Top.Mail.Ru
Как российские грузоперевозчики выживают в условиях санкций

Как российские грузоперевозчики выживают в условиях санкций

18.01.2023
Вместо логистических хабов в ЕС — Азия, Индия и Турция; вместо стратегических планов — операционные; вместо долларов — юани, дихрамы и рупии; ускоренная цифровизация, ориентация на отечественные платформенные решения, IT-разработки и маркетплейсы —  так, по мнению генерального директора “Деловых Линий” Фарида Мадани, завершился непростой 2022 год для отечественных транспортных компаний. Искать быстрые и прорывные решения для отрасли стало залогом выживания в турбулентный период.

Редакция

Санкции западных стран кардинальным образом изменили отечественный рынок грузоперевозок, нарушив стабильные и проверенные логистические маршруты импорта и экспорта в Россию с северо-западного направления.

Мир меняется

Грузооборот автоперевозок в Европу с весны 2022 года упал на 40%.  Однако, возникшие сложности не привели к полному прекращению поставок в страны Европейского Союза и Америку. Несмотря на удлинение логистического плеча и изменение сроков грузоперевозки, которые на сегодняшний день увеличились на 14 дней, волатильность тарифов и очереди на границах, спрос на эти направления сохраняется, а значит задача логистов —  найти любую возможность для перевозки товаров в страны дальнего зарубежья. Транспортным компаниям к концу года это сделать удалось. Регулярная доставка для российских компаний сегодня доступна из Германии, американских континентов — и в обратном направлении.

В решении задач по перевозке европейских грузов в 2022 году логистам помогают дружественные государства, товарооборот с которыми с каждым годом у России увеличивается. Казахстан, Беларусь, Киргизия, Иран, Индия и Арабские Эмираты — одни из самых перспективных направлений коридора “Север-Юг”, потенциал которого оценивается около 25 млн. тонн к 2030 году при условии развития оптимистичного сценария. Финансовые ограничения, возникающие на северо-западном направлении, с лояльными государствами решаются путем перехода среднего и малого бизнеса на расчеты в китайских юанях, индийских рупиях, эмиратских дирхамов и казахских тенге.

Турецкий поток

Важную роль в платежах играют и лиры. Сравнивая показатели прошлого года и сентября 2022 можно говорить, как минимум, о двукратном росте товарооборота между Турцией и Россией. Маршруты по этому направлению прекрасно работают, благодаря чему в стране активно появляются как товары народного потребления, так и высокоточная электроника, запасные части для автомобильной и хозяйственной техники. Особенно привлекателен маршрут с точки зрения развития международного транспортного коридора “Север-Юг”, прогнозируемый ежегодный объем перевозок к 2030 году по которому превышает сегодня на 40% показатели Евразийского банка развития, озвученные год назад.

Китай и юго-восток Азии — ещё одно активно развивающееся направление автомобильных грузоперевозок и авиадоставки. Ослабление со стороны Китая коронавирусных ограничений, модернизация погранпереходов и завершение строительства моста через Амур вблизи Благовещенска создали необходимую инфраструктурную основу для реализации автомобильных грузоперевозок — достойной альтернативы доставки в контейнерах.

Главные тренды

Высококонкурентная среда побуждает отечественные транспортные компании уделять еще большее внимание качеству оказываемого сервиса, оптимизировать расходы и повышать безопасность грузоперевозок. Поэтому, когда IT-гиганты (SAP, Oracle) ушли с рынка, операторы в срочном порядке начали искать им замену в лице отечественных компаний.  Достойные сервисы на российском рынке удалось найти. Благодаря их использованию компания сэкономит от 2% до 7% стоимости перевозки. Этому способствует гибкая система торгов и сервис мониторинга рыночных ставок. К слову, внедрение информационных технологий — главная тенденция 2022 года. Согласно данным опроса Pitchbook Data, 86% транспортных компаний считают цифровизацию лучшим способом сокращения расходов.

Экспресс-доставки и перевозки малогабаритных грузов — второй по значимости микротренд, популярность которого будет увеличиваться с ростом продаж на маркетплейсах. В топ важных для транспортных компаний направлений развития в этом году вошли расширение географии перевозок, “обеление” рынка, логистика последней мили и развитие аутсорсинга. Умение быстро принимать решения, адаптироваться к ситуации и не бояться вкладывать ресурсы в развитие — главные навыки участника логистического рынка в 2022 году. Именно они помогли компании в непростых условиях превзойти показатели предыдущего года — причем как качественно, так и количественно. Общий тоннаж грузов у «Деловых Линий» стал больше на 8%, на 11% увеличилось общее расстояние, которое проехали фуры группы компаний.

Как российские грузоперевозчики выживают в условиях санкций

Правительство РФ также вносит свой вклад в развитие инфраструктуры и создает возможности для поиска операторами лучшего решения в сложившихся условиях. До 2023 года Министерство транспорта не поднимает тарифы на систему “Платон”, для участников ВЭД введены определенные послабления в части таможенного оформления, для грузовых авто изменились условия получения специальных разрешений, допустимое увеличение грузоподъемности составляет в 2022 году до 10% вместо 2% ранее. Кроме этого, модернизируется инфраструктура. Например, на загруженном “Верхнем Ларсе” до конца следующего года государство планирует увеличить количество полос до 40. Сейчас на погранпереходе создано только 12.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное