связи с увеличившимся спросом цены на б/у коммерческий транспорт также выросли». 

«При росте объема нового бизнеса актуальной остается проблема дефицита авто — пандемия все еще оказывает влияние на рынок, — обращает внимание Андрей Волков. — Периодически мы видим новости о том, что тот или иной автомобильный бренд приостанавливает работу, так как нет достаточного количества комплектующих».

ИЗ ОФЛАЙНА В ОНЛАЙН

Говоря про новые продукты и услуги, Андрей Гладков отмечает, что у основных игроков лизингового рынка появились сервисы подписки, комплексные услуги по аренде автомобилей с включенным сервисным пакетом, нулевой аванс, электронный документооборот, дистанционное заключение договоров, удаленное взаимодействие через мобильные приложения и онлайн-кабинеты.

КАМАЗ-ЛИЗИНГ запустил финансовый лизинг с авансом от 5 %, перезапустил программу лояльности для своих повторных клиентов «Свой» со сниженным удорожанием и авансом, ускоренным рассмотрением заявки. Также вывели на рынок продукт для приобретения автопоезда «Лизинг Выгодный», запустили новый продукт с нулевым авансом и сниженным удорожанием «Горячий» (для приобретения в лизинг от производителя автомобилей КАМАЗ поколения К3).

Елена Банникова рассказала, что сейчас на рынке коммерческого транспорта актуальны структуры графиков, при которых на старте компания несет минимальные затраты, например минимальный или нулевой аванс, в течение срока лизинга платежи покрываются за счет доходов, приносимых самим транспортом, а в конце возможен выкупной платеж (платишь и продаешь автомобиль при желании, т. е. также не отвлекаешь надолго оборотные средства). «Мы также включились в эту «игру» и создали продукт "Перевозчики", который как раз подразумевает такую структуру платежей для компаний-перевозчиков», — сообщила Елена Банникова. Кроме того, по ее словам, наверное, впервые на рынке у части ведущих лизинговых компаний можно оформить сделку с авансом 0 %. «Раньше это было больше исключением и нонсенсом в мире лизинга, а теперь норма», — пояснила Елена Банникова.

«ВТБ Лизинг» с начала 2021 года упростил условия сделки для новых и повторных клиентов. «Для многих компаний мы готовы финансировать автомобили и технику с минимальным авансом, что позволяет предпринимателям расширять автопарки с совсем небольшими первоначальными затратами, — рассказал Вячеслав Михайлов. — Также мы продолжаем сотрудничать практически со всеми автопроизводителями и производителями спецтехники. Благодаря этому взаимодействию клиенты получают привлекательную стоимость машины, которая может быть ниже рыночной цены до 20 %, в зависимости от марки и модели. Налоговые льготы в период финансовой аренды также позволяют снизить конечную стоимость владения машиной до 40 %». Он добавил, что клиенты могут выбрать комфортные для своей компании условия сделки: с минимальным авансом, минимальными ежемесячными платежами или без переплат.

Компания «Каркаде», по словам Дмитрия Чернышева, идет по пути улучшения сервисов и скорости для удобства клиентов. «Если два года назад наши партнеры хотели получить автомобиль за два дня, чтобы быстрее начать пользование новым транспортом, то сегодня они нуждаются в быстром одобрении и выдаче, чтобы автомобиль, который есть в наличии, не "ушел" к другому клиенту», — говорит он. Чтобы обеспечить высокую скорость без большого аванса, компания предлагает клиентам воспользоваться «Кредитным лимитом» — предодобренной суммой финансирования, при этом сумму лимита значительно увеличили. Постоянным партнерам Carcade достаточно сообщить, какой транспорт нужен, и подписать электронный договор лизинга без предоставления каких-либо документов.

Другой продукт, меняющий привычки пользования лизингом, о котором рассказал Дмитрий Чернышев, — это «Всегда на новом». С его помощью собственник может оставить на выкупной платеж до 60 % от стоимости автомобиля. По окончании срока лизинга авто можно сдать автосалону в trade-in и за счет полученных средств покрыть последний платеж, плюс останутся средства на аванс за новый транспорт. «В период дефицита как новых автомобилей, так и с пробегом продукт удобен как никогда. Под программу попадают легковые автомобили и легкий коммерческий транспорт европейских марок», — уточнил Дмитрий Чернышев.

«Именно финансовых инструментов на рынке новых нет, фундаментальная база неизменна, есть финансовый лизинг, операционная аренда, некоторые компании предлагают авто по подписке. Я думаю, акцент стоит сделать, скорее, на сервисной составляющей. У нас, например, с переходом от концепции финансовой компании к концепции сервисной организации связана стратегия дальнейшего развития. Мы понимаем, что клиент хочет приобрести не просто машину, он хочет приобрести актив, который будет приносить его бизнесу максимум пользы и доставлять минимум хлопот, поэтому дополнительные услуги, которые упростят процесс эксплуатации авто, будут очень кстати», — говорит Андрей Волков.

В арсенале «Балтий-ского лизинга» спектр таких сервисов достаточно широк: компания предлагает не только страхование, помощь с регистрацией, телеметрию и другие стандартные опции. Она также может организовать доставку имущества в другой регион, обеспечить шинный сервис, предложить карты помощи на дорогах, благодаря чему клиент не останется один на один с какой-либо внештатной ситуацией. Кроме того, «Балтийский лизинг» запустил собственную программу trade-in. «На рынке лизинга это пока еще встречается редко, мы увидели в этом потенциал, — объяснил Андрей Волков. — А если клиент все же хочет выкупить авто, а не возвращать его лизинговой компании, то мы предложим страхование по специальному тарифу, которым клиент пользовался во время действия договора с нами. Если говорить про операционную аренду, то там возможностей еще больше, клиент может включить в договор даже парковку и мойку авто».

ЗАВТРА БУДЕТ ДОРОЖЕ

Популярность автолизинга среди предпринимателей как оптимального вида финансирования будет увеличиваться, поэтому этот сегмент станет драйвером всего лизингового рынка. В этом уверен начальник управления развития бизнеса автолизинга ГК «ВТБ Лизинг» Вячеслав Михайлов.

Он добавляет, что предоставляемые государством льготы на приобретение автомобилей отечественного производства стимулируют спрос и одновременно помогают российскому бизнесу эффективно пополнять и обновлять автопарки. «В этом году лизинговая программа господдержки была запущена в январе, но выделенные лимиты быстро закончились. Мы надеемся, что в следующем году она будет продлена с увеличенным бюджетом, тогда еще больше предпринимателей смогут обновить автопарки со скидкой в размере 10 % или 15 % в зависимости от региона, в котором они ведут коммерческую деятельность», — говорит Вячеслав Михайлов. При этом, по его мнению, тенденция повышения стоимости машины и техники из-за дефицита транспортных средств на авторынке может сохраниться до конца года.

«Рост по итогам года будет значительным, и дело не только в том, что объемы рынка увеличатся из-за эффекта низкой базы, поскольку рост по сравнению с результатами 2019 года мы тоже увидим, — считает Андрей Волков. — На это влияет ряд факторов. Во-первых, рост цен на имущество, которое финансируется для клиентов, во-вторых, восстановление объема продаж в целом, в-третьих, проблема дефицита техники и авто, которая может усугубиться в 2022 году, предприниматели это понимают и торопятся обновить парки сейчас».

По словам Елены Банниковой, пока мы наблюдаем тенденцию роста рынка лизинга, и впереди наиболее активные месяцы с точки зрения сезонности этого бизнеса: компании осваивают бюджеты этого года. «Я бы это связала как с эффектом низкой базы из-за отсутствия роста в 2020 году, так и с отложенным спросом, ростом цен и более быстрым принятием решений компаниями, потому что завтра будет дороже», — говорит она. При этом, как отмечает Банникова, уже сейчас ощущается изменение форматов запроса лизингополучателей. Если раньше «Интерлизинг» проводил большее количество сделок на стандартных условиях (т. е. тех, что были доступны по экспресс-продуктам), то сейчас, по ее словам, наблюдается тенденция поиска клиентами «своего счастья», т. е. тех условий, которые хочет клиент, а не тех, что предлагают лизинговые компании после анализа риска клиента. И клиенты эти условия находят. «А чтобы оставаться в рынке, лизинговым компаниям приходится менять подходы к оценке рисков, где-то брать на себя больший риск. Вот такую тенденцию, я думаю, может поддержать рынок и в 2022 году», — полагает Елена Банникова.

Генеральный директор АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» Андрей Гладков ожидает к концу 2021 года рост общего рынка лизинга до 1600 млрд рублей (+14 % к АППГ), рынка автолизинга — до 713 млрд рублей (+23 % к АППГ), сегмента лизинга грузового транспорта — до 357 млрд рублей (+20 %), количества переданных в лизинг автомобилей — до 261 тыс. единиц (+14,5 %). «В 2022 году участники лизингового рынка столкнутся с усилением конкуренции, ростом влияния цифровых сервисов и дефицитом автомобилей», — прогнозирует Андрей Гладков.

Редакция рекомендует:





(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное