Появление гибридной версии пригородного автобуса Mercedes-Benz Intouro К свидетельствует о стремлении Daimler Buses к повышению рентабельности пассажирских автопредприятий и снижению вредных выбросов в окружающую среду. Примечательно, что производитель решил использовать низковольтную конфигурацию электрической схемы.
Андрей Карасев
Цена: от 190 тыс. евро
Начало продаж в Европе: апрель 2022 г.
Новые импортные автобусы под маркой Mercedes-Benz в России малопопулярны: из-за разницы в курсах они слишком дороги для наших перевозчиков. А вот в Европе эта техника пользуется спросом. Летом 2021 года получил обновление пригородный автобус Mercedes-Benz Intouro, а весной 2022‑го, как и было обещано, на рынок вышла его гибридная версия.
Силовую установку Intouro Hybrid можно сравнить с мягкими гибридными решениями, которые мы находим в легковых автомобилях. Базовый привод обеспечивает 7,7‑литровый рядный турбодизель OM936 мощностью 299 или 354 л. с., который работает в паре с автоматической КП ZF Ecolife.
Между дизельным мотором и коробкой передач находится электродвигатель толщиной всего 80 мм, мощностью 14 кВт, максимальным крутящим моментом 220 Нм. Встроенная в силовой агрегат обратимая электромашина действует как генератор переменного тока на этапах торможения (происходит рекуперация энергии в накопители) или работает в режиме тяги при ускорении, улучшая динамику автобуса без необходимости увеличения мощности дизеля. Кроме того, электромотор помогает дизелю на холостом ходу, уменьшая вибрацию силовой установки. Оба этих фактора приводят к существенному снижению расхода топлива: при эксплуатации на городских и пригородных маршрутах экономия может достигать 8 % в сравнении с дизельными автобусами.
Генерируемый электромашиной ток рекуперации накапливается в двухслойных конденсаторах, более известных как суперконденсаторы — для экономии монтажного пространства они монтируются на крыше. В отличие от аккумуляторных батарей, суперконденсаторы идеально подходят для постоянных и быстрых изменений между зарядом и разрядом при остановке и запуске. Для справки: гибридному Intouro требуется всего одно торможение со скорости 50 км/ч до полной остановки, чтобы зарядить накопители энергии емкостью 2 А·ч. В повседневных условиях эксплуатации происходит несколько сотен циклов зарядки/разрядки, поэтому аккумулятор не выдержал бы многолетней эксплуатации.
Гибрид построен по 48‑вольтовой схеме. В отличие от классических гибридных решений с применением высоковольтного (от 300 В) оборудования, низковольтное решение относительно дешево во внедрении, среди его ключевых преимуществ часто называют простую адаптацию к существующей конструкции силовых установок и безопасность в эксплуатации. Вот почему мягкие гибриды сегодня активно разрабатывают Volkswagen, Renault и некоторые другие автопроизводители.
В примере с Intouro K дополнительный вес компонентов электропривода составляет 254 кг. В результате общая пассажировместимость автобуса лишь незначительно уменьшается, на практике это несущественно.
Разработчики гибрида Intouro полагаются на испытанные компоненты, включая суперконденсаторы, которые уже используются, например, в Citaro hybrid, модели, зарекомендовавшей себя на практике и использующей эту технологию уже много лет. Однако потребовались обширные меры по адаптации из-за новой электронной структуры Intouro с другими блоками управления.
Рабочее место водителя на дизельном и гибридном вариантах Intouro одинаково, а значит, никаких сложностей при оперативной смене экипажей в автопарках не будет. У обновленного пригородного автобуса новая современная передняя панель, а также модернизированное кресло водителя со множеством регулировок. Место рулевого оборудовано откидной прозрачной перегородкой, размер которой можно увеличить по желанию клиента.
Гибридный модуль дебютировал в укороченной 10,75‑метровой версии Intouro K. Радиус разворота 25 м делает двухосную пассажирскую машину идеальной для поездок по горным районам, извилистым дорогам или для экскурсий небольшими группами.
В то же время Intouro K — это полноценный автобус со всеми выдающимися характеристиками семейства Intouro. В соответствии с его широкой сферой применения транспортное средство предлагается в широком диапазоне вариантов оснащения — от простых междугородних моделей с высоким полом до экскурсионных.
Оборудование может быть адаптировано к потребностям оператора, а значит, может быть установлено разное количество сидений или предусмотрено больше места для багажа. Также возможна установка подъемника для инвалидных и детских колясок в проеме задней двери, размещение внутренней водительской перегородки, комплектация системы кондиционирования антибактериальными фильтрующими элементами плюс размещение в салоне диспенсеров с антисептиком.
В стандартную комплектацию входит ряд систем безопасности, таких как система экстренного торможения ABA 5 (помогает водителю в случаях возможного столкновения с движущимся автомобилем или пешеходом) и Sideguard Assist, предупреждающая водителя о предметах сбоку, что важно при маневрировании. Зоны сканирования Sidequard Assist при скорости свыше 36 км/ч возрастают по бокам с 3,5 до 5 м, а сзади до 15 м.
В общем, Intouro K Hybrid, безусловно, найдет хороший отклик у туроператоров, поскольку благодаря своим компактным размерам и маневренности он предлагает гибкость и меньший расход топлива. Впрочем, в Mercedes-Benz уточняют, что гибридный привод также доступен для всех двухосных автобусов Intouro с АКП и гидротрансформатором. Все зависит от пожеланий клиента.
Технические характеристики Mercedes-Benz Intouro К Hybrid |
|
Пассажировместимость | 83 чел. |
Количество мест для сидения | 47 |
Габариты (длина/ширина/высота) | 10 750/2550/3355 мм |
Колесная база | 5080 мм |
Объем топливного бака | 345 л |
Двигатель | OM936, Евро-6, диз., рядный, 6‑цилиндр., 7,7 л, 299 л. с. при 2300 мин-1, 1120 Нм при 1000–1300 мин-1 |
Мощность электропривода | 14 кВт |
Коробка передач | 6АКП ZF Ecolife |
Подвеска (передняя/задняя) | независимая / зависимая, пневматическая |
Тормоза | дисковые |
Шины | 295/80R22,5 |
Подписка на рассылку материалов Автопарка