Top.Mail.Ru
Белорусский автопром после пандемии и протестов: что происходит на заводах и почему забастовки — это фэйк

Белорусский автопром после пандемии и протестов: что происходит на заводах и почему забастовки — это фэйк

фото: автора / 21.08.2020
Выясняем, как идут дела на МАЗе, МЗКТ, Минском тракторном и других гигантах родом из СССP и насколько опасны дестабилизирующие факторы после выборов президента РБ.

Александр Трохачев

Что бы там ни говорили и писали вездесущие диванные эксперты, автопром Беларуси жив! Более того, он продолжает развиваться. Возрожден и промышленный туризм! Так, Минский тракторный завод с 13 августа возобновил экскурсии по предприятию. Большинство новостей про многотысячные забастовки трудовых коллективов зачастую — просто фэйк. Бастовали не все рабочие, а только часть, но при этом заводы сборочные конвейеры не останавливали. И даже сейчас, когда налицо дестабилизирующие факторы после выборов президента РБ, коллективы не сорвали стоп-кран и продолжают выпускать товарную продукцию. В этом списке «Амкодор», БелАЗ, «БЕЛДЖИ», «Белкоммунмаш», «Бобруйскагромаш», «Брестмаш», МАЗ, «Могилевтрансмаш», МТЗ и другие. Протесты протестами, но производство и экономика важнее!

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - img_0446_.jpg
По данным пресс-службы Минского автозавода, за I квартал 2020 года рост экспортных поставок составил 238,2 %.

Гораздо сильнее ударили по автопрому республики не протесты и забастовки, а COVID-19. Еще за год до прихода коронавируса в Беларусь местный автопром чувствовал себя неплохо. Если в 2018 году маркировку «Сделано в Беларуси» получило 23 261 новое транспортное средство, то в 2019‑м — уже 30 485 ед. (+31,1 %). Из этого количества 8304 ед. составили новые МАЗы, 862 ед. — карьерные и аэродромные БелАЗы и всего 3 ед. — самосвалы МоАЗ. Прирост производства составил 23,7 % против 25,5 % годом ранее, но он не означает увеличения сбыта.

Белорусский автопром после пандемии и протестов: что происходит на заводах и почему забастовки — это фэйк
«Минтранс» подписал договор с Минским автозаводом на поставку до конца 2020 года свыше 400 автобусов.

Выпуск всех грузовиков в РБ в 2019 году достиг 9196 ед. (+576 ед. или +5,9 % к значениям годичной давности). Производство автобусов, напротив, немного снизилось: собрано 1150 ед. (–72 ед. или –5,9 % к 2018 году). Лучше всего обстоят дела с легковушками: за отчетные 12 месяцев 2019 года их изготовлено почти вдвое больше, 18 350 ед. (+8645 ед. или +189,1 % к январю-декабрю 2018 года).

В доковидный период 2019 года всего в Беларуси членами Белорусской автомобильной ассоциации было реализовано 64 504 новых автомобиля (+22 % к 2018 году). Сегмент LCV показал уровень сбыта в 4288 ед. В тройке лидеров здесь две российские модели: 1288 ед. «Газель Next» и 589 ед. «Газель Бизнес». На третьем месте Renault Master (333 ед.). Странно, но микроавтобусов МАЗ-Купава-233150, МАЗ-281040 и «Брестмаш» в первых строчках итогов отчетности не наблюдается…

Зато, по заявлению министра промышленности Беларуси Павла Утюпина, в 2019 году на предприятиях Минпрома РБ средняя зарплата выросла на 9,1 % и составила 1115 белорусских рублей (по банковскому курсу — примерно 32 260 руб. РФ).

ЭКСПОРТ — ВСЕМУ ГОЛОВА!

В постсоветский период Минский автозавод всегда ориентировался на экспортные поставки, причем не только в Россию и страны Содружества. Например, в середине лета 2020 года предприятие впервые поставило свою продукцию в Зимбабве. Раньше это могло звучать, как анекдот, а сегодня — чистая правда. В южную часть африканского континента отгружены пять седельных тягачей МАЗ-646087 (6х4) и пять полуприцепов-тяжеловозов МАЗ-937900‑010 грузоподъемностью 30 тонн. Грузовики получили кабину с низкой крышей, одно спальное место и кондиционер. Им предстоит возить строительную технику.

Белорусский автопром после пандемии и протестов: что происходит на заводах и почему забастовки — это фэйк
За пределами РБ находит спрос спецтехника на шасси грузовых автомобилей.

Кстати, одной поставкой дело не ограничится. В столице Зимбабве городе Хараре завершается возведение шоурума коммерческой автотехники производства РБ. И еще один факт: до конца лета МТЗ поставил в Зимбабве более 430 белорусских тракторов Belarus-820! Из них 130 уже отгружены, еще 300 в стадии отправки. Кстати, поставки техники Belarus возобновились в апреле 2020 года после 12‑летнего перерыва (с 2008 года). Вот это — успех!

Не отстает от коллег и машиностроительный холдинг «Амкодор», ориентированный на сбыт в Россию и даже в Европу. Например, в конце июля 2020 года на Опытно-экспериментальном заводе были изготовлены форвардер «Амкодор FF1681» (8х8) и харвестер «Амкодор FH3081» (8х8), чье серийное производство уже не за горами. Иностранным заказчикам доступны автогрейдер «Амкодор-165», гусеничный траншеекопатель модели XT 15CD11, трактор с шарнирно-сочлененной рамой «Амкодор-5300», новейшие погрузчики универсальные моделей 308С-03 и 350С2.

Белорусский автопром после пандемии и протестов: что происходит на заводах и почему забастовки — это фэйк
Минский завод колесных тягачей, выпускающий тяжелую технику под брендом Volot, активно экспортирует ее за рубеж.

На поставки за пределы РБ ориентирован и выпуск микроавтобусов завода «Брестмаш», входящего в холдинг «БЕЛАВТОМАЗ». В июле здесь начали производство первой собственной модели под обозначением «Брестмаш-343001» (4х2). В середине лета о выпуске новинки отчитался и Минский завод колесных тягачей. Линейку спецшасси пополнила модель МЗКТ-652760‑231 с колесной формулой 10х10. Такая техника востребована в нефтегазовой отрасли России и Азербайджана и предназначена для монтажа колтюбингового оборудования. Прямым конкурентом данной модели служит продукция СП «Iveco-AMT» из Миасса Челябинской области. Еще один новый ориентированный на экспорт товар — пятиместный легкобронированный автомобиль МЗКТ-490101 (4х4) грузоподъемностью 1800 кг. А 140‑й ремонтный завод в Борисове из боевой машины «Кайман» (4х4) создал гражданский вездеход для ведения охоты, рыбалки, доставки людей и грузов по бездорожью.

Спрос за пределами РБ имеет новинка сезона — аэродромный двухкабинный тягач БелАЗ-74271 (4х4) для буксировки авиалайнеров массой до 600 тонн! Кроме того, в сверхтяжелом классе белорусы активно продвигают ранее освоенные в производстве карьерные самосвалы БелАЗ-4547 грузоподъемностью 45 тонн и 55‑тонный БЕЛАЗ-7555Н с новым ведущим мостом с увеличенным ресурсом. В строительном сегменте предлагается и специальный колесный бульдозер МоАЗ-68020.

За пределами РБ находит спрос и спецтехника на шасси грузовых автомобилей. Так, завод «Пожснаб» в Борисове изготовил пожарную автоцистерну АЦ-5,0‑40 на шасси МАЗ-5434Х3 (4х4). По контракту с Государственным национальным агентством по чрезвычайным ситуациям Монголии в 2020 году их будет поставлено 25 ед. А всего до конца года туда будут отгружены 73 ед. белорусской спецтехники, включая машины пенного и воздушно-пенного тушения, насосно-рукавные автомобили, передвижные штабы и пункты управления. В этом списке также 32‑метровые автолестницы, вахтовые автобусы и даже мобильный госпиталь со станцией обработки.

Говорят, курочка по зернышку клюет. Так и белорусский автопром. В феврале ОАО «МАЗ» и сборочный завод Jelwan Machinery & Equipment Co. заключили контракт на передачу 15 машинокомплектов грузовиков МАЗ. Сейчас, когда каждый заказ на вес золота, клиентами не разбрасываются и ищут их там, где конкуренты спят в шапку.

ПАССТРАНС: ПАНДЕМИЯ — НЕ ПРИГОВОР!

Автобусная продукция РБ тоже не перестает удивлять постоянным обновлением. В августе прошлого года на 75‑летии Минского автозавода был презентован низкопольный городской автобус третьего поколения МАЗ-303. В январе 2020‑го в киевском аэропорту «Борисполь» состоялась премьера перронного автобуса второго поколения МАЗ-271067. Весной 2021 года минчане намерены показать трехосный туристический лайнер, идущий на смену МАЗ-251.

Не забывают производители и про внутренний рынок. «Минтранс» подписал договор с Минским автозаводом на поставку до конца 2020 года свыше 400 пассажирских машин. Оператор получит 185 городских автобусов МАЗ-203015, 100 сочлененных МАЗ-215069 и пять новейших сочлененных МАЗ-216066. В контракт включены также 40 пригородных автобусов МАЗ-203115. Столичные транспортники заказали и 75 троллейбусов МАЗ-203170 с увеличенным автономным ходом. Ранее, в январе-апреле текущего года в «Минтранс» поступило 70 новых троллейбусов белорусского производства.

Отгрузки идут и за рубеж, включая Россию. Скажем, весной минчане начали поставки сочлененных городских автобусов МАЗ-216066 в Санкт-Петербург: до конца года их количество достигнет 100 ед. На тесты в Самару и Сочи отправлены электробусы «Витовт» Е420. Так что и в условиях COVID-19 жизнь продолжается!

Правда, из-за пандемии коронавируса часть проектов по экспортным поставкам в европейские страны приостановлены. Тем не менее, в январе-марте минчане успели отгрузить заказчикам Литвы и Польши продукции более чем на полмиллиона долларов США.

С ОГЛЯДКОЙ НА УКРАИНУ И РОССИЮ

Согласно статистике, в последнее время растет число отгрузок белорусской техники в страны СНГ и, в частности, в Украину. Отсюда и участие производителей РБ в национальных выставках. Например, на международной агропромышленной выставке «Агро-2020» в Киеве (11‑14 августа) минчане показали новейшую модель колесного трактора Belarus-742.7, идущую на смену МТЗ-82. Не отстает и Минский моторный завод. Он сертифицировал новый тракторный двигатель Д-245.255М мощностью 85‑122 л. с. самого высокого в Европе экологического класса Stage 5.

В январе-марте 2020 года МАЗ продал на рынке Украины 125 грузовиков, что позволило ему сохранить лидерство с долей 23,6 %. Правда, сбыт автобусов из-за пандемии коронавируса в I квартале снизился на 13 ед. Тем не менее, Украина охотно приобретает белорусские грузовики с лицензионными китайскими моторами Weichai. В этом списке 430‑сильный бортовой тягач МАЗ-631828 (6х6) с грузовой платформой объемом 36,8 м3 и 400‑сильный сортиментовоз МАЗ-63122J-8528 (6х4). Импортные двигатели получила самосвальная техника: 190‑сильный МАЗ-457121 (4х2) грузоподъемностью 4 тонны и 423‑сильный МАЗ-651328‑570‑000 (6х4) с 20‑кубовым кузовом с технически допустимой нагрузкой 25 тонн.

Явная ориентация на рынок РФ прослеживается в моделях, показанных на выставке «Комтранс-2019» в Москве. В этом списке, например, среднетоннажник МАЗ-4381СО-2522‑025 (4х2) со сверхдлинной колесной базой и кузовом объемом 57,7 м>sup>3! В начале года минчане показали первый самосвал с колесной формулой 8х8 — МАЗ-65262L грузоподъемностью 35 200 кг при полной массе 54 000 кг. Это ответ на запросы рынка РФ, где отмечена тенденция к росту продаж грузовиков со всеми ведущими колесами. Экспортным потребителям адресованы и беспилотные карьерники БелАЗ-7513R грузоподъемностью 130 т, и БелАЗ-7555 с двигателем Volvo уровня Stage V. Из этой же когорты новая шахтная машина Belarus MT-503 для перевозки 22 шахтеров. И таких примеров немало.

Справедливости ради нужно отметить, что в условиях борьбы с COVID-19 продажи за рубеж не растут, а как раз наоборот. Например, в апреле 2020 года, когда был введен режим самоизоляции в РФ, поставки МАЗов к апрелю 2019‑го сократились более чем на треть, с 342 ед. до 223 ед. (–34,8 %). А за январь-апрель, по данным аналитического агентства «Автостат», они растаяли с 1191 ед. до 971 ед. (–18,5 %). Для понимания: за этот же период продажи всех новых грузовиков в России снизились только на 10 %. Падение продолжилось шестой месяц подряд, а МАЗ в структуре потребительского спроса перевозчиков РФ откатился на девятое место…

Даже бэушки ушли в минус: спрос на МАЗы с пробегом на вторичном рынке подтаял на 13,1 %. В то же время, с начала года по апрель экспорт МАЗов в дальнее зарубежье вырос почти в 2,4 раза. По данным пресс-службы Минского автозавода, за I квартал 2020 года рост экспортных поставок составил 238,2 %.

(6 оценок, среднее: 2,33 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное