Top.Mail.Ru
Огромный спрос на фоне роста цен, нехватки водителей и машин: что ждёт рынок автоперевозок в России

Огромный спрос на фоне роста цен, нехватки водителей и машин: что ждёт рынок автоперевозок в России

17.03.2022
Восстановление торговли после локдауна, серьезный дефицит транспорта и водителей, рост цен на топливо, а также другие факторы привели к резкому подорожанию логистики. В минувшем году вырос и спрос на перевозки, и ставки фрахта. Тенденции продолжатся и в нынешнем году, отмечают участники рынка.

Редакция

Крупнейшая биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU по итогам прошлого года зафиксировала значительный рост количества заявок на перевозки внутри страны. По данным экспертов, спрос в целом вырос на 46% по сравнению с 2020 годом и на 59% по сравнению с доковидным 2019-м. Если в январе на бирже было размещено около 2 миллионов заявок на перевозки внутри страны, то к сентябрю их число превысило 3,7 миллиона. Затем рост прекратился.

Огромный спрос на фоне роста цен, нехватки водителей и машин: что ждёт рынок автоперевозок в России
В сегменте внутрироссийских перевозок ожидается рост тарифов в пределах 20% - в рамках инфляции и перспектив обновления парка.

В ATI.SU, кроме того, назвали регионы, которые лидировали по увеличению числа заявок. Наиболее серьезные изменения, по данным экспертов, произошли в перевозках с Дальнего востока, что связано с растущим импортом из Китая, а также изменениями на рынке контейнерных перевозок. Так, спрос на перевозки в 2021 году по сравнению с 2020 годом из Забайкалья вырос на 152%, из Приморья – на 134%, из Амурской области – на 111%, а из Хабаровского края – на 79%.

За год больше всего подорожали перевозки из этих же регионов - Забайкальского края (на 94%), Приморского края (на 69%), Хабаровского края (на 56%) и Амурской области (на 43%).

Особая ситуация в Карелии – рост спроса на 102% в этом регионе не привел к столь же значительному росту фрахта (увеличился на 26%). Эксперты также выделили Ямало-Ненецкий автономный округ, перевозки из которого за год там подорожали на 40%, а количество заявок выросло на 47%.

В целом же по стране увеличение ставок оказалось менее резким, чем рост спроса, но также весьма существенным. По данным биржи грузоперевозок, в 2021 году ставки без учета НДС выросли на 21% по сравнению с 2020 годом. Во втором квартале средняя заявочная цена на перевозку по стране составляла 35,1 тысяч рублей, в третьем квартале она выросла до 40 тысяч, а в четвертом – до 45,3 тысячи.

Обобщая представленную картину, основатель и директор ATI.SU Святослав Вильде отметил, что 2021 год стал во многом переломным для отрасли. «Компании столкнулись с тем, что привычные логистические схемы уже не работают, им все сложнее находить исполнителей даже по повышенным ставкам, - заявил он. - Перед перевозчиками, в свою очередь, остро встала проблема дефицита водителей. Эти тенденции носят долгосрочный характер».

Огромный спрос на фоне роста цен, нехватки водителей и машин: что ждёт рынок автоперевозок в России
Резкий скачок цен на перевозки во втором и четвертом кварталах 2021 года эксперты сравнивают не только с традиционным сезонным увеличением спроса.

Он ожидает, что в наступившем году спрос продолжит расти, а вслед за ним и цены на перевозки.

ВОЛНЫ СПРОСА

Участники рынка в целом подтверждают выводы ATI.SU, хотя цифры могут различаться.

«Что касается нашей компании, то рост количества заявок на перевозки составил 11%, а объемов межтерминальных перевозок - на 17%», - заявил генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани.

Наиболее популярными направлениями, согласно опыту компании, стали Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск, Казань.

По данным ООО "Байкал-Сервис ТК", рост автомобильных грузоперевозок 2021 году составил в денежном выражении более 15%. «И в сегменте сборных перевозок мы отмечаем рост числа заявок. Но должен заметить, что спрос на перевозки в целом по 2021 году распределился неравномерно, - заявил заместитель генерального директора по продажам и маркетингу компании Алексей Худов - Он шел, как правило, волнообразно, что было обусловлено многими факторами, в том числе ограничениями, связанными с пандемией».

По данным Худова, особенно высокий спрос на автоперевозки наблюдался во второй половине 2021 года на Дальнем Востоке (прирост на уровне 30 % - 40 %). В сборных перевозках в этом регионе наибольшую динамику продемонстрировали грузоперевозки из Владивостока и Уссурийска.

Что касается стоимости, то в среднем за год на внутреннем рынке она возросла до 20 %, подтвердили в "Байкал-Сервис ТК".

Огромный спрос на фоне роста цен, нехватки водителей и машин: что ждёт рынок автоперевозок в России

В ООО «Очаковская логистическая компания» заявили, что в 2021 году в сравнении с предыдущим годом количество заявок на доставку в среднем выросло более чем на 20%. «По статистике нашей компании рост количества заявок распределился равномерно по всем существующим направлениям», - сообщил ее представитель Максим Китушкин, уточнив, что компания занимается в основном поставкой товаров в торговые сети. Разве что произошел значительный рост заявок на внутригородскую доставку по Москве и Московской области - свыше 50%, добавил эксперт.

По информации Китушкина, стоимость услуг перевозки в 2021 году повысилась на 15-25 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - в зависимости от направления доставки.

Согласно наблюдениям ООО «Дентро», 2021 год действительно стал переломным в отрасли в части ценообразования - ставки выросли в среднем на 24%. При этом спрос на грузоперевозки вырос ориентировочно на 40% за год. Эти данные сообщил операционный директор по наемному транспорту компании Евгений Борисенков. А его коллега, руководитель региональной группы ООО «Дентро» Ирина Мартынова, уточнила рост заявок по конкретным направлениям.

Так, среди перевозок из Сибирского региона значительно увеличились потоки в Уральский регион. «Если рассматривать отгрузки из Новосибирска, то это получатели товаров в Екатеринбурге, Верхней Пышме, Уфе, Тюмени, Стерлитамаке, - добавила эксперт. - Это не только товары массового потребления (продукты питания), но и товары оптовой и розничной торговли (обувь, электроприборы), производства (металлические изделия)».

Большой объем грузоперевозок, по информации Мартыновой, направлен в Московскую область - как правило, это сырье и тара для производства и упаковки готовой продукции.

В результате весеннего роста цена на автоперевозки часть клиентов были вынуждены временно перейти на ж/д транспорт, отгружая вагонами. Но это не решило проблему в целом, отметила представитель «Дентро».

Директор по развитию бизнеса Gebrüder Weiss в России Николай Гладун привел данные о том, что в прошлом году средняя стоимость транспортировки грузов автотранспортом увеличилась на 20%, по отдельным направлениям – до 100%. «Наибольшее повышение ставок мы зафиксировали в Московском регионе, а также в направлении Краснодарского края», - заявил он.

Международная транспортно-логистическая компания «ТРАСКО» отметила прирост заказов на 15% по сравнению с 2020 годом на направлении международных комплектных автоперевозок между ЕС и Россией. «Вряд ли это определяет тенденции экономики, скорее констатирует проблемы, существующие у других операторов», - считает заместитель генерального директора по автомобильным перевозкам Александр Шилинчук.

Огромный спрос на фоне роста цен, нехватки водителей и машин: что ждёт рынок автоперевозок в России

Направление сборных грузоперевозках из Европы в Россию, по его данным, сохраняло стабильность практически до конца прошлого года. «Повышение тарифов произошло лишь в декабре 2021 года и составило порядка 10-20%», - сообщил он. Кроме того, в компании зафиксировали повышение тарифов на перевозки внутри Европы.

В целом же, по словам представителя «ТРАСКО», конец 2021 года отметился беспрецедентным ростом автомобильного фрахта для грузов из ЕС в Россию. «Тарифы с начала осени выросли для импорта в РФ из ЕС до двух и более раз в пике декабря, - добавил эксперт. - Средний рост междугородных тарифов на автоперевозки внутри РФ составил более 20% в 2021 году по отношению к 2020 году, по некоторым направлениям рост превысил показатель в 50%».

ОТСРОЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Заметный резкий скачок цен на перевозки во втором и четвертом кварталах 2021 года эксперты сравнивают не только с традиционным сезонным увеличением спроса. Говоря о тенденциях и причинах сложившейся ситуации, участники рынка, в числе прочего, напоминают о подорожании топлива, комплектующих, обслуживания машин. Увеличение финансовой нагрузки на водителей совпало с восстановлением российской экономики. Ранее рост фрахта был отсрочен – в первую очередь по причине пандемии.

За последние несколько лет цены на грузовые автоперевозки значительно не менялись, несмотря на то что стоимость техники, запчастей, топлива, а также заработная плата все это время росли как минимум в рамках инфляции. Соответственно, когда произошло резкое подорожание всего перечисленного, пришлось идти на повышение.

Евгений Борисенков («Дентро») отметил, что автомобильные грузоперевозки за 10 предыдущих лет выросли всего на 40%, что является самим низким показателем среди всех видов транспорта. И даже рост фрахта, который произошел в последнее время, по его словам, не изменил тот факт, что транспортные компании по-прежнему имеют низкую рентабельность.

Оживление в экономике – один из основных факторов, повлиявших на рост числа заявок на перевозки.

«Спрос заметно вырос из-за повышения деловой активности в 2021 году по сравнению с 2020-м, - констатировал Максим Китушкин («Очаковская логистическая компания»). - Традиционно перевозчики используют дефицит транспорта для повышения стоимости услуг».

По его оценке, отрасль не обладает свободным резервом для удовлетворения резко возросшего спроса на услуги.

«В конце 2020 года – начале 2021 года началось восстановление рынка после пандемии, в результате чего мы отметили резкое увеличение спроса на внутрироссийские перевозки, - тоже отметил Николай Гладун (Gebrüder Weiss). - По результатам минувшего года объемы грузоперевозок вернулись к показателям доковидного 2019 года. Спрос превысил предложение, что не могло не привести к дефициту транспорта и изменению рынка автоперевозок в целом».

Среди факторов, повлиявших на спрос, - активное развитие онлайн-торговли на фоне пандемии (доставка товаров в пункты выдачи Wildberries, Ozon), потребность в экспресс-доставки товаров, добавила Ирина Мартынова («Дентро»).

Увеличение доли e-commerce как заметную тенденцию обозначают и в «Деловых линиях». «При этом маркетплейсы активизировались и в регионах – расширили сеть распределительных центров и привлекают местных продавцов», - добавил гендиректор компании Фарид Мадани.

Алексей Худов ("Байкал-Сервис ТК") сообщил, что на фоне продолжающегося взрывного роста маркетплейсов компания практически удвоила количество отправок грузов в 2021 году на данном направлении, усовершенствовав услуги по доставке грузов и расширив число партнеров.

ВРЕМЕНА ДЕФИЦИТА

Итак, предложение в сфере грузоперевозок не смогло ответить на спрос. Проблемы усугубились глобальным дефицитом грузовых автомобилей, спровоцированной нехваткой чипов, говорят участники рынка. Сроки выпуска новых тягачей затягиваются.

«Недостаток электронных компонентов для производства автомобилей спровоцировал сокращение общего количества произведенных грузовиков, - отметил представитель Gebrüder Weiss. -  Многие перевозчики изменили свои планы по обновлению автопарка, стоимость же самого транспорта и его технического обслуживания повысилась».

На рост фрахта оказал влияние и продолжающийся тренд на укрупнение рынка. К консолидации приводит то, что «серые» компании вынуждены уходить за счет усиления контроля государства, автоматизации и повышения требований к качеству, добавил гендиректор «Деловых линий».

Во главе угла – и проблема с нехваткой водителей. Транспортным компаниям приходится продолжать увеличивать зарплаты, что влияет на рост ставок. А ведь, по статистике, порядка 20% расходов перевозчиков – это фонд оплаты труда.

По оценке Международного союза автомобильного транспорта (IRU), в минувшем году дефицит водителей в России вырос до 24%. То есть для каждого четвертого транспортного средства не хватает «рулевого».

За время пандемии водители массово переходили на работу в другие отрасли, уточнил Николай Гладун.

Водительский вопрос стоит остро, согласен Евгений Борисенков. «Транспортные компании находятся в серьезной конкуренции по предоставлению водителям наилучших условий и оплаты труда, что в итоге также сильно влияет на повышение расходов», - констатировал он.

Представитель «Дентро» считает, что в росте стоимости перевозок сыграло роль и подорожание кредитов - за счет повышения ключевой ставки.

ЕЗДИТЬ СТАЛО НАКЛАДНО

В рост финансовой нагрузки на перевозчиков, и соответственно, цен на их услуги внес ощутимый вклад рост цен на топливо, который произошел на фоне повышения мировых цен на нефть. А ведь примерно треть (а иногда и до половины) всех затрат перевозчиков приходится именно на эту статью расходов.

Увеличение цены дизеля за год на 16–19% и других расходов участников отрасли стало поводом для обращения национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» к президенту РФ, в Минэнерго и Федеральную антимонопольную службу с просьбой повлиять на рост цен на топливо. Письмо было отравлено в конце прошлого года.

По официальным данным, топливо подорожало все же меньше - в 2021 году в среднем на 9% (бензин – на 8%, дизель – на 10%). Кстати, тенденция продолжилась и в этом году: по информации Росстата, рост цен на топливо отмечен в 50 регионах страны. Эксперты связывают это с повышением акциза, а также с макроэкономическими факторами, включая подорожание нефти.

По данным участников рынка, если весной 2021 года еще можно было купить топливо на бирже оптом по 42 рубля за литр, то цена зимнего дизеля поднялась до 57, а кое-где на востоке страны перевалила за 60 рублей.

Между тем, также подорожали запасные детали и материалы для автомобилей и технические жидкости. Их стоимость взлетела на 40–70%, а на некоторые позиции даже вдвое, заявляли в «Грузавтотрансе».

Еще перевозчики среди причин роста фрахта называют отмену единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и, конечно, подорожание «Платона» (а ведь в структуре трат перевозчика расходы на плату за проезд по федеральным трассам составляют от 5 до 7%).

Представитель "Байкал-Сервис ТК" добавил в список повлиявших на ситуацию факторов и уменьшение объемов партий отправляемых товаров в пользу их частоты, а также увеличение доли отправок сравнительно мелких грузов.

Есть и региональные причины. Так, рост заявок на внутригородскую доставку по Москве и Московской области (свыше 50%) в «Очаковской логистической компании» связали с ограничительными мерами по проезду грузовиков в Москве. Пришлось уменьшать партии грузов с целью снижения грузоподъемности используемого транспорта. «То, что раньше можно было развозить 10- и 20-тонными автомашинами по нескольким точкам выгрузки, развозится малотоннажкой», - напомнил Максим Китушкин.

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

Что касается международного направления, то здесь играет главную роль политическая ситуация – так называемый миграционный кризис и в целом обострение отношений между республикой Беларусь и ЕС, говорят эксперты. Это отразилось на увеличении транзитного времени доставки, так как выросли сроки прохождения границы.

«Перевозки на европейском направлении были предсказуемы на протяжении всего 2021 года, однако резко подорожали после начала кризиса на белорусско-польской границе и появления дефицита транспорта», - отметил Николай Гладун.

По его оценке, проблема с нехваткой провозных мощностей в Европу и из нее, а также длительные простои на границе актуальны и сегодня – эти же факторы будут оказывать воздействие на дальнейший рост стоимости и сроков доставки.

«В декабре 2021 года многие грузовладельцы отказались доставлять грузы в Россию по повышенным ставкам, в результате чего спрос был отложен до января 2022 года и в первый месяц нового года мы снова ощутили недостаток предложений на перевозки по Европе», - сообщил эксперт.

Александр Шилинчук («ТРАСКО») тоже отмечает, что ситуация с прохождением границ не стабилизировалась. Политические факторы усугубили проблему с простоями на погранпереходах, замедлили процессы по согласованию квот и физический обмен разрешениями на перевозки между некоторыми странами Европы.

«С осени 2021 года и на текущий момент международные автоперевозчики работают в режиме формирования тарифов «с колёс», - пояснил он, - поскольку в связи с длинными и непредсказуемыми сроками прохождения границы (как из ЕС, так и обратно) сложно заранее планировать даты выгрузки и загрузки».

В этой ситуации перевозчики, по его словам, не готовы к долгосрочному планированию ценообразования, так как учет затрат на простои и планирование рейсов по времени практически невозможны. Это ведет к спотовой системе выбора предложения грузоотправителей, что, в свою очередь, неминуемо приводит к росту тарифов. «Если хотите, это очень похоже на ситуацию с тарифами на газ в ЕС», - сравнил эксперт.

БУДУЩЕЕ СКРЫТО ПАНДЕМИЕЙ

Что касается перспектив, то компании дают разные прогнозы или избегают этого.

В «Очаковской логистической компании» ожидают, что рост тарифов на грузоперевозки продолжиться в 2022 году и может достигнуть значений плюс 50% по сравнению с 2020 годом.

Продолжения тенденции предсказывают и в «Дентро» - по оценке компании, в среднем рост составит около 20%.

В "Байкал-Сервисе" не готовы давать прогнозов по ситуации с фрахтом, поскольку неизвестно, какие еще коррективы внесет пандемия, ведь пока заболеваемость коронавирусом продолжает расти. Однако в компании есть понимание на тему роста сборных перевозок в России в текущем году – как ожидается, он составит примерно 7 %.

В «Деловых линиях» сообщили, какие тенденции будут развиваться в перспективе: продолжится увеличение доли e-commerce и расширение сети поставки товаров с маркетплейсов. «Мы считаем, что это позитивно повлияет на рост сегмента перевозки сборных грузов, - добавил Фарид Мадани. - По нашим прогнозам, по итогам этого года грузооборот межтерминальной доставки вырастет не менее чем на 10%. Будет усиливаться консолидация российского рынка».

Кроме того, по оценке гендиректора компании, усилится требовательность клиентов к сроку доставки, что подтолкнет транспортные компании активно развивать услуги экспресс-перевозки.

В сегменте международных перевозок все будет завязано опять же на политику. «Если политическая ситуация не изменится, то могу предположить, что рост тарифов по международным автоперевозкам сохранится и может привести к росту фрахтов импортных грузов в текущем году до 50% от средних показателей по прошлому году», - отметил представитель «ТРАСКО».

В сегменте внутрироссийских перевозок в компании ожидают рост тарифов в пределах 20% - в рамках реальной инфляции рубля и перспектив обновления перевозчиками крайне «немолодого» российского автопарка.

В Gebrüder Weiss считают, что спрос и, соответственно, цены на автоперевозки в текущем году будут расти - особенно на европейском направлении. Ставки на внутрироссийские перевозки, по оценке компании, не поднимутся резко вверх, как это произошло в прошлом году.

На рынок, отметил ее представитель Николай Гладун, продолжат влиять перераспределение спроса и увеличение количества автогрузоперевозок из Китая в сравнении с предыдущими годами. Кроме того, кризис в автомобильной промышленности продолжит влиять на цены и в будущем, считает он.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное