Top.Mail.Ru
Что происходит с рынком коммерческой техники в России

Что происходит с рынком коммерческой техники в России

фото: из архива редакции / 13.04.2023
Роль цифровых технологий и коммуникаций действительно стала значима и велика. Видение 2022 года в продажах комтранса от одного из крупнейших игроков онлайн-рынка представили эксперты «Авито Авто».

Оксана Демченко

Пара цифр для оценки масштаба: на площадке «Авито Авто» ежемесячно размещается более 315 тыс. объявлений в тематике коммерческого транспорта и спецтехники, что было подсчитано в рамках исследования, проведенного в конце 2022 года.

К статистике.

Для начала — о динамике спроса, отслеживаемого через пользовательскую активность на платформе «Авито». Хорошая новость: спрос стабилен. Активность в течение года фактически не показывала просадки, лишь в июне интерес ненадолго и ненамного снизился… что объясняется в основном естественной сезонностью, присутствующей в ряде сегментов техники — например, сельскохозяйственной. К сентябрю активность по просмотрам и запросам не просто восстановилась, но достигла пика по году, и снова за счет сезонности. Коммунальщики начали подготовку к зиме, аграрии собирали урожай. Кстати, исследование позволило вычесть спецтехнику из общей активности, и тогда, по словам спикера, грузовая программа показала еще более ровный график активности.

Теперь — о предложении техники. Небольшая просадка здесь была и пришлась на март, когда рынок оказался дезориентирован. Но восстановление пришло быстро, уже к апрелю — маю число объявлений на сайте вернулось к норме.

Что происходит с рынком коммерческой техники в России

«Как онлайн-площадка мы практически полностью отражаем рынок, и то, что можно отследить в сети, на самом деле показывает и офлайн-поведение», — отметила Анна Кравченко, менеджер по работе с ключевыми клиентами «Авито Авто», в своем докладе на конференции ForAuto.

Есть возможность выделить из всего коммерческого рынка грузовики, вернее крупно- и среднетоннажную технику, седельные тягачи и прицепы всех типов (кроме прицепов для легковых авто). Пользовательская активность в такой выборке удивительно стабильна, лишь тщательно присмотревшись, можно предположить колебания в марте и мае. А вот предложение колеблется отчетливо, продавцы сразу отреагировали на турбулентность экономики и политики, возникла просадка по числу объявлений в феврале, марте и апреле. Затем, к маю, наметилось восстановление.

Классифайды многими воспринимаются как целевые продавцы техники с пробегом, но это давно не так, заверила эксперт. Доля новой техники на «Авито» росла год за годом, официальные дилеры с той или иной активностью размещались на классифайдах, в том числе и на этой площадке… и вдруг за несколько месяцев с рынка продаж ушла «большая семерка». Дилеры постарались выжить, для чего стремительно наладили новые связи, заключили договоры — и устремились в онлайн, чтобы так же быстро активизировать продажи. По сути, другого столь же короткого и территориально широкого пути к клиенту просто не было.

Что происходит с рынком коммерческой техники в России
Стоимость техники выросла во всех категориях, кроме новых прицепов.

Из сказанного следует важность оценки соотношения продаж новой и подержанной техники, а также возможность провести такую оценку на примере онлайн-площадки. Итак, за год доля объявлений со статусом техники «новая» резко выросла — с 30 до почти 50 %! Наибольший рост показали прицепы, доля отечественных за год стремительно выросла — на 21,8 %. Еще один сегмент заметно подрос по сетевой представленности новой техники — это «грузовики», причем за счет китайской программы. Здесь рост оценивается в 13,5 %.

Ценовая динамика 2022 года. Крайне неоднородная картина! Прицепы, особенно новые, показали сокращение средней цены — и дело не в том, что упала реальная стоимость и были устроены распродажи, а в том, что сменилось наполнение ниши. В первые месяцы года оказались раскуплены дорогие импортные лоты, а далее предлагались к продаже в основном отечественные с характерной для них ценой.

Что происходит с рынком коммерческой техники в России
Грузовики с пробегом «помолодели» на 7 %.

Техника с пробегом за счет более высокой стабильности марочного предложения показала сглаженную ценовую динамику, а именно — рост во всех сегментах. Лидировали по удорожанию тягачи: когда уход «большой семерки» стал очевиден, потребители поспешили выкупить доступные остатки.

«Жадность» потребителей спровоцировала ускоренное омоложение предложений по грузовикам с пробегом: буквально все свежее оказалось раскуплено. Впрочем, интерес к свежей технике зародился не в 2022 году.

«В запросах потребителей б/у и новой техники, в специфике поиска по двум этим группам заметна очень большая разница», — отметила Анна Кравченко.

Еще один интересный индикатор, доступный к исследованию на «Авито»: приобретение техники из наличия или под заказ. Очевидно, что любые продавцы предпочитают торговать тем, что имеют в наличии. Но клиенты хотят иного. Дефицит наметился раньше, еще в 2021 году клиенты усвоили: порой «свою» технику приходилось ждать, и достаточно долго. А значит, цены просто не могли быть низкими, формировался рынок продавца. Не зря на площадке «Авито» в 2021 году были выявлены бренды и модели, по которым очередь на поставку достигала 9–10 месяцев.

Что происходит с рынком коммерческой техники в России
В категории «Прицепы» представлено максимальное количество нового транспорта.

Доля сделок «под заказ» неуклонно росла: с 10 % в начале 2021 года к 15,1 % в начале 2022 года и 22,6 % к началу текущего 2023 года. Спикер отметила, что такие данные надо рассматривать осторожно, они показывают поведение онлайн-продавцов, нацеленных на быстрые сделки… и вынужденных учиться смотреть в будущее, планировать на солидную перспективу, поскольку такого поведения требует клиент. Своего рода конфликт интересов, который будет решаться через заполнение рынка новыми предложениями и растущую готовность клиентов рассматривать варианты, которые прежде не рассматривались.

Бренды в топе поиска 2022 года, снова опираемся на данные «Авито». Безусловный лидер по поисковым запросам — КАМАЗ. Но заметна и быстрая динамика роста интереса к брендам из Китая. Если в 2021 году ни одного такого бренда не было в топ-10 поиска сегмента б/у, то в 2022 году Shacman (Shaanxi) захватил девятую строку. В остальном список мало изменился. А вот в топе лидерства новых грузовиков перемены драматические и молниеносные: в 2021 году лишь один «китаец» смог пробиться в топ и закрепился на относительно высоком месте — четвертом. В 2022 году Китай представлен уже четырьмя брендами, причем Shacman смог взлететь на вторую (!) строку в списке внимания пользователей, а Howo, FAW и JAC не просто ворвались в группу лидеров, но закрепились на четвертом, шестом и седьмом местах соответственно. Это — не предел. По мнению спикера, в 2024 году топ запросов будет критически обновлен. Достаточно сказать, что в сегменте новых тягачей уже зафиксирована смена лидера: в 2022 году Sitrak обогнал по запросам КАМАЗ, а упомянутый ранее Shacman дышит ему в спину.

Техника с пробегом более консервативна, тройка лидеров за год не поменялась: Volvo, Scania, MAN. Ста-бильность — приятная тема в наше непростое время, но важно помнить, что речь в обсуждаемых данных идет о запросах и поиске, а вовсе не о конечном выборе и покупке.

Коротко о региональной динамике запросов. Весь год лидировал Приволжский округ, что подтверждает еще раз: онлайн-картина сполна отражает происходящее в офлайне, «на земле». Где стройки, где большие проекты, там и запрос на технику.

Резюмируя данные по 2022 году, спикер высказала и свое видение ситуации на 2023‑й: уже сейчас заметна определенная стабилизация рынка; структурная перестройка продолжается — продавцы активнее набирают портфель китайских брендов; есть изменение настроя потребителей, растет их готовность изучать новые модели и бренды, чтобы затем приобретать.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное