Top.Mail.Ru
Аэродромные заправщики: зачем нужны внедорожники в столичных аэропортах

Аэродромные заправщики: зачем нужны внедорожники в столичных аэропортах

фото: автора и фирм-производителей / 30.05.2020
Столичный авиахаб с самым масштабным в стране объемом обслуживания воздушных судов предпочитает иметь дело с импортной спецтехникой. Топливозаправщики не исключение, но отступления от правил в этом сегменте машин есть…

Валентин Ожго

Аэродромные заправщики: зачем нужны внедорожники в столичных аэропортах

Недавно в аэропорту Шереметьево появился топливозаправщик АТЗ-12,5 модели 6632АD на базе Mercedes-Benz Actros 3336. В таком исполнении на момент приобретения аналогов ему в России не было. Шасси повышенной проходимости с колесной формулой 6х6 и одинарной ошиновкой имеет в надстройке оборудование последнего поколения.

Внимательный читатель, видимо, уже задался вопросом: зачем аэродрому с его повсеместным твердым покрытием на рулежках, перронах и в парковочной зоне внедорожная ходовая часть с приводом на все шесть колес? Вопрос оправданный. В данном случае объяснение следующее: это не только аэродромный «паркетник», но и выездной заправщик для вертолетов/самолетов.

В основном, маркировка по всей комплектации надстройки идет от известного всему миру производителя машин аэродромной заправки Esterer. Уникальность в том, что это универсальный заправщик. Он способен работать как с керосином в чистом виде, так и в комбинации с пропорционально задаваемыми связующими составами ПВК-жидкостей, которые не позволяют топливу замерзать при минусовых температурах.

Аэродромные заправщики: зачем нужны внедорожники в столичных аэропортах
Универсальный АТЗ-12,5 модели 6632АD на базе Mercedes-Benz Actros 3336.

В российских условиях обслуживания воздушных судов технология с противоводокристаллизационными (ПВК) присадками для авиационного топлива весьма актуальна, особенно в заполярных широтах. Впрочем, столичный регион тоже трескучими морозами изредка балует. До настоящего времени не все аэродромные топливозаправщики имеют такое исполнение. Обычно в период межсезонного перепада температур и зимой керосин заливают в цистерны АТЗ уже предварительно адаптированный под погоду.

Аэродромные заправщики: зачем нужны внедорожники в столичных аэропортах
Пост управления заправкой под давлением «в крыло» в аппаратном шкафу топливозаправщика АТЗ-12,5. Тонкость фильтрации топлива не превышает 1 мкм.

С получением модели 6632АD оператор при необходимости по заданной рецептуре сам разбавляет топливо, программируя задачу на дозированный литраж добавок ПВК исходя из предписанных технологами конкретных условий. Интеллектуальная система даже в полевых условиях, где-то на запасном аэродроме или в месте вынужденной посадки вертолета, не позволит ошибиться в дозировках —  все соответствует технологической  рецептуре. Таким образом, АТЗ-12,5 6632АD будет заливать в топливные баки воздушных судов как чистый авиакеросин, так и с присадками, если того оперативно потребует погода.

Аэродромные заправщики: зачем нужны внедорожники в столичных аэропортах
Так выглядит стильный отечественный диспенсер Грабовского завода на двухосной ходовой базе Scania.

К уникальным отличиям относится и цистерна — не стальная с антикоррозийным покрытием, а сваренная из алюминия, что снизило общий вес: уменьшение массы техники без потерь заправочного потенциала положительно сказывается на проходимости не только по плохим дорогам или полному бездорожью, но и «по направлениям». Для 360‑сильного мотора такое облегчение мало что значит, но на его энергоемкости это сказывается положительно, поскольку экономия даже 5–6 литров горючего в день позволяет за месяц накопить столько дизтоплива, что хватит для работы автомобиля на целую смену.

Паспортная емкость цистерны составляет 13 250 л, на самом же деле эксплуатационная вместимость немного меньше — 12 500 л. Этого вполне достаточно для 28 полных заправок одного расходного топливного бака (445 л) вертолета Ми-8. Если же винтокрылая машина использует для увеличения дальности и продолжительности полета еще и дополнительные подвесные топливные емкости, то с учетом основного, а также правого (680 л) и левого (745 л) подвесных баков АТЗ-12,5 может заправить «восьмерку» горючим 6 раз.

Впрочем, самый большой российский вертолет Ми-26Т «выхлебает» всё у АТЗ-12,5 за раз. Туда через заправочную горловину можно под давлением запомповать 12 028 л керосина сортов РТ, ТС-1, Т-2 и их смесей в любых пропорциях. Еще 400 л авиатоплива доливается вручную. Таким образом, бак топливозаправщика останется сухим, поскольку остаток в 70 л даже не закроет дно бочки.

Разработчики шасси и надстройки, конечно же, постарались снизить утомляемость рабочих. По словам водителя-оператора ТЗК Шереметьево Сергея Марьина, здесь «…все сделано для комфортной и удобной работы человека, как в транспортном режиме, так и в операционном. Никаких лишних и усложненных действий, все выверено и расписано, как в партитуре для оркестра, на такой технике сфальшивить или схалтурить никак не получится».

МЫ САМИ С УСАМИ

В группе аэродромных диспенсеров для перекачки в самолеты керосина из гидрантной системы централизованной заправки воздушных судов самого большого в России ТЗК аэропорта Шереметьево прекрасно уживаются зарубежные и отечественные машины. Они там не конкуренты, поскольку качественно выполняют одни и те же операции. Если взять новую версию гидрантного дозатора HD от немецкой компании KAR KUNZ GmbH, недавно появившегося в Шереметьево, и отечественный диспенсер Грабовского завода, то для службы наземного обслуживания самолетов эти установки не соперники, а инструмент зарабатывания денег.

Аэродромные заправщики: зачем нужны внедорожники в столичных аэропортах

Сразу нужно сказать, что техника с сомнительным качеством и ресурсом в специализированный автопарк ТЗК вообще не попадает — требования высочайшие. На пресс-конференции в рамках авиасалона МАКС директор департамента продаж специальных нефтепродуктов компании «Роснефть Аэро» Тимофей Хохлов заявил, что при заправке самолетов «в крыло» фильтры оборудования эксплуатируемой ими техники любого бренда «…не пропускают никаких объектов более микрона». Комментарии излишни: работающие бок о бок импортные и отечественные машины с такими характеристиками наилучшим образом подкрепляют сказанное.

Аэродромные заправщики: зачем нужны внедорожники в столичных аэропортах
Двухсекционный шкаф поста управления диспенсера KAR KUNZ, который в сегменте дозаторов выступает мировым законодателем технической моды, исповедуя простую и удобную эргономику.

Малая авиация тоже не осталась в стороне, получив собственный малолитражный топливозаправщик. Он появился благодаря группе разработчиков из города Жуковский. Первая российская малолитражка с индексом АТЗ-1,0 ориентирована на быстрорастущий сегмент малой авиации. Новинка давно ожидаемая: если крупные аэропорты имеют собственные службы ГСМ с парком машин средней и большой размерной группы с надстройками АТЗ, то маленький аэродром содержать даже старенький 8‑кубовый заправщик на базе ЗиЛ-130 не в состоянии — убыточно. Быстро растущий флот легких самолетов, вертолетов, беспилотных ЛА ждал именно маломерную машину по шасси и объему цистерны.

Для ходовой базы под надстройку решили взять УАЗ «Профи» 4х4 с однорядной кабиной. Его полуторатонная грузоподъемность, полный привод и полторы сотни «лошадок» в одной упряжке под капотом наилучшим образом подходят под такие задачи: маленькие аэродромы это не всегда бетонные или асфальтовые рулежки и стоянки.

950‑литровую емкость под топливо делить на отсеки не стали — ограничились одной секцией. Это выгнутая в заданной конфигурации из нержавейки цистерна, швы которой прошили аргоновой сваркой. Надстройку укомплектовали фильтрующим водоотделителем для очистки топлива от воды и механических примесей.

Аэродромные заправщики: зачем нужны внедорожники в столичных аэропортах
Первые испытания в режиме тестовой эксплуатации прошли на аэродроме Мячково в Подмосковье. Высокий дорожный просвет и полный привод ульяновской «полуторки» помогут в полевых условиях аэродрома подскока, а на бетонке — вообще шустрик.

Машину укомплектовали насосом производительностью закачки 50 л/мин. Установка имеет возможность самостоятельно, а не наливом наполнять цистерну собственной помпой, что актуально для тех аэродромов, которым топливо приходит в бочках. Для учета выданного горючего применяется механический счетчик с погрешностью не более 0,25 %, а сама выдача происходит через шланг, специально предназначенный для авиационного топлива.

Помимо этого заправщик оборудован аппаратурой отбора проб, визуальным уровнем топлива в цистерне, системами пожаротушения и выравнивания потенциалов.

Срокам полного цикла испытаний в реальных условиях эксплуатации помешали карантинные мероприятия. Однако процесс вывода на рынок такой машины уже не остановить: у малой авиации появилась заинтересованность малолитражным топливозаправщиком, который на российскую торговую площадку, скорее всего, будет поставляться под торговой маркой Fill-Fly.

Первым начал тестировать топливозаправщик АТЗ-1,0 на шасси УАЗ «Профи» аэродром Мячково в Подмосковье. Выводы положительные. Технари уже отметили, что на таком мини-заправщике удобно ехать к самолету или вертолету как по рулежкам, так и по травяному покрову. Даже езда напрямик по полю с полной заправкой авиатопливом нареканий не вызывает: высокий клиренс (21 см) и хорошая амортизация за счет зависимой пружинной подвески со стабилизатором поперечной устойчивости и параболическими рессорами сзади дискомфорта не вызывают. Операционный режим тоже подкупает — закачка быстрая и качественная.

У мини-заправщика есть хорошая перспектива из-за востребованности аэродромами, которые не оборудованы топливозаправочными комплексами, но нуждаются в сертифицированных и надежных системах заправки. Главный постулат привлекательности в том, что теперь не нужно приобретать крупноразмерные дорогие АТЗ, достаточно купить малолитражку такого исполнения и качественно заправлять воздушные суда.

Аэродромные заправщики: зачем нужны внедорожники в столичных аэропортах

Наиль Дианов,
руководитель проекта заправки малой авиации Fill-Fly

Цистерна такого объема на шасси УАЗ «Профи» удобна тем, что аэродрому или владельцу топливозаправщика не нужно оформлять разрешение на перевозку опасных грузов ни по машине, ни по водителю (ДОПОГ). Ему доступны дороги общего пользования: AТЗ-1,0 совмещает в себе возможности перевозки, хранения и заправки кондиционного топлива в воздушные суда. Малолитражный топливозаправщик мы рассматриваем еще и как оперативную единицу на площадках подскока, не оборудованных топливозаправочным комплексом. Помимо прямого использования некоторые хозяйственники уже рассматривают топливозаправщик как дополнительный инструмент для заправки наземной техники отфильтрованным и обезвоженным дизтопливом.

Аэродромные заправщики: зачем нужны внедорожники в столичных аэропортах

Андрей Шумский,
к.т.н., директор департамента авиации ДОСААФ России

ДОСААФ, в основном, использует машины, имеющие объем топливной системы в пределах одной тысячи литров. У Ан-2 бак вмещает 1200 л, у Ми-2 — 1070, а у Як-52 — 130 л. Так что топливозаправщик с такой емкостью в самый раз, особенно вездеходный: большинство аэродромов ДОСААФ, как и других аэродромов малой авиации, грунтовые, и использование полноприводного малотоннажного автомобиля, в том числе в зимний период, значительно удобнее. Здесь не нужно привязываться к заправочным емкостям легендарного Ан-2, который у нас, в основном, используется для обеспечения парашютных прыжков. Часто техники заливают в бак не паспортные 1200 л, а около 300–400, что уменьшает взлетный вес и увеличивает скороподъемность. Это оправдано: там же взлет, набор высоты в зоне аэродрома, выброска парашютистов и снова посадка. Заправка обычно производится без заруливания самолета на стоянку. Так что мобильный комплекс такого класса будет как палочка-выручалочка. А с учетом того, что авиатопливо сейчас большей частью поставляется в бочках, то имеющаяся у малолитражки система самозаправки очень кстати.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное