Top.Mail.Ru
Автопарк для ритейла

Автопарк для ритейла

06.05.2014
Крупные сетевые структуры и растущие компании, такие как «Лента», «О’Кей», «Митлэнд», выходя в регионы, стремятся выстраивать собственный автопарк, чтобы не зависеть от услуг местных дистрибьюторов

Виктория Загоровская

Крупные сетевые структуры и растущие компании, такие как «Лента», «О’Кей», «Митлэнд», выходя в регионы, стремятся выстраивать собственный автопарк, чтобы не зависеть от услуг местных дистрибьюторов. Согласно подсчетам специалистов ООО «Максидом», это позволяет экономить на логистических услугах до 20% их стоимости.

В настоящее время многие российские ритейлеры уже имеют собственные автопарки. Самым большим автопарком располагает компания «Магнит», в арсенале которой, по данным на октябрь 2013 года, около 4700 больших грузовиков. У торговой сети «Копейка» собственный транспорт существует со времен основания. Кроме того, в ее распоряжении имеется база по обслуживанию автомобилей. До 15 % денежных средств от облигационного займа (объемом около 1 млрд руб.) компании «Митлэнд Фуд Групп» будет направлено на увеличение парка собственного специализированного автотранспорта для обеспечения возрастающих объемов сбыта. Аналогичные планы объявила X5 RETAIL GROUP (оператор сетей «Пятерочка» и «Пере кресток»), которая недавно подписала контракт с компанией Scania на поставку около 150 грузовых тягачей.

А группа компаний «Дикси-Юнилэнд», развивающая в России сеть дискаунтеров «Дикси», еще несколько лет назад заключила договор операционного лизинга на поставку 89 грузовых автомобилей, рассчитывая сократить затраты на логистику.

Многие предпочитают сочетать собственный автопарк с лизинговым. Это позволяет компании свободно выплачивать платежи и одновременно получать прибыль от перевозок. В свою очередь сезонную потребность в автотранспорте выгоднее закрывать аутсорсингом, чтобы не содержать лишний транспорт во время сезонного спада.

Как бы там ни было, с ростом товарооборота сетей в последние годы потребность в лизинге грузового автотранспорта для них существенно возрастает.

Если говорить о росте интереса к лизинговым схемам со стороны ритейлеров, то их мотивация не отличается от мотивации других клиентов. «Лизинг, в отличие от кредита, является финансовым продуктом, ориентированным исключительно на юридические лица, в том числе на предпринимателей, — рассказывает Алексей Cичинава, заместитель генерального директора «ВЭБ-лизинг». — Благодаря его особенностям предприниматели имеют возможность экономить на налогах (зачет НДС, налог на прибыль), при приобретении имущества в лизинг происходит его ускоренная амортизация, не требуется залоговое обеспечение, так как залогом является сам предмет лизинга. Удорожание  при лизинге ниже, чем при кредите, сумма аванса может составлять от 10 до 50 %, срок договора до 5 лет, при этом лизингополучатель сам может формировать график платежей и выбирать валюту».

Сотрудничество лизинговых компаний с производителями техники позволяет предлагать выгодные условия договора и предоставлять скидки представителям ритейла. Так, в числе основных партнеров «ВЭБ-лизинг» в данном сегменте — производители марок МАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, ЗиЛ, ПАЗ, MAN, Iveco, Volvo Trucks, Mercedes-Benz, Hyundai и другие. С производителями ГАЗ, ПАЗ, КАМАЗ, ЗиЛ, Iveco, Hino достигнуты договоренности о скидках, а с Hyundai действует эксклюзивная партнерская программа Hyundai Truck and Bus Leasing, в рамках которой клиент может приобрести автомобиль в лизинг с нулевым удорожанием относительно его рыночной стоимости.

В рамках предложения лизинга грузовиков компания Carcade осуществляет передачу в финансовую аренду автомобилей Daewoo, DAF, Ford, Hyundai, Isuzu, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo Trucks, ГАЗ, КАМАЗ, Урал и других марок.  Параметры договора формируются исходя из потребностей лизинго- получателя. Первый взнос составляет от 9 %, срок договора — до 5 лет. Ряд моделей можно получить в лизинг на условиях годового удорожания 0 %.

Помимо финансовых продуктов, лизинговые  компании предлагают клиентам и сервисные решения: регистрация автомобиля, его страхование, техническое обслуживание на специальных условиях, топливные карты, помощь на дороге и многое другое.

Например, «Европлан», помимо срока договора от 12 до 60 месяцев, аванса от 0 до 49 %, оперативного или финансового лизинга, предоставляет дополнительные услуги в соответствии с потребностями клиента — регистрация в ГИБДД, прохождение ТО, шинный сервис, подменный автомобиль, страхование, спутниковая сигнализация, программа помощи на дорогах Europlan Assistance и «Европлан. Топливо».

Так, в рамках программы «Европлан. Топливо» каждый клиент компании, приобретая автомобили в лизинг, получает топливную карту и возможность легко управлять расходами своего предприятия на ГСМ. При эксплуатации машин эти издержки составляют значительную часть транспортного бюджета. Переход с наличной на безналичную форму оплаты по картам на АЗС дает пользователям возможность зачета НДС, контроля пробега и заправок служебных авто водителями.

По другой программе в течение всего срока лизинга клиенты компании могут получать техническую помощь на дороге (запуск двигателя, помощь в дозаправке, услуга «забытый ключ» и др.), эвакуацию при неисправности, юридические консультации по ситуациям на дорогах, а также услуги круглосуточной справочной службы. Особенностью программы является то, что ей может воспользоваться неограниченное количество водителей лизингового автомобиля при неограниченном числе обращений в год.

Все эти преимущества лизинга перед кредитом и покупкой автомобиля за счет собственных средств делают его в глазах сетевого ритейла все более привлекательным. Это приводит к тому, что доля автотранспорта, приобретаемого данной категорией клиентов в лизинг, растет даже в ситуации экономической нестабильности.

«Многие представители лизингового сообщества одной из основных угроз рынку в свете нынешней экономической ситуации видят риск падения платежной дисциплины лизингополучателей, — делится Алексей Сичинава. — Грузовой транспорт является высоколиквидным имуществом, при этом сама суть финансового инструмента предполагает нахождение предмета лизинга в собственности у лизинговой компании до момента погашения клиентом всех платежей.

Это позволяет лизинговым компаниям минимизировать собственные риски и, как следствие, проявлять высокий уровень лояльности к потенциальным клиентам даже на фоне риска падающей платежной дисциплины. В том случае, если лизингополучатель не исполняет условия договора, переданное ему в пользование имущество изымается и реализуется на вторичном рынке. Также возможна повторная передача в лизинг изъятого имущества».

«Проблема состоит в том, что изъятый грузовик сложнее продать на вторичном рынке, чем, к примеру, легковой автомобиль или микроавтобус, — отмечает Алексей Смирнов, генеральный директор компании Carcade. — Во многих случаях такая техника «находит» своих покупателей не сразу, при этом, чем больше «простой», тем грузовики менее ликвидны».

По мнению вице-президента компании «Европлан» Александра Михайлова, у ритейла есть потребность в возврате грузового транспорта в лизинговую компанию, однако с ее удовлетворением могут возникнуть сложности. «На то есть ряд причин, — поясняет эксперт. — Это высокий риск возврата машин в плохом состоянии; потребность в организации дополнительных площадок для хранения крупногабаритной техники; необходимость иметь договоренности с крупными продавцами бывшей в употреблении техники о помощи в реализации возвращенных единиц. Тем не менее «Европлан» работает с каждым клиентом индивидуально и практически всегда приходит к взаимовыгодному решению — ресурсы компании это позволяют».

Выкуп автомобилей, по словам Алексея Сичинавы, происходит всегда после обязательной уплаты лизингополучателем выкупного платежа. Переход к нему права собственности на имущество является одной из отличительных черт такого механизма, как финансовый лизинг. Возможность отказаться от выкупа предусматривается при использовании операционного лизинга, однако данный вид лизинга в России пока распространен в гораздо меньшей степени, чем финансовый.

Для лизинговых операторов, предоставляющих услуги финансовой аренды грузовиков, ритейлерские компании являются в целом надежными и низкорисковыми клиентами — даже кризисные явления в экономике в меньшей степени затрагивают крупный ритейл.

«В настоящее время в числе клиентов Carcade в основном небольшие региональные торговые компании. При этом крупные ритейлеры, безусловно, интересны нам в качестве лизингополучателей — они надежны в финансовом плане, кроме того, потребность такого рода клиентов в грузовом автотранспорте стабильно высока и останется таковой в обозримом будущем», — подтверждает генеральный директор компании Алексей Смирнов.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ / ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ КОМПАНИИ «ЕВРОПЛАН»

Автопарк для ритейла

В 2013 году укрепилась одна не самая обнадеживающая тенденция — падение спроса на коммерческий транспорт: по итогам 5 месяцев продажи сократились примерно на 15 %. Финансовые компании, банки, дилеры и автопроизводители ответили на это расширением инструментов финансирования покупки: резко увеличилось количество программ, позволяющих выгодно приобрести технику. Эти программы призваны стимулировать спрос — лизинг и кредит приобретают новые условия за счет договоренности производителей, дилеров, лизинговых компаний и банков.

При этом среди сетевого ритейла не наблюдалось спада потребности в развитии парка грузовых машин. Присутствует и интерес к лизинговым схемам, которые способны значительно снизить финансовую нагрузку на бизнес компаний этого сектора. Более того, в последние годы с ростом товарооборота сетей потребность в лизинге транспорта для них растет.

Как и во всем мире, интерес к лизингу как способу приобретения транспорта по доставке товаров в сеть рождается в муках. В муках сравнения этого метода с привычной всем прямой покупкой или арендой у подрядчиков. Финансовые директора сетевых торговых предприятий делают десятки расчетов операционной эффективности собственного и нанимаемого транспорта. В итоге видно, что там, где транспорт является ключевым фактором успеха сети, его выгодно контролировать и привлекать наемные машины только в случаях всплеска потребностей в перевозке товаров, например, сезонных. Иметь собственный парк, купленный на свои средства и состоящий из десятков или сотен разнокалиберных грузовых машин, работающих на разном плече, весьма накладно. Поэтому лизинг и позволяет найти золотую середину. Парк твой, но платишь как бы в рассрочку.

Автопарк ритейлеров состоит как из грузового транспорта различной грузоподъемности, так и из легкового. Три самых важных фактора при выборе грузового автомобиля: стоимость километра (пробега), стоимость самой машины и ее сохранение во времени, послепродажное обслуживание, а также наличие выгодных  партнерских программ автопроизводителя с банками или лизинговыми компаниями, которые позволяют финансировать приобретение такого транспорта. На сегодняшний день становится все больше предпринимателей из числа представителей сетевого ритейла, которые стремятся сохранить оборотный капитал и повысить прибыль предприятия, используя такие финансовые инструменты, как лизинг.

АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ CARCADE

Автопарк для ритейла

Собственные автопарки российских ритейлеров насчитывают тысячи грузовых машин (на конец 2013 года самый большой показатель — 4,7 тыс. автомобилей в корпоративном парке крупной федеральной ритейлерской компании). Большинство из этих машин — фуры. С учетом необходимости обновления и расширения грузовых автопарков и развития региональной сети продаж потребность ритейлеров в новых грузоподъемных машинах достаточно высока. Лизинг является оптимальным инструментом для приобретения необходимой техники на выгодных условиях при минимизации ежемесячной финансовой нагрузки. Кроме того, клиент получает фискальные бонусы за счет возврата НДС и экономии по налогу на прибыль.

В 2013 году объем нового бизнеса в сегменте лизинга грузовых автомобилей вырос на треть по сравнению с 2012-м. Более половины всех грузовых машин в России приобретаются в лизинг, и этот показатель постоянно увеличивается. Более того, по прогнозам экспертов, автолизинг (с учетом легковых машин, легкого коммерческого транспорта и грузовых автомобилей) в 2014 году станет одним из драйверов российского рынка лизинга в целом. Роль ритейла в этом развитии существенна: наряду со строительными, добывающими и логистическими компаниями ритейлеры являются основной категорией лизинго-получателей грузовых автомобилей.

Как правило, крупные ритейлерские компании при заключении договора лизинга на грузовую автотехнику заинтересованы в минимизации первоначального платежа и ежемесячных лизинговых выплат, а также в достаточно длительном сроке финансовой аренды (свыше трех лет). Carcade предлагает вариативные условия лизинга грузовых автомобилей, в максимальной степени учитывающие текущие потребности бизнеса клиентов.

Ритейл может быть не очень привлекателен для розничных лизингодателей, у которых есть ограничения по объему финансирования сделок одного клиента из-за рисковой политики.

Главной причиной, по которой лизинг грузовых машин не является приоритетным направлением для многих лизинговых операторов, успешно работающих в сфере предоставления услуг финансовой аренды транспортных средств, заключается в более низкой ликвидности предмета сделки в сравнении с сегментом легковых и легких коммерческих автомобилей. Здесь больше представлены универсальные операторы, специализирующиеся на широкой номенклатуре предметов лизинга, а также кэптивные компании, работающие при производителях грузовиков. Кроме того, сам по себе сегмент грузовых автомобилей и его динамика зависят от экономической конъюнктуры и сезонности. Например, риск неплатежей для лизингодателей, предоставивших в финансовую аренду такой тип техники как карьерные грузовики, повышается зимой, когда эти машины не работают. Грузоперевозки являются индикатором состояния экономики — во время кризиса 2008 года перевозки как вид бизнеса сократились на порядок.

Несмотря на то, что Carcade специализируется на лизинговой «рознице», мы можем обеспечить лизинг достаточно крупных партий грузового транспорта — компания использует инновационные скоринговые технологии оценки рисков, которые позволяют в сжатые сроки проанализировать весь спектр риск-факторов и принять решение о сотрудничестве с тем или иным клиентом, заинтересованным в финансовой аренде.

АЛЕКСЕЙ СИЧИНАВА / ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ОАО «ВЭБ-ЛИЗИНГ»

Автопарк для ритейла

Сетевые ритейлеры наряду с логистическими и транспортными компаниями являются одними из основных потребителей услуг лизинга грузового автотранспорта. Тенденции последних полутора двух лет свидетельствуют о падении рынка грузового автотранспорта; на этом фоне сегмент лизинга грузовых машин продолжает расти. Так, по данным «Автостата», в 2013 г. российские продажи грузовиков (свыше 3,5 т) сократились на 14,3 %, до 109 300 шт. При этом финансовый объем новых сделок в сегменте лизинга грузового автотранспорта увеличился на 23 % — с 137 млрд рублей в 2012 году до 177 млрд рублей по итогам 2013-го. Стоимость новых договоров лизинга «ВЭБ-лизинг» в данном сегменте по итогам 2012 года составила около 16 млрд руб., а в прошлом году достигла 29,5 млрд рублей.

Стоит отметить, что при сохраняющейся положительной динамике роста рынка лизинга грузовых автомобилей его темпы замедляются. Одной из основных причин является общая стагнация в экономике России: падают объемы производства товаров и услуг, уменьшается спрос на них, соответственно, нестабильно себя чувствуют участники производственных процессов, сокращаются объемы грузоперевозок, в том числе автомобильных, что негативным образом сказывается на бизнесе транспортных, логистических и ритейлинговых компаний. Также свою роль играет завершение крупных инфраструктурных проектов, в числе которых Олимпиада, Универсиада, саммит АТЭС. После их проведения появилось огромное количество относительно новой спецтехники и коммерческого транспорта, что дает толчок развитию вторичного рынка, снижает объемы продаж новой техники.

Сказывается на спросе введение утилизационного сбора, а также вступивший в силу 1 января запрет на использование грузовиков, отвечающих экологическому стандарту Евро-2; в 2015 году должен произойти переход на модели, отвечающие стандарту Евро-5, а 1 января 2016-го — Евро-6.

На фоне ужесточающейся конкуренции между лизинговыми компаниями клиентам предлагаются все более лояльные условия, так что на сегодняшний день рынок лизинга — это рынок покупателя, а не продавца. У «ВЭБ-лизинга», как и у других крупных игроков, ведущих свою деятельность в сегменте лизинга грузового транспорта, заключены соглашения о сотрудничестве с определенными производителями. Если клиент выбирает автомобиль той марки, с производителем которой у лизинговой компании заключено соглашение о сотрудничестве, он может рассчитывать на специальные условия сделки: уменьшенный аванс, минимальный набор документов, упрощенную процедуру одобрения, увеличенный срок договора. Возможно также уменьшенное удорожание, которое может являться и нулевым относительно рыночной стоимости автомобиля. Нулевое удорожание доступно благодаря скидкам, которые производитель предоставляет лизинговой компании как оптовому покупателю техники, которая, в свою очередь, проецирует данные скидки на своих клиентов.

В компании «ВЭБ-лизинг» представитель ритейла может получить технику при внесении авансового платежа от 10 до 50 % на срок от 12 до 60 месяцев при средней ставке 8 %. Клиент может ставить автотранспорт на баланс лизинговой компании или на свой собственный, выбирать валюту договора, график платежей. Срок реализации сделки с момента подачи документов до получения ключей от машины составляет порядка 5 рабочих дней.

«ВЭБ-лизинг» сотрудничает со всеми представителями бизнеса, для которых актуально обновление и расширение корпоративного автопарка, в том числе с сетевыми ритейлерами, и планирует развивать это направление дальше.

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное