Top.Mail.Ru
Сделано в России:  уникальный вездеход АСА-30, созданный для МЧС на базе КАМАЗА

Сделано в России: уникальный вездеход АСА-30, созданный для МЧС на базе КАМАЗА

фото: автора / 22.07.2020
Среди аварийно-спасательных автомобилей новинки встречаются не так часто, но они есть. Предприятие «Спецтехника пожаротушения» построило для МЧС перспективную спецмашину тяжелого класса АСА-30‑0,8‑0,6. Ее конек — 15,4‑тонное шасси КАМАЗ-5387 с нестандартной колесной базой.

Максим Приходько

Возьмите современный пожарный автомобиль, добавьте к нему манипулятор, лебедку, автономный генератор с осветительным и другим спецоборудованием, и вы получите многофункциональную спасательную машину, при помощи которой можно справиться практически с любой техногенной катастрофой. Выпуском такой жизненно необходимой техники в России занимается достаточно много крупных и мелкосерийных производителей. С одной стороны, рецепт прост, но на деле совместить золотую середину получается не у всех. Московское предприятие «Спецтехника пожаротушения», о продукции которого сегодня пойдет речь, за свою историю построило более полутора тысяч пожарных автомобилей: от небольших, на базе пикапов, до мощных аэродромных монстров, прежде чем решило на основе своего опыта приступить к постройке специального аварийно-спасательного автомобиля, АСА-30‑0,8‑0,6 022‑МС на шасси КАМАЗ-5387 RF с колесной формулой 4х4.

Сделано в России:  уникальный вездеход АСА-30, созданный для МЧС на базе КАМАЗА
Даже если автомобиль тронется с поднятой мачтой, она сложится автоматически.

Аварийно-спасательный автомобиль относится к тяжелому классу, он вмещает экипаж по формуле 1+5 с полным набором индивидуального снаряжения. Сфера применения такой машины широка: разбор завалов, заторов при ДТП с участием грузовых автомобилей, оказание медицинской помощи пострадавшим и многое другое — все это может АСА-30‑0,8‑0,6.

Сделано в России:  уникальный вездеход АСА-30, созданный для МЧС на базе КАМАЗА
Для экономии места внутренние переборки отсеков выполнены двухсторонними.

Так как большинство моделей пожарной техники компания делает на базе КАМАЗа, для постройки своего «спасателя» решили взять шасси этого же автопроизводителя. Правда, для АСА-30-0,8-0,6 серийную модель с колесной формулой 4х4 пришлось дорабатывать. В массовом производстве полноприводный двухосник КАМАЗ-5387 предлагается в односкатном исполнении. Минус в том, что такое шасси выдерживает надстройку весом до 12 тонн. Для АСА этого было мало, поэтому шасси подверглось доработке: укорочен задний свес, изменена поперечина, переустановлены кронштейны задних рессор и крепеж раздаточной коробки. Cовместно с компанией «РИАТ» было разработано двухосное полноприводное шасси, задний мост получил двускатную ошиновку. Конструкция машины также потребовала иной топливный бак — объемом 260 литров с дополнительными топливозаборниками для отопителей.

Сделано в России:  уникальный вездеход АСА-30, созданный для МЧС на базе КАМАЗА
Управлять насосом и другим оборудованием можно с места водителя.

310‑сильный дизель Cummins 6 ISLe-C340 работает в паре с 9‑ступенчатой коробкой передач и КОМ от компании ZF. Эти узлы да насосная установка от австрийской Rosenbauer Group — единственные импортные агрегаты. Остальные комплектующие в АСА — отечественного производства.

Серийная трехместная кабина осталась без изменений. К ней через гибкий элемент (для удобства обслуживания двигателя) пристыкован двухдверный виброизолированный отсек боевого расчета. Отделение для экипажа оборудовано автономным отопителем, пол выстлан нескользящим покрытием.

Сделано в России:  уникальный вездеход АСА-30, созданный для МЧС на базе КАМАЗА
Механизм чудо-сидений импортный, но на заводе наладили локализацию его производства.

Важный нюанс — места для спасателей выполнены таким образом, чтобы они могли в каркасе своего сиденья закрепить баллон с воздухом. Крепление подходит для одно- и двух-баллонных дыхательных аппаратов. Детали крепежа сделаны из пластика и нержавеющей стали. Пожарный садится на сиденье, пристегивает к себе баллон и прибывает на место происшествия в полной экипировке. Механизм чудо-сидений импортный, но на заводе наладили локализацию его производства. Вышло ничуть не хуже. Еще характерная деталь, которая говорит о мелочах, которые продумали конструкторы предприятия — конструкция ступеней. Они «выезжают» из недр машины при открытии двери и фиксируются. По таким ступеням спасатель в экипировке может спускаться и подниматься, не задумываясь, куда поставить ногу. Обычно производители делают классические, фиксированные ступени. Начальник производства объединения «Спецтехника пожаротушения» Роман Феоктистов рассказал мне, что всегда так напутствует технологов: «Вы сделали узел, а теперь попробуйте с ним поработать, облачившись в костюм спасателя, включая защитные перчатки, маску и шлем. Если вам будет удобно, значит и людям будет удобно, значит, мы сделали годный продукт».

Сделано в России:  уникальный вездеход АСА-30, созданный для МЧС на базе КАМАЗА
Телескопическая мачта осветительного оборудования снабжена пультом ДУ.

За кабиной боевого расчета размещен закрытый герметичный кузов со спасательной начинкой. В нем четыре отсека — по два с каждого борта. Надстройка представляет собой конструкцию, изготовленную из алюминиевых материалов и пластика. Все ее панели имеют повышенную устойчивость к скручиванию, ряд элементов усилен стекловолокном. Панели соединены путем склеивания. В самых нагруженных местах применено болтовое соединение. Подобная конструкция обеспечила лучшую устойчивость к коррозии. Кстати, гарантия на сквозную коррозию у АСА-30‑0,8‑0,6 достигает 25 лет. По нормативам МЧС, пожарный или аварийно-спасательный автомобиль должен служить верой и правдой не менее 13 лет.

Сделано в России:  уникальный вездеход АСА-30, созданный для МЧС на базе КАМАЗА
Грузоподъемность КМУ «Инман» на максимальном вылете достигает 1100 кг.

Кузов установлен на надрамнике и крепится к шасси при помощи кронштейнов. Габаритная высота автомобиля 3525 мм. Использование легкой, но одновременно прочной надстройки позволило снизить центр тяжести машины.

Сделано в России:  уникальный вездеход АСА-30, созданный для МЧС на базе КАМАЗА
Внутри кузова располагаются выносной генератор и другое необходимое оборудование. Под передними отсеками есть откидные платформы.

Внутри кузова по левому и правому бортам располагаются выносной генератор, переносные огнетушители, насосная станция, пожарные рукава, домкраты, гидравлический спасательный инструмент, крюк и цепи крана-манипулятора и другое необходимое оборудование. Для экономии места и оптимизированного размещения всего оборудования внутренние переборки отсеков выполнены двухсторонними, с поворотно-откидными панелями. Такое решение подсмотрено у аналогичных машин европейского производства. Под передними отсеками с оборудованием есть откидные платформы — их задействуют для удобства работы с закрепленным инструментом. Традиционно для такой техники производитель предлагает большой список «допов» к штатному набору, включая даже резиновую лодку.

Сделано в России:  уникальный вездеход АСА-30, созданный для МЧС на базе КАМАЗА
Ступени «выезжают» из недр машины при открытии двери и фиксируются.

В базе размещена 800‑литровая цистерна для воды. Она сделана из специального полипропилена, хотя обычно компании, производящие технику аналогичного класса, делают резервуар из стали. Пластиковая цистерна легко моется, в нее можно заливать даже питьевую воду. Для ликвидации огня вода подается в ствол-распылитель с изменяемым углом распыла. Для освещения рабочей зоны в машине есть телескопическая мачта осветительного оборудования. Высота подъема — 6 м, мощность светодиодных прожекторов — 80 В. Мачта снабжена пультом дистанционного управления. Характерная деталь — даже если автомобиль тронется с поднятой мачтой, она сложится автоматически.

Сделано в России:  уникальный вездеход АСА-30, созданный для МЧС на базе КАМАЗА
Объем топливного бака — 260 л.

Самые «спасательные» узлы автомобиля — лебедка и кран-манипулятор. Тяговое усилие лебедки — 6000 кг, длина троса — 25 м, есть дистанционное управление. Универсальный кран-манипулятор Им 77 грузовым моментом 7,5 тм установлен на заднем свесе: выбранная позиция позволяет значительно расширить рабочий диапазон. КМУ крепится к раме продольно-жестким методом, чтобы предотвратить возможность смещения надрамника при работе. Вылет двухсекционной стрелы — 6,8 м.

Сделано в России:  уникальный вездеход АСА-30, созданный для МЧС на базе КАМАЗА

Наконец, самое главное — массовое применение в новинке отечественных комплектующих позволило заметно снизить затраты на владение такой техникой. Из импорта здесь лишь насос Rosenbauer: сердце спасательной машины имеет производительность 38 л/мин при давлении 100 бар. Пока ничего похожего по своим характеристикам и долговечности в России не производят. Как только такой насос предложит отечественная промышленность, его наверняка опробуют на «осе». Значит, тенденции к снижению цены на спасательный автомобиль есть. В сегодняшних условиях это немаловажный фактор.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(9 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

8 комментариев

  1. Андрей:

    Скажу молодцы КАМАЗОВцы есть спрос — есть предложение. Так гляди на шасси 16х16 появится самосвал большой грузоподъемности , для карьеров , типа самосвала из Австралии с шасси 20х20…
    Будет еще один конкурент БЕЛАЗУ…

  2. МГ:

    эти ползунки управления вентиляцией из 70-х надо законодательно запретить, эй на КАМАЗе , вы там совсем долбо..бы??

  3. Дмитрий:

    Обыкновенный выставочный образец……..

  4. Андрей:

    Потратить на машину кучу денег и воткнуть в нее самый дешевый генератор-как это по нашему

  5. Дмитрий:

    Розик только без бочки, укорочен на один отсек и поставлен манипулятор.

  6. Виктор:

    Я конечно могу ошибаться,но по моему это не вездеход,а автомобиль повышенной проходимости.Ну судя по фото. Тем более сзади шасси спарка,а это ухудшает проходимость.

  7. Вадим:

    Двигатель не предназначен для нашего дизеля. Три раза меняли форсунки за три года. Структура МЧС заправляет в Подмосковье самым дешевым и не качественным топливом. Одно мучение с этим камазом. Лучше бы поставили обычный 740 двигатель

Статьи по теме
Популярное