Top.Mail.Ru
Автомойка: чистота — залог дохода

Автомойка: чистота — залог дохода

фото: автора и фирм-производителей / 25.05.2017
Чистый коммерческий автомобиль — это лицо фирмы, авторитет перед существующими клиентами и хороший канал для привлечения новых заказчиков. Любой автопарк так или иначе вынужден решать вопрос мойки подвижного состава. Разбираемся, как организовать автомойку в условиях транспортной компании, гаража или СТО

Михаил Ожерельев

Сфера автомоечного бизнеса в России в последнее время очень активно развивается. И дело здесь не только в растущих объемах автомобильного парка, сложных и непредсказуемых погодных условиях, неудовлетворенности состоянием российских дорог. Правда, что касается асфальта, то ситуация меняется в лучшую строну. По данным Минтранса, доля протяженности федеральных дорог в нормативном состоянии за последние годы увеличилась с 39 до 71 %. С другой стороны, в последние годы существенно повысились требования клиентов к качеству мытья и культуре обслуживания.

Сегодня в России насчитывается примерно 26 тысяч автомоек — это сопоставимо с Германией, где таковых действует 24 729 шт. (данные компании WashTec). Справедливости ради отметим, что автопарки России и Германии близки по объему: одна мойка в нашей стране приходится на 1563 машины, в ФРГ — на 1901. Для сравнения: в США насчитывается более чем 88 000 автомоек, но и парк там побольше, поэтому на одну мойку приходится 1898 автомобилей.

Интересное сравнение получается в разрезе оборудования: если в Европе количество ручных автомоек колеблется на уровне 10–20 %, то в России «ручники» — чуть ли не 90 %, примерно 24 900 из имеющихся 26 000.

ВОДА ПОД ДАВЛЕНИЕМ

Автомойка: чистота — залог дохода

И портальную, и тоннельную мойку можно дополнить устройством чистки днища, опция полезна для грузовиков, работающих за пределами асфальтовых дорог

Среди оборудования для ручных моек особой популярностью пользуются аппараты высокого давления с подогревом. Их  предлагается на рынке великое множество, однако в российском машиностроении перечень отечественных производителей подобных устройств можно буквально пересчитать на пальцах одной руки. С недавно взятым курсом на импортозамещение количество площадок по производству гаражного оборудования не увеличилось, а емкость рынка так и не перешла в нашу пользу. На слуху разве что водоструйные аппараты с маркировкой «Посейдон» (компания Z-Techno, Московская обл.) и «ВСМ» (Промышленная компания «Водоструйные машины», Санкт-Петербург). Причем аппараты «Посейдон» собираются на элементной базе комплектующих Германии и Италии.

Палитра аппаратов высокого давления с зарубежным клеймом у нас куда шире. Среди тех, чье оборудование популярно на российском рынке, можно назвать Ka..rcher (Германия), Kranzle (Германия), Portotecnica (Италия), Сomet (Италия).

Автомойка: чистота — залог дохода

Среди общих тенденций рынка профессиональных моечных машин специалисты отмечают повышенное внимание потребителей к мобильности, надежности, простоте управления и обслуживания. Один из основных показателей, непосредственно связанный с качеством мойки и расходом воды, — это давление насоса. Аппараты зарубежного производства обычно имеют возможность регулировки рабочего давления в пределах от 30 до 180 бар. При увеличении давления расход воды уменьшается, а грязь удаляется качественнее.

В ближайшее время, по оценкам производителей, будет на блюдаться повышенный интерес целевой аудитории профессиональных потребителей к машинам с подогревом воды, которые должны быть надежны и просты в обслуживании, обладая при этом высокой рентабельностью.

Автомойка: чистота — залог дохода

Соблюдая постоянно ужесточающиеся требования в сфере охраны окружающей среды, разработчики постепенно стали задумываться над проблемами сокращения уровня шума и вредных выбросов при сгорании дизельного топлива — процесса, за счет которого, собственно, и происходит нагрев. Результатом новых разработок становятся более функциональные и менее опасные для окружающей среды изделия. Следует сделать важную оговорку, что, несмотря на соответствие экологическим нормам, аппараты с нагревом от дизельного топлива не предназначены для работы в закрытых помещениях без подсоединения к вытяжной вентиляции.

Автомойка: чистота — залог дохода

Для ручных моек очень важен выбор моечного пистолета и насадок. Например, моечный пистолет Karcher опционально комплектуется специальной насадкой под названием «пенный комплект». В составе этой насадки тоже две трубки: одна для воды, вторая для пены. Жидкость может идти под давлением либо в одну, либо в другую трубку, в зависимости от положения переключателя.

Автомойка: чистота — залог дохода

Однощеточная моечная установка Karcher RBS 6000 — решение для небольших парков

Интерес к аппаратам высокого давления среди транспортных компаний понятен: оборудование ручной мойки стоит сравнительно недорого, можно привлекать низкоквалифицированный персонал и на этом экономить. Однако в таком выборе есть и минусы: низкая производительность труда, а главное — высокое качество работы сложно гарантировать, слишком много факторов на это влияет. Именно поэтому число ручных моек в Европе сейчас стабильно  невысокое и тенденции роста не имеет. В России точной статистики нет, но практика показывает, что европейские тренды приходят и в нашу страну — с задержкой, но обязательно.

ЩЕТОЧНЫЙ СЕГМЕНТ

Портальная мойка — следующий этап развития автомоечного пункта. Оборудование такого участка стоит дороже, требования к помещению шире, но и скорость обслуживания повышается. Базовая комплектация портала включает верхнюю щетку и две боковые. Портальная мойка полностью автоматизирована и в принципе может работать без участия персонала — стандартный набор услуг (мойка кузова и колес, покрытие воском, сушка с обдувом, мойка днища) оказывается одним нажатием кнопки с соответствующей программой. Мойщиков в этом случае целесообразно привлекать для выполнения дополнительных работ, например, чистки салона автобуса. Последнее актуально в условиях пассажирских автопредприятий.

Автомойка: чистота — залог дохода

Большинство новаций в сфере автоматических моек связаны с конструкцией форсунок и технологиями распыления моющего состава

В России пользуются популярностью портальные мойки импортного производства. К группе фаворитов на нашей торговой площадке следует отнести немецкие порталы с маркировкой WashTec.

В линейке продукции WashTec  есть портальные мойки разного класса. Минимальный вариант — Easy Wash подойдет для легких фургонов: сравнительно недорогое оборудование имеет малые габариты (помещается в зал высотой от 2,9 м и шириной 4,1 м). Специально для грузового транспорта и автобусов производитель из Аугсбурга предлагает моечные машины поколения MaxiWash в исполнении Vario, Vario Tandem (c двумя порталами) и Ехpress, разработанные для работы в режиме сквозного проезда. В варианте Express мойка 12-метрового автобуса занимает около 2 минут. На выбор предлагается шесть вариантов высоты — от 3,35 до 4,95 м. Боковые щетки закреплены и сверху, и снизу, благодаря чему достигается равномерный прижим и движение щеток по всей высоте автомобиля. WashTec предлагает химические составы собственного производства, но не настаивает на применении только их — допустимо использование аналогов соответствующего качества. Порталами MaxiWash оснащены несколько крупных грузовых СТО в России. В частности, это оборудование можно увидеть в работе на площадке компании «ИЛАРАВТО», крупнейшей мультибрендовой СТО коммерческого транспорта в России и Восточной Европе. Ранее мы знакомили читателей с этой СТО (см. «Автопарк» №7/2014). Напомним, что мойка на этом объекте ежедневно обслуживает 50–70 грузовиков.

Автомойка: чистота — залог дохода

Базовый комплект портальной мойки включает верхнюю и две боковые щетки

Известны в нашей стране и грузовые автомойки Karcher. Автоматическая портальная мойка серии TB предназначена для наружной очистки транспортных средств всех размеров — от легких фургонов до автобусов, контейнеровозов и магистральных тягачей с полуприцепами. Максимальная ширина трехщеточного портала составляет 2,90 м, максимальная высота — 5,06 м. Стальная конструкция позволяет пошагово снизить высоту установки и высоту мойки до 300 см. Ширина портала ТВ также может быть уменьшена до 200 см. Базовая установка оцинкована горячим способом и при необходимости может быть покрыта порошковым материалом. Электрический шкаф смонтирован с правой стороны, шкаф подачи воды и химии — с левой.

Отдельно стоит упомянуть решение для небольших автопарков — однощеточную моечную установку с ручным управлением RBS 6000. Данное оборудование предназначено для быстрой и тщательной комплексной мойки, включая обработку бортов, передней и задней части транспортного средства. Модель RBS 600 передвигается с помощью четырех колес, два из которых фиксируемые. Движение вдоль кузова автомобиля сопровождается вращением щетки. Ее вал приводится в движение электродвигателем посредством цепной передачи. Щетка имеет рабочий диаметр примерно 1000 мм и состоит из профильных полиэтиленовых волокон, размещенных на сменных половинах. Модификация RBS позволяет обслуживать транспортные средства высотой до 4,20 м.

Автомойка: чистота — залог дохода

Максимальная ширина трехщеточного портала Karcher серии TB составляет 2,90 м, высота — 5,06 м

Линейка автомоек Christ для коммерческого транспорта включает три портальных установки: Magnum, Taurus и Ecоbus. Максимальную производительность имеет модель C5200 Magnum-5: при скорости перемещения портала 18 м/мин мойка сочлененного автобуса может занять всего 2,5 минуты. 

Стабильным спросом в России пользуются моечные установки компании TAMMER matic. В продуктовой линейке этого производителя тоже имеются специальные решения для грузовых автомоек портального типа — модели Rainbow Classic, Nova и Ultima. Для смешанных парков предлагается модель Rainbow Ultima Fleet Washer, которая позволяет обслуживать весь спектр коммерческой техники — от автомобилей до тракторов и прицепов со сложными надстройками. Портал оборудован системой предварительной чистки высокого давления (до 70 бар) — она образует профильный переменный поток, используя соответствующие на садки. Форсунки с плоской формой распыления предназначены для обычного использования, а наконечники со сплошным остронаправленным потоком воды (нулевой угол распыления), более эффективные на больших расстояниях, — для обработки труднодоступных поверхностей (например, надстройки мусоровоза или автобетоносмесителя). Для улучшения качества мойки форсунки нулевого распыла качаются в  вертикальной плоскости перекрывая друг друга. Инженеры TAMMERmatic утверждают, что качество мойки на 40 % зависит от работы и качества химии, на 40 % от системы высокого давления и лишь на 20 % — от щеток и особенностей оборудования.

Автомойка: чистота — залог дохода

Для аппарата высокого давления важен выбор моечного пистолета и насадки

Когда нужно помыть много транспортных средств за короткое время (например, в автобусном парке при возвращении машин с линии), на помощь приходят мойки тоннельного типа. По конструкции они близки к конвейерным мойкам (самому передовому на сегодняшний день технологическому решению), но имеют одно существенное отличие. Машины в тоннельной мойке продвигаются через портал своим ходом. Основа проездной мойки — четыре щетки, которые обслуживают боковые и фронтальные поверхности. К основному модулю может быть пристыкован блок с горизонтальной щеткой для мытья крыши плюс арки для подачи воска и воздуха для сушки. Как правило, производители моечного оборудования рекомендуют доукомплектовать стандартный модуль арками для предварительного обмыва и смачивающими арками. Эти опции улучшают качество мойки за счет предварительного выравнивания температуры обрабатываемой поверхности, нагревая ее зимой и охлаждая летом.

И портальную, и тоннельную мойку можно дополнить устройством чистки днища. Это очень полезная опция для грузовиков, особенно работающих за пределами асфальтовых дорог. Оборудование обычно размещается при въезде на линию портальной мойки или встраивается в ту цепочку опций, которой оснащена тоннельная мойка. 

Автомойка: чистота — залог дохода

Аппарат высокого давления с подогревом от дизтоплива не предназначен для работы в помещениях без подключения к вытяжной вентиляции

Вкратце о ценах. Обычная трехщеточная портальная мойка без сушки на сегодняшний день стоит 50–60 тыс. евро. Если в состав оборудования добавляется опция высокого давления, то стоимость комплекта увеличивается практически в два раза и переваливает за 100 тыс. евро. Что касается тоннельных моек для автобусов, то их цены находятся в пределах 70–100 тыс. евро в зависимости от комплектации.

При строительстве мойки «с нуля» необходимо учесть все нормы законодательства: по существующим экологическим нормативам все автосервисные и автомоечные предприятия должны иметь очистные сооружения. И здесь тоже есть что взять на заметку. По мнению специалистов, правильный выбор очистных сооружений позволит предприятию экономить до 80 % используемой воды, а значит, и оптимизировать коммунальные расходы. И это как раз тот случай, когда российское оборудование со счетов списывать не следует: очистительные системы отечественного производства заслуживают внимания наряду со своими европейскими конкурентами и при этом гораздо дешевле. 

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное