Top.Mail.Ru
Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии

Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии

фото: автора / 02.05.2022
Объем рынка новых автобусов в России за 12 месяцев 2021 года увеличился на 3,7 % и перемахнул отметку 13,6 тыс. единиц, хотя годом ранее эксперты отмечали падение. Примечательно, что сбыт вырос исключительно за счет российских производителей.

Александр Трохачев

Не нужно иметь экономического образования, чтобы понять, какая непростая экономическая ситуация сложилась в период пандемии коронавируса. Тем не менее в 2021 году отмечены точки роста, оказавшие стабилизирующее воздействие на рынок нового коммерческого транспорта вообще и автобусов в частности.

Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии

Лишь шесть пассажирских машин в отчетной статистике не хватило Volgabus, чтобы догнать китайцев, но в 2022 году все может измениться.

Согласно оценкам Минэконом-развития РФ, в 2021 году ВВП вырос на 4,6 % и полностью компенсировал снижение на 2,7 % в 2020‑м. Промышленное производство прибавило 5,3 % (в 2020‑м было падение на 2,1 %). Объем строительных работ увеличился на 6 % (годом ранее — только на 0,7 %). Машиностроительный комплекс улучшил показатели на 9,7 %. Производство прицепов и полуприцепов показало +13,8 %. Поддержала внутренний спрос положительная динамика кредитования: только в декабре 2021 года к декабрю 2020 года она достигла 16,2 %.

Минувший год характеризовался знакомыми и в целом уже привычными дестабилизирующими факторами. Участникам экономической деятельности пришлось столкнуться с ростом цен на материалы и энергоносители, увеличением сроков поставок и разрушением логистических цепочек, дефицитом чипов и комплектующих. Никуда было не деться от волатильности валют, нехватки нового подвижного состава и инфляции, уровень которой стал самым высоким с 2015 года.

Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии

Минский автозавод улучшал выручку за счет продаж среднеразмерного МАЗ-206.

Среди основных тенденций рынка новых автобусов отметим главные. Часть отечественных предприятий обновила модельный ряд. В частности, Павловский автобусный завод исключил из продуктовой линейки «Векторы» серий 3203 и 3204. Их место заняли Vector Next с объемом продаж в количестве 1496 ед. Завод подготовился к снятию с производства массовой недорогой модели ПАЗ-3205 с двигателями V8 Заволжского моторного завода. Бензиновые и битопливные версии теперь остаются в прошлом. Вместо них в торговую сеть будут поступать «пазики» с дизелями ЯМЗ-534.

Вторая тенденция минувшего года — увеличение спроса на пассажирские машины особо большого класса. Так, Ликинский автобусный завод нарастил выпуск сочлененных 18‑метровых городских лайнеров ЛиАЗ-6213 до 441 ед. вместо 235 годом ранее (здесь и далее использованы данные АА «Автостат»). Проходят испытания сочлененные электробусы КАМАЗ-6292 и eCityMax 18.

Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии

Сочлененный электробус КАМАЗ-6292‑010 планируется к серийному производству.

Увы, реальностью 2021 года стало резкое снижение отгрузок техники Минского автозавода. Число поставленных машин за год снизилось на 212 ед., или на 30,6 %. В итоге рыночная доля новых пассажирских лайнеров МАЗ снизилась на 1,8 % и составила 3,5 %, а бренд в топ-10 занял четвертую строчку.

Внушительный спад коснулся Ликинского автобусного завода, чьи продажи рухнули на 688 ед. (–27,4 %). Соответственно, и удельный вес в сбыте машин без пробега снизился на 5,7 %. Тем не менее бренд сохранил второе место с долей 19,1 %. Свою лепту в такой результат внесли выросшие отгрузки «туристов» ЛиАЗ-5290 «Круиз» (36 ед.) и городских сочлененных машин ЛиАЗ-6213 (441 ед.). Без заказов «Мосгортранса» в разы (до 72 ед.) просели продажи автобусов среднего класса ЛиАЗ-4292.

Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии

В минувшем году увеличился спрос на пассажирские машины особо большого класса.

Бессменным лидером остался Павловский автобусный завод, поднявший продажи на 1254 ед., или на 19,8 %. Как следствие — рыночная доля поднялась с 48,3 % в 2020 году до 55,7 % в 2021‑м. На третьем месте за ЛиАЗом обосновался Нефтекамский автомобильный завод. За год сбыт вырос всего на 80 ед., или на 5,2 %, и рыночная доля практически осталась без изменений, если не брать во внимание рост на 0,2 %. Зато у НефАЗа хорошие перспективы, в том числе благодаря поставкам электробусов в российскую столицу (в 2021 г. — 193 ед.).

За последние три года бренд из Башкортостана нарастил объемы производства более чем вдвое. Эксперты связывают такой подъем с увеличением сбыта новых автобусов. В 2021 году предприятие изготовило ряд опытных образцов, планируемых в перспективе к серийному производству. В том списке пригородный НефАЗ-5299‑231‑57, электробус с тяговыми АКБ «Микроваст» КАМАЗ-6282‑121, сочлененный электробус КАМАЗ-6292‑010. На заводе изготовлены водоробус КАМАЗ-6290, троллейбус КАМАЗ-62825‑020 с увеличенным автономным ходом, электробус КАМАЗ-6282‑123. Все это слагаемые будущего роста производства, в модернизацию которого материнская компания КАМАЗ в период 2022–2030 гг. намерена инвестировать 4,1 млрд руб.

Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии

Бессменным лидером рынка остался Павловский автобусный завод, увеличивший продажи почти на 20 %.

Занявший четвертое место Минский автозавод улучшал выручку за счет продаж среднеразмерного МАЗ-206, которых продано 215 ед. — почти вдвое больше, чем годом ранее (110 ед.). Крупнейшими заказчиками выступили мэрии Москвы (130 ед.) и Санкт-Петербурга (50 ед.). Прибыль в кассу принес и низкопольный городской МАЗ-103, который в 2021 году значился кандидатом на снятие с производства. Однако старого доброго трудягу в минувшем сезоне возжелали приобрести муниципалитеты Брянска и Ижевска, а также руководство Красноярского края, Мурманской и Свердловской областей. В отличие от российских «гармошек», белорусские в виде МАЗ-215, что называется, не зашли. Оставляли желать лучшего отгрузки междугороднего МАЗ-231 и городского МАЗ-203.

Пятый по массовости сбыта новых автобусов — Yutong. В 2021 году их продано на 74 ед. больше (+27 %), что позволило отвоевать у конкурентов 0,5 % и поднять рыночную долю до 2,6 %. Странно не видеть в таблице бренд Golden Dragon, но никакой тайны в этом нет: в декабре 2020 года истек срок действия ОТТС, а поскольку его не продлили, никаких официальных продаж и не было.

Лишь шесть пассажирских машин в отчетной статистике не хватило Volgabus, чтобы догнать китайцев, но в 2022 году все может измениться. Пока же годовой рост этих транспортных средств составил 31 ед., или 10 %, а доля в общем пироге практически не претерпела изменений и отмечена значением 2,5 % (+0,1 %). Львиную долю сбыта составила 12‑метровая городская модель 5270G2, работающая на сжиженном метане. Партии таких автобусов получили Санкт-Петербург и Челябинск, а вот модели 5270G2, потребляющие сжатый природный газ, заказывали Сочи и Новокузнецк. Последний получил также 26 сочлененных метановых Volgabus-6271G2.

В целом бренды первой десятки за 12 месяцев сбыта прошлого года прибавили 594 ед., что соответствует динамике в 4,7 %. Лайнеров за пределами топ-10 по отношению к 2020 году продано меньше на 108 ед. (–17,2 %). В сухом остатке марочный состав, как отмечалось ранее, показал рост на 486 ед. (+3,7 %).

Седьмая строчка годовой отчетности за брендом КАМАЗ, хотя, по сути, речь об электробусах модели 6282, сборку которых ведут в Нефтекамске.

Непривычно далеко — только на восьмом месте — в итоги-2021 вписан Курганский автобусный завод, чей сбыт упал на 271 ед., или на 41,1 %. Как результат — потеря 1,4 % рыночной доли и ее снижение до 1,8 %. Подножку статистике поставили упавшие на 36,7 % заказы междугородных КАвЗ-4238 (отгружено только 152 ед. вместо 240 годом ранее) и охлаждение спроса в объеме 76,8 % на городские КАвЗ-4270 (продано всего 36 ед. против 155 в 2020 г.).

Российский рынок автобусов: импортозамещение в действии

Очень скромными оказались продажи новых пассажирских лайнеров европейских брендов. Например, MAN реализовал только 22 автобуса (в 2020 г. — 133 ед., –83,5 %), Scania поставила клиентам 13 лайнеров (в 2020 г. — 9 ед., +44,4 %), Mercedes-Benz отгрузил 12 пассажирских машин большого класса (на 1 ед., или 9,3 % больше, чем годом ранее). Выше них расположились китайские марки ZhongTong — 39 ед. в 2021 г. (–39,1 %) и King Long — 38 ед. (–11,6 %). Сбыт Neoplan отмечен всего-навсего одним лайнером, а Setra не поставила ни одного. Желание приобрести у перевозчиков есть, но вот ценники не устраивают. Это тот самый случай, когда видит око, да зуб неймет.

Определенные перемены коснулись модельных предпочтений перевозчиков. Вне конкуренции оставался ПАЗ-3205, чей сбыт за год вырос на 872 ед., или на 27,5 %. Такой всплеск платежеспособного спроса позволил увеличить долю до 29,6 % (+5,5 %). На втором месте тоже «пазик», но модели 3204. Его продажи улучшились на 237 ед. (+12 %), что вылилось в корректировку удельного веса до 16,2 % (+1,2 %). Третий в списке — НефАЗ-5299 с показателем роста в 80 ед. (+5,2 %). Существенного подъема среди других моделей не произошло, но рыночная доля подравнялась с 11,8 до 12 %.

Четвертую строчку модельных предпочтений застолбил ПАЗ-4234. Его сбыт-2021 к сбыту-2020 прибавил 325 ед., или 33,7 %. И рыночная доля поднялась на 2,15, до 9,4 %. Пятый и заключительный участник с реализацией более 1000 ед. — полунизкопольные и низкопольные ЛиАЗ-5292, и это несмотря на обрушение объемов на 608 ед. (–34,6 %) с падением рыночной доли на 5 %, до 8,4 %. Следом за ним сочлененный ЛиАЗ-6213, с ростом на 206 ед., или на 87,7 %, а также корректировкой удельного веса до 3,2 % (+1,4 %).

Примечательно, что в структуре марочного сбыта присутствуют три иностранных бренда: два китайских и один итальянский. А вот в модельном топ-10 присутствуют девять отечественных брендов и только один зарубежный. Подобной картины в 2022 году мы, конечно, не увидим — рынок изменится до неузнаваемости.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное