Top.Mail.Ru
Везет 90 человек, а затраты как на легковушку: мои впечатления от автобуса КАВЗ-4270 в версии CNG

Везет 90 человек, а затраты как на легковушку: мои впечатления от автобуса КАВЗ-4270 в версии CNG

фото: автора / 26.12.2021
Курганский автобусный завод разработал новую модификацию городского автобуса КАВЗ-4270 LE. Это первый газомоторный автобус с низким уровнем пола, изготовленный на производственной площадке «Группы ГАЗ» в Кургане.

Михаил Ожерельев

До 2024 года в российских городах должны быть заменены новыми моделями 2,1 тыс. единиц общественного транспорта. В основном регионы закупают автобусы на газомоторном топливе. Опыт пассажирских перевозчиков доказал, что это наиболее выгодный вид транспорта с точки зрения расходов на эксплуатацию. Кроме этого, приобретение ТС в версии CNG (compressed natural gas) позволяет автовладельцу рассчитывать на максимальную субсидию от государства. Неудивительно, что для «Группы ГАЗ» расширение линейки газомоторной техники является одним из приоритетных направлений развития. Соответствующие модификации автобусов среднего, большого и особо большого классов выпускают Ликинский, Павловский и Курганский автобусные заводы «Группы ГАЗ».

Везет 90 человек, а затраты как на легковушку: мои впечатления от автобуса КАВЗ-4270 в версии CNG
КАВЗ-4270-82 Габаритная длина: 10,3 м Начало продаж: 2021 г.

Гамма изделий Курганского завода, в советские годы получившего мировую известность благодаря выпуску капотных автобусов, сегодня не слишком широка. Но интересная техника в ней есть. Если говорить о машинах большого класса, то зеленый ромбик с аббревиатурой КПГ (компримированный природный газ) можно встретить на передней маске у трех моделей: междугороднего, школьного КАВЗ-4238‑CNG и городского КАВЗ-4270.

Везет 90 человек, а затраты как на легковушку: мои впечатления от автобуса КАВЗ-4270 в версии CNG
Пандус и система книлинга делают вход-выход маломобильных пассажиров легким и быстрым.

Автобус для городских перевозок КАВЗ-4270 — именно для него газомоторный вариант является базовым — на рынке с 2016 года. С тех пор выпущено несколько исполнений, отличающихся силовыми установками (Сummins, ЯМЗ), конструкцией дверей и незначительными деталями интерьера. Изначально задуманная среднепольная концепция машины (две ступени на входе в первую дверь и одна во вторую) позволяла позиционировать ее как бюджетную для регионов с дорогами невысокого качества.

Везет 90 человек, а затраты как на легковушку: мои впечатления от автобуса КАВЗ-4270 в версии CNG
Внешняя камера передает изображение на дисплей приборной панели.

Между тем прогресс не стоит на месте. Сегодня масштабная реформа по адаптации наземного городского пассажирского транспорта для использования маломобильными гражданами затронула не только города-миллионники, но и областные центры России. Решения, касающиеся облегчения входа и выхода пассажиров, включая наклон кузова в сторону дверей на остановках, безусловно, приобретают все большую актуальность.

Везет 90 человек, а затраты как на легковушку: мои впечатления от автобуса КАВЗ-4270 в версии CNG
Экономически оправданно поперечное расположение радиатора: отсутствие массивного углового редуктора снижает стоимость машины и упрощает ее обслуживание.

Безбарьерная среда

Новая модификация КАВЗ-4270 предназначена для работы на маршрутах с высоким пассажиропотоком и рассчитана на перевозку 90 человек. У 10,3‑метрового автобуса две двери с прислонно-сдвижными механизмами. Такое решение нетипично для машин городского типа. Выбор конструкторов можно объяснить желанием обеспечить максимальную ширину дверного проема: этот параметр составляет 650 и 1228 мм для передней одностворчатой и задней двухстворчатой двери соответственно. Дверь, открывающаяся внутрь, в распахнутом положении занимает часть объема в салоне. Двери прислонно-сдвижного типа экономят пространство, повышая комфорт пассажиров, особенно в часы пик. В проеме задней двери имеется откидной пандус, он облегчает вход-выход маломобильных пассажиров и мам с детскими колясками. Получившаяся напротив двери накопительная площадка довольно вместительна, здесь имеются специально оборудованные места для инвалидной коляски и собаки-поводыря, есть кнопка связи с водителем. Четыре сиденья в передней части рассчитаны на пожилых пассажиров и снабжены подлокотниками.

Везет 90 человек, а затраты как на легковушку: мои впечатления от автобуса КАВЗ-4270 в версии CNG
Прислонно-сдвижные двери — большая редкость для городских машин.

Задняя часть салона уходит ступеньками вверх, так как ведущий гипоидный мост DANА не портального типа. Зато традиционная конструкция более надежно служит на плохих дорогах. Компоновка салона в задней части позволила разместить там 21 посадочное место. Автобус укомплектован антивандальными сиденьями, имеющими пластиковый корпус с тканевой гипоаллергенной обивкой, они довольно комфортны, удобны для мойки и достаточно прочны, чтобы противостоять хулиганам.

Везет 90 человек, а затраты как на легковушку: мои впечатления от автобуса КАВЗ-4270 в версии CNG
Задняя часть салона уходит ступеньками вверх.
Везет 90 человек, а затраты как на легковушку: мои впечатления от автобуса КАВЗ-4270 в версии CNG
Сиденья в передней части рассчитаны на пожилых пассажиров и снабжены подлокотниками.
Везет 90 человек, а затраты как на легковушку: мои впечатления от автобуса КАВЗ-4270 в версии CNG
В зоне накопительной площадки предусмотрены специально оборудованные места для инвалидной коляски и собаки-поводыря.

Система отопления салона — конвекторная. Под сиденьями размещены четыре калорифера, подключенных в контур системы охлаждения двигателя. В этот же контур включен автономный подогреватель Spheros мощностью 30 кВт. Он, естественно, тоже газовый. Батарея в зоне накопительной площадки поднята от пола до уровня коленей. Такое изменение было сделано с целью выноса конвекторов из зоны возможного повреждения ногами стоящих пассажиров, а также с целью освобождения поверхности пола для удобства его мойки и уборки. За поддержание прохлады в жаркую погоду отвечает накрышный кондиционер, правда это не базовое оборудование, а опция.

Везет 90 человек, а затраты как на легковушку: мои впечатления от автобуса КАВЗ-4270 в версии CNG
Автономный подогреватель Spheros мощностью 30 кВт тоже газовый.

Что же касается самой газовой начинки, то 16,8‑тонный КАВЗ-4270 LE приводит в движение 6,6‑литровый газовый мотор ЯМЗ-53654 (210 л. с.; Евро-5). Напомним, семейство газовых двигателей ЯМЗ-530 CNG встало на конвейер Ярославского моторного завода в 2016 году. Сейчас этими экологичными силовыми агрегатами оснащаются автобусы ПАЗ, ЛиАЗ, МАЗ, а также грузовая техника ГАЗ, «Урал», МАЗ и КАМАЗ. Если говорить о компоновке моторного отсека, здесь все решено грамотно как с точки зрения ежедневного осмотра, так и в плане регулярного ТО.

Везет 90 человек, а затраты как на легковушку: мои впечатления от автобуса КАВЗ-4270 в версии CNG

С газовым мотором может быть агрегатирована 4‑ступенчатая гидромеханическая АКП Voith Diwa D864 или 6‑ступенчатая трансмиссия Allison T270R. Предусмотрен гидродинамический тормоз-замедлитель.

Запас метана в объеме 662 л хранится в металлопластиковых баллонах. Прикрытая ажурным колпаком кассета из пяти баллонов размещается на крыше автобуса над передней осью, еще один «маневровый» баллон установлен в боковом отсеке по правому борту, рядом с заправочными приемниками. Запас хода на одной заправке — 450 км. Сейчас Курганский автобусный завод «Группы ГАЗ» работает над опытным образцом машины с увеличенной заправочной емкостью до 785 л. На этом же опытном образце автобуса установлены заправочные трубопроводы с увеличенным сечением для уменьшения времени заправки. В скором времени эту машину передадут на сертификационные испытания и после получения ОТТС начнут серийное производство автобусов КАВЗ-4270 с увеличенным запасом хода. На минутку заглянем и в кабину. В отличие от большинства городских машин, она здесь от салона не изолирована: высокая перегородка от пола до потолка имеется лишь за спиной водителя — внутри этой перегородки находится монтажный блок системы электрооборудования. В качестве обязательного приложения к командному посту автобус получил мультиплексную систему электрооборудования с CAN-шиной. По сравнению с прежней аналоговой системой мультиплекс уменьшает количество жгутов электропроводки в 2,5 раза.

Везет 90 человек, а затраты как на легковушку: мои впечатления от автобуса КАВЗ-4270 в версии CNG
Заправочный приемник расположен в правом боковом отсеке. Для хранения газа используются металлокомпозитные баллоны.

На рабочем месте все логично и интуитивно понятно. Несмотря на простой дизайн передней панели, все клавиши и кнопки в зоне досягаемости, а для считывания показаний приборов достаточно мимолетного взгляда. К обзорности тоже претензий не возникло: высокая посадка, большая площадь остекления, тонкие перегородки. Очень порадовали камеры — как салонная, так и внешняя. Качественное изображение с хорошим углом обзора транслируется на монитор, и случайно прищемить кого-то дверью не получится. Вдобавок водитель может наблюдать ротацию пассажиров глядя в монитор, а не всматриваясь в боковые зеркала, что намного удобнее.

Везет 90 человек, а затраты как на легковушку: мои впечатления от автобуса КАВЗ-4270 в версии CNG
Фирменный логотип КАВЗа подтверждает самостоятельность курганской разработки.

С экраном монитора соседствует устройство вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС). К слову, с некоторых пор УВЭОС, реагирующее на столкновение и опрокидывание, является обязательным оснащением автобусов, а его настройка и отладка является важной частью процедуры сертификации новой модели.

Везет 90 человек, а затраты как на легковушку: мои впечатления от автобуса КАВЗ-4270 в версии CNG
Для заправки бачка омывателя потребуется воронка.

Еще несколько слов о личных ощущениях за рулем. Малошумный мотор, динамичный разгон, плавный ход и уверенное торможение, интенсивность которого дозируется усилием на педали. Радиус разворота 11 м — этого вполне достаточно для работы на городских маршрутах.

Как сообщили в пресс-службе, заказы на новую модификацию уже идут. Ранее маркетологи «Группы ГАЗ» уже подсчитали стоимость владения газовым автобусом: при расходе метана 47 м3/100 км и межсервисном интервале 12 000 км затраты на 100 тыс. км пробега КАВЗ-4270‑82 составят 871 060 руб. То есть километр пробега обойдется перевозчику в 8,71 рубль - такие затраты сопоставимы со стоимостью эксплуатации бюджетной легковушки Lada Largus.

Технические характеристики КАВЗ-4270‑82

Пассажировместимость 90 чел.
Количество мест для сидения 28
Габариты (длина/ширина/высота) 10 340 / 2500 / 3570 мм
Колесная база 4900 мм
Вместимость газовых баллонов 662 л
Двигатель ЯМЗ-53654, Евро-5, газовый, рядный, 6-цилиндровый, 6,6 л, 210 л. с. при 1800 мин-1, 800 Нм при 1200–1800 мин-1
Трансмиссия Voith Diwa D864, 4АКП
Подвеска (передняя и задняя) зависимая, пневматическая
Тормоза (передние/задние) дисковые/барабанные
Размер шин 275/70R22,5
Заводская гарантия 10 лет на отсутствие коррозии кузова
Межсервисный пробег 12 000 км

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Вася:

    Сгнил за 5 лет! Двери ломаются после года эксплуатации,проблемы с двигателем регулярные датчики система зажигания, блок управления АКПП,…. Всё что здесь написано реклама!!! Если за два года не окупается лучше не брать!!!! Иномарка в 10000 раз лучше хоть будет 15 летней!!!

Статьи по теме
Популярное