Top.Mail.Ru
«Добро пожаловать в Ад!». Как мы испытывали зимние шины Nokian Hakkapeliitta LT3

«Добро пожаловать в Ад!». Как мы испытывали зимние шины Nokian Hakkapeliitta LT3

фото: Nokian / 02.12.2019
«Новые шины Nokian Hakkapeliitta LT3 разработаны специально для профессиональной и повседневной эксплуатации в сложных зимних условиях». Это выдержка из пресс-релиза компании Nokian Tyres. То есть шина для коммерческого транспорта премиального бренда Hakkapeliitta? За уточнением я обратился к человеку, который о шинах финского концерна знает «все и даже больше» — руководитель отдела технической поддержки клиентов Nokian Tyres Матти Морри неслучайно носит прозвище «мистер Шина».

Станислав Шустицкий

Матти, который готов рассказывать о шинах бесконечно долго, на этот раз был немногословен: «Если говорить о «специализации» Hakkapeliitta LT3, то это шина для пикапов и внедорожников. А что самое главное в шинах, особенно зимних? Правильно, безопасность. Что касается премиальности, то здесь дело не в имидже, а в тех технологиях, которые использованы при разработке и производстве шины. И Hakkapeliitta LT3 создавалась на самом высоком технологическом уровне. А вообще, добро пожаловать в Ад». Куда мы и отправились.

«Добро пожаловать в Ад!». Как мы испытывали зимние шины Nokian Hakkapeliitta LT3

На самом деле, тот самый Ад находится недалеко от городка Ивало, что расположен в Северной Финляндии. И на первый взгляд он белый и пушистый. В полном смысле этого слова — зимой природа Лапландии удивительно красива. Но на зимнем полигоне Nokian Tyres, носящем название White Hell (что и переводится как Белый Ад), шины в испытаниях проходят не семь, а семь сотен кругов ада. Треки различной конфигурации с ледяным и снежным покрытием, трассы с перепадом высот сродни спецучасткам ралли… Есть даже крытый ангар с катком, где можно поддерживать постоянную температуру. График работы испытателей вахтовый, и непрерывные тесты здесь проходят с поздней осени до весны.

«Добро пожаловать в Ад!». Как мы испытывали зимние шины Nokian Hakkapeliitta LT3
«Добро пожаловать в Ад!». Как мы испытывали зимние шины Nokian Hakkapeliitta LT3
Конструкция шины Nokian Hakkapeliitta LT3 усилена «по всем направлениям»...
«Добро пожаловать в Ад!». Как мы испытывали зимние шины Nokian Hakkapeliitta LT3
... включая и каркас шины.

Инженеры Nokian Tyres к внешним эффектам не стремятся, и все решения, используемые в шинах, исключительно функциональные. Говорят, что замечательному авиаконструктору Андрею Николаевичу Туполеву принадлежит фраза: мол, некрасивый самолет не полетит. Рисунки протектора зимних шин Hakkapeliitta не ориентированы на то, чтобы «придать автомобилю индивидуальность», но чувство уверенности придают сразу. А в альянсе с Volkswagen Amarok, Ford F 150 Raptor или Toyota Hilux AT35 (именно эти автомобили были обуты в тестовые шины Hakkapeliitta LT3 размера 315/70R17) смотрятся просто великолепно.

«Добро пожаловать в Ад!». Как мы испытывали зимние шины Nokian Hakkapeliitta LT3

Сам тест проходил в режиме конвоя, но испытатели Nokian Tyres знают, как при казалось бы скучной езде гуськом почувствовать все сильные и слабые стороны шин. Темп конвоя был вполне приличным, так как возглавлял колонну сам «мистер Шина», а на маршруте были и лесные дорожки с укатанным снегом, и узкие тропинки с колеей, и асфальт, покрытый знаменитым «черным» льдом. А чтобы должным образом оценить работу Hakkapeliitta LT3 на всех видах покрытия, в колонне присутствовали и автомобили Audi Q5, обутые в «бестселлер от Nokian Tyres» — шипованные шины Hakkapeliitta 9. Это для сравнения.

«Добро пожаловать в Ад!». Как мы испытывали зимние шины Nokian Hakkapeliitta LT3
Активаторы ламелей в плечевой части шины.

Соблазн засадить в сугроб здоровенный Raptor реализован не был — «злой» и глубокий, пронизанный ламелями с так называемыми активаторами протектор без особого труда справился со снежным бруствером. Да и сцепление на укатанном снегу приятно удивило — управлять тяжелыми автомобилями на лесных дорожках было интересно. Тем более что и в конструкции, и в дизайне шины буквально все решения отвечали ареалу ее использования. Резиновая смесь, получившая само за себя говорящее название Arctic Grip, создавалась с учетом больших нагрузок, поэтому протекторный слой Hakkapeliitta LT3 не только обладает стойкостью к повреждениям, но и стоек к износу. И, конечно же, боковина шины усилена арамидными волокнами — «фишка» Nokian Tyres, уже давно применяющаяся компанией в шинах для автомобилей SUV.

«Добро пожаловать в Ад!». Как мы испытывали зимние шины Nokian Hakkapeliitta LT3
За курсовую устойчивость отвечает жесткое и монолитное центральное ребро.

Если же вернуться непосредственно к сцеплению, то и в такой важной характеристике, как эффективность торможения, учитывался вес автомобилей — процесс улучшают зубчатые усилители на шашках протектора. Жесткое и монолитное центральное ребро уже в теории заставляет поверить в хорошую курсовую устойчивость, и практика это подтверждает — и Amarok, и Ford Raptor даже на «мениске» заснеженной дороги четко следуют заданному курсу. Управляются монстроподобные автомобили ничуть не хуже, чем легкие — в сравнении с ними — Audi Q5, оснащенные Hakkapeliitta 9. «За кадром» теста осталась работа шины на мокрой дороге и в слякоти — при условиях, нехарактерных для зимней Лапландии. Но рисунок протектора и здесь не дает повода для сомнений — жесткая центральная часть беговой дорожки, словно прессом, выдавливает воду и снежную кашу из пятна контакта и отправляет их в расширяющиеся к боковине поперечные канавки.

«Добро пожаловать в Ад!». Как мы испытывали зимние шины Nokian Hakkapeliitta LT3
Работает и шип, и зона вокруг него.

Своеобразным моментом истины стала поездка по покрытым тем самым «черным» льдом дорогам общего пользования. Колонну по-прежнему возглавляет Матти Морри, под колесами голый лед, скорость 90 км/ч (мы же законопослушные). И за рулем Amarok не менее комфортно, чем в Audi Q5, шины которой буквально нашпигованы шипами, да еще и шипы эти двух типов. Правда, в шинах Hakkapeliitta LT3 тоже применена нестандартная ошиповка Arctic Stud Concept. Ее концептуальность заключается и в новой форме шипа, и в самом материале корпуса — это нержавеющая сталь с высокой коррозионной стойкостью. Согласитесь, весьма мудрое решение для наших дорог, где еще нередко используется соль. Сам якорный шип благодаря оригинальному нижнему фланцу имеет ориентированное положение, то есть всегда одинаково эффективно цепляется за ледяную поверхность. А еще новые шипы на 2 мм выше тех, которые применялись в шинах предыдущего поколения, и теперь их длина составляет 12,7 мм.

«Добро пожаловать в Ад!». Как мы испытывали зимние шины Nokian Hakkapeliitta LT3
Разница налицо. Новый шип разнится и формой, и содержанием.

Конечно же, как и все продукты, прошедшие «Белый Ад» полигона Nokian Tyres, шины Hakkapeliitta LT3 без всяких поблажек прошли все круги испытаний и для теста был предложен уже готовый для рынка продукт. Продукт, достойный по своим кондициям называться премиальным. Кстати, еще один момент, говорящий о неординарности подхода к разработкам в Nokian Tyres. Hakkapeliitta LT3 — не просто шина «для внедорожников и пикапов». Эти шины имеют, в зависимости от индекса нагрузки, различную глубину протектора — от 13,5 до 14,5 мм для более тяжелых автомобилей. Так что и в этом случае работа была проделана без всяких поблажек.

«Добро пожаловать в Ад!». Как мы испытывали зимние шины Nokian Hakkapeliitta LT3

Редакция рекомендует:






(5 оценок, среднее: 4,40 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.

Статьи по теме
Популярное