Top.Mail.Ru
АКП для автобуса: шестая – вперед!

АКП для автобуса: шестая – вперед!

фото: Voith / 19.03.2016
Компания Voith Turbo представила в России новое семейство автоматических коробок передач DIWA.6 для городских автобусов. Трансмиссия, изначально спроектированная для работы с двигателями стандарта Евро-6, получила заново сконструированный корпус и усовершенствованную систему переключений. Реализованные в новинке решения, согласно расчетам компании, улучшат экономичность транспортных средств на 5 %

Михаил Ожерельев

Плавный старт, динамичный разгон, мягкое переключение передач без разрыва потока мощности всегда считались главными достоинствами гидромеханических коробок передач. Эти качества сделали гидромеханические автоматы практически безальтернативным решением в сегменте городских автобусов. Между тем, рынок автобусных ГМП весьма специфичен — на нем всего три крупных игрока: Allison, Voith и ZF. Немецкий машиностроительный концерн Voith еще в 1953 году создал автобусную коробку оригинальной конструкции, получившую название DIWA (Differential-Wandler — дифференциал-трансформатор). Ее особенность заключается в том, что одна часть крутящего момента передается гидротрансформатором, а другая, одновременно, — через планетарный ряд. За более чем полвека в производстве сменилось несколько поколений коробок Voith, каждое из них внесло свою лепту в улучшение потребительских свойств агрегата, в том числе сокращение эксплуатационных расходов и повышение надежности.

АКП для автобуса: шестая – вперед!

DIWA.6: большая экономия, меньшее загрязнение окружающей среды

Необходимость в выводе на рынок нового поколения ГМП обусловлено современными вызовами в области автобусостроения. Двигатели внутреннего сгорания становятся чище и эффективнее. Эту тенденцию подкрепляют нормы Евро-6, которые вступили в силу во многих странах с 2014 года. Новое поколение 4-ступенчатых ГМП DIWA.6 отвечает всем сегодняшним и завтрашним запросам индустрии: новый дизайн корпуса позволил повысить жесткость и снизить уровень шума, а усовершенствованная система управления внутренним функционалом дает возможность улучшить экономичность автобуса на 5 %. Но это не финальная цифра: бесступенчатая адаптация точек переключения к топографии местности, реализуемая с помощью программы SensoTop, позволяет сэкономить еще от 2 до 7 % дизельного топлива в зависимости от рельефа маршрута.

Важным свойством ГМП DIWA.6 является возможность регулировки давления в масляной магистрали в зависимости от нагрузки. Принцип «мощность по запросу» означает, что максимальное давление в системе устанавливается только в том случае, если это действительно необходимо. Как следствие — уменьшаются потери мощности, а эффективность работы трансмиссии улучшается.

АКП для автобуса: шестая – вперед!

DIWA.5: высокая готовность и малые расходы

В блок электронного управления ГМП DIWA.6 запрограммирована функция автоматического переключения на нейтраль (ANS), что подразумевает прерывание потока мощности между двигателем и трансмиссией при остановках с задействованной тормозной системой. ANS позволяет трансмиссии дольше оставаться на нейтральной передаче, а значит, экономить топливо. Следует упомянуть и особый алгоритм переключений на равнинном участке, позволяющий водителю без особых усилий влиться в движущийся транспортный поток.

Конструкция ГМП DIWA.6 проста, логична и понятна. Главным действующим лицом является гидротрансформатор, который размещен в средней части агрегата. Такое решение позволяет передавать крутящий момент двумя потоками: как посредством самого гидротрансформатора, так и через три планетарных шестеренных ряда. Использование гидродинамической и механической передачи одновременно позволяет добиться минимальной частоты переключения ступеней и обеспечивает достаточно высокий КПД во время всего цикла движения городского автобуса. Пока обычная ГМП при старте с места переключается два, а то и три раза, DIWA продолжает тянуть автобус на первой передаче — но одновременно работают и гидротрансформатор, и механическая часть коробки (примерно 40 % момента передается гидравлическим путем). Меньшее количество переключений делает движение более плавным и экономичным.

АКП для автобуса: шестая – вперед!

Размещенный внутри ГМП гидротрансформатор также используется как тормоз-замедлитель: с его помощью происходит более 80 % всех торможений. Поскольку контур встроенного гидротрансформатора постоянно заполнен маслом, тормозной момент на средних и высоких скоростях увеличивается до 30 % по сравнению с обычными автоматическими трансмиссиями, а режим торможения начинается с минимальной задержкой, меньшей, чем у отдельно смонтированных ретардеров. Как следствие, даже в сложных дорожных условиях (дождь, гололед, крутые спуски) трансмиссия DIWA обеспечивает плавное и надежное торможение автобуса.

Другой конструктивной особенностью коробок DIWA является функция демпфирования колебаний крутящего момента посредством встроенной на входе в коробку пружинной муфты. Это позволяет компенсировать неравномерность работы дизельного двигателя и блокировать гидротрансформатор на более низких скоростях, что также способствует экономии топлива.

Семейство DIWA.6, представленное в России в 2015 году, включает четыре модели ГМП. Самая легкая модель — D825.4 предлагается для автобусов полной массой 15 тонн и рассчитана на входной момент 800 Нм, а самая тяжелая — D884.6 предназначена для работы с транспортными средствами полной массой до 34 тонн и способна «обработать» момент до 1900 Нм. Интересный факт: модель средней величины — D 854.6 рассчитана на крутящий момент до 1250 Нм, а в предыдущем — пятом поколении данный диапазон обслуживался более тяжелой коробкой D864.5.

АКП для автобуса: шестая – вперед!

Меньшее количество переключений ГМП DIWA делает движение более плавным и экономичным

Поддерживать ГМП в исправном состоянии помогает специальный продукт — система телеметрии DIWA SmartNet. Специальное решение, реализуемое как в пакете с новой трансмиссией DIWA, так и отдельно, предусматривает онлайн-мониторинг ГМП и автоматизированный анализ данных. Быстрая идентификация ошибок может служить идеальной основой для стратегии превентивного ремонта. Отметим, несмотря на то, что программа представляет собой независимое решение, она также предусматривает возможность интеграции в существующие компьютерные системы автобуса.

В России Voith имеет сборочный завод в Казани, в настоящее время там производят ГМП линейки DIWA.5. Сильными сторонами марки является разветвленный сервис и продуманное обеспечение запасными частями, а изучение конструкции и ремонтопригодность данных изделий позволяют без проблем проводить обслуживание и ремонт силами соответствующих служб рядовых АТП. Вопросов с обслуживанием ГМП DIWA.6 не будет, утверждают в компании.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Дмитрий:

    Все прекрасно. Только вот не для постсоветской ментальности эти коробки передач от Voith. (Равно как и от Allison). Иначе как объяснить приведенный в статье принцип ее работы для производителей российских автобусов? Обратил внимание, что на Нефазах, ЛиАЗах, (последнее время и на Volgabus) и т.д. коробки от Voith всегда настраивали отвратительно: зачем-то их зажимают, делая переключения крайне быстрыми, отключая Kickdown, сводя на нет весь принцип ее работы, выводя ее из строя, а также — и двигатель. Совершенно непонятно: зачем? Коробкам от voith жизненно необходимо успевать выжимать сцепление (все знают, что можно бросать все что угодно, но сцепление бросать нельзя. А российские производители будто бы намеренно уродуют эти коробки, нарушая сам принцип их работы: делая переключения быстрыми, не давая им полноценно выжимать сцепления? как следствие — бросание сцеплений, потеря КПД, удары по двигателю и как следствие заведомый вывод из строя трансмиссии, двигателя и машины в целом. Машина ломается просто от того, что она едет от возрастающей нагрузки на двигатель и постоянных ударов по нему. Производители должны со стыда сгореть, выпуская заведомый брак. Ну не хотят они нормально ставить и настраивать коробки от Voith (и Allison) — пусть не ставят, а ставят ZF Ecomat (Ecolife), который проглотит все прорехи и будет работать из коробки.

Статьи по теме
Популярное