Подслушано в Nokian Tyres: зимние шины для электромобилей, тройная ошиповка и «умные» технологии

текст: Станислав Шустицкий / фото: Nokian Tyres / 08.10.2019
Хотели бы узнать тайны разработки шин? Вот и я хотел. Причем из первых рук. И для этого встретился с вице-президентом по продуктовой линейке и технологиям компании Nokian Tyres Юккой Каси

— Каков основной стимул разработки новых моделей шин?

— В первую очередь мы ориентируемся на требования водителей, которые представляют нашу целевую аудиторию. Дело в том, что мы не поставляем шины для первичной комплектации, а работаем исключительно на вторичный рынок. Но при этом внимательно следим и за развитием рынка автомобилей. BMW, VW, Toyota — они сегодня в большей степени фокусируются не на премиальном сегменте, а на автомобилях с гибридными приводами и на полностью электрических автомобилях. Внимание к тому, что происходит в автомобильной отрасли и тесный контакт с производителями автомобилей, позволяют нам быстро адаптировать наши технологии под меняющиеся требования автомобильного рынка. Это если в общих чертах. Если конкретно, то, к примеру, когда мы создавали шину Hakkapeliitta R3, то решили использовать концепцию «биошипованной» шины, то есть фрикционной шины, в которой роль реальных шипов выполняли микрокристаллы. А в шине Hakkapeliitta 9 мы использовали два типа шипов — мы стали первой компанией, выпустившей подобную шину для потребительского рынка. Однако требования рынка не ограничиваются только техническими кондициями шин, важно, чтобы наша деятельность была еще и безопасной по отношению к природе. А это накладывает определенный отпечаток на выбор сырья, из которого мы производим нашу продукцию. Тем не менее каждый наш новый продукт лучше и совершеннее предыдущего. И это закономерно — 50% бюджета, который в Nokian Tyres выделяют на исследования и разработки, расходуется на тестирование. При этом мы проводим и обязательные тесты для сертификации продукции, но наши внутренние требования к характеристикам шин куда более строгие. Поэтому мы испытываем шины на экстремальных пределах. Самое важное в том, что наши шины должны быть одновременно и безопасными, и эффективными. Без компромиссов. Это наш «базовый» постулат. Сегодня у нас появилась возможность улучшить процесс испытаний — в Испании мы строим один из самых современных в мире тестовых полигонов площадью в 300 га (на зимнем полигоне в Ивало у нас порядка 700 га), который предполагаем ввести в эксплуатацию к началу следующего года.

— Этот полигон существенно поможет в работе вашего департамента?

— Сейчас мы тестируем шины в Новой Зеландии и Германии, но эти площадки нас в полной мере не устраивают. На полигоне в Испании у нас будет больше десяти треков со всеми типами покрытий, включая мокрые. Есть и скоростной овал длиной семь километров с протяженностью виража 1,7 км. Здесь можно будет испытывать шины на скорости до 300 км/ч. Причем испытывать не только летние, но и зимние шины. В Испании у нас будет работать постоянная команда — так мы сможем эффективно использовать ресурс сотрудников. Кроме того, наличие собственного полигона такого уровня еще больше повысит доверие к продукции Nokian Tyres как со стороны клиентов, так и со стороны автопроизводителей.

— Если говорить о философии процесса… Разработка шин идет по пути эволюции или революции? Что здесь важно, постепенное улучшение характеристик или значимый прорыв? С моей точки зрения, все же существует определенный предел в улучшении характеристик шины. Например, зимняя фрикционная шина Hakkapeliitta R3, имеющая очень высокие показатели. Если взять ее в качестве примера, то над чем сегодня работает ваш департамент: над улучшением характеристик модели R3 или над чем-то принципиально новым?

— В своей работе мы придерживаемся того постулата, что каждый наш новый продукт должен быть не просто лучше предыдущего, а стать продуктом-лидером. И шина Hakkapeliitta R3 стала именно таким продуктом. Я не могу раскрывать детали того, над чем мы сейчас работаем, но, я думаю, вы догадываетесь, что мы разрабатываем новую шину. И она по своим характеристикам будет на уровень выше текущей топовой модели. И это закономерно: срок «жизни» шины — четыре-пять лет, после чего на рынок выводится новая модель. И разработка новой модели идет, конечно же, эволюционно, шаг за шагом. О революционных прорывах в вопросе разработки шин говорить сложно, здесь скорее можно говорить о необходимости быстро адаптироваться под условия меняющегося автомобильного рынка, в ногу с которым мы должны идти. Можем вернуться к примеру с Hakkapeliitta R3, о которой вы говорили. Уже сейчас в Норвегии в продажах новых автомобилей превалируют электрические модели, а в Финляндии много машин с гибридным приводом. И потребности этого сегмента автомобильного рынка — наш ориентир. Например, электромобиль Tesla весит больше традиционных автомобилей и распределение веса по осям у нее иное. А значит, и нагрузка на шины будет специфической. В этом случае нам не нужно изобретать новую модель, но внести определенные конструктивные изменения в Hakkapeliitta R3 необходимо. Это будет все та же R3, но адаптированная к определенным требованиям. То же самое можно сказать и о первой полностью электрической модели Porsche — на Taycan будут устанавливаться шины специфического типоразмера, но это все равно будет модель R3, способная реализовать все технические возможности этого автомобиля. Цель Nokian Tyres — стать первой компанией, поставляющей зимние шины для самых новых автомобилей, выходящих на рынок.

— А какова ситуация с летними шинами Nokian Tyres? Понятно, что речь не идет о поставках на конвейеры автопроизводителей, но рано или поздно придет время для замены шин на автомобилях, выходящих сегодня на рынки…

— Мы и здесь держим руку на пульсе мирового автопрома. Например, мы видим стойкую тенденцию к увеличению типоразмеров шин и в своей работе это учитываем. Кстати, что касается типоразмеров, то эта же тенденция характерна и для сегмента зимних шин.

— С доминированием электромобилей не поменяются ли приоритеты в характеристиках шин? Продукция Nokian Tyres имеет очень хорошие характеристики по такому показателю, как сопротивление качению, и это важно для автомобилей с ДВС. Но для обладателей электромобилей, возможно, самым важным может стать такая характеристика, как, к примеру, акустический комфорт…

— Для нас самым важным критерием является безопасность. Шина — это комплекс связанных между собой характеристик. Оптимизация сопротивления качению неизбежно влияет на все характеристики, которыми обладает шина. Вы правы в том, что разработка премиальных шин начинается с понимания того, что хочет потребитель. Мы сегодня много говорили о шине Hakkapeliitta R3 — это модель имеет наименьшее сопротивление качению из всех продуктов, представленных на рынке зимних шин. Но нам важно было обеспечить баланс этого показателя со всеми другими характеристиками. Владельцы электромобилей и автомобилей с гибридными приводами заинтересованы в низком сопротивлении качению, однако при этом требования к сцеплению, торможению и управляемости остаются такими же высокими. Важно, чтобы шины обеспечивали максимально возможную безопасность на любом покрытии. Продолжая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Nokian Tyres разрабатывает шины для электромобилей с еще более низким сопротивлением качению, сохраняя при этом характеристики безопасности шин на высочайшем уровне.

— Тогда немного о технологиях. Сегодня много внимания уделяется компьютерному проектированию, виртуальному тестированию продуктов и т. п. А насколько быстро эволюционирует разработка, например, резиновых смесей?

— Резиновая смесь — это доминанта шины, из нее изготовлены и боковины, и протекторный слой, и внутренняя часть, и стрипсы в брекерном слое… Шина — это очень сложный продукт, в котором важен баланс ключевых составляющих: это и резиновая смесь, и конструкция, и дизайн протектора, и шипы. И развитие каждого из этих направлений не должно опережать или отставать от остальных. Как и в характеристиках, о которых мы говорили выше, здесь нужен баланс. А еще важна экологическая составляющая, и это мировой тренд.

— Не могу не спросить о развитии шипованных шин, направлении, в котором компания Nokian Tyres особо преуспела. В шине Hakkapeliitta 9 применена такая инновация, как ошиповка двумя различными типами шипов. Рискну предположить, что на подходе, скажем, Hakkapeliitta 10, с еще более прогрессивной технологией. Что это может быть? Три типа шипов?

— Что касается двойной ошиповки, то это действительно был в некотором роде взгляд в будущее. Что касается новой шины… Вне зависимости от того, как она будет называться, я не сомневаюсь, что по своим характеристикам она превзойдет «девятку». Тройная ошиповка? Очевидно, что чем больше шипов, тем лучше сцепление на льду, но при этом мы должны строго соблюдать законодательства, регламентирующие воздействие шипов на дорожное покрытие. Сейчас могу сказать только то, что мы активно работаем в области использования в конструкции шипов различных материалов.

— Как-то на полигоне в Ивало была показана шина, в конструкции которой были использованы выдвигающиеся шипы. Их появление активировал нажатием кнопки водитель. Но, возможно, сейчас у вас уже есть прототип шины, которая сама анализирует дорожное покрытие и при необходимости выдвигает шипы? То есть речь о технологиях умной шины…

— Нынешние автомобили имеют сотню сенсоров, анализирующих как состояние систем автомобиля, так и действия водителя. Шина в этой ситуации становится звеном коммуникации, а поэтому просто обязана быть умной. На самом деле сенсорные технологии существуют довольно давно, но остается вопрос об их надежности и о том, во что эти технологии обойдутся клиентам. Что касается автопроизводителей, то для них важно, чтобы, во-первых, датчики были внедрены во все шины (автомобиль и шины должны представлять единую систему), а во-вторых, чтобы результат от этих технологий оправдывал вложения. Уверен, что уже в недалеком будущем шины будут информировать владельца автомобиля о давлении и износе или повреждении, предупреждать о проблемах с помощью уведомлений на смартфоны, записывать на сервис. В «Формуле-1» давно используются подобные сенсоры, которые анализируют как состояние шин, так и подвески болидов. И сегодня вопрос даже не в технологиях, а в возможности адаптации этих технологий к массовому рынку. И мы в Nokian Tyres также должны реально оценивать стоимость этих технологий. Но основная проблема в том, что у автопроизводителей пока нет единых стандартов коммуникационной схемы «шина — автомобиль». Представьте — вы заменили летние шины на зимние или поменяли автомобиль, и связь оборвалась. Здесь нужен единый стандарт автопроизводителей, и тогда будет неважно, какой у вас был автомобиль вчера, есть сегодня или будет завтра. Если же вернуться к потребителям, то они должны быть морально готовы к этой ситуации. Думаю, что изначально подобными технологиями заинтересуются владельцы крупных корпоративных парков. Кстати, о выдвигающихся шипах. Мы проводили исследования в разных странах и задавали вопрос о том, что в первую очередь ожидают потребители от шин. И на первом месте был ответ, что покупатели хотели бы иметь предсказуемую шину. Затем говорили о том, что было бы хорошо, если бы шина сообщала водителю об изменении погоды, дожде, заморозках. И также было желание того, чтобы шина адаптировалась под изменение условий. Время покажет, как все это будет развиваться, но я уверен, что, скорее всего, это будет эволюционное развитие.

Революционное решение от Nokian Tyres — зимняя адаптивная шина с функцией выдвигающихся шипов. Решение, оптимизирующее характеристики шины на любом виде зимнего покрытия.

Статьи по теме
Популярное